Интеллектуальное развитие детей 6-7 лет
презентация к уроку по математике (1 класс) по теме
опыт работы с детьми по интеллектуальному развитию с помощью игр: "Блоки Дьёнеша", "Сложи узор", "Уникуб" Никитина, "Палочки Кюизенера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnoe_razvitie_detey.pptx | 1.41 МБ |
intellektualnoe_razvitie_detey.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
умение решать логические задачи Одно из важнейших познавательных универсальных учебных действий -
умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, устанавливать аналогии, умение моделировать, умение использовать знаково-символической записи математического понятия, использовать приёмы анализа и синтеза объекта и его свойств . Усвоение общего приёма решения задач в школе базируется на сформированности логических операций:
Задачи даются в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, в чертеже, в письменной или устной инструкцией, и таким образом, знакомят его с разными способами информации, в игре формируются УУД. Задачи имеют очень широкий диапазон трудности. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, использовать полученные знания, способы действий в новой ситуации. Дети, отгадывая, раскрывая секрет, видоизменяя, моделируя, группируя, развивают самостоятельность мышления. Игры имеют свои особенности:
Блоки Дьёнеша
Использование знаков-символов
Игры на группировку, классификацию
3х3=9 7+2=9
Симметричные узоры
Узор по образцу
Выкладывание узора по контуру
«Сложи узор»
Замена цвета
Составляем буквы
Увеличение узора в 16 раз
« Уникуб »
Желаю творческих успехов!
Предварительный просмотр:
Интеллектуальное развитие детей 6 – 7 лет
посредством игр с математическим содержанием
Слайд1. Современные Стандарты начального образования нацелены на достижение новых образовательных результатов: личностных, предметных, метапредметных. Опыт работы, который я хочу представить, касается метапредметных результатов, которые я формирую во внеурочной деятельности на занятиях кружка «Учимся играя»
Что же такое метапредметные результаты и как их достичь. Для достижения метапредметных результатов в Стандартах разработана программа формирования УУД, среди которых выделены познавательные.
Слайд2.Одно из важнейших познавательных универсальных действий: умение решать логические задачи. Усвоение общего приёма решения задач в школе базируется на сформированности логических операций:
Слайд3.умение анализировать объект,
осуществлять сравнение,
выделять общее и различное,
осуществлять классификацию,
устанавливать аналогии.
А также
умение моделировать;
умение использовать знаково-символической записи математического понятия;
использовать приёмы анализа и синтеза объекта и его свойств;
Всё это возможно формировать уже в дошкольном возрасте с помощью развивающих дидактических игр.
Игры позволяют организовать сложный процесс освоения знаний в интересной для ребёнка форме. Именно поэтому в процессе игры ребёнок может решить даже те задачи, которые в других условиях кажутся невыполнимыми.
Игры по правилам становятся интересны и значимы уже к концу дошкольного возраста. Именно такие игры имеют решающее значение для формирования непосредственных предпосылок учебной деятельности. В них ребёнок сознательно подчиняется правилам, причём эти правила становятся для него внутренними не принудительными.
Б.П. Никитин считает, что развивающие игры занимают одно из важнейших мест в развитии ребёнка. Эти игры хороший материал для формированияпознавательныхУУД.
Слайд4. Игры имеют свои особенности:
• Задачи даются в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, в чертеже, в письменной или устной инструкцией и т.п., и таким образом, знакомят его с разными способами информации, т.е. в игре формируются УУД
• Задачи имеют очень широкий диапазон трудности: от доступных иногда двух-трех летнему малышу до непосильных среднему взрослому.
• Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, т.е. использовать полученные знания, способы действий в новой ситуации
- Дети, отгадывая, раскрывая секрет, видоизменяя, моделируя, группируя, развивают самостоятельность мышления.
Мы знаем, что сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове, поэтому ставим перед детьми такие задачи, в которых требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходства и различия, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность рассуждать, мыслить, уметь применять свои знания в разных условиях.
Одним из самых эффективных пособий в работе по развитию логического мышления являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьёнешем.
Блоки Дьёнеша
Слайд5.В играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры, появляется способность производить действия в уме.
С помощью блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Комплект логических блоков даёт возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.
Наряду с логическими блоками я используются карточки символы, на которых условно обозначены свойства блоков.
Слайд6. Использование знаков - символов позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
Слайд7. Карточки свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств, становятся мостиком к словесно-логическому мышлению, так как учат строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не».
Слайд8. Игры на преобразование, группировку и классификацию блоков. Для этого использую игры с тремя обручами. Добиваюсь, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали всё быстро и качественно. Блоки должны быть в поле зрения детей, что обеспечивает опору на непосредственное восприятие свойств блока при решении задач.
В процессе игры дети овладевают логическими операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения развития логического мышления. К таким действиям относятся: выявление свойств предметов, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. Овладевая вышеперечисленными логическими операциями в старшем дошкольном возрасте, дети учатся рассуждать, правильно строить высказывания, оперировать сразу четырьмя признаками объекта.
В одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможности детей, а результатом становится умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы.
С помощью Блоков Дьенеша знакомлю детей с алгоритмами, которые играют важную роль в развитии логического мышления.
Слайд9. Это дидактическая игра «Спасатели приходят на помощь», которая содержит схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты. Действия в игре выполняются строго по правилам, что развивает умение направлять свои действия, способствует упорядочению детского мышлении, совершенствует пространственную ориентировку; учит осваивать схемы, модели, расшифровывать их.
Предлагаю взять блок и попробывать пройти лабиринт.
Слайд10.В игре представлены не только линейные алгоритмы, но также циклические и разветвленные.
Слайд11.Следующая игра, которую я использую в своей работе
«Палочки Кюизенера» - это дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х.Кюизенером. «Палочки» замечательно реализуют принцип наглядности, представляют сложные абстрактные математические понятия в доступной дошкольникам и младшим школьникам форме..
Очень эффективно данное пособие для развития логического мышления, так как в этом множестве легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка, в нём скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию абстрактных различных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности (самостоятельного математического исследования).
С помощью цветных палочек легко подвести ребят к осознанию соотношений «больше—меньше», «больше—меньше на»,научить делить целое на части и измерять объекты, поупражнять их в запоминании состава числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями: сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению такихпонятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между».
Слайд12. Занимаясь со счетными палочками Кюизинера, малыш не только быстро и уверенно осваивает основы счета, наглядно знакомится с механизмами сложения и вычитания, умножения и деления,
учится сравнивать и соотносить части и целое. Выполнение разнообразных упражнений с палочками способствует также развитию интеллектуальных способностей, логического мышления, тренирует память, способствует развитию внимания, является хорошей тренировкой мелкой моторики рук. Уже более 50 лет это пособие является эффективным и любимым развивающим дидактическим материалом для родителей и воспитателей по всему миру.С помощью этого пособия закрепляем материал пройденный на уроках; состав числа, умножение и деление.
Слайд 13. Научились составлять вторую половину предложенного узора. Цель этого задания – умение увидеть закономерность и выкладывать палочки в соответствии с ней. Знакомство с симметрией.
Слайд14.Учимся делать весь узор по образцу; воспроизводить предметы по его контуру, составлять самостоятельно узоры. Цель: развитие творческого воображения, умения ориентироваться на листе (схеме в клетку), развитие моторики.
Учу ребят отгадывать зашифрованное изображение на схеме, состоящей из клеточек 14 на 20 и имеющей место для задания. Цель: отработка навыков разгадывания кроссвордов (по типу японских), ориентировка на листе в клетку, отсчёт клеток,развитие сообразительности.
Попробуйте вы отгадать спрятанный рисунок –если цифра это количество пропущенных клеток, а цвет обозначает какую палочку нужно положить.
Слайд15. Используем палочки «Кюизенера» не только для обучения математике, но также и для обучения грамоте. Дети выкладывают буквы по предложенным схемам, или по контуру,
Слайд16. Очень сложно научиться составлять самостоятельные узоры из палочек, это творческая работа и не каждый первоклассник может это освоить.
Слайд17.Сложи узор. Считаю эффективными для развития логического мышления детей игры Б.П.Никитина. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
Слайд18.В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию. Пособия Никитина развивают аккуратность, точность, мелкую моторику и способность к творческому мышлению.
Слайд19. Если в детском саду дети делают узоры по образцу из 9 – 16 кубиков, для первоклассников даются задания посложнее. Но это при условии, что они знакомились с игрой в детском саду. Половина ребят впервые видят этот дидактический материал на нашем кружке, поэтому задания даются дифференцированно.Организовываем соревнование по составлению узоров на скорость, а так же придумывание новых узоров на сложность.
Слайд20. Так же использую эти кубики в обучении грамоте и в знакомстве с цифрами. Часто ребята играют в нее и в свободное время, самостоятельная игра особенно эффективна, когда после каждой встречи с кубиками ощутимо движение, новый шаг вперед, заметный для взрослого и для самого ребенка.
Слайд21. Научила, как изменить размер узора (увеличивая или уменьшая). Для некоторых ребят это – новый узор, причем очень сложный, просят наглядную опору, не у всех одинаковое воображение, память и мышление.
Слайд22.На данном этапе игры изменение размера и цвета – это большая проблема для многих ребят.
Слайд 23. Самым сложным заданием становится придумывание и зарисовка самостоятельных узоров. Эти узоры потом пользуются большой популярностью.
Слайд24. Следующая игра, которую я использую в работе «Уникуб»
Эти универсальные кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства. А раннее развитие пространственного мышления поднимает возможности на целую ступень выше обычного житейского уровня и делает ребенка сильнее интеллектуально.
В Югославии есть учитель начальной школы, который делает точно такую же игрушку и раздает по коробочке в каждую семью, из которой придет к нему через год ученик в первый класс. Он просит папу или маму поиграть с малышом в эти кубики, потому что тогда, говорит он, малыш будет легко усваивать и арифметику, и алгебру, и геометрию, и тригонометрию.
Мы не знаем, какие задания дает этот учитель, не знаем, как учит он папу или маму игре, но мы знаем, как удивительно широк диапазон заданий “Уникуба” и как может он одинаково сильно увлекать и 5-летнего, и 8-летнего ребенка, и даже взрослого. Главная трудность у ребят – одновременно следить за двумя или тремя плоскостями кубика одновременно. Некоторые дети начали понимать «Уникуб» после того, как сами стали классифицировать кубики по количеству окрашенных сторон тем или иным цветом. Поскольку логическое мышление у ребят только формируется – легче выполняются задания, которые даются с помощью рисунка. Словесные же задания сложнее, они труднее воспринимаются шестилетками и семилетками. Задания в «Уникубе» трудные и требуют поэтому больших затрат «времени и сил» ребенка. Легче даётся «Уникуб» тем ребятам, которые уже освоили «Сложи узор», или занимались этими играми в детском саду. Сначала выполняли задания в двух плоскостях.
Слайд25. Это были простейшие дорожки.
Слайд26. Затем познакомились с узорами посложнее. Слайд27.Удивительно, но даже самые неусидчивые ребята доделывают свой узор до конца, по нескольку раз исправляя ошибки. Время с этой игрой проходит незаметно, а польза для развития ребёнка очень большая.
Слайд28. И вот нам поддаются непростые задания. И даже на внутренних срезах всё правильно.
Слайд28.
Resource id #1332
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа интеллектуального развития детей младшего школьного возраста "Эрудит" МОУ «СОШ №24»
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять ...
Проектная технология как способ управления интеллектуальным развитием детей
Представленная методическая разработка занятия младших школьников на тему «Проектная технология как способ управления умственным развитием детей» может быть полезной для преподавателей...
Алтухова Т.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи
Алтухова Т.А. Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи...
«Модель совершенствования среды, способствующей интеллектуальному развитию детей по средствам легоконструирования»
Презентация«Модель совершенствования среды, способствующей интеллектуальному развитию детей по средствам легоконструирования» + комментарии к ней...
Инновационный образовательный проект Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей
Особенности данного проекта «Обучение игре в шахматы, как способ создания условий для личностного и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста»...
Особенности интеллектуального развития детей 7 лет
В статье представлен материал, что должен знать ребенок в 7 лет, а также рекомендации для родителей для развития мыслительных процессов....
Причины нарушения интеллектуального развития детей
Зубкова Юлия Владимировна воспитатель ГПД (ОВЗ) ГБОУ средняя школа №322...