рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

   Рабочая программа по  математике составлена  на основе  «Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы» под редакцией доктора педагогических наук  В.В. Воронковой. -  М.:, Просвещение, 2010г. и ориентирована на учебник «Математика» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой,  Москва «Просвещение», 2012.

  В начальном  курсе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья предмет «Математика»  занимает ведущее место, так как от  её  усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Обучение математике носит практическую направленность,  тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_po_matematike4_kl.rar37.41 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

«Согласовано»

Руководитель МО

___________         Парко Л. П.

Протокол № ___

от «____»____________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР

__________________ Севостьянова А.Ю.

«____»____________2013г.

«Утверждаю»

Директор школы – интерната

_________________         Мельник Л. В.

Приказ № ___

от «___»_________________2013 г.

Протокол педагогического совета №____

от «____»______________2013 г.

Рабочая программа  по математике

4 класс

 на 2013-2014учебный год.

Разработана учителем  начальных классов

Пригорневой Татьяной Александровной

2013год

Пояснительная   записка

   Рабочая программа по  математике составлена  на основе  «Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 -4 классы» под редакцией доктора педагогических наук  В.В. Воронковой. -  М.:, Просвещение, 2010г. и ориентирована на учебник «Математика» для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой,  Москва «Просвещение», 2012.

  В начальном  курсе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья предмет «Математика»  занимает ведущее место, так как от  её  усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Обучение математике носит практическую направленность,  тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Цель данной программы:  расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование  математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

 Задачи:

- формировать вычислительные навыки в пределах 100(устные и письменные действия сложения и вычитания, умножения всех однозначных чисел и числа 10);

- учить решать простые  и составные арифметические задачи;

- формировать  умения определять время по часам с точностью до 1 мин; вычислять длину ломаной, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

- повышать уровень общего развития учащихся;

- формировать  умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;

- воспитывать трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность.

 

 Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.  

        Основные направления коррекционной работы:

 - коррекция и развитие познавательной деятельности;

 - развитие абстрактных математических понятий;  

 - развитие зрительного восприятия и узнавания;

 - развитие пространственных представлений и ориентации;

 - развитие основных мыслительных операций;

 - развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

 - коррекция нарушений психофизического развития детей;

 - расширение представлений об окружающем мире;

 - коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Рабочая  программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании»;
  2. Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212.,  23.12.2002 г., № 919
  3. Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
  4. Положения о порядке  разработки и утверждения рабочих программ в ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»  приказ № 62-А от 04.09.2009 г.;
  5. Учебного плана ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида» протокол пед. совета №8 от 11.06.13г.
  6. Единой  концепции  специального Федерального государственного стандарта  для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.

Количество часов, предусмотренных учебным планом- 210 часов в учебном году (6 часов в неделю), в том числе количество часов для проведения  самостоятельных и контрольных работ -9 часов.

  Рабочая программа предназначена  для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

   В программу включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения, а так же  повторение вопросов, изученных ранее, решение задач указанных в программе предшествующих лет обучения.   Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

    Содержание курса выстроено с учетом психофизиологических особенностей детей, возрастных особенностей школьников, общих и специальных педагогических принципов.

  Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
    Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, готовят школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
    Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся учатся оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
      В 4 классе необходимо прививать  учащимся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
      Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

      Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.
      Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.
      В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в 4 классе.  Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач. Решения всех видов задач записываются с наименованиями.
      Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.
      На каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.

Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

 -действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части;

 - устное решение примеров и задач;

 - практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;

 - работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;

- развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и  задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;

- самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;

- работа над ошибками, способствующая  раскрытию причин, осознанию  и исправлению ошибок;

- индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.


 
Основные формы и методы организации учебного процесса.

 Формы обучения: урок – основная форма.

Форма учебной  деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные;  дифференцированное обучение, ИКТ.

Занятия проводятся в классно – урочной форме.

Типы уроков

  • Урок сообщения новых знаний.
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений.
  • Урок обобщения и систематизации знаний.
  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков.
  • Комбинированный урок.

Для проведения уроков   математики имеется соответствующее оборудование и наглядные пособия.

 Способы и формы контроля:

-  устный контроль (фронтальный и индивидуальный опрос),

- письменный контроль (математические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тестирование).

 Требования к уровню подготовки учащихся

           Учащиеся должны знать:

      различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;

      таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10. Правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления     на 1, на 10;

      названия компонентов умножения, деления;

      меры длины, массы и их соотношения;

      меры времени и их соотношения;

      различные случаи взаимного положения двух геометрических фигур;

      названия элементов четырехугольников.

            Учащиеся должны уметь:

      выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания;

      практически пользоваться переместительным свойством умножения;

      определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

      решать, составлять, иллюстрировать все изученные простые арифметические задачи;

      самостоятельно кратко записывать, моделировать содержание, решать составные арифметические задачи в два действия;

      различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;

      вычислять длину ломаной;

      узнавать, называть, чертить, моделировать взаимное положение двух прямых, кривых линий, многоугольников, окружностей, находить точки пересечения;

      чертить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге.

      Примечания.

      1. Необязательно знание наизусть таблиц умножения чисел 6—9, но обязательно умение пользоваться данными таблицами умножения на печатной основе как для нахождения произведения, так и частного.

      2. Узнавание, моделирование взаимного положения фигур без вычерчивания.

      3. Определение времени по часам хотя бы одним способом.

      4. Решение составных задач с помощью учителя.

      5. Черчение прямоугольника (квадрата) на нелинованной бумаге с помощью учителя.

Учебно  - тематический  план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. Умножение и деление. Меры длины. Меры массы. Повторение.

23

2

 Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.

16

3

Умножение и деление. Линии: прямая, кривая, ломаная, луч. Замкнутая  и незамкнутая кривые. Окружность. Дуга . Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.   Длина ломаной линии. Прямая линия. Отрезок.

109

4

Меры времени

5

5

Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0,10. Деление 0 и деление на1, на 10. Взаимное расположение геометрических фигур. (18ч)

18

6

Все действия в пределах 100. Треугольники.

7

7

Деление с остатком. Четырехугольники.

13

8

Повторение пройденного за год.

19

Итого:

210

Календарно-тематическое планирование

Математика (210ч)

п/п

урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Сроки прохождения

Примечание

по плану

факти

чески

1.Нумерация. Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. Умножение и деление. Меры длины. Меры массы. Повторение. (23ч)

1

1

Таблица разрядов (сотни, десятки, единицы). Измерение отрезков.

1

2

2

Устная нумерация в пределах 100. Письменная нумерация в пределах 100.

1

3

3

Сравнение чисел. Меры стоимости.

1

4

4

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. Построение отрезков

1

5

5

Решение примеров на сложение и вычитание.

1

6

6

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд

(40+5,54-4,24+6,24+16)

1

7

7

Меры длины: м, дм, см.Построение отрезков.

1

8

8

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд

(40-2, 30-12, 100-4,40+15). Построение отрезков

1

9

9

Проверка вычитания сложением. Измерение отрезков.

1

10

10

Проверка вычитания  вычитанием. Измерение отрезков.

1

11

11

Увеличение на несколько единиц и нахождение суммы. Построение отрезков

1

12

12

Уменьшение на несколько единиц и нахождение остатка. Построение отрезков

1

13

13

Порядок действий в выражениях со скобками. Виды углов.

1

14

14

Контрольная работа№1 «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд».

1

15

15

Работа над ошибками.Умножение2 х и деление на 2.

1

16

16

Умножение чисел 3, 4, 5 и деление на 3, 4, 5.

17

17

Порядок выполнения действий I и II ступени в сложных примерах.

1

18

18

Меры массы: кг, ц.

Соотношение между единицами массы 1ц= 100 кг

Решение задач с мерами массы.

1

19

19

Сложение в пределах 100 без перехода через разряд.

(24+6, 24+16) Меры массы: кг, ц.

1

20

20

Вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.

(40-12, 30-12, 100-4). Угол. Виды углов.

1

21

21

Решение примеров и задач. Построение прямого угла.

1

22

22

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями. Построение острого, тупого угла.

1

23

23

Решение составных задач.

1

2. Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.  (16ч).

24-25

1-2

Сложение двузначного  числа  с однозначным с переходом через разряд. Угол. Виды углов.

2

26-27

3-4

Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд. Построение углов.

2

28-29

5-6

Вычитание  однозначного числа  из двузначного с  переходом через разряд. Построение углов.

2

30-31

7-8

Письменное вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Прямоугольник.

2

32

9

Увеличение числа на несколько единиц. Измерение сторон прямоугольника.

1

33

10

Уменьшение числа на несколько единиц.  Построение прямоугольника.

1

34-35

11-12

Контрольная работа №2«Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд». Работа над ошибками

2

36

13

Решение примеров и задач.

1

37

14

Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.  Решение задач. Построение прямоугольника.

1

38

15

Присчитывание и отсчитывание по 3,6, 9. Квадрат

1

39

16

Присчитывание и отсчитывание по2, 4,8. Квадрат. Построение квадрата.

1

3.Умножение и деление. Линии: прямая, кривая, ломаная, луч. Замкнутая  и незамкнутая кривые. Окружность. Дуга . Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.   Длина ломаной линии. Прямая линия. Отрезок. (109ч)

40

1

Понятие об умножении. Название компонентов и результата.  Умножение и деление числа 2. Взаимосвязь умножения числа 2 и деления на 2 Линии: прямая, кривая, ломаная, луч.

1

41

2

Таблица умножения числа 3 в пределах 20. Увеличение в несколько раз. Линии: прямая, кривая, ломаная, луч.

1

42

3

Таблица деления на 3 пределах 20. Уменьшение в несколько раз. Замкнутые и незамкнутые кривые. Окружность. Дуга.

1

43

4

Порядок действий в примерах со скобками. Решение примеров с действиями 1 и 2 ступени Замкнутые и незамкнутые кривые. Окружность. Дуга.

1

44

5

Таблица умножения числа 4 пределах 20. Увеличение в несколько раз и нахождение  произведения. Построение окружности с помощью циркуля

1

45

6

Таблица деления на 4 пределах 20. Построение окружности с помощью циркуля

1

46

7

Таблица умножения числа 5 пределах 20. Увеличение в несколько раз и нахождение  произведения. Построение окружности с помощью циркуля

1

47

8

Таблица деления на 5 пределах 20. Окружность. Построение окружности с помощью циркуля.

1

48-49

9-10

Контрольная работа №3 «Умножение и деление  в пределах 20». Работа над ошибками.

2

50

11

Решение задач на умножение и деление  на 2,3,4,5 в пределах 20.

1

51

12

Все действия в пределах 100.Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками. Окружность. Построение окружности с помощью циркуля.

1

52

13

Все действия в пределах 100. Построение окружности с помощью циркуля.

1

53

14

Решение примеров и  задач на умножение и деление  на 2,3,4,5 в пределах 20.

1

54-55

15-16

Таблица умножения числа 3 в  пределах 30. Переместительное свойство умножения. Построение окружности с помощью циркуля.

2

56

17

Таблица деления на 3 пределах 30. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

1

57-58

18-19

Решение задач на уменьшение числа в несколько раз. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

2

59-60

20-21

Решение задач на увеличение числа в несколько раз. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

2

61-62

22-23

Таблица умножения числа 4 в  пределах 40. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

2

63

24

Таблица деления на 4. Многоугольники.

1

64-65

25-26

Таблица умножения и деления на  4.  Решение примеров и задач. Многоугольники.

2

66

27

Таблица умножения числа5. Переместительное свойство умножения. Многоугольники.

1

67

28

Составление и решение задач на зависимость между величинами: ценой, количеством, стоимостью. Граница многоугольника – замкнутая ломаная  линия.

1

68

29

Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками. Граница многоугольника – замкнутая ломаная  линия.

1

69

30

Таблица  умножения чисел 2. 3, 4, 5.Решение примеров и задач. Построение окружности.

1

70

31

Таблица  деления на 2, 3, 4, 5.Решение примеров и задач. Построение окружности.

1

71

32

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

1

72

33

Решение примеров и задач. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

1

73

34

Контрольная работа №4 «Умножение и деление на 2, 3, 4, 5».

1

74

35

Работа над ошибками.

1

75-76

36-37

Таблица умножения числа 6 в пределах 30. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

2

77-78

38-39

Таблица деления на 6 в пределах 30.  Граница многоугольника – замкнутая ломаная  линия.

2

79

40

Таблица умножения числа 6. Длина ломаной линии.

1

80

41

Таблица умножения и деления числа 6.Измерение  отрезков ломаной и вычисление её длины.

1

81

42

Решение примеров. Решение составных задач. Таблица  умножения  и деления чисел 2. 3, 4, 5,6

1

82

43

Порядок действий в примерах со скобками.

1

83

44

Решение примеров 1 и 2 ступени. Решение составных задач.

1

84

45

Все действия в пределах 100. Построение ломаной по данной длине её отрезков.

1

85-86

46-47

Сложение и вычитание в пределах 100. Построение ломаной по данной длине её отрезков.

2

87

48

Таблица  умножения  и деления чисел 2. 3, 4, 5,6. Решение примеров и задач. Построение отрезка, равного длине ломаной.

1

88

49

Решение простых задач на увеличение числа в несколько раз. Построение отрезка, равного длине ломаной.

1

89

50

Решение простых задач на уменьшение числа в несколько раз. Построение отрезка, равного длине ломаной.

1

90-91

51-52

Контрольная работа №5 « Решение примеров и задач изученных видов». Работа над ошибками.

2

92

53

Решение примеров и задач изученных видов

1

93

54

Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

1

94-95

55-56

Решение задач и примеров. Построение отрезка, равного длине ломаной.

2

96

57

Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Составление и решение задач.

1

97-98

58-59

 Сложение и вычитание в пределах 100. Длина ломаной линии.

2

99-100

60-61

Таблица умножения чисел 2, 3, 4, 5,6. Длина ломаной линии.

2

101102

62-63

Таблица деления на 2, 3, 4, 5, 6. Решение примеров и задач.

2

103

64

Таблица умножения  и деления на 2, 3, 4, 5, 6. Решение примеров и задач. Построение ломаной по данной длине её отрезков.

1

104

65

Увеличение и уменьшение числа  в несколько раз. Построение ломаной по данной длине её отрезков.

1

105106

66-67

Решение составных задач. Построение ломаной по данной длине её отрезков.

2

107

68

Таблица умножения числа 7 в пределах 28. Прямая линия.

1

108

69

Таблица умножения числа 7 в пределах 49. Прямая линия.

1

109

70

Таблица умножения числа 7 в пределах 70. Прямая линия.

1

110

71

Таблица умножения числа 7. Решение примеров и задач.

1

111

72

Таблица деления на 7 в пределах 28. Построение отрезков.

1

112

73

Таблица деления на 7 в пределах 49. Построение отрезков.

1

113

74

Таблица деления на 7 в пределах 70. Построение отрезков.

1

114115

75-76

Таблица  умножения и деления на 7. Решение примеров и задач. Построение отрезков.

2

116

77

Контрольная работа № 6 « Умножение и деление на 2, 3, 4, 5, 6, 7».

1

117

78

Работа над ошибками. Решение примеров и задач. Построение отрезков.

1

118

79

Меры длины. Единица (мера) длины –миллиметр. Соотношение

1 см=10 мм. Построение отрезков.

1

119

80

Числа, полученные при измерении двумя мерами длины. Измерение отрезков

1

120

81

Зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Составление и решение задач. Измерение отрезков

1

121

82

Числа, полученные при измерении двумя мерами  стоимости.

1

122

83

Таблица умножения числа 8 в пределах 32. Измерение отрезков

1

123

84

Таблица умножения числа 8 в пределах 64. Измерение отрезков

1

124

85

Таблица умножения числа 8 в пределах 80. Измерение отрезков

1

125

86

Таблица деления на 8 в пределах 32. Измерение отрезков

1

126

87

Таблица  деления на 8 в пределах 64. Измерение отрезков

1

127

88

Таблица деления на 8 в пределах 80. Измерение отрезков

1

128

89

Таблица  умножения и деления на 8. Решение примеров и задач. Взаимное расположение прямых и отрезков. Самостоятельная работа.

1

129

90

Таблица умножения числа 9 в  пределах 36. Пересекающиеся прямые и отрезки.

1

130

91

Таблица умножения числа 9 в пределах 63. Пересекающиеся прямые и отрезки. Точка пересечения.

1

131

92

Таблица умножения числа 9 в пределах 90. Пересекающиеся прямые и отрезки. Точка пересечения.

1

132

93

Таблица деления на 9 в  пределах 36. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые и отрезки.

1

133

94

Таблица деления на 9 в  пределах 63. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые и отрезки.

1

134

95

Таблица деления на 9 в  пределах 90.Окружность, прямая, отрезок.

1

135

96

Таблица  умножения и деления на 9. Решение примеров и задач. Окружность, прямая, отрезок.

1

136

97

Таблица умножения и деления на  9. Решение примеров и задач. Окружность, прямая, отрезок.

1

137

98

Таблица умножения и деления на  8,  9. Самостоятельная работа.

1

138

99

Все действия в пределах 100. Решение примеров и задач. Взаимное расположение окружности, прямой, отрезка.

1

139

100

Название компонентов и результата при сложении. Нахождение неизвестного слагаемого. Взаимное расположение окружности, прямой, отрезка.

1

140

101

Название компонентов и результата при вычитании. Нахождение неизвестного  уменьшаемого, вычитаемого. Взаимное расположение окружности, прямой, отрезка.

1

141

102

Название компонентов и результата при умножении. Нахождение неизвестного  множителя. Взаимное расположение прямых, отрезков

1

142

103

Контрольная работа № 7 «Умножение и деление на 8, 9».

1

143

104

Работа над ошибками. Решение примеров и задач.

1

144145

105-106

Название компонентов и результата при делении. Взаимное расположение прямых, отрезков.

2

146147

107-108

Увеличение и уменьшение числа  в несколько раз.  Отрезок.

2

148

109

Решение составных задач. Отрезок.

1

  1. Меры времени.(5ч)

149

1

Меры  времени – час, минута. Определение времени по часам   Числа, полученные при измерении времени. Мера времени - секунда.

1

150

2

Единица (мера) времени- секунда. Соотношение 1 мин = 60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Числа, полученные при измерении времени. Определение времени по часам  с точностью до 1 мин.

1

151

3

Увеличение числа в несколько раз и на несколько единиц. Определение времени по часам  с точностью до 1 мин.

1

152

4

Уменьшение числа в несколько раз и на несколько единиц. Определение времени по часам  с точностью до 1 мин.

1

153

5

Решение примеров 1 и 2 ступени. Решение составных задач. Определение времени по часам  с точностью до 1 мин.

1

5.Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0,10. Деление 0 и деление на1, на 10. Взаимное расположение геометрических фигур. (18ч)

154

1

Сложение и вычитание в пределах 100. Многоугольники.

1

155

3

Решение примеров со скобками. Взаимное положение  геометрических фигур.

1

156157

3-4

Умножение единицы и на единицу. Построение многоугольника.

2

158

5

Деление на единицу. Построение многоугольника и прямой.

1

159160

6-7

Умножение нуля и на нуль. Взаимное положение   прямых.

2

161

8

Деление нуля.  Взаимное положение   прямых

1

162163

9-10

Умножение 1, 0 и на 1,0. Деление 0, деление на 1. Решение примеров. Взаимное положение  прямой и окружности.

2

164165

11-12

Умножение числа 10 и на 10. Взаимное положение  отрезков.

2

166

13

Деление чисел на 10. Взаимное положение  геометрических фигур.

1

167168

14-15

Умножение и деление (все случаи). Решение примеров и задач. Взаимное положение  геометрических фигур.

2

169

16

Контрольная работа № 8 «Умножение и деление в пределах 100».

1

170

17

Работа над ошибками. Решение примеров и задач.

1

171

18

Решение примеров и задач изученных видов.

1

  1. Все действия в пределах 100. Треугольники.(7ч.)

172173

1-2

Сложение и вычитание в пределах 100. Решение примеров и задач. Треугольник.

2

174175

3-4

Умножение и деление  в пределах 100. Решение примеров и задач. Треугольник: боковая сторона, основание.

2

176

5

Увеличение чисел в несколько раз. Треугольник.

1

177

6

Уменьшение чисел в несколько раз. Треугольник.

1

178

7

Составление и решение примеров на нахождение суммы и остатка. Построение  треугольника.

1

  1. Деление с остатком. Четырехугольники.(13ч)

179

1

Деление  на 2 с остатком. Четырехугольник.

1

180

2

Деление  на 3 с остатком. Четырехугольник.

1

181

3

Деление  на 4 с остатком.  Четырехугольник.

1

182

4

Деление  на 5 с остатком.  Прямоугольник.

1

183184

5-6

Деление  на  2, 3, 4, 5 с остатком.  Прямоугольник.

2

185

7

Деление  на 6 с остатком. Прямоугольник: основание, боковая сторона.

1

186

8

Деление  на 7 с остатком. Построение прямоугольника.

1

187

9

Деление  на 8 с остатком. Построение прямоугольника.

1

188

10

Деление  на 9 с остатком. Квадрат.

1

189190

11-12

Деление  с остатком. Построение квадрата.

2

191

13

Деление  с остатком. Самостоятельная работа. Построение квадрата.

1

  1. Повторение пройденного за год. (19ч)

192193

1-2

Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд. Определение времени по часам с точностью до 1 мин.

2

194195

3-4

Письменное вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Определение времени по часам с точностью до 1 мин.

2

196197

5-6

Сложение и вычитание  в пределах 100 с переходом через разряд.

2

198199

7-8

Умножение и деление  в пределах 100. Решение примеров и задач.

2

200

9

Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение на  несколько единиц. Определение времени по часам с точностью до 1 мин.

1

201

10

Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение в  несколько раз.

1

202

11

Решение составных задач.

1

203204

12-13

Итоговая контрольная работа № 9 «Все действия в пределах 100». Работа над ошибками.

2

205

14

Числа, полученные при измерении времени.

1

206

15

Числа, полученные при измерении длины.

1

207208

16-17

Составление и решение задач.

2

209210

18-19

Все действия в пределах 100

2

Содержание  программы.

     Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи).

     Сложение двузначного числа с однозначным и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.

    Письменное сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

      Присчитывание и отсчитывание по 3, 6, 9, 4, 8, 7.

      Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица деления на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 равных частей. Взаимосвязь умножения и деления.

      Умножение 1, 0, 10 и на 1, 0, 10. Деление 0, деление на 1, на 10. Названия компонентов и результатов умножения и деления в речи учащихся.

      Единица (мера) массы — центнер. Обозначение: 1 ц. Соотношение: 1 ц = 100 кг.

      Единица (мера) длины — миллиметр. Обозначение: 1 мм. Соотношение: 1 см = 10 мм.

      Единица (мера) времени — секунда. Обозначение: 1 с. Соотношение: 1 мин =  60 с. Секундная стрелка. Секундомер. Определение времени по часам с точностью до 1 мин (5 ч 18 мин, без 13 мин 6 ч, 18 мин 9-го). Двойное обозначение времени.

      Простая арифметическая задача на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

      Зависимость между стоимостью, ценой, количеством (все случаи). Составные задачи, решаемые двумя арифметическими действиями.

      Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга.

      Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.

      Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Прямоугольник и квадрат. Квадрат как частный случай прямоугольника.

      Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника.

      Название сторон прямоугольника: основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая), противоположные, смежные стороны.

Формы и средства контроля

№ п/п

Контрольные работы

Дата

I  четверть

1.

Контрольная работа№1

«Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд».

2.

Контрольная работа №2

«Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд».

3

Контрольная работа №3 « Умножение и деление  в пределах 20».

II четверть

1.

Контрольная работа №4 «Умножение и деление на 2, 3, 4, 5».

2.

Контрольная работа №5 « Решение примеров и задач изученных видов».

III четверть

1.

Контрольная работа № 6 « Умножение и деление на 2, 3, 4, 5, 6, 7».

2.

Контрольная работа № 7 «Умножение и деление на 8, 9».

IV четверть

1.

Контрольная работа № 8 «Умножение и деление в пределах 100».

2

Итоговая контрольная работа № 9 «Все действия в пределах 100».

Тексты контрольных работ

Контрольная работа№1 «Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд». 

 I вариант

1.        Решить задачу.

В  саду растут 40 яблонь, а груш на 15 больше. Сколько всего деревьев растут в саду?

2.        Решить примеры.

40 + 3           66 - 16

7 + 30           38 - 18

54- 14            83+ 7

3.        Постройте острый угол

II вариант

1.        Решить задачу.

Коля  купил 30 тетрадей, а  альбомов  на 18 меньше. Сколько всего тетрадей и альбомов купил Коля?

2.        Решить примеры.

4 + 50          76 - 26

8 + 60           55 - 15

62- 2            34+ 6

85 – 15 + 22

47 + 3 - 30

3. Постройте тупой угол        

Контрольная работа №2. «Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд».

I вариант

1.        Решить задачу.

В  парке посадили 63  саженцев березы, а  саженцев рябины на 28 меньше. Сколько всего саженцев посадили в парке ?

2.        Решить примеры.

43 - 27           38+ 14

74 - 36           36 +25

46 - 19            42 + 19

46 + 14 - 37

3.        Начертите   прямоугольник со сторонами  4 см и 6см.

II вариант

1.        Решить задачу.

 В саду посадили  48 кустов смородины, а крыжовника на 27 кустов больше. Сколько всего кустов  посадили  ?

2.        Решить примеры.

36 – 18         39 + 18

47- 39           56 + 25

81 - 15            36+ 38

42 + 12 - 15

3.        Начертите   прямоугольник со сторонами  3 см и 5см.

Контрольная работа №3 « Умножение и деление  в пределах 20».

I вариант

1.        Решить задачу.

 В книге  20 страниц, а в журнале в 4 раза меньше. Сколько страниц в журнале?

2.        Решить примеры.

3 × 6      20 :5

2 × 4      12 : 2

 5× 3      10 :5

2 × 6 + 8

12 : 3 +  24  

3. Начерти замкнутую и незамкнутую  ломаные линии

II вариант

1.        Решить задачу.

  У Паши 18 конфет,  у Саши в 3 раза меньше. Сколько  конфет  у Саши  ?

2.        Решить примеры.

4 × 4      2 : 2

2 × 3      12 : 3

7 × 2      8 : 4

19 + 3 × 4

9 : 3 +  34  

3. Начерти замкнутую и незамкнутую  ломаные линии

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Основная

        1. М.Н. Перова  Математика 4 класс: учебник для  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., Просвещение, 2012.

        2. Программы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1 – 4 классы под редакцией В. В. Воронковой: - М.: Просвещение, 2010.

 Дополнительная

 

1. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1990.— 191 с.

2.  Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.

3. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Контрольные и проверочные работы по математике. – М., 2008.

4.  Камалетдинов С.В. «Обучение измерению длины отрезков в 1-3 классах вспомогательной школы». Дефектология , 2007, № 4.

5.  Коваленков В.Г. «Дидактические игры на уроках математики». -  Москва, 2007

6.  Перова М.П. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе». -  Москва "Просвещение"2010.

7.   Перова М.П. «Дидактические игры и упражнения по математике». -  Москва "Просвещение" 2007.

8.  Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений      VIII вида.  - М., 2005.

9.   Эк В.В., Перова М.Н. «Обучение наглядной геометрии во вспомогательной школе». -  Москва, 2010

10 . Эк В.В., Перова М.Н. «Обучение элементам геометрии во вспомогательной  школе». -  М. «Просвещение» 2005 г.

11. Эк В.В. «Изучение табличного умножения и деления в начальных классах вспомогательной школы».   Дефектология, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...