Работа над задачами. Внеклассное мероприятие для 3 класса
план-конспект занятия по математике (3 класс) на тему

Лебедева Людмила Викторовна

Внеклассное мероприятие для 3 класса по теме "Работа над задачами" представлено в технологии АМО.

Подробный конспект внеклассного мероприятия, презентация к занятию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология активных методов обучения

Математика

Подробный конспект внеклассного мероприятия

Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)

Лебедева Людмила Викторовна

Должность

учитель начальных классов

Образовательное учреждение

ГБОУ СОШ № 657

Республика/край

Россия

Город/поселение

Москва

Предмет

математика (внеклассное мероприятие)

Класс,  профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

3 класс

Продолжительность урока/мероприятия

40 мин

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

 

Работа над задачами

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких «Математика»
С. А. Козлова, В. Н. Гераськин, Л. А. Волкова «дидактический материал»

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Урок открытия нового знания.

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

В классе 26 человек, из них 13 человек имеют 4 или 5 по данному предмету. 3 ученика, по по данным школьного психолога, с очень низкой учебной мотивацией. В классе есть   визуалы -52%,  кинестетики  - 25%, аудиалы  - 23% Учитывая индивидуальные способности детей, в презентацию  урока  включены картинки с опорными словами, проверочные слайды. Учащиеся среднего уровня восприятия и усвоения учебного материала, со смешанным типом восприятия, слабо умеющие выделять главное, сравнивать, обобщать.

 Дети временами ссорятся между собой.

Данный урок  поможет ребятам научиться выделить главное, усвоить учебный материал в зоне их ближайшего развития, поможет научиться применять полученные знания в новой ситуации, будет способствовать сплочению коллектива.

 

Цели урока/ занятия/ мероприятия

 

-познакомиться с новым видом задачи

-тренировка в решении (подходе к решению)  данного вида задачи

-учиться работать в паре, группе

 

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

 

-образовательные: формировать у обучающихся навык в подходе к решению задач

-развивать любознательность, речь,  логическое мышление, память

-воспитательные:  воспитывать умение выслушивать мнение товарищей, работать в парах и группах, интерес к учению, доброжелательность

 

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

 

-закрепить знания по изученной теме

-формулировать цель урока, анализировать ситуацию, обобщать полученные сведения, приводить доказательства, оценивать свой результат и результат своего товарища

-навык работы в группе

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

 

Повторить и систематизировать знания по теме «Задачи», познакомиться с новым видом задачи, закрепить подход к решению данного вида задачи

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

Медиапроектор, экран, компьютер, красные, зеленые и желтые  карточки каждому ученику, самоклеющиеся листочки, дидактический материал, рабочая тетрадь.

 

Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

(изложение в предложенной  форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов АМО)

Этап урока

/занятия/мероприятия

Время, продолжительность

этапа

Название метода

Происхождение метода (выберите иукажите необходимое)

- Авторский

- Заимствованный, но измененный или адаптированный

- заимствованный

Подробное описание АМО по установленной схеме[1]:

 

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО  (выберите ирасшифруйтенеобходимое)

- Личностные

- Регулятивные, включая действия саморегуляции

- Познавательные, включая общеучебные и логические

- Знаково-символические

- Коммуникативные

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО(выберите ирасшифруйтенеобходимое)

 

- Информационная

- Учебно-познавательная

- Коммуникативная

- Социальная

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация (приветствие)

2 мин

«Подари улыбку»

 Заимствованный

Цель: динамично начать занятие, задать нужный ритм, обеспечить хорошую атмосферу в классе.

Участникивсе  обучающиеся.

Материалы: заранее приготовленные эмблемы – улыбки.

Технология проведения: Учитель предлагает учащимся повернуться к соседу и сказать: «Привет», прикрепить ему эмблему.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы совершим с вами путешествие, а куда, вы  определите сами.

Коммуникативные УУД: создать атмосферу дружелюбия и симпатии

Коммуникативная: потребность в общении со сверстниками

1 мин

«Молчанка»

заимствов., но адаптир.

Цель: проверить готовность  к занятию.

Материалы: дидактический материал, тетрадь, ручка, карандаш, калькулятор.

Технология проведения: учитель показывает предметы, необходимые к уроку, а дети, молча, проверяют,  все ли у них

готово на парте. 

А пока проверим готовность к уроку. Я буду молча показывать нужный для урока предмет, а вы проверяете себя.

Личностные УУД:

организация  рабочего места

Коммуникативная: взаимодействие с окружающими и установление сотрудничества с учителем

Вхождение или погружение в тему (определение целей урока)

3 мин

«Инструментальный пазл»

заимствов., но адаптированный

Цель: определение цели и содержания занятия самими обучающимися посредством составления пазла из разрозненных предметов.

Участники: весь класс

Материалы: заранее приготовленные и разложенные на столах каждой группы изображения.

Технология проведения: Учитель предлагает учащимся связать воедино эти изображения, получив две группы (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние).

Учитель показывает на экране или вывешивает на доску части изображений.

 

-Чтобы определить тему рока, составьте из разрозненных изображений две единые группы и определите тему занятия.

(Получилось 2 группы: цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние).

- При решении чего мы используем данные понятия? (При решении задач)

Сегодня мы продолжим работать с этой темой.

С какой группой уже проводилась работа (Мы знаем, как работать с понятиями: цена, количество, стоимость).

С какой группой понятий не встречались пока? (Понятия: скорость, время, расстояние).

Ваше мнение: будет ли сложной такая работа? (Высказывания детей)

Познавательные УУД: логический анализ объектов с целью выделения главного

Учебно-познавательная

Формирование ожиданий обучающихся

3 мин

«Прогноз погоды»

заимствов., но изменённый

Цель: Учителю поможет понять класс и каждого ученика с целью выяснения ожиданий и опасений по теме занятия.

Участники: весь класс

Материалы: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны солнышек, солнышек с тучками и тучек, плакаты, магниты.

Технология проведения: Заранее готовятся три больших плаката: на первом нарисовано яркое красивое улыбающееся Солнышко (и подпись ЯСНО), на втором плакате Солнце наполовину заслоняет серая Туча (и подпись ПЕРЕМЕННАЯ ОБЛАЧНОСТЬ), на третьем мрачная серая Туча (и подпись ОБЛАЧНО).

-Прежде чем мы начнём работать над темой, я приготовила для вас плакаты, на которых каждый из нас отразит с помощью либо Солнышка, либо Солнца, которое наполовину заслоняет Туча, либо Тучи, свою готовность к изучаемой теме. (Ученики прикрепляют выбранный шаблон к нужному плакату, исходя из своего восприятия к данной теме)

Личностные УУД: личное отношение к восприятию изучаемой темы

Коммуникативная

Фаза 2 «Работа над темой»

Закрепление изученного материала

5 мин

«Инфо – угадайка»

заимствов., но адаптир.

Цель: оживление внимания, структурирование материала.

Участники: весь класс

 Материалы:  Лист ватмана, на котором написано слово ЗАДАЧА, карточки и картинки по теме, магниты.

Технология проведения: На доске лист ватмана, на котором учитель вписал тему занятия. У учащихся карточки и картинки по теме.  В ходе беседы учитель и учащиеся размещают на ватмане всё, что повторят по теме.

Примечание :Учитель заранее должен приготовить раздаточный материал

-С чего начинаем занятие? (С повторения)

-Вспоминаем всё, что относится к понятию ЗАДАЧА.

-Задача состоит из… (условие, вопрос).
Задачу можно… (решить, дать ответ на вопрос)
При чтении текста задачи, вспомните Витю Перестукина, необходимо… (понимание прочитанного)
Чтобы узнать целое, что делаем? (складываем или умножаем)
Чтобы узнать часть? (вычитаем или делим)

Какие вопросы часто задаются к задачам? (Всего; на ? > или <; во ? раз > или <)

Сколько способов может быть при решении задач? (1 способ; 2 способа).

Мы повторили материал, связанный с понятием задача? (да)

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить  дополнительную информацию.

Коммуникативные  УУД:  участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания

Умение логически рассуждать, запоминать, воспроизводить.

Интерактивна я лекция

5 мин

«Кластер»

заимствов., но адаптир.

Цель: погрузиться в тему, разбивая материал на кластеры.

Участники: весь класс

Материалы: таблица, черный маркер.

Технология проведения:Учитель вывешивает на доску схему и заполняет ее вместе с детьми..

Учитель вывешивает на доску таблицу

  

-Мы решали задачи, связанные с ценой, количеством, стоимостью (данная задача показана на доске в виде таблицы) и знаем, что решение некоторых задач можно найти 2-мя способами. Проведите маркером стрелки на схеме, обозначающие 2 способа решения. (1 способ: нахождение цены за один предмет; 2 способ: узнать, во сколько раз количество будет больше, значит и стоимость будет больше).

Теперь, новый вид задачи.

 

 Задача на движение (данная задача показана на доске в виде таблицы). Подумайте, какую вы видите связь? (Решается аналогично).

Готовы ли вы к работе с новой задачей? (Ответы детей)

Познавательные УУД: логический анализ объектов с целью выделения главного

Учебно-познавательная

Проработка содержания темы

10 мин

«Автобусная остановка»

заимствов., но адаптир.

Цель: Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 8-9 человек.

Участники: весь класс

 Материалы: листыс задачами в таблице, чистые листы для записи двух способов решения, фломастеры, калькуляторы.

Технология проведения: Учитель определяет количество задач по новой теме (3 задачи). Участники разбиваются на группы по 8-9 человек).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на столе) лист с задачей на движение в таблице. Учитель ставит задачу группам - записать на пустом листе два способа решения задачи. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять записи, сделанные предыдущей группой, нельзя.
Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. В завершение учитель резюмирует сказанное всеми группами.

Примечание:  Учителю необходимо организовать автобусные остановки в разных углах класс, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу.

-Мы с вами отправляемся в путь к решению данных задач на движение двумя способами. (Класс делится на 3 группы). В разных концах класса для вас приготовлены листы с задачей, записанной в таблице, пустые листы для записи двух способов решения задачи, фломастеры, калькуляторы. Обсуждаем и записываем решение задачи и переходим к следующей задаче. Исправлять запись другой группы нельзя, можно только добавлять. Когда группы вернутся к своим исходным задачам, от группы определяется участник для представления материала.

Познавательные УУД:  формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации

Регулятивные УУД: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

 прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения

Коммуникативная,

Учебно-познавательная

2 мин

«Мозговой штурм»

заимствов., но адаптир.

Цель: Определить, какие задачи не могут решаться 2-мя способами, подобрать выход из сложившейся ситуации, генерировать максимальное количество идей на заданную тему.
Участники: весь класс
 Материалы: листы для записей, фломастеры, презентация.
Технология проведения: Учитель показывает презентацию с решёнными задачами. Отмечает, что 2 задачи из 3-ёх не решаются двумя способами. Ученикам предлагается найти выход из сложившейся ситуации. Чем больше идей у детей, тем лучше.

Примечание: Учителю необходимо приготовить презентацию по заданным условиям к 1 задаче для работы 3-ёх групп.

- Подводим первые итоги. 2 задачи из 3-ёх не решаются вторым способом. Выясним причины. (ответы детей)

- Что мы можем сделать, для того, чтобы задачи решались 2-мя способами? (Попробовать изменить числовые данные задач, оставив при этом условия задач)

-Пробуем это сделать с задачей № 1.

Для начала вспомним движение автомобиля на разных дорогах. Т. к. в классе 3 группы, то вспоминаем скорость:

- на трассе?

- в городе?

- для жилой зоны и дворовой территории? (100 км/ч; 60 км/ч; 20 км/ч).

Тогда, какое расстояние будет проделано автомобилем со скоростью 100 км/ч; 60 км/ч; 20 км/ч? (появляется запись на презентации для работы трёх групп).

Теперь решаем задачу.

Познавательные УУД:  формулирование познавательной цели, поиск информации

Регулятивные УУД: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

 прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения

Формирование умений пользоваться знаково-символическими средствами, действием моделирования, широким спектром логических действий и операций.

Способность учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками

3 мин

«Преодолей себя»

заимствов., но адаптир.

Цель:  анализ ситуации и преодоление проблемы; проверка усвоения материала.

Технология проведение: Учащиеся выполняют работу в группах на листах. После ее завершения озвучивают результаты.

Каждая группа решает 1 задачу (учителю распределить 1 задачу на группу). Учащимся: предоставление результата решения, вывод.

- Итак, подведём итоги. Данные задачи с изменёнными числовыми данными решаются 2-мя способами.

Регулятивные  УУД:  планировать решение учебной задачи; оценивать  и корректировать свою деятельность и окружающих, находить ошибки, устанавливать их причины, коммуникативные: УУД:   участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

Знаково-символические УУД:

умение работать по образцу

Коммуникативная,

Учебно-познавательная

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Разминка

2 мин

«Земля, воздух, огонь и вода»

заимствов.

Цель: повысить уровень энергии в классе.

Технология проведение:Учитель просит по команде изобразить одно из состояний – воздух, земля, огонь, вода.

1- Воздух – дышат глубже, чем обычно. Встают, делают глубокий вдох, затем выдох.

2 – Земля – дети давят на пол, стоя на одном месте, подпрыгивают вверх, крутятся на месте – устанавливают контакт с Землёй. 3 – Огонь – активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени.

4. – Вода – Представляют, что в бассейне и делают мягкие, свободные движения «в воде». Учитель выполняет вместе с детьми.

-Встаньте, давайте  чуть-чуть отдохнем. Я буду называть одно из состояний, а вы должны его показать.

Подведение итогов

4 мин

«ХИМС»

заимствов.

Цель: Выяснить впечатления учеников от прошедшего занятия.

Технология проведение:  Этот метод позволяет учителю быстро выяснить впечатления учеников по следующим вопросам, начальные буквы которых составляют это не очень понятное название метода:

– Хорошо…

– Интересно…

– Мешало…

– Возьму с Собой…

Каждый ученик должен, по - возможности, откровенно ответить на эти вопросы (написать на листочках), включая и свое личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.

- Чему было посвящено занятие?

- Что нового вы узнали?

- Оцените свою работу на занятии.

- Оцените работу своей группы, класса.

Регулятивные УУД:   анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли,

Познавательные УУД: рефлексия

Личностные УУД: смылообразование - какое значение имеет для меня учение; контроль и оценка своих действий

Коммуникативная,

Учебно-познавательная

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

- Тимофей Васильевич Лазарев

«Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Часть I. Технология АМО: высокая мотивация обучающихся, качественное формирование УУД и компетентностей, удовольствие от процесса и результатов обучения»

Издательство: «Петрозаводск . Verso. 2012»

Т. В. Лазарев. – Петрозаводск: Verso, 2012. – 255 с. – (Серия «Это – ты»). Библиогр.: с. 248-249, в прил. И подстроч. Примеч. – ISBN 978-5-91997-0538.

- Копилочка активных методов обучения. http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/        

                                                                  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное занятие по математике 3 класс Лебедева Людмила Викторовна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 657 ЮАО г. Москва

Слайд 3

Цена Количество Стоимость Скорость Время Расстояние 3 км/ч --------- 9 км

Слайд 4

Цена Количество Стоимость Скорость Время Расстояние 3 км/ч --------- 9 км

Слайд 6

Задача Задача состоит из: условие вопрос Задачу можно: решить дать ответ на вопрос Чтение текста задачи понимание прочитанного Чтобы узнать целое? Чтобы узнать часть? + или х - или : Вопросы к задачам Всего На ? > или < Во ? раз > или < Поиск решений 1 способ 2 способа

Слайд 7

Задача Составляющие задачи: условие вопрос решение ответ Моё отношение к задаче: понимание прочитанного Целое и части Части + или х - или : Вопросы к задачам: Всего На ? > или < Во ? раз > или < Поиск решений: 1 способ 2 способа Целое

Слайд 8

Цена Количество Стоимость Основа работы над задачами цена количество стоимость одинаковая 2 коробки 103 руб. 4 коробки ? руб. Поиск решений 2 способа

Слайд 9

Скорость Время Расстояние 3 км/ч --------- 9 км Основа работы над задачами цена количество стоимость одинаковая 2 коробки 103 руб. 4 коробки ? руб. Поиск решений 2 способа скорость время расстояние одинаковая 2 ч. 103 км 4 ч. ? км Задача на движение Вывод Поиск решений: задача 1 = задача 2

Слайд 10

Решение: 1 способ: скорость время расстояние одинаковая 3 ч. 340 км 9 ч. ? км Вывод: 1 2 способ: 9 : 3 = 3 (раза) – больше времени за 9 часов, чем за 3 часа. 340 х 3 = 1020 (км) – расстояние. Решение: Задача решается одним способом. --------------

Слайд 11

Решение: 1 способ: скорость время расстояние I- 70 км/ч. 4 ч. одинаковое II- ? км/ч. 5 ч. Вывод: 2 2 способ: 70 х 4 = 280 (км) – расстояние проехал первый. 280 : 5 = 56 (км/ч) – скорость второго. Решение: Задача решается одним способом. --------------

Слайд 12

Решение: 1 способ: скорость время расстояние одинаковая 4 ч. 48 км 2 ч. ? км Вывод: 3 2 способ: 48 : 4 = 12 (км/ч) – скорость первого. 12 х 2 = 24 (км) – расстояние проехал второй. Решение: Задача решается двумя способами. 4 : 2 = 2 (раза) – меньше времени за 2 часа, чем за 4 часа. 48 : 2 = 24 (км) – расстояние проехал второй.

Слайд 13

скорость время расстояние одинаковая 3 ч. 300 км 9 ч. ? км 1 скорость время расстояние одинаковая 3 ч. 180 км 9 ч. ? км скорость время расстояние одинаковая 3 ч. 60 км 9 ч. ? км

Слайд 14

Решение: 1 способ: скорость время расстояние одинаковая 3 ч. 300 км 9 ч. ? км Вывод: 1 2 способ: 9 : 3 = 3 (раза) – больше времени за 9 часов, чем за 3 часа. 300 х 3 = 900 (км) – расстояние. Решение: Задача решается двумя способами. 300 : 3 = 100 (км/ч) – скорость автомобиля. 100 х 9 = 900 (км) – расстояние проехал автомобиль.

Слайд 15

Решение: 1 способ: скорость время расстояние одинаковая 3 ч. 180 км 9 ч. ? км Вывод: 1 2 способ: 9 : 3 = 3 (раза) – больше времени за 9 часов, чем за 3 часа. 180 х 3 = 540 (км) – расстояние. Решение: Задача решается двумя способами. 180 : 3 = 60 (км/ч) – скорость автомобиля. 60 х 9 = 540 (км) – расстояние проехал автомобиль.

Слайд 16

Решение: 1 способ: скорость время расстояние одинаковая 3 ч. 60 км 9 ч. ? км Вывод: 1 2 способ: 9 : 3 = 3 (раза) – больше времени за 9 часов, чем за 3 часа. 60 х 3 = 180 (км) – расстояние. Решение: Задача решается двумя способами. 60 : 3 = 20 (км/ч) – скорость автомобиля. 20 х 9 = 180 (км) – расстояние проехал автомобиль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Все работы хороши - выбирай на вкус!" (внеклассное мероприятие 1 класс)

Внеклассное мероприятие "Все работы хороши - выбирай на вкус!"  поможет дать общее представление учащимся об основных видах профессий, формировать первоначальный интерес к профессиям....

Работа с родителями. Внеклассное мероприятие "Давайте жить дружно!"

Классный час предназначен для учащихся второго класса и их родителей.Цели: Формировать  добрые взаимоотношения между детьми в классе; развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитыв...

"Мистер класс" внеклассное мероприятие 3 класс

Конкурсная программа для мальчиков 3 класса "Мистер класс" к Дню защитника отечества....

Работа с родителями. Внеклассное мероприятие "Семейные традиции"

Мероприятие «Семейные традиции», организованное совместно с родителями,  может быть  продолжением изучения темы   «Семейные праздники» по предмету «Ос...

Работа с родителями. Внеклассное мероприятие "Давайте жить дружно!"

Классный час предназначен для учащихся третьего класса и их родителей.Цели: Формировать  добрые взаимоотношения между детьми в классе; развивать стремления быть терпимым в обществе людей, во...