Конспект урока математики во 2 классе
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

1.Дидактическое обоснование:

«Математика 2 класс» И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, С.Н. Кормишина

 УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова».

2.Тема урока: «Время и его измерение».

3.Тип урока: урок введения новых знаний

4. Цель: актуализировать представления о времени посредством изучения темы «Время и его измерение», учить устанавливать соотношение между единицами времени и осознавать зависимость жизни людей от времени.

5.Планируемые достижения:

Предметные:

знания: термины: время, единицы времени; их значение для человека.

умения: умение характеризовать единицы времени;

умение соотносить величины, их взаимосвязь.

Метапредметные:

·        Выявлять связи между единицами времени на основе наблюдений и собственных знаний;

·        Осуществлять выбор взаимосвязанных предметов;

·        Оценивать совместно с учителем результаты своих действий.

6.Методы обучения: системно-деятельностный, проблемно-диалогический, исследовательский.

7.Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

8.Средства обучения: учебник, опорные слова-таблицы, средства ИКТ – планшетный компьютер.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к деятельности.

Настрой на работу. ( на доске запись)

Математика – гимнастика ума. А.В.Суворов

-Прочитайте высказывание. Вслух прочтет Ксения. Выскажите свое мнение. Для чего нужна эта гимнастика?

Настрой на дальнейшую работу.

Математические знания в жизни используются ежедневно.

Личностные: 

самоопределение.

Настрой на успех

2.Актуализация знаний. Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно»

Выявляет уровень знаний. Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию.

1. - Какие упражнения для математической гимнастики вы можете предложить на сегодняшнем уроке?

Работа в парах.

-Поработаем в парах. У вас на столах посередине лежат листы. Придвиньте их к себе ближе. Какое задание вам предстоит выполнить?

1. а) Выразите:

2 м 6 см  = …см

З дм = …см 

2 см = …мм 

б) Вычислите:

1дм 5см + 8дм 5 см = ..  см

9см – 20 мм = … см

Кто выполнит – встает. Сверьте ответы с доской. Во 2 строчку таблицы перенесите букву, соответствующую ответу выражения.

2 м 6 см  = 206 см В

З дм = 30 см  Е

2 см = 20 мм  Я

б) Вычислите:

1дм 5см + 8дм 5 см =  100см  Р

9см – 20 мм = 7см М

 

в)  Расположите все ответы в порядке убывания и расшифруйте слово:

 

206 см

100 см

30 см

7см

20 мм

В

Р

Е

М

Я

- Какое слово у вас получилось?

-Как вы понимаете значение этого слова?

-Как вы думаете, что сегодня будем изучать?

-А что вы хотите узнать о времени в этой теме? (Сколько времени варится суп? Сколько времени надо для приготовления д/з? и т.д.)

-С какими единицами измерения мы сейчас работали? (единицы длины)

-Перечислите. Для чего нужны единицы измерения длины?

-А время можно измерить?

-Вот на этот вопрос мы попытаемся сегодня ответить.

 -Какую цель поставим на уроке?

Рассуждают на заданную проблему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сверяют с доской, исправляют ошибки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдвигают гипотезы.

ВРЕМЯ

Формулируют (уточняют) тему.

 

 

 

 

 

 

Формулируют основную цель:

время и его измерение.

Личностные: интерес к учебному материалу.

Регулятивные: принимать учебную задачу

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

Коммуникативные: умение допускать существование различных точек зрения, строить понятные высказывания.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Организует учащихся на исследование проблемной ситуации.

-А для того, чтобы удобно было работать,  давайте составим план наших действий.
-Какие вопросы можно задать по этой теме?

- Где можно узнать точное значение этого слова?

-Найдите определение слова время в ваших планшетных компьютерах на сайте http://ozhegov.info

1.Работа с учебником.

Прочитайте задание первое задание №227 на стр.106.

-Вслух прочитает Софья Землякова.
-О какой величине идет речь? Чем похожи эти предложения?

-Какое второе задание? Кто затрудняется, обратитесь друг к другу за помощью.

(Выписали: 7 лет, 3 мес, 1 неделя, 10 сек, 7 дней.)

-Сколько единиц времени вы выписали?

-У кого больше ответов?

-Запишите пропущенные единицы времени.

-Какие еще единицы измерения времени вам знакомы?

-Если мы возьмем 12 мес, то как можно по-другому сказать об этом временном промежутке?

1год=12мес

 -Кто знает единицу измерения времени, равную 100 годам?

100 лет =1 век

-Вернемся к записи в тетради. Что заметили в записанных единицах времени?

-Прочитайте сноску. Что еще заметили? Сколько же дней в неделе?

1 неделя=7 дней

-Прочитайте 3-е задание. Выполните.

-Какая самая маленькая величина?

Можем ли мы себе представить продолжительность времени, равную 10 секундам?

-Хлопните в ладоши 10 раз. Вот теперь вы все стали на 10 сек старше.

-А какие единицы измерения времени связаны с нашей учебной деятельностью?

-Какие действия можно произвести с этими числами? (сложить/вычесть)

-Давайте сложим. Запишите в тетради решение.

-Что вы можете сказать об этой величине?

1 час=60мин

-А еще сегодня вы узнаете 8 интересных фактов по сегодняшней теме. Для этого нам понадобятся айпады. Зайдите в фото и прочитайте.

-Что вас удивило?

С помощью учителя составляют план работы.

План.

Понятие «время».

Единицы времени.

Значение времени для человека.

 

 

 

 

Приводят примеры.

 

 

 

 

Выполняют задания в тетради.

 

Обосновывают выбор написанного.

Приводят примеры.

Высказывают собственные предположения.

 

 

 

Около слова неделя стоит звездочка.

Нет числа у слова неделя.

Переписывают в порядке возрастания.

 

 

45 мин длится урок, 10-15 мин - перемена

Сложить /вычесть

45мин+15 мин=60мин

Высказывают свои впечатления.

Личностные: интерес к учебному материалу.

Регулятивные:

постановка целей и планирование работы с помощью учителя.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации с помощью технических средств;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять операцию сравнения, выделять существенные признаки объектов, анализировать объекты представленные в рисунках;

 первоначальные представления о причинно-следственных связях (без названия связей);

Коммуникативные: принимать участие в работе парами.

Предметные: умение приводить доказательство, используя результат наблюдения.

 

 

 

4.Физминутка

 

  

5. Включение в систему знаний Закрепление.

1. Устанавливает осознанность восприятия.

 -Продолжим нашу математическую гимнастику. Выполним номер 231. Какое задание вам предстоит выполнить? (решить задачу)

-Прочитайте условие задачи.

-Что известно в задаче? Что спрашивается?

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?  Почему?

-Как мы это можем узнать? Почему?

-Тогда мы сможем ответить на вопрос задачи?

-Кто пойдет решать к доске? (1 чел)

-Кто затрудняется? Кому нужна помощь?

-Сверим решения с доской.

-У кого есть замечания?

2.  Организует деятельность по применению новых знаний.

-Вернемся к айпадам. Найдите окошко «часы», нажмите. Что заметили? (последнее  окошко пустое)

Нажмите на него. Давайте выставим время.В какой стране мы живем? А столица России? Значит,  россияне живут по московскому времени. Выберите в списке Москву, нажмите. Какое время показывают часы? (московское время….)

-Какое значение время имеет для человека?

 3. Работа в группах.

-А следующее задание, я думаю, вам понравится выполнить в группах. Представители групп берут задание в конвертах.

-Посмотрите, что у вас в конвертах?

-Какое задание будем выполнять? Результаты работ помещаем на доску.

-Что у вас получилось? (часы)

-Для чего нужны часы? (для измерения времени)

Кто-нибудь из вас видел эти часы?

-Изображения этих часов нам пригодятся на завтрашнем уроке.

 

Мотивация к деятельности.

 

 

 

Высказывают предположения.

Объясняют свой выбор.

Подводят итоги.

 

 

 

 

 

Высказывают своё мнение.

 

 

Разрезанные части изображений склеить и прикрепить на доску.

Намечают перспективу последующей работы.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: принимать учебную задачу.

Познавательные:

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные: умение приводить доказательство, используя результат наблюдения.

7. Домашнее задание

На с.107 вас предстоит выполнить №230.

-Посмотрите на это задание. Как поняли? И еще: придумайте дома задания для устного счета с использованием новой величины.

-А еще у меня есть интересные сведения из истории о времени. Кто хочет подготовиться и завтра расскажет об этом?

  

8.Рефлексия деятельности.

Организует рефлексию.

-Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

 -Достигли мы поставленной цели?

-Давайте ответим на главный вопрос: можно ли измерить время?

- Опираясь на наш план, попробуйте составить небольшие рассказы о времени.

Я буду в роли журналистки и прошу вас дать интервью по нашей теме. (2 чел)

- Что вам было интересно сегодня узнать?

- На ваших столах лежат изображения солнышка. Символ нашего класса – солнце. Оцените свою работу на уроке. Если у вас все получилось, вы довольны своей работой – выбирайте улыбающееся солнышко. Если вы испытывали затруднения на уроке, но все же справились – солнышко с маленькой тучкой. Если вам было трудно на уроке, вы многое не поняли – это солнышко с дождевой тучкой. Прикрепите свой выбор на доску.
- И все же я думаю, что наш урок прошел с пользой для каждого из вас, а если есть труд – значит, будет и успех! Урок закончен!

Озвучивают вопросы, поставленные в начале урока.

 

 

С помощью плана составляют мини-рассказы.

 

 

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные: способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные: умение оценивать свою деятельность с помощью учителя; адекватно оценивать собственную деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя

 

 

Самоанализ урока.

 

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: актуализировать представления о времени посредством изучения темы «Время и его измерение», учить устанавливать соотношение между единицами времени и осознавать зависимость жизни людей от времени. Реализация целей         просматривается через весь урок.

Тип урока: Введение нового знания. Данный урок является продолжением системного изучения раздела «Числа и величины». Знания, полученными на этом уроке являются составными слагаемыми для последующих тем.

Структура урока соответствует требованиям ФГОС. Последовательность этапов урока прослеживается. Время рационально распределено на все этапы урока, связки между этапами логичны. В начале урока проведена актуализация знаний и побуждающий к теме диалог, что явилось мотивирующим переходом к главному этапу урока. Первичное закрепление явилось достижением необходимого результата.

Урок четко соответствует требованиям ФГОС. Результаты: Личностные: самоопределение, интерес к учебному материалу,  способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные: постановка целей и планирование работы с помощью учителя.

Познавательные: осуществление поиска нужной информации с помощью технических средств; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять операцию сравнения, выделять существенные признаки объектов, анализировать объекты представленные в рисунках; первоначальные представления о причинно-следственных связях величин (без названия связей);

Коммуникативные: умение допускать существование различных точек зрения, строить понятные высказывания, принимать участие в работе парами, группами.

Предметные: умение приводить доказательство, используя результат собственного опыта или наблюдения.

Для достижения результатов использовались проблемно-диалогический метод, исследовательский, здоровьесберегающая технология.

Содержание урока соответствует возрастным нормам учащихся и требованиям программы. Я осуществляла опору на жизненный опыт учащихся, развивала их самостоятельность, познавательную активность, применяла межпредметные связи и связь с ранее изученным материалом. Также мои усилия были направлены на задания исследовательского характера, например, при составлении плана работы. Сочетала фронтальную, индивидуальную, парную и групповую работу на уроке.

Для домашней работы предложены задания различного уровня сложности, что повышает уровень познавательной активности класса в целом.

В течение урока я развивала умение учащихся самостоятельно оценивать и результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки. Также я мотивировала учеников на успех, что является непременным залогом развития творческой активности, старалась избавить их от страха перед школьным контролем и оцениванием, создала комфортную обстановку, чтобы сберечь психологическое здоровье детей. Отметки на уроке открытия новых знаний не предусмотрены ФГОС, поэтому осуществлялся самоконтроль  на этапе открытия нового знания, в ходе самостоятельной работы на этапе актуализации изученного и на этапе включения в систему знаний  в форме самопроверки по эталону и по обоснованию самими учащимися.

Мои ученики были активно включены в урок, сосредоточены на достижение конечного результата. В классе установлено учебное сотрудничество, учащиеся работали слаженно, с взаимопониманием, их поведение на уроке спокойное, естественное, уверенное, непосредственное. Я сама спокойно реагирую на ошибки детей, рассматриваю их как новые учебные проблемы, даю возможность высказывать свою точку зрения каждому, поддерживаю, одобряю. На уроке создана доброжелательная, доверительная, деловая атмосфера, основанная на уважении к ребенку, его внутреннему миру, способствующему самовыражению каждого ученика.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".

Конспект урока соответствует  тебованиям  ФГОС. Игровая форма  и  данные  по теме "Космос" способствует  активизации познавательной деятельности учащихся....

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.

Тема урока:  Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...

Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)

Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...

Конспект урока математики 2 класс Тема урока: "Письменные вычисления с натуральными числами. Запись сложения столбиком"

Технология проблемно-диалогического обучения в соответствии с деятельностным методом. Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока:обучить алгоритму письменного вычисления двузначных чисел и...