Программа курса «Математика и конструирование».
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс) по теме
Факультативный курс «Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе. Курс призван решать следующие задачи:
1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;
2) формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;
3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.
В целом факультативный курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.
Курс «Математика и конструирование» для начальной школы рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю) .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_fakultativnogo_kursa.docx | 33.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса «Математика и конструирование».
Пояснительная записка.
Факультативный курс «Математика и конструирование» разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе. Курс призван решать следующие задачи:
1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей;
2) формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;
3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.
В целом факультативный курс «Математика и конструирование» будет способствовать математическому развитию младших школьников: развитию умений использовать математические знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логического и конструкторского мышления, стремлению использовать математические знания в повседневной жизни.
Курс «Математика и конструирование» для начальной школы рассчитан на 33 ч (1 ч в неделю) в 1 классе и на 34 ч (1 ч в неделю) для каждого следующего года обучения.
Содержание курса
Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые I незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. 1еление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии
Конструирование.
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрихпунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по отологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое, жёсткое, внахлестку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей «Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино». Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
Календарно-тематическое планирование факультативного курса.
Класс: 2
Учитель: Козина Л.Л.
Количество часов
Всего 34 часов; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе ФГОС начального общего образования, в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России». Примерные программы по учебным предметам.
Начальная школа. Москва «Просвещение» 2011 год. Школа России. Рабочие программы. Математика. М.И. Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова 1-4 класс Москва «Просвещение» 2011 год.
Учебник: «Математика и конструирование» 1-4 класс, автор С.И.Волкова, О.Л.Пчелкина, издательство «Просвещение», год издания 2012, пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
№ | Дата | Тема, количество часов | Планируемые результаты. | |
Освоение предметных знаний. | Универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) | |||
2 класс (34ч) | ||||
Повторение ранее изученного. Пособие с. 4-9 | Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. | |||
«Оригами» — «Воздушный змей». Приложение 4, Пособие с. 84, 85 | Изготовление изделий в технике «Оригами» — «Воздушный змей». | |||
Треугольник. Пособие с. 10-13 | Соотношение длин сторон треугольника. | Определять, из каких трёх отрезков можно построить треугольник. | ||
Прямоугольник. Приложение 1,14-30, 32-38, 41, 43,44,45 32-34 | Практическая работа «Изготовление модели складного метра». Свойство противоположных сторон прямоугольника. Диагонали прямоугольника и их свойства. Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства. Построение прямоугольника на нелинованой бумаге с помощью чертёжного треугольника. | Изготавливать модель складного метра. Вычерчивать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. Строить прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника | ||
Середина отрезка. Пособие с. 35-38 | Середина отрезка. | Находить середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки (без измерений). | ||
Отрезок, равный данному. Пособие с.41, 43-45 | Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля. | Строить отрезок, равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины). | ||
Практические работы: Пособие с. 31, 39, 42 | Практические работы: «Изготовление пакета для хранения счётных палочек», «Изготовление подставки для кисточки», «Преобразование фигур по заданному правилу и по воображению» | Изготавливать изделия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника (квадрата). | ||
Окружность. Пособие с.46-56 | Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение прямоугольника, вписанного в окружность. | Чертить окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность. | ||
«Ребристый шар» «Цыпленок» Пособие с. 57, 58, 64 | Практические работы: «Изготовление ребристого шара», «Изготовление аппликации „Цыплёнок"». | Вырезать круги и использовать их для изготовления описанного изделия. Изменять изготовленное изделие по предложенному условию. | ||
Окружность, розетки. Пособие с. 68-69 | Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток». | Делить окружность на 6 равных частей с использованием циркуля. Изменять изготовленное изделие по предложенному условию. | ||
«Изготовление закладки для книги» Пособие с. 70-76 | Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо). | Читать и использовать простейший чертёж для изготовления предложенного изделия. Читать технологическую карту и выполнять по ней дйствия. | ||
Аппликация «Автомобиль». Пособие с. 77-79 | Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». Изготовление чертежа по рисунку изделия. | Читать чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия. Вносить изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот. Выполнять чертёж по рисунку изделия. | ||
Аппликации «Трактор с тележкой», «Экскаватор». Приложения 2, 3, с. 82, 83 | Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор». | Дополнять чертёж недостающим размером. | ||
«Оригами». «Щенок», «Жук». Приложение 5, 6, с. 86-89 | «Оригами». Изготовление изделий «Щенок», «Жук». | Изготавливать по чертежу несложные изделия. Работать в паре: распределять обязанности, обсуждать результат, исправлять допущенные ошибки. | ||
32. -34. | Набор «Конструктор». Приложение 7, с. 90-95 | Работа с набором «Конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. Виды соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий | Собирать несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Математика и конструирование" (внеурочная деятельность в 1 классе)
Программа предназначена для кружковой работы с обучающимися 1 классов. Я использую эту программу для работы с детьми условно готовыми к школьному обучению. Так как программа помогает разви...
Рабочая программа факультативного курса "Математика и конструирование" 3 класс
Рабочая программа факультативного курса "Математика и конструирование" 3 класс содержит пояснительную записку и КТП, составлена в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа факультативного курса "Математика и конструирование" 1-4 класс
Рабочая программа "Математика и конструирование"...
Рабочая программа факультативного курса «Математика и конструирование» для 4 класса
Рабочая программа по «Математике и конструированию» разработана на основе авторской программы В.П &laqu...
Программа курса "Математика и конструирование (с элементами моделирования)" для 2-4 классов
Программа для обучающихся 2-4 классов направлена на расширение и совершенствование геометрических знаний учащихся, развитие их конструкторских способностей, развитие логического мышления, пространстве...
Рабочая программа курса "Математика и конструирование"
Рабочая программа предусматривает материал, способствующий формированию геометрических понятий и расширению кругозора младших школьников...