Урок математики в 4 классе "Округление чисел. Решение уравнений, примеров, задач. (Закрепление)"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Сизонова Ирина Александровна

Открытый урок математики в 4 классе по системе Л. В. Занкова на тему "Округление чисел. Решение уравнений, примеров и задач" . Цели данного урока: учиться округлять числа, научиться решать уравнения разными способами,сравнить решение задачи арифметическим и алгебраическим способами,повторить соотношение единиц длины, времени,отрабатывать вычислительные навыки с многозначными числами, воспитывать у учащихся чувство товарищества, внимательность, ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок математики в 4 классе1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Урок математики  по системе Л. В. Занкова

Учитель МОУ гимназии №9 Сизонова Ирина Александровна

ТЕМА: Округление чисел. Решение задач и уравнений разными способами (закрепление)

Цели: учиться округлять числа, научиться решать уравнения разными способами, сравнить решение задачи алгебраическим и арифметическим способами; повторить соотношение единиц измерений длины, времени; отработать вычислительные навыки с многозначными числами; воспитывать ответственность, внимание, чувство товарищества.

Оборудование: Учебник И.И. Аргинская Математика 4 класс

                        Карточки с примерами

                        Тесты «Решение задач на нахождение периметра и площади»

                        Карточки для работы в парах сменного состава

                        Таблица классов и разрядов

                        Корабль (рисунок)

                        Таблицы законов.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Приветствие гостей.

- Запись числа.

Одна хорошая минута

Сделала одно хорошее дело,

Десять хороших минут

Сделали десять хороших дел.

А сколько хороших дел

Можно сделать за целый урок? (45)

– Молодец! Поставь на полях тетради себе за правильный быстрый ответ один балл.

- Я желаю всем сегодня сделать много хороших дел.

- Ребята, а вы любите путешествовать?

Слайд  - А вы хотели бы полететь в космос?

- Я предлагаю вам полететь на Солнце! (а если вечером, когда Солнце сядет, ведь не так жарко, заодно погреемся).

- А кто знает, какова температура на Солнце?

Запишем в тетрадях:        6000º

- Да, действительно очень жарко. У нас летом  + 30º, и то мы страдаем от жары. А посчитайте, на сколько делений поднимется столбик градусника, чтобы от нашей Т  30º достичь солнечной Т в  6000º. (на 5970 делений)

- А теперь посчитайте, какой высоты будет градусник, который сможет показать самую низкую Т в  - 20º, а самую высокую в  +  6000º, если одно деление равно 1 мм. (6020 мм)

Запишем:

- А сколько это  см?  дм?  м? (6 м – высота 2-х этажного дома)

        602 см        60 дм 2 см                6 м 2 см

Слайд

- Решив математическую цепочку вы узнаете расстояние от Земли до Солнца:

  1.   +1200 =____   : 10 =____   -х900= ____   - 30 000= ___ х1000 = 150 000 000 км

Слайд - Вот какое огромное число, а расстояние это даже трудно представить. Единицами, какого класса представлено число? (таблица разрядов и классов).

- Если бы мы решили поехать на карете, нам понадобилось бы 500 лет.

Запишите, сколько это веков. (5 веков)

- А потом люди придумали автомобиль. Теперь на эту дорогу понадобилось бы времени в 5 раз меньше. Сколько лет?  Запишите. (100 лет)

- На самолете пришлось бы лететь 10 лет. Запишем, сколько это месяцев. (120 мес.)

- А вот на космическом корабле можно преодолеть это расстояние за 1 год. Сколько дней? (365 дней).

- А солнечный луч пробегает это расстояние всего за 8 минут. Посчитайте, в котором часу взошло солнышко, если его первый луч разбудил нашу Олю в 7 часов утра? (6 ч 52 мин)

        Поменяйтесь тетрадями и проверьте ответы. (на слайде записаны правильные ответы).

        И так, мы выяснили, что на Солнце, и жарковато. А Солнце – это планета лететь нельзя: и далековато? (да, это звезда, раскаленный газовый шар, нет атмосферы)

        

             Сегодня я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Космическая академия». Представим, что наш класс – это космическая академия и мы готовимся для полетов в космос.

- Какими чертами должен обладать космонавт? (умный, точный в расчетах, хороший товарищ, умеющий решать трудные задачи).

- Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем еще заниматься?

Слайд Тема урока

- Сегодня  мы повторим, что значит округлять числа,  поупражняемся в решении примеров на умножение и деление, закрепим умение решать уравнения, задачи, а еще будем думать, смекать, соображать.

- Нас уже ждет корабль, на котором полетят те, кто наберет определенное количество баллов. Вы готовы к испытаниям?

                        Проведем ЗАРЯДКу ДЛЯ УМА. (правильный ответ - балл)

1)        5 ∙ 37 ∙ 20 = 3700                        15 ∙ 18 = 270

        4 ∙ 9 ∙ 25 = 900                        25 ∙ 4 ∙ 29 ∙ 3 = 8700

        12 ∙ 25 = 300                        997 ∙452 + 3 ∙ 452 = 452000

        23 ∙ 11 = 253

2)        Устно посчитали. Вы сказали, что будущие космонавты должны быть точны в расчетах, поэтому ко всему надо относиться с предельным вниманием. (Знаете ли вы, что в 1962 году американцы подорвали свою ракету, стартовавшую к Венере, так как с некоторым опозданием ученые обнаружили в программе действовавшей ракеты ошибку: был пропущен один знак. Казалось бы мелочь, но она могла обернуться катастрофой). Почему я вам об этом рассказала?

                        

РАБОТА НА КАРТОЧКАХ.

Возьмите карточку, найдите значение выражений.

        №1                                        №2                                        №3

3076 ∙ 54 = 166104                6750 ∙ 24 = 162000                5075 ∙ 38 = 192850

48024 : 24 = 2001                        84042 : 21 = 4002                        62100 : 30 = 2070

728 ∙ 60 = 43680                        1477 ∙ 50 = 73850                        767 ∙ 40 = 30680

(3 б за три правильно решенных примера + 1 б за скорость)

- Самопроверка (ответы на слайде)

- Выпишите внизу значение третьего выражения, округлите его до сотен. =43700  =73900  =30700

- Что значит округлить до сотен?

- Назовите приближенное число? Как вы округлили число: с избытком или с недостатком? Почему?

- Найдите разность между точным и приближенным числом.=20  =50 =20

=- На сколько изменился результат, округляя числа? №1        №2        №3

- Это больше или меньше разрядного числа? (меньше, значит, наши действия по округлению чисел правомерны).

                        

- К нам в гости пожаловали инопланетяне У и Х. Где мы их встречали? Они просят нас среди выражений найти уравнение.

- Что такое уравнение? Докажите, что вы выбрали уравнение.

48 – 7 ∙ 6  = 6                        (12 + m) + 75

44 + (а – 85) > 105                4 (х + 2) = 32

4 (х + 2) = 32         прочитайте по-разному.

Как можно решить это уравнение?

4х + 4 ∙ 2 = 32 (о чем говорит нам распределительный закон умножения –      а(в + с) = ав + ас))

4(х + 2) : 4 = 32 : 4 (назвать свойство равенства а = в и с ≠ 0, ас = вс, ас = вс, а:с = в:с) как по другому?

Х + 2 = 32 : 4 (знание компонентов. Что неизвестно? Как найти?)

- Что значит решить уравнение? Найдите корень уравнения?  Х = 6

- Какой способ решения вам больше нравится?

                        РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ (по выбору)

6у + 6 = 36                5х + 220 = 3х + 360                3(х – 1) + 12 = 18

У=5                                   х=70                                          х= 3

Кто          -           решает уравнение на основе распределительного закона

                - на основе свойства равенств

                - на основе знания компонентов

(3 человека на  доске)

Решите уравнения разными способами. Кто решал по- другому?

                        ПРОВЕРКА ФРОНТАЛЬНАЯ:

- Прочитайте уравнение, корень которого составляет 7 дес.

- Корень которого составляет 5 ед 1 разряда.

- Корень которого равен значению частного 75 и 25.

                        ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

Пришло время отдохнуть, размяться, проявить внимание, взаимовыручку, чувство товарищества. (пары сменного состава)

                        

Пока вы работали в парах, к нам из центра управления полетами пришло сообщение, в котором просят решить такую задачу. (Чтение текста учителем)

Слайд

        Для полетов в космос построили 540 машин, причем луноходов в 8 раз больше, чем вездеходов. Сколько луноходов и сколько вездеходов построили?

Луноходы ?         в 8 раз больше

                                                                                540 машин

вездеходы  ?

Что обозначает число 540?

Что знаем о луноходах?

Что надо узнать в задаче?

Как можно решить задачу?

Решите задачу удобным для вас способом (2 человека на доске).

1 способ

Пусть х – количество вездеходов, тогда х ∙ 8 – количество луноходов. Всего машин было х + х ∙ 8, по условию задачи машин 540, составим уравнение х + х ∙ 8 = 540

                х = 60 (везд)

                60 ∙ 8 = 480 (лун)

2 способ

1 + 8 = 9 ч – 540 (м)

540 : 9 = 60 (везд)

60 ∙ 8 = 480 (лун)

Сравнить.

С геометрической планеты пришли тесты – проверка готовности к полетам. Вы готовы ответить на вопросы?

Проверка

№ 1                        № 2

21211                         31231

- Подсчитайте количество баллов.

- У кого от 10 до 25 баллов, значит, вы готовы к полету на орбитальную станцию, кто это?

1 ряд –     займите места на космическом корабле

2 ряд                 3 ряд

Слайд               Центр управления полетом

Слайд –        взлет корабля

        В расчетное время,

        Стартуя с земли,

        К загадочным звездам

        Летят корабли.

        Представим:

        Чуть-чуть помечтали –

        И все космонавтами стали!

Слайд

Подведение итогов урока.

      Центр нашей вселенной - Солнце. Оно большое и теплое. У каждого из вас на столе лежат лучики. Прикрепляя лучик, скажите,  что  понравилось на уроке, какие трудности возникли и прикрепите свой лучик к солнышку.

Задание. Решите задачу.

В 8 часов утра с двух аэродромов, находящихся на расстоянии 3200 км, вылетели 2 самолёта. В 10 часов утра они пролетели один мимо другого. Скорость одного самолёта 850 км/ч. С какой скоростью летел другой самолёт?

Решить задачу:

Два лунохода отправились навстречу друг другу и через 3 часа встретились. Первый шел со скоростью 4км/ч, второй - 3км/ч. Какое расстояние было между ними сначала?

Задача на смекалку:

У плутонян по 3 руки. 10 плутонян встали в шеренгу и взялись за руки. Сколько рук осталось свободными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе. "Решение уравнений и задач. Закрепление."

Урок разработан для учащихся коррекционной школы, в которой обучаются дети со слуховой депривацией, но данная разработка может успешно использоваться  для проведения урока математики во 2 к...

Урок математики во 2 классе "Решение уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого"

  Урок-путешествие по сказке "Красная Шапочка" разработан по системе развивающего обучения Л.Занкова. Цель урока: создать условия для формулирования общего вывода о нахождении неизве...

Конспект урока математики в 4 классе Решение уравнений вида х * 8 = 26 + 70, (х*4)*3=15

Обучающая цель: Ученики   повторят, что такое уравнение, компоненты арифметических действий  и смогут решать простые и составные усложненные уравнения на основе знаний связи ...

Конспект урока математики в 3 классе "Решение уравнений вида х : 5 = 6 + 9".

Урок математики в 3 классе «Решение уравнений вида   х : 5 = 6 + 9» является 1-ым в системе уроков по в УМК «Учусь учиться». Тип урока – открытие новых знаний (ОНЗ). Урок имеет четкую с...

Урок математики в 3 классе "Решение уравнений"

Сюжет урока посвящён Олимпийским играм в Сочи....

Урок математики во 2 классе "Решение уравнений и задач"

Урок математики во 2 классе "Решение уравнений и задач" УМК "Школа России"...

Урок математики 3 класс. Тема "Решение уравнений. Закрепление"

Урок математики 3 класс. Тема "Решение уравнений. Закрепление"...