Работа с родителями. Внеклассное мероприятие "Семейные традиции"
план-конспект занятия (4 класс)
Мероприятие «Семейные традиции», организованное совместно с родителями, может быть продолжением изучения темы «Семейные праздники» по предмету «Основы светской этики».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Летка
«Семейные традиции»
(Сценарий воспитательного мероприятия)
Составители: Кислицина А. В., Попова Л. М.
учителя начальных классов МАОУ «СОШ» с. Летка
- Актуальность. Сегодня не утратили своего значения, а, наоборот, стали еще важнее такие нравственные качества, как патриотизм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и другие. И одной из главных целей школы является воспитание людей высоконравственных, духовно богатых, обладающих чувством гражданского долга и любовью к Родине. Но без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без поддержки со стороны родителей работа педагога будет малопродуктивной. Поэтому важно привлекать родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий в классе. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» предоставляет учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса.
Мероприятие «Семейные традиции», организованное совместно с родителями, может быть продолжением изучения темы «Семейные праздники» по предмету «Основы светской этики».
- Цель: привлечь внимание учащихся и родителей к имеющимся семейным традициям. Стимулирование к появлению новых семейных традиций, способствующих сплочению семьи.
Задачи:
- Ознакомление с традициями народа коми;
- Развитие интереса к семейным традициям;
- Развитие нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях;
- Воспитание уважения, любви к своему народу, к своей семье.
- Ожидаемый результат:
- Расширение представлений о традициях коми народа;
- Сближение родителей и детей посредством включения в совместную исследовательскую, творческую деятельность;
- Развитие нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях;
- мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения курса «Основы светской этики» их детьми.
- План мероприятия:
- Организационный момент.
- Введение в тему.
- Знакомство с традициями коми народа, семейными традициями учащихся.
- Итог мероприятия. Рефлексия.
- Ход мероприятия
- Организационный момент.
- Добрый вечер, дорогие ребята, уважаемые родители! Встаньте, пожалуйста, в кружок, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы почувствовали?
- Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о самом приятном и согревающем душу каждого человека.
- Введение в тему.
Стихотворение рассказывает ученик:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному не возможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
- Сегодня мы с вами поговорим о семье, семейных традициях. Ребята, часто ли вы слышите слово традиция? Где вы его слышали?
- Знакомство с традициями коми народа, семейными традициями учащихся.
- Традиция – это обычай, установившийся порядок в поведении и быту, который передаётся из поколения в поколение. По традициям с их обрядами мы можем судить об истории народа, быте народа, нравственности, его вере.
- Ребята, а какие народы проживают в нашей республике?
- Какие коми народные традиции вы знаете?
- Сегодня, ребята, мы познакомимся с традициями народа коми и традициями вашей семьи.
- Традиции семьи – это обычаи, порядок, нормы поведения членов семьи.
Раньше коми крестьянские семьи были большими: во-первых, многодетными; во-вторых, взрослые семьи после женитьбы продолжали жить с родителями. Главой семьи являлся старший мужчина. Его слово было решающим в любом деле, хотя он и учитывал мнение взрослых мужчин. Женской половиной в доме руководила жена хозяина. Но в течение длительного времени, когда муж уходил на заработки или был на промысле, жена руководила семьёй. (Демонстрация рисунков предметов быта, традиционной одежды, избы коми семьи)
Традиция предписывала родителям заботиться о ребенке, оказывать ему помощь, видя в нем не только продолжателя рода, но и будущего кормильца. Взрослые члены семьи откликались на просьбы детей, помогали им практически осваивать мир. Освоение правил поведения и норм жизни происходило в семье. Дети на опыте овладевали секретами трудовых действий, участвовали в семейном пении, хороводах, наблюдали и запоминали народные приметы и приемы различного рукоделия и ремесел.
Этической традицией семьи было уважение и почитание старшего поколения младшим, родителей детьми.
-Ребята, как вы это понимаете?
- Например, при появлении старшего младшие члены семьи подымались со своих мест, старших пропускали вперёд. Или, к примеру, хлеб к столу всегда нарезал глава семьи, он же за столом начинал есть первым.
Выступление семей по теме «Родословная моей семьи».
- Каждому человеку очень важно знать свою родословную. Много интересного узнали мы о вашей семье по вашим родословным. Молодцы! Спасибо за работу.
- Ребята, какие коми народные праздники вы знаете?
-Традиционные праздники разнообразили и украшали жизнь коми народа. Главными считались праздники и дни, посвященные святым. Например, Рождество Христово, Крещение Господне, Благовещение и другие.
Наиболее яркими праздниками были такие как Святки, Масленица, Пасха, Иванов день, Ильин день. В коми крае Масленица считалась чуть ли не самым любимым праздником. Масленичное гуляние продолжалось 4 дня. Начинали его в четверг и завершали в воскресенье. На протяжении всей масленичной недели катались с горок. Их строили из досок, облитых водой. Сооружались они так, чтобы их спуск выходил на реку. Дети чаще всего катались на бересте, иногда на берестяных пестерах или небольших деревянных саночках. Молодёжь съезжала в больших санях, обычно служивших конскими повозками.
Другим популярным развлечением на Масленицу были качели. Их сооружали в сараях накануне праздника. В пятницу масленичной недели начиналось катание на лошадях. Выезжали на расписных, богато украшенных и покрытых цветным сукном санях. Обязательным элементом Масленичного праздника были обильные угощения.
- Ребята, как вы думаете, что самое главное в Масленице?
Отгадайте загадку: что на сковороду наливают, вчетверо сгибают? (блин)
-Почему блин был главным на Масленице? На что он похож? (Блин похож на весеннее солнышко. Такой же круглый, румяный.)
В завершение масленичных гуляний соломенное чучело Масленицы насаживали на палку и сжигали на берегу реки.
Из народных праздников, не связанных с церковным календарём, можно отметить «проводы льда», празднование начала и окончания охоты, окончание жатвы.
Выступление семей. Рассказ о традиционных праздниках семьи.
- Спасибо за интересную информацию о семейных праздниках и традиционных блюдах вашей семьи.
- В весенне-летнее время большой популярностью у детей пользовались подвижные и спортивные игры. В октябре игры и развлечения устраивались в помещении. Дети младшего возраста ( до 8 лет) играли разнообразными самодельными игрушками: куклами, фигурками животных. Мальчики постарше играли лодыжками, косточками коленного сустава у барана или у овцы. Осенними и зимними вечерами дети и подростки часто собирались в домах, хозяева которых имели репутацию хороших рассказчиков. Их репертуар включал волшебные сказки, былинки, охотничьи рассказы. Девушки и юноши по вечерам ходили на посиделки. Девушки на посиделки приходили с прялкой, готовили себе приданое. Юноши приходили без дела, чаще с гармошкой.
В праздничные дни на посиделках молодёжь устраивала пир, играла, развлекалась. Предпочтение отдавалось таким играм как «Жмурки», «Водящий в шубе».
Выступление семей по теме «Игры моей семьи».
- Спасибо. Как интересно можно проводить свободное время со своей семьей!
- Трудовыми традициями коми народа считались охота, рыболовство, земледелие, животноводство, собирательство, ремёсла и промыслы.
В обязанности мужчин входили такие работы, как столярное дело, изготовление и ремонт орудий труда, заготовка дров, пахота, сев, вывоз навоза на поля, рыболовство, охота. К женским занятиям относились ведение домашнего хозяйства, прядение, ткачество, пошив одежды, вязание, уход за скотом, огородничество, сбор и заготовка ягод и грибов, лекарственных растений.
На сенокосе, жатве работали все.
У коми в труде широко практиковалось взаимопомощь: на строительстве дома, сенокосе, при заготовке дров, при вывозе навоза. Люди объединялись и начинали помогать то одному, то другому. Эта работа проходила в один день с утра до вечера и кончалась общей трапезой – ужином. Люди охотно шли помогать, потому что в труде они могли показать своё мастерство, силу, остроумие.
Выступление семей. Рассказ о трудовых традициях семьи.
- Спасибо за выступление. Если в семье из поколения в поколение воспитывается трудолюбие, воспевается традиционное народное ремесло, значит, такая семья крепко стоит на ногах.
- Итог мероприятия. Рефлексия.
- Наше мероприятие подошло к концу.
- Что такое традиция?
- Ребята, с какими традициями коми народа вы сегодня познакомились?
- Что интересного узнали о семейных традициях?
- Составим синквейн на тему «Семейные традиции».
- Благодаря традициям, существующим в наших семьях, мы учимся любить, уважать, доверять, ценить минуты общения с родными людьми, помогать друг другу. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Главное, они нужны, чтобы укреплять семью.
Используемая литература:
- Жеребцов Л. Н., Конаков Н. Д., Королев К. С. Из жизни древних коми – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1985.
- Историко – культурный атлас Республкик Коми.-М.: Дрофа,1997.
- История Республики Коми. 7-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Рогачев М. Б., Васкул И. Л., Жеребцов М. В. и др.- М.: ДИК, 2000.
- Суслопарова Л. Семейные традиции. – М.: Знание, 1979.
- Традиционная культура и быт народа коми: Сб. статей. / ред. Жеребцов Л. Н. – Сыктывкар: Коми фил. АН СССР, 1978.
- Традиционная культура народа коми: Этнографические очерки. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994.
- Филиппова В. В. Традиционная культура народа коми. Учебное пособие. – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие- "Традиции семьи".
Работая в детском доме ,с детьми проходим темы по семейному направлению, эта тема углубляет представления детей о ценности семьи и соблюдении добрых традиций....
Внеклассное мероприятие "Традиции празднования Хэллоуина"
Работка представляет разработку внеклассного мероприятия для начальной школы....
Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»
Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа» проводится с целью - познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...
ДОКЛАД. «Организация работы с родителями по формированию у детей духовности, нравственности, приобщение детей к русским национальным традициям».
Духовно-нравственное воспитание - это не вопрос одного дня, а ежедневная работа, направленная на воспитание любви к своей семье, родному поселку, краю....
Работа с родителями. Внеклассное мероприятие "Давайте жить дружно!"
Классный час предназначен для учащихся второго класса и их родителей.Цели: Формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе; развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитыв...
Православная традиция, как основа работы с родителями
Православная традиция, как основа работы с родителями...
Работа с родителями. Внеклассное мероприятие "Давайте жить дружно!"
Классный час предназначен для учащихся третьего класса и их родителей.Цели: Формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе; развивать стремления быть терпимым в обществе людей, во...