Рабочая программа факультативного курса «Математика и конструирование» для 4 класса
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по «Математике и конструированию» разработана на основе авторской программы В.П « Математика и конструирование» С.И.Волкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem._i_konstr.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по «Математике и конструированию» разработана на основе авторской программы В.П « Математика и конструирование» С.И.Волкова.
Изучение программы предполагает органическое единство мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всём многообразии их взаимного влияния и взаимодействия. Мыслительная деятельность и теоретические математические знания создают базу для овладения программой, а специально организованная конструкторско-практическая учебная деятельность создаёт условия не только для формирования элементов технического мышления и конструкторских навыков, но и для развития пространственного воображения и логического мышления, способствует актуализации и углублению математических знаний при их использовании в новых условиях.
Основная цель программы:
Сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие, начальные геометрические представления. Усилить развитие логического мышления и пространственных представлений
Задачи :
расширение математических в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения детей:
Формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертежными инструментами:
Овладение учащимися различными способами моделирования , развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.
Курс «Математика и конструирование» рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю).
1.Планируемые результаты освоения курса «Математика и конструирование»
Предмет «Математика и конструирование» дает возможность дополнить учебный предмет «Математика» практической конструкторской деятельностью учащихся, а так же предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности учащихся, их взаимного влияния и дополнения одного вида деятельности другим. Мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу для овладения предметом «Математика и конструирование», а конструкторско-практическая деятельность способствует закреплению основы в ходе практического использования математических знаний, повышает уровень осознанности изученного математического материала, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся.
К концу обучения во 4 классе ученик научится:
работать с чертежом, технологической картой и составлять их;
• работать с чертёжными инструментами;
• определять назначение изготовленного изделия; оценивать качество своей работы с учётом технологических и принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
овладевать способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
2.Содержание индивидуально-групповых занятий (34 ч.)
Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Курс «Математика и конструирование разработан как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе.
Геометрическая составляющая.
Построение отрезка, равного данному, с использованием циркуля и линейки без делений. Виды треугольников по сторонам.
Виды треугольников по углам. Построение треугольника по сторонам с использованием циркуля и линейки без деления. Треугольная правильная пирамида. Элементы треугольной пирамиды: грани, вершины, рёбра. Периметр многоугольника. Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата. Построение прямоугольника на нелинованной бумаге. Площадь. Единицы площади. Деление окружности на 2,4 ,8 равных частей. Деление окружности на 3,6,12 равных частей. Деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без делений. Вписанный в окружность треугольник.
Конструирование.
Изготовление моделей треугольников различных видов. Изготовление модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок, разделенных на 4 равных равносторонних треугольника
Изготовление из бумажных полосок игрушки (флексатон – “гнущийся многоугольник”).
Изготовление по чертежу аппликации “Домик”
Изготовление по чертежу аппликации “Бульдозер”
Изготовление по технологической карте композицию “Яхты в море”
Изготовление многолепесткового цветка из цветной бумаги с использованием умений учащихся делить круг на 8 равных частей.
Изготовление модели часов с круглым циферблатом с использованием умений учащихся делить круг на 12 частей
Изготовление аппликации “Паровоз” с предварительным изготовлением чертежа по рисунку.
Конструктор и его виды. Назначение. Знакомство с деталями конструктора, монтажными инструментами. Приёмы работы с конструктором. Правила техники безопасности и личной гигиены при работе с конструктором и монтажными инструментами. Изучение правил. Организация рабочего места. Виды соединения деталей в конструкторе: обычное, шарнирное, жесткое, внахлестку. Подвижные и неподвижные механизмы. Сборка из деталей различных изделий.
Отрезок. Построение отрезка
Виды треугольников
Периметр многоугольника. Площадь фигуры.
Вычерчивание окружности. Деление окружности на равные части.
Техническое моделирование.
Систематизация и обобщение знаний. Подведение итогов по изучению теоретического материала. Выставка практических работ учащихся.
3.Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Корректировка |
1 четв. 1 | Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда | 1 | |
2 | Свойства граней и ребер прямоугольного параллелепипеда. | 1 | |
3-4 | Развертка прямоугольного параллелепипеда. | 2 | |
5 | Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины. | 1 | |
6 | Свойства граней и ребер куба. | 1 | |
7-8 | Развертка куба. Изготовление каркасной модели прямоугольного параллелепипеда (куба). | 2 | |
9-10 | Вычерчивание развертки и изготовление модели прямоугольного параллелепипеда (куба). | 2 | |
2 четв. 11 | Изготовление модели куба сплетением из трех полосок | 1 | |
12 | Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж). | 1 | |
13-14 | Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трех проекциях. | 2 | |
15 | Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольного параллелепипеда (куба). | 1 | |
16-17 3 четв. | Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из кубов одинаковых размеров. | 2 | |
18 | Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более оси симметрии. | 1 | |
19-20 | Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относительно заданной оси симметрии. | 2 | |
21 | Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой. | 1 | |
22 | Развертка прямого кругового цилиндра. | 1 | |
23-24 | Изготовление моделей цилиндра. | 2 | |
25-26 | Изготовление моделей шара. | 2 | |
4 четв. 27-28 | Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра (подставка для карандашей; дорожный каток). | 2 | |
29-30 | Изготовление набора «Монгольская игра» и его использование для построения заданных фигур. | 2 | |
31-32 | Изготовление способом оригами героев сказки «Лиса и журавль». | 2 | |
33 | Знакомство с диаграммами: изображение данных с помощью столбчатых диаграмм. | 1 | |
34 | Чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными. | 1 |
Приложение 1
СВОДНАЯ УЧЕТА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
ПО ПРЕДМЕТУ «Математика и конструирование»
Класс - 4
Количество часов учебный год
класс | 4 |
всего часов | 34 |
часов в неделю | 1 |
Сводная ведомость часов за год
Учебные четверти | Количество часов |
1 четверть | 10 |
2 четверть | 7 |
3 четверть | 9 |
4 четверть | 8 |
Год | 34 |
Формы и методы работы
В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:
- самоконтроль — при введении нового материала,
- взаимоконтроль — в процессе его отработки,
индивидуальный и фронтальный опросы;
- Устный и письменный опросы;
- Самостоятельная работа;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по курсу " Математика и конструирование" 1 класс
Материал содержит календарно-тематическое планирование по курсу " Математика и конструирование" в 1 классе в количестве 33часов , автор программы М.И. Моро...
Тест по итогам первой четверти по курсу "Математика и конструирование", 2 класс
Задания на выбор правильного ответа по изученным темам...
Тест по итогам второй четверти по курсу "Математика и конструирование", 2 класс
Проверка знаний учащихся по изучаемым темам 2 четверти, закрепление пройденного....
Рабочая программа факультативного курса "Математика и конструирование" 3 класс
Рабочая программа факультативного курса "Математика и конструирование" 3 класс содержит пояснительную записку и КТП, составлена в соответствии с ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по курсу «Математика и конструирование» 2 класс.
Календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа факультативного курса "Математика и конструирование" 1-4 класс
Рабочая программа "Математика и конструирование"...