Развитие познавательных УУД у учащихся 1 класса на уроках математики с использованием информационно-коммуникативных технологий
опыты и эксперименты по математике (1 класс) по теме
В данной работе рассмотрена проблема познавательного интереса в психолого-педагогической литературе. Затем проведена опытно – экспериментальная работа по изучению влияния работы с компьютером на уровень познавательного интереса к уроку математики в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplom.docx | 631.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное агентство по образованию
ГУВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»
Психолого-педагогический факультет
Кафедра социальной педагогики, психологии и предметных методик начального образования
Развитие познавательного интереса у учащихся 1 класса на уроках математики с использованием компьютера
Выполнила
Евгения Олеговна Алексеева
__________________________
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук, доцент
Светлана Александровна Зайцева
_________________________
План
Введение..................................................................................................................4
Глава 1. Проблема познавательного интереса в психолого-педагогической литературе
1.1. Общее понятие о познавательном интересе. Его виды…………………. 8
1.2. Возрастные особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте……………………………………………………............... 15
1.3. Пути развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте.................................................................................................................. 20
1.4. Компьютер как средство развития познавательного интереса……….... 22
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по изучению влияния работы с компьютером на уровень познавательного интереса к уроку математики в 1 классе
2.1 Диагностика исходного уровня сформированности познавательного интереса ................................................................................................................ 28
2.2. Система формирующих упражнений, направленных на развитие уровня познавательного интереса у младших школьников…………………………...35
2.3. Сравнительная диагностика уровня сформированности познавательного интереса учащихся………………………………………………………………43
Заключение.............................................................................................................52
Литература…………………….............................................................................57
Приложение 1. Результаты анкетирования по методике Л. М. Фридмана…..61
Приложение 2. Диаграмма уровня познавательного интереса у первоклассников на начало обучения………………………………………….62
Приложение 3(на диске). Мультимедийная презентация на тему «» к учебнику Истоминой Н. Б………………………………………………………64
Приложение 4. Программное обеспечение: Уроки Кирилла и Мефодия, Математики 1 класс (на 3х дисках)………………………………………..………65
Приложение 5. Интерактивный тренажер по математике для 1 класса к учебнику Н.Б.Истоминой………………………………………………………..66
Приложение 6. Сравнительная диагностика уровня познавательного интереса по анкете Л. М. Фридмана на начало и конец обучения………….................................................................................................67
Введение
Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует об интенсивности исследований психолого-педагогических основ развития познавательного интереса школьников как важного средства активизации обучения (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, H.A. Менчинская, Н.Г. Морозова, А.Н. Прядехо, Л.С. Рубинштейн, Л.М. Фридман, Г.И. Щукина, С.Г. Якобсон, др.). [12, 28,30,45]
Несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у школьников исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем.
Полученные эмпирические данные состояния развития познавательного интереса у младших школьников показывают недостаточный уровень его сформированности в современных условиях, что затрудняет успешное решение приоритетных задач, стоящих перед школой. У значительной части учащихся наблюдается преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс начальной школы у большинства из них остается на прежнем уровне и даже снижается. Количество учащихся, проявляющих интерес к учебной деятельности, уменьшается по мере их взросления с первого по четвертый класс включительно с 81% до 62%. [10]
Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников показывает, что одним из приоритетных в этом направлении, наряду с традиционными, признается использование средств информационных технологий.
Вопросам их применения в школьной практике на современном этапе развития системы образования посвящены многие исследования (Д.И. Бэленел, Б.С. Гершунский, А.П. Ершов, B.C. Леднев, И.В. Роберт, Е.К. Хеннер и др). Значительный вклад в разработку проблем применения информационных технологий в обучении младших школьников внесли С.А. Бешенков, Р. Вильяме, А.Г. Гейн, Ю.М. Горвиц, A.B. Горячев, В.В. Давыдов, A.A. Кузнецов, К. Маклин, Ю.А. Первин, С. Пейперт, Б. Сендов, Б. Хантер. [12] Большинство авторов признают компьютер в качестве эффективного средства активизации обучения.
Все это определило актуальность выбранной темы: развитие познавательного интереса у учащихся 1 класса на уроках математики с использованием компьютера.
Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить процесс эффективного формирования познавательного интереса младших школьников средствами информационных технологий.
Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования познавательного интереса младших школьников средствами информационных технологий.
Гипотеза исследования. Формирование познавательного интереса у младших школьников будет более эффективным, если:
— выявлены необходимые и достаточные условия, оптимизирующие формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения;
— организация процесса обучения в начальной школе с использованием средств информационных технологий учитывает возрастные особенности младших школьников, исходный уровень развития их познавательного интереса и систематически обеспечивает динамику его развития;
— выделены и обоснованы критерии сформированности познавательного интереса у младших школьников и на их основе в процессе обучения осуществляется диагностирование уровней его развития.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы формирования познавательного интереса младших школьников в теории и практике обучения.
2. Разработать систему учебных занятий и соответствующее методическое обеспечение учебного процесса с использованием средств информационных технологий, направленных на формирование познавательного интереса младших школьников.
3. Выявить и проанализировать качественные особенности содержания познавательной деятельности младших школьников на уроках с использованием средств информационных технологий, проследить влияние обучения на динамику развития их познавательного интереса.
4. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели, совокупности ее компонентов, условий формирования познавательного интереса младших школьников, а также технологию ее реализации в процессе обучения в начальной школе.
Для решения намеченных задач в процессе исследования были использованы различные теоретические и эмпирические методы: теоретический анализ научных работ, длительное педагогическое наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта по формированию познавательного интереса младших школьников в процессе обучения, опросы различного вида, обучающий эксперимент в естественных условиях, анализ письменных и контрольных работ учащихся, анализ уровня развития их познавательного интереса, статистические методы обработки результатов эксперимента.
Базу исследования составили 1 А и 1 Б классы (в каждом по 25 человек) МОУСОШ № 68 города Дзержинска Нижегородской области.
Глава 1. Проблема познавательного интереса
в психолого-педагогической литературе
- Общее понятие о познавательном интересе. Виды.
Одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. Решение этой проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия "познавательный интерес".
При рассмотрении данного вопроса мы будем опираться на теоретические положения психологии и педагогики, раскрывающие сущность и основные характеристики интереса, его значение в развитии личности.
Интерес в буквальном переводе с латинского (interest) означает - "важно, имеет значение". В педагогической энциклопедии интерес трактуется как реальная причина действий человека, стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности [37].
Понятие "интерес" многозначно. Его содержание связывают как с характеристикой социальных групп разной общности (общественные интересы), так и с характеристиками личности (личностные интересы).
Познавательный интерес - важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость [32].
Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, в глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей.
В исследованиях Г.И. Щукиной познавательный интерес определяется как "избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это устойчивое образование, которое в ходе... увлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется" [53].
Несколько иную точку зрения высказывает Н.Г. Морозова. Познавательными она называет интересы, направленные на процесс учебного познания и на его результаты. Она рассматривает интерес как "эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности" [30].
В.Б. Бондаревский, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн считают, что познавательный интерес выступает:
— как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
— как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение;
— как особое, избирательно наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями отношение к окружающему миру, его объектам, явлениям, процессам [5,32].
Познавательный интерес рассматривается рядом авторов как потребность в знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремиться к познанию, к поиску способов и средств удовлетворения имеющейся у него "жажды знаний" (Л.И. Божович, H.A. Менчинская, Г.И. Осипов, М.Н. Скаткин, Ю.В. Шаров).
По мнению ряда авторов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн), познавательный интерес - это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер.
В.А. Сластениным познавательный интерес рассматривается как внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение [42].
Ш.А. Амонашвили определяет познавательный интерес как форму стремлений личности, как направленность самостоятельного поиска, постижения секретов, свободного обсуждения проблемы, решения трудных задач, утверждения собственного мнения [2].
Психолого-педагогический аспект изучения сущности понятия "познавательный интерес" дает основание говорить о многоплановости и сложности исследуемого понятия. Общим для всех подходов является констатация связи интереса с мотивационно - потребностной сферой личности. С одной стороны, интерес может выступать в качестве значимого мотива деятельности; с другой стороны, именно в интересах наиболее ярко проявляются потребности. [27]
Специфика интереса проявляется в его особой эмоционально-познавательной стороне, которая характеризуется у школьника активностью, стремлением к деятельности, характером задаваемых вопросов.
Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С. Выготский, А.К. Дуса-вицкий, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, А.Н. Прядехо, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина) позволяет в качестве ведущих компонентов структуры познавательного интереса выделить интеллектуальный, волевой, эмоциональный и поведенческий. Их значение, характер проявления и взаимосвязи не одинаковы на различных этапах возрастного развития школьников.
Интеллектуальный (когнитивный) компонент составляет ядро познавательного интереса. Он характеризуется поисковой направленностью в процессе учебной деятельности, стремлением ориентироваться в новой ситуации, поиском путей решения поставленных учебных задач. Интерес, выражая осознанную направленность личности, активизирует способности школьника, в результате чего его деятельность становится более полноценной. Для учащегося личностно-значимым становится результат познавательной деятельности.
Волевой компонент связан, прежде всего, с тем, что школьник стремится сам планировать свою деятельность. Его интерес к занятиям предполагает активно-действенное отношение к предмету деятельности. Это проявляется в степени настойчивости школьника в познании определенной области, в преодолении трудностей в ходе выполняемой деятельности. Постепенно у него формируется умение управлять своим поведением, сознательно ставить цели, что также свидетельствует о становлении интереса.
Эмоциональный компонент выражается в удовольствии, положительных эмоциональных переживаниях, вызываемых самим процессом познавательной деятельности, ходом и результатами учения. Он различается по содержанию, силе и глубине вызываемых чувств. Как отмечает А.Н. Леонтьев, чувство превращается в мотив поведения, в побуждение к действию.
Поведенческий компонент выражается в постепенном переходе от внешней регуляции к саморегуляции. [30, 52]
Говоря о познавательном интересе как о движущей силе обучения, необходимо рассмотреть его виды.
Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный интерес к объекту как
средству достижения целей деятельности. [33]
Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не взывает, но выполнение которой является условием выполнения интересующей человека деятельности.
Оценка широты или узости интереса в конечном счёте определяется его содержательностью и значимостью для личности. [1]
Интересы детей очень разнообразны, что позволяет исследователям данной проблемы разделить их на несколько видов.
В частности А.Г. Ковалевым составлена следующая классификация:
1. По содержанию (направленности):
а) материальный (с подвидами);
б) общественно-политический;
в) профессионально-трудовой;
г) познавательный: учебный, специально научный;
д) эстетический;
е) читательский;
ж) спортивный и другие. [19]
2. Непосредственный, опосредствованный:
а) непосредственный - интерес к самому процессу деятельности: процессу познания, в том числе - овладению знаниями, процессу труда, творчеству.
Я.Л.Коломинский связывает его с какой-либо потребностью. [20]
б) опосредствованный - интерес к результатам деятельности:
Я.Л.Коломинский связывает его с осознанием жизненной значимости [20]
3. По уровню действенности:
а) пассивный - созерцание;
б) активный - действие.
4. По объему (характеризует структуру интересов личности):
а) широкий - многим интересуется, глубоко разбирается;
б) узкий - любознательность, нет постоянного увлечения.
5. По глубине:
а) глубокий - стремление глубоко проникнуть в предмет познания, в
совершенстве овладеть профессией;
б) поверхностный - легкомысленность в практике, верхоглядство в познании.
6. По устойчивости:
а) устойчивый - развитые способности и глубокое сознание своего долга и призвания;
б) неустойчивый - антипод первого, характерен взрослым и детям.
В реальной жизни все эти виды переплетены между собой. [19] Классификация Г.И. Щукиной построена по иному принципу. Здесь интерес выступает как:
1) избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
2) тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
3) мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
4) особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам [52]
По отношению к учению виды интереса дифференцированы А. К. Марковой и поддержаны И. А. Зимней. С этой точки зрения интерес может
быть:
1) широким;
2) планируемым;
3) результативным;
4) процессуально-содержательным;
5) учебно-познавательным
6) преобразующий интерес [15]
По предметной направленности интересов и связанными с ними сферами деятельности выделяют интересы художественные, технические, познавательные и т.д.
Познавательный интерес является особой и важной областью общего феномена “интерес”. В сферу этого интереса входят: приобретение школьником знания; процесс овладения знаниями; процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. [30] Познавательный интерес направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах [34]
Ценность познавательного интереса для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему. Познавательный интерес выступает как важнейший мотив личности, ее познавательной деятельности. Своеобразие этого интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, к знаниям о них, к научным областям их изучающим. Процесс учения в состоянии интереса носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер, познавательный интерес составляет важнейший мотив учения. Под влиянием познавательного интереса в интеллектуальной деятельности проявляются активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач. В него вплетены такие эмоциональные проявления как эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной радости, чувство успеха. Гармоничное развитие человека не может совершаться вне формирования познавательного интереса. [28]
2.2. Возрастные особенности развития познавательного интереса.
Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Появляется смысловая ориентировочная основа — звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. [15]
Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. [19]
Утрата интереса к игре и становление учебных мотивов связаны также с особенностями развития самой игровой деятельности. Как считает Н.И. Гуткина, дети 3-5 лет получают удовольствие от процесса игры, а в 5-6 лет — не только от процесса, но и от ре, т.е. выигрыша. В играх по правилам, характерных для старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, выигрывает тот, кто лучше освоил игру. Сам ход развития детской игры приводит к тому, что игровая мотивация постепенно уступает место учебной, при которой действия выполняются ради конкретных знаний и умений, что, в
свою очередь, дает возможность получить одобрение, признание взрослых и сверстников, особый статус. [11]
Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.
Учебно-познавательная деятельность, являясь ведущей для всех возрастов учащихся, модифицируется в зависимости от освоения школьниками различных сторон существующей действительности. Характерно это и для младшего школьника. Важен тот факт, что в этом возрасте происходит интенсивное формирование интеллектуальных, познавательных, творческих способностей. Отправной точкой, стимулирующей протекание всего процесса обучения для младшего школьника, становится интерес к познанию, к творческому самовыражению. Интерес проявляется как стремление, желание детей познать что-то новое, неизведанное. Вся познавательная деятельность для младшего школьника становится личностно-ориентированной, приобретает эмоционально-мотивированный характер, способствует самостоятельному решению мыслительных задач и творческому поиску, приводит к удовлетворению от приобретенных знаний и оригинальных находок. [44, 54]
Интерес к процессу познания изменяет и характер организации деятельности. В структуру творческой познавательной деятельности младших школьников, включенную в учебно-воспитательный процесс, входят следующие ее виды: познавательная, предметно-практическая, игровая, художественная, эстетическая. Общение рассматривается как особый вид деятельности и должно быть приоритетный. [40]
Познавательный интерес в своем развитии проходит ряд этапов. Поэтому на становление познавательного интереса оказывает влияние возрастной аспект, поскольку приобретение знаний содействует переводу интереса на более высокий уровень. Рассмотрим подробнее особенности интересов младших школьников. При рассмотрении данного вопроса будем опираться на работы К.Г. Морозовой, М.Ф. Морозовой, Н.А. Погореловой, Г.И. Щукиной. [30, 52]
Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Между интересом-любопытством и познавательным интересом-отношением существует преемственная связь, так как:
- во-первых, в онтогенетическом развитии человека сначала появляется любопытство как, безусловно-рефлекторная, ориентировочная реакция (рефлекс «Что такое?»), затем — как произвольная познавательная активность (любознательность «почемучек») и лишь потом устойчивый избирательный интерес - отношение к какой-либо сфере знаний;
- во-вторых, при формировании интереса - отношения актуализация этой установки происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания.
Таким образом, интерес-отношение реализуется многократно в процессе интересующей человека деятельности. Интерес-отношение — это, по сути, мотивационная установка, отражающая готовность человека осуществлять деятельность. Положительное отношение гарантирует получение удовольствия (при чтении книг, при просмотре кинофильмов, при посещении спортивных соревнований и т.д.). [19]
Переход интереса с одной стадии своего развития на другую не означает исчезание предыдущих. Они остаются и функционируют наравне с вновь появившимися формами. (А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов).
К развитию интереса можно отнести и случаи преобразования познавательного интереса в учебный интерес.
А. Я. Миленький (1977) изучил специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса. Основным объектом учебного интереса является содержание изучаемого по программе учебного материала и способы его усвоения. Поскольку учебный интерес формируется в процессе взаимодействия педагога и учащегося, возникновение учебного интереса зависит от профессионального мастерства и авторитета педагога, который сам может быть источником этого интереса. В то же время учебный интерес формируется на фоне обязательного усвоения учебного материала, контроля за этим усвоением, что может вызвать первоначально негативное отношение к предмету, т. е. «отрицательный» мотив учения, который необходимо побороть. [39]
Формирование интересов у школьников начинается с самого начала обучения в школе. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у первоклассника интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.
На этой основе и могут сформироваться у младшего школьника мотивы учения высокого общественного порядка, связанные с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям. Учитель должен воспитывать именно такие мотивы учения, добиваться осознания детьми общественного значения учебного труда. [24]
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьника чувства удовлетворения от своих достижений. Избирательный интерес к отдельным учебным предметам возникает у младших школьников сравнительно поздно, так как он требует значительного накопления соответствующей суммы знаний и выделения для осознания ребенком специфического содержания данного учебного предмета.
Учащиеся младшего школьного возраста интересуются всеми видами учебной работы, но предпочитают те го них, которые являются более сложными по содержанию. Однако учителю следует учесть, что возрастание трудности учебного материала и учебной задачи только в том случае приводит к повышению интереса, если эта трудность преодолима для ученика. В противном случае интерес не только не повышается, но и заметно угасает. [34]
В первые годы обучения интересы развиваются очень заметно, особенно
познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 классы), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. Интерес к фактам к концу младшего школьного возраста начинает сменяться интересом к закономерностям. Если первоклассников и второклассников чаще интересует, «что это такое?», то в более старшем возрасте типичными становятся вопросы «почему?» и «как?». С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению определенной литературы, у мальчиков быстро формируется интерес к технике. С 3 класса начинают дифференцироваться учебные интересы.
Развитие учебных интересов прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития интересов младших школьников, помнить, что развитие идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению. Для воспитания учебных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действие. [39]
Обобщая выше сказанное, можно заключить, что интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний; непосредственно связано с изучаемым объектом, наглядно, практически выражено.
Интересы к концу младшего школьного возраста начинают приобретать активный и познавательный характер, который отличается от эпизодического интереса, характерного для школьников 1 — 2 классов.
Именно младший школьный возраст благоприятен для развития познавательных интересов учащихся. Поэтому учителю начальных классов важно не упустить время для интенсивного формирования этих важных качеств личности. Задача состоит в том, чтобы создать в процессе обучения, воспитания и развития условия, которые бы наиболее активно способствовали становлению интереса и личности школьника в целом.
Интересы детей этого возраста связаны с его общим положительным отношением к школе и учению. Младших школьников интересует все, что дается им в форме учебных занятий и выполняется по определенным школьным правилам. Интерес необходимо также связать с такой организацией учебной работы учителя, которая вызывает у учащихся интеллектуальную активность, дает им знания, умения и навыки, построена с учетом все возрастающей сложности учебного материала, создает потребность в новых достижениях и вызывает чувство успеха. [26]
- Пути развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте.
Развитие познавательного интереса в современных условиях – в рамках личностно – ориентированного обучения, отражает главное стратегическое направление развития системы школьного образования.
Итак, мы пришли к заключению, что познавательный интерес является основой учебной деятельности, которая базируется на конкретном содержании, в нашем случае математическом. Одним из составляющих аспектов содержания начального курса математики является исторический, который определяется как обязательный на разных этапах обучения младших школьников. [3] Анализ вариативных программ и учебников по математике свидетельствует о том, что не все авторы руководствуются данными положениями. Тем не менее, авторы И.И. Аргинская, Л.Г. Петерсон, В.Н. Рудницкая в содержании учебников, разработанных в рамках вариативных программ, историческому материалу отводят не последнее место.
Математика Петерсон Л. Г. преследует цели обновления содержания
и методов обучения математике с позиций комплексного развития личности, гуманизации, гуманитаризации и экологизации образования. Одна из основных задач - обучение построению, исследованию и применению математических моделей окружающего мира. [38]
Развитие познавательных способностей у учащихся на уроках математики Волкова С.И., Столяровой Н.Н. направлена на создание действенных условий для развития познавательных способностей и познавательной деятельности детей, их интеллекта и творческого начала, расширения их математического кругозора. Основное содержание представлено пятью блоками: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, компьютерным и блоком содержательно-логических задач и заданий. [8]
Математика 1-4 Истоминой Н.Б. направлена на целенаправленное и непрерывное формирование приемов умственной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, классификации, проведения аналогий и обобщений) в процессе математического образования. Существенно изменена традиционная последовательность изучения материала.
Учебники Н.Б. Истоминой обеспечивают поддержание постоянного интереса на уроках математики через содержание и формулировку заданий, интерпретацию изучаемых понятий на различных моделях (предметных, схематических, символических), форму подачи математического материала и т.д. В системе математических заданий учебника Н.Б. Истоминой находят отражение организация процесса учебной деятельности, включая мотивационный аспект, руководство продуктивным общением на уроке, приоритет продуктивной мыслительной деятельности, вариативность рассмотрения математического материала. [29]
Это учебник с обилием графического материала. В учебнике есть познавательный материал, задания стимулирующие учащихся к приобретению знаний, формированию учебно-познавательной компетентности. С этим учебником можно работать с детьми разного уровня подготовки.
Учебник обеспечен заданиями, которые позволяют построить урок с учётом индивидуальных особенностей детей и интересными для каждого ученика. Предложенные задания способствуют активно высказываться на уроках всем учащимся. На уроке идёт постоянное обсуждение, обоснование различных вариантов решения. Тематическое построение курса позволяет хорошо усваивать программный материал. В этом курсе математики реализована оригинальная методика продуктивного повторения. Реализуется дифференцированный подход. Учебник учит мыслить, а не действовать по образцу. Диалоги между Машей и Мишей привлекают учащихся к обсуждению вариантов ответов. Учебник достаточно иллюстрирован для того, чтобы не отвлекать ученика от изучаемого предмета.
В учебнике и тетрадях размещены разнообразные развивающие упражнения, задания, построенные на изучаемом в данный момент или уже изученном математическом материале и представленные в нестандартной, но интересной и доступной для детей форме. Задания направлены на более глубокое осознание взаимосвязей между изученными приемами, арифметическими действиями, величинами, на проведение наблюдений, сравнений, на построение логических рассуждений и выводов. Многие из них требуют сообразительности и умения наметить план выполнения того или иного задания.
Задания и упражнения достаточно разнообразны: это арифметические ребусы, охватывающие все четыре арифметических действия, «магические квадраты», «цепочки примеров», «цепочки уравнений», задачи логического характера и задачи на смекалку, игры математического содержания, задания на развитие геометрической зоркости и воображения, головоломки, упражнения, формирующие графические и измерительные навыки, умение пользоваться чертежными инструментами. [17]
- Компьютер как средство развития познавательного интереса
Современный урок в идеале не должен быть ограничен предметом и учителем. На уроке по любому предмету общеобразовательного цикла, на любом из его этапов можно использовать компьютерные технологии как ещё один источник дополнительной информации по предмету. При этом педагоги отмечают увеличение скорости подачи качественного материала в рамках одного урока. Используя возможности компьютерных технологий для развития познавательного интереса в начальной школе очень важно дать не только твёрдые знания начал математики, но и увлечь школьников этим предметом. [14]
Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру учащихся. [4]
Используя возможности компьютерных технологий для развития познавательного интереса в начальной школе очень важно дать не только твёрдые знания начал математики, но и увлечь школьников этим предметом.
Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя.
К началу компьютерных уроков учащиеся должны знать правила техники безопасности при работе с компьютером и иметь первоначальные навыки работы с ним. «Особенностью таких занятия для детей младшего школьного возраста является продолжительность работы с компьютером не более 15 минут за урок и 30-40 минут в день. В связи с этим возможна не полная информатизация учебного процесса, а лишь включение её отдельных элементов в структуру традиционного урока (на любом этапе, так называемая информационная поддержка)». [6,18]
В настоящее время существует достаточное количество прикладных программ для компьютерного обучения, которые представляют собой эффективное средство обучения для учителя начальных классов.
В зависимости от того, какую цель ставит перед собой учитель, возможно применение компьютерной программы определённого типа:
•демонстрационная компьютерная программа, предполагающая её использование с помощью учительского компьютера и проектора;
•тренажёр для проверки усвоения школьником теории;
•тренажёр для отработки навыков решения задач;
•информационно-справочная программа, содержащая сведения из истории математических открытий, относящихся к изучаемой теме, и соответствующие задачи. [22]
Информационные технологии можно применять как инструмент методической подготовки учителя к уроку (для конструирования дидактических материалов: тестов, таблиц, схем), как средство обучения на уроке и в контексте домашней подготовки ученика к урокам. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы: эффектные наглядные материалы, схемы задач и т. д. На экране могут так же появляться определения, формулы, правила, которые школьники не только комментируют, но и записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. [13] Говоря о демонстрационных программах, нельзя не сказать о ставших для некоторых учителей уже привычными презентациях, выполненных в приложении Microsoft PowerPoint. Демонстрационные программы дают возможность получить на экране дисплея красочные, динамичные иллюстрации к излагаемому учителем материалу и т. д. Главное в презентациях – это тезисность.
Мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяет активизировать визуальный канал восприятия учебной информации, разнообразить подачу и сами учебные материалы, обеспечить их более высокое, по сравнению с обычным видео, качество. [25]
Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.
Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами. [22]
Мультимедийные технологии могут быть использованы:
1. Для объявления темы
Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.
2. Как сопровождение объяснения учителя
Используются мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся. [41]
3. Как информационно-обучающее пособие
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. [12]
Мультимедийное приложение позволяющее организовать такую работу должно быть более полным и включать в себя материалы по нескольким сопутствующим темам. В этом случае обеспечивается возможность для самостоятельного изучения разделов темы, а также для опережающего обучения. Структура презентации в этом случае должна быть достаточно сложной, нелинейной, с большим количеством разветвлений и основываться на "ручной" навигации по присвоенным тем или иным объектам ссылкам на другие кадры, срабатывающим, когда пользователь выполняет щелчок мышью на соответствующем объекте. При наличии такой сложной структуры важно предусмотреть хорошо оформленные кадры, выполняющие роль "главного меню" (а также вспомогательных меню) для выбора желаемой темы и подтемы, а также имеющиеся на каждом кадре "типовые" кнопки навигации, оформленные в виде единой по стилю "панели управления". [21]
При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения.
4. Для контроля знаний
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и не правильных ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел. [9]
Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. Не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, какие-либо вычисления и готовые ответы, желательно делать в рабочей тетради. Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо. [25]
Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Исследователи уже доказали эффективность использования электронных учебных пособий для повышения уровня познавательной мотивации, учебной активности и инициативности учащихся начальных классов. [41]
Приложение 1. Результаты анкетирования по методике Л. М. Фридмана
Приложение 2. Диаграмма уровня познавательного интереса у первоклассников на начало обучения
1 «А» класс (экспериментальный) (в %)
1 «Б» класс (контрольный) (в %)
Сравнение диаграмм уровня познавательного интереса на начало обучения.
Приложение 3 (на диске). Мультимедийная презентация на тему «» к учебнику Истоминой Н. Б.
Приложение 4. Программное обеспечение: Уроки Кирилла и Мефодия, Математики 1 класс (на 3х дисках)
Приложение 5. Интерактивный тренажер по математике для 1 класса к учебнику Н.Б.Истоминой
Приложение 6. Сравнительная диагностика уровня познавательного интереса по анкете Л. М. Фридмана на начало и конец обучения
Диаграмма 1. Что привлекает к школе (в %)
Диаграмма 2. Трудный предмет (в %).
Диаграмма 3. Интересный предмет (в %)
Диаграмма 4. Полезный предмет (в %)
Диаграмма 5. Ненужный предмет (в %)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приёмов обучения
Обобщение педагогического опыта...
Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему: "Формирование познавательной активности на уроках математики путём использования современных информационных технологий"
Очень часто учитель, готовясь к урокам математики, задумывается о том, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету и активность на протяжении всего урока. Как сделать так, чтобы процесс об...
Презентация на тему:"Формирование познавательной активности на уроках математики путём использования современных информационных технологий"
Презентация в формате Power Point...
Развитие познавательного интереса младших школьников, через внедрение в учебный процесс информационно - коммуникативных технологий
Обобщение опыта...
Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения"
Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения" ...
«Применение игровых технологий для развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»
Работая в школе много лет, сегодня могу сказать, что результативность учебного процесса в начальной школе зависит от того, насколько правильно используем игровую технологию. Считаю, что игру можно исп...
Доклад на тему "Формирование познавательной активности на уроках математики путём использования современных информационных технологий"
Формирование познавательной активности на уроках математики путём использования современных информационных технологий...