Работа с родителями. Внеклассное мероприятие "Семейные традиции"
план-конспект занятия (4 класс)

 Кислицина Анна Васильевна

Мероприятие «Семейные традиции», организованное совместно с родителями,  может быть  продолжением изучения темы   «Семейные праздники» по предмету «Основы светской этики».   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Летка

«Семейные традиции»

(Сценарий воспитательного мероприятия)

                                                                               

Составители: Кислицина А. В., Попова Л. М.

учителя начальных классов МАОУ «СОШ» с. Летка

  1. Актуальность. Сегодня не утратили своего значения, а, наоборот, стали еще важнее такие нравственные качества, как патриотизм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и другие.  И одной из главных целей школы является воспитание людей высоконравственных, духовно богатых, обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине. Но без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без поддержки со стороны родителей работа педагога будет малопродуктивной. Поэтому   важно привлекать родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в классе. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» предоставляет учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса.

Мероприятие «Семейные традиции», организованное совместно с родителями,  может быть  продолжением изучения темы   «Семейные праздники» по предмету «Основы светской этики».  

  1. Цель: привлечь внимание учащихся и родителей к имеющимся семейным традициям. Стимулирование к появлению новых семейных традиций, способствующих сплочению семьи.

     Задачи:

  • Ознакомление с  традициями народа коми;
  • Развитие  интереса к семейным традициям;
  • Развитие нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях;
  • Воспитание уважения, любви к своему народу, к своей семье.
  1. Ожидаемый результат:
  • Расширение представлений о традициях коми народа;
  • Сближение родителей и детей посредством включения в совместную  исследовательскую,  творческую деятельность;
  • Развитие  нравственных  представлений учащихся о внутрисемейных отношениях;
  • мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения курса «Основы светской этики» их детьми.
  1. План мероприятия:
  1. Организационный  момент.
  2. Введение в тему.
  3. Знакомство с традициями коми народа,  семейными традициями учащихся.
  4. Итог мероприятия. Рефлексия.

  1. Ход мероприятия
  1. Организационный момент.

- Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые родители! Встаньте, пожалуйста,  в кружок, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.  Что вы почувствовали?

- Сегодня  мы встретились с вами, чтобы поговорить  о самом  приятном и согревающем душу каждого человека.  

  1. Введение в тему.

Стихотворение рассказывает ученик:

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!        

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному не возможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

- Сегодня мы с вами поговорим о семье, семейных традициях. Ребята, часто ли вы слышите слово традиция? Где вы его слышали?

  1. Знакомство с традициями коми народа,  семейными традициями учащихся.

- Традиция – это обычай, установившийся порядок в поведении и быту, который передаётся из поколения в поколение. По традициям с их обрядами мы можем судить об истории народа, быте народа, нравственности, его вере.

- Ребята, а какие народы проживают в нашей республике?

- Какие коми народные традиции вы знаете?

- Сегодня, ребята, мы познакомимся с традициями народа коми и  традициями вашей семьи.

- Традиции семьи – это обычаи, порядок, нормы поведения членов семьи.

Раньше коми крестьянские семьи были большими: во-первых, многодетными; во-вторых, взрослые семьи после женитьбы продолжали жить с родителями. Главой семьи являлся старший мужчина. Его слово было решающим в любом деле, хотя он и учитывал мнение взрослых мужчин. Женской половиной в доме руководила жена хозяина. Но в течение длительного времени, когда муж уходил   на заработки или был на промысле, жена руководила семьёй. (Демонстрация  рисунков предметов быта,  традиционной одежды, избы  коми семьи) 

Традиция предписывала родителям заботиться  о ребенке, оказывать ему помощь, видя в нем не только продолжателя рода, но и будущего кормильца.  Взрослые члены семьи откликались на просьбы детей, помогали им практически осваивать мир. Освоение правил поведения и норм жизни происходило в семье. Дети на опыте овладевали секретами трудовых действий, участвовали в семейном пении, хороводах, наблюдали и запоминали народные приметы и приемы различного рукоделия и ремесел.

Этической традицией семьи было уважение и почитание старшего поколения младшим, родителей детьми.

-Ребята, как вы это понимаете?

- Например, при появлении старшего младшие члены семьи подымались со своих мест, старших  пропускали вперёд. Или, к примеру, хлеб к столу всегда нарезал глава семьи, он же за столом начинал есть первым.

Выступление семей по теме  «Родословная моей семьи».

- Каждому человеку очень важно знать свою родословную. Много интересного узнали мы о вашей семье  по вашим родословным. Молодцы! Спасибо за работу.

- Ребята, какие коми народные праздники вы знаете?

-Традиционные праздники разнообразили и украшали жизнь коми народа. Главными считались праздники и дни, посвященные святым. Например, Рождество Христово, Крещение Господне, Благовещение и другие.

Наиболее яркими праздниками были такие как Святки, Масленица, Пасха, Иванов день, Ильин день. В коми крае Масленица считалась чуть ли не самым любимым праздником. Масленичное гуляние продолжалось 4 дня. Начинали его в четверг и завершали в воскресенье. На протяжении всей масленичной недели катались с горок. Их строили из досок, облитых водой. Сооружались они так, чтобы их спуск выходил на реку. Дети чаще всего катались на бересте, иногда на берестяных пестерах или небольших деревянных саночках. Молодёжь съезжала в больших санях, обычно служивших конскими повозками.

Другим популярным развлечением на Масленицу были качели. Их сооружали в сараях накануне праздника. В пятницу масленичной недели начиналось катание на лошадях. Выезжали на расписных, богато украшенных и покрытых цветным сукном санях. Обязательным элементом Масленичного праздника были обильные угощения.

  • Ребята, как вы думаете, что  самое главное в Масленице?

Отгадайте загадку: что на сковороду наливают, вчетверо сгибают? (блин)

-Почему блин был главным на Масленице? На что он похож? (Блин похож на весеннее солнышко. Такой же круглый, румяный.)

В завершение масленичных гуляний соломенное чучело Масленицы насаживали на палку и сжигали на берегу реки.

Из народных праздников, не связанных с церковным календарём, можно отметить «проводы льда», празднование начала и окончания охоты, окончание жатвы.

Выступление семей. Рассказ о традиционных праздниках семьи.

- Спасибо за  интересную информацию о семейных праздниках и традиционных блюдах вашей семьи.  

- В весенне-летнее  время большой популярностью у детей пользовались подвижные и спортивные игры. В октябре игры и развлечения устраивались в помещении. Дети младшего возраста ( до 8 лет) играли разнообразными самодельными игрушками: куклами, фигурками животных. Мальчики постарше играли  лодыжками, косточками коленного сустава у барана или у овцы. Осенними    и зимними вечерами дети и подростки часто собирались в домах, хозяева которых имели репутацию хороших рассказчиков. Их репертуар включал волшебные сказки, былинки, охотничьи рассказы. Девушки и юноши по вечерам ходили на посиделки. Девушки на посиделки приходили с прялкой, готовили себе приданое. Юноши приходили без дела, чаще с гармошкой.

В праздничные дни на посиделках молодёжь устраивала пир, играла, развлекалась. Предпочтение отдавалось таким играм как «Жмурки», «Водящий в шубе».

Выступление семей по теме «Игры моей семьи».

- Спасибо. Как  интересно можно проводить свободное время со своей         семьей!

-  Трудовыми традициями коми народа считались охота, рыболовство, земледелие, животноводство, собирательство, ремёсла и промыслы.

В обязанности мужчин входили такие работы, как столярное дело, изготовление и ремонт орудий труда, заготовка дров, пахота, сев, вывоз навоза на поля, рыболовство, охота. К женским занятиям относились ведение домашнего хозяйства, прядение, ткачество, пошив одежды, вязание, уход за скотом, огородничество, сбор и заготовка ягод и грибов, лекарственных растений.

На сенокосе, жатве работали все.

У коми в труде широко практиковалось взаимопомощь: на строительстве дома, сенокосе, при заготовке дров, при вывозе навоза. Люди объединялись и начинали помогать то одному, то другому. Эта работа проходила в один день с утра до вечера и кончалась общей трапезой – ужином. Люди охотно шли помогать, потому что в труде они могли показать своё мастерство, силу, остроумие.

Выступление семей. Рассказ о трудовых традициях семьи.

- Спасибо за  выступление. Если в семье из поколения в поколение воспитывается трудолюбие, воспевается традиционное народное ремесло, значит, такая семья крепко стоит на ногах.

  1. Итог мероприятия. Рефлексия.

  -  Наше мероприятие подошло к концу.

- Что такое традиция?

- Ребята, с какими традициями коми народа вы сегодня познакомились?

- Что интересного узнали о  семейных традициях?

- Составим синквейн на тему «Семейные  традиции».

- Благодаря традициям, существующим в наших семьях, мы учимся любить, уважать, доверять, ценить минуты общения с родными людьми, помогать друг другу. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Главное, они нужны, чтобы укреплять семью.

 Используемая литература:

  1. Жеребцов Л. Н., Конаков Н. Д., Королев К. С. Из жизни древних коми – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1985.
  2. Историко – культурный атлас Республкик Коми.-М.: Дрофа,1997.
  3. История Республики Коми. 7-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Рогачев М. Б., Васкул И. Л., Жеребцов М. В. и др.- М.: ДИК, 2000.
  4. Суслопарова Л. Семейные традиции. – М.: Знание, 1979.
  5. Традиционная культура и быт народа коми: Сб. статей. / ред. Жеребцов Л. Н. – Сыктывкар: Коми фил. АН СССР, 1978.
  6. Традиционная культура народа коми: Этнографические очерки. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994.
  7. Филиппова В. В. Традиционная культура народа коми. Учебное пособие. – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие- "Традиции семьи".

Работая в детском доме ,с детьми проходим темы по семейному направлению, эта тема углубляет представления детей о ценности семьи и соблюдении добрых традиций....

Внеклассное мероприятие "Традиции празднования Хэллоуина"

Работка представляет разработку внеклассного мероприятия для начальной школы....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

ДОКЛАД. «Организация работы с родителями по формированию у детей духовности, нравственности, приобщение детей к русским национальным традициям».

Духовно-нравственное  воспитание - это не вопрос одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание любви к своей семье, родному поселку, краю....

Работа с родителями. Внеклассное мероприятие "Давайте жить дружно!"

Классный час предназначен для учащихся второго класса и их родителей.Цели: Формировать  добрые взаимоотношения между детьми в классе; развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитыв...

Православная традиция, как основа работы с родителями

Православная традиция, как основа работы с родителями...

Работа с родителями. Внеклассное мероприятие "Давайте жить дружно!"

Классный час предназначен для учащихся третьего класса и их родителей.Цели: Формировать  добрые взаимоотношения между детьми в классе; развивать стремления быть терпимым в обществе людей, во...