Методические рекомендации к уроку математики по теме "Умножение числа 2 и на 2"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
Данный урок соответствует современным требованиям и ФГОС. Построен с использованием технологии деятельностного метода. Ребята самостоятельно, работая в парах создают таблицу умножения числа 2 и на 2. Защищают свою работу, учатся определять границы знания и незнания. Применять таблицу для решения примеров, задач. В конце урока дети проводят самооценку. Данный урок класический образец урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_konkurs._matematika._umnozhenie_na_2.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология деятельностного метода
Урок 29 (Математика Л.Г. Петерсон 2 класс 2 часть)
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).
Тема: «Умножение числа 2. Умножение на 2».
Автор: Авдиенко Валентина Ивановна. ГБОУ школа № 523.
Основные цели:
1) установить целесообразность запоминания таблицы умножения, составить таблицу умножения на 2;
2) тренировать умение решать текстовые задачи, тренировать вычислительный навык.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал:
1) презентация: девиз урока, тема и цели урока, основные упражнения.
2) эталон смысла действия умножения;
3) эталон переместительного свойства умножения;
4) эталон умножения на 1 и 0;
5) задание 2 для этапа 2:
2 + 2
2 х 3
2 х3 +2
2 + 2 +2 +2
2х2
2+2+2
6) квадратная таблица сложения
7) задание для пробного действия: рисунок медведя с шарами.
8) деформированный план самопроверки;
9) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6 (презентация):
№ 2 (а), стр. 84
10) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7 (презентация):
№ 2 (б), стр. 84
Раздаточный материал:
1) квадратная таблица сложения (индивидуально у каждого на парте с уголком);
2) листок для работы в парах по составлению таблицы;
3) «лестница успеха» для самооценки на этапе 9 с наклейкой смайлика.
4) дополнительное задание для детей, не испытывающих затруднений с вычислением.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока: действие умножения;
3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Прочитайте девиз урока на слайде (слайд № 2)
- О чём он? ( Если мы захотим, то сможем найти средства для открытия нового знания и тогда сможем им овладеть. Главное - захотеть, тогда все получиться.)
- Какое действие мы сейчас отрабатываем на уроках математики? (Умножение). По отношению к действию умножения, что мы уже можем – знаем?
- (Действием умножения можно заменить сумму одинаковых слагаемых. Первый множитель показывает на то, какое слагаемое мы берём, второй множитель показывает на то, сколько раз мы его повторяем. Название компонентов действия умножения: первый множитель, второй множитель, произведение. Умножение на 0 и 1. Переместительное свойство умножения).
- С чего начнете работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
- Откуда вы узнаете, какие знания вам необходимы? (Вы нам поможете.)
- Тогда в путь!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать знание смысла действия умножения, умение присчитывать, переместительное свойство умножения;
2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебной деятельности на этапе 2:
1) Актуализации смысла действия умножения, умения присчитывать по 2, находить произведение разными способами.
- Прибавляйте к 2 по 2, пока не получиться 20.
Один из учащихся присчитывает вслух.
- Вычитайте из 18 по 2, пока не получится 6.
Один из учащихся отсчитывает вслух.
- Разделите выражения на две группы:
2 + 2
2 х 3
2 х3 +2
2 + 2 +2 +2
2х2
2+2+2
Работа в парах (на парте конверт и карточки с выражениями, ребята раскладывают карточки по группам и находят лишнее выражение).
2 + 2 2 х 3 2 х 3 +2
2 + 2 +2 +2 2 х 2
2+2+2
- Обоснуйте свой выбор (пара выходит и раскладывает выражения по группам на доске, находят лишнее выражение и обосновывают свой выбор).
- Подумайте, каким выражением на умножение можно заменить лишнее выражение. Обоснуйте свой выбор. (2 х 4, т. к. 2 х 3 и взять ещё один раз, то есть 2 умножить на 4).
- Запишите ниже на карточке данное выражение. В какой столбик мы его определим? (Во второй).
- Расположите выражения каждого столбика в порядке возрастания. (Работая в парах, дети выполняют задание).
2 + 2 2 х 2
2+2+2 2 х 3
2 + 2 +2 +2 2 х 4
- Сравните столбики по строчкам что заметили? (Сумму одинаковых слагаемых заменили произведением, везде используется слагаемое два, количество слагаемых увеличивается на один). Вычислите и назовите ответы. Каким способом легко найти каждый следующий ответ?
2) Задание для пробного действия.
- Скажите, бывают ли в жизни ситуации, когда нужно быстро вычислить? (Да.)
- Приведите пример. (Например летчикам, водителям, …)
- Итак, давайте договоримся, что вы сейчас возьмёте рисунок с медведем и попробуете за минуту зачеркнуть те числа, которые не могут появиться при умножении на 2, это первый столбик и строчка таблицы, которую мы с вами составили вчера.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были за очень короткий промежуток времени зачеркнуть ненужные числа.)
- Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались представить данное произведение в виде суммы одинаковых слагаемых, ...)
- В чем затруднение? (В быстром поиске ответа.)
- Почему же возникло затруднение? (Нет способа за короткое время называть ответ.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Какую цель поставите перед собой на уроке? («Открыть» новый способ, с помощью которого можно было быстро называть произведения.)
- Вы на прошлом уроке ставили уже такую цель и что Вы открыли? (Таблицу умножения.)
- Что же нужно сделать с этой таблицей, чтобы быстро называть значения произведений? (Нужно таблицу выучить.)
- Все таблицу выучить сложно, поэтому будем учить по частям.
- Посмотрите на задание. С чего вы начнете учить таблицу умножения? (На 2.)
- Чтобы быстрее выучить случаи умножения на 2, нужно подготовить опору.
- Что будет в этой опоре? (Все случаи умножения числа 2.)
- Какой случай умножения числа 2 вам уже известен? (2 · 1.)
- С какого случая вы начнете составлять опору? (Со случая 2 · 2.)
- Далее? (2 · 3.)
- Каким способом вы будете искать произведение? (Присчитыванием.)
- Какое свойство вы повторили в начале урока? (Переместительное свойство.)
- Какие случаи вы еще рассмотрите? (Составим выражения на основе переместительного свойства.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;
2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
3) организовать фиксацию преодоления затруднения;
4) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Далее я предлагаю поработать вам в парах. Нужно ли повторять правила работы в парах?
В случае необходимости актуализируются правила работы в парах.
- Попробуйте выполнить план в парах. Учащиеся заполняют таблицу на листочках. В случае затруднения организуется подводящий диалог:
- С какого случая начнете заполнение таблицы? (2 · 2.)
- Чему равно произведение? (4.)
- Чему равно произведение следующего выражения? (6.)
- Как узнали? (К 4 прибавили 2.)
- Чему равно произведение соседнего выражения? (Тоже 6.)
- Почему? (От перестановки множителей произведение не изменяется.)
- Как удобнее заполнять таблицы? (По строкам.)
- Заполните таблицы.
Учащиеся по цепочке с места заполняют таблицу с комментированием. Вариант комментирования:
- 2 умножить на 4 будет 8, так как 6 + 2 = 8, значит, 4 взять 2 раза будет также 8.
Далее заполнение таблицы комментируется аналогично
Если учащиеся работали в парах, учитель организует защиту результата. При защите проекта учащиеся показывают составленные таблицы. Вариант защиты:
- Мы заполнили таблицу путем присчитывания. Мы увидели, что составлять таблицу легче по строкам. Сначала находим значения выражения в первом столбике и сразу по переместительному свойству находим значение во втором столбике.
Далее работа организуется по составлению эталона:
- Как проверить, что вы правильно перечислили случаи умножения числа 2? (Посмотреть по таблице.)
- Проверьте.
Учащиеся проверяют свои заполненные таблицы по квадратной таблице умножения.
- Итак, сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.) Эта таблица и будет нашим эталоном.
- Что вы должны сделать с этой таблицей? (Выучить.)
- Что вы тогда сможете сделать? (Находить быстро произведение однозначных чисел.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить умение пользоваться таблицей умножения на 2.)
Физкультминутка.
Буратино потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в сторону развёл,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
- Но, а мы ключик к новым знаниям нашли сами. Давайте научимся применять наши знания.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
зафиксировать во внешней речи правило использования квадратной таблицы умножения.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) Фронтальная работа.
№ 2 (а.), стр. 84;
- Найдите № 2(а) на странице 84.
- Выполните вычисления по данному алгоритму.
Учащиеся по цепочке с места выполняют вычисления по алгоритму с комментированием. Вариант комментированием:
- Умножаю 0 на 2. По правилу умножения на 0 получаю 0. 0 меньше 10, поэтому прибавляю 6. Записываю ответ 6.
Оставшаяся часть задания комментируется аналогично. Рассматриваются все значения а, кроме 8 и 9.
2) Работа в парах.
№ 2 (а), стр. 84
- Закончите выполнять это задание в парах
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу.
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка?
- Исправьте ошибки.
- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. Повторение правил самопроверки (деформированный план на доске).
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить умение использования таблицы умножения на 2.
Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 2 (б), стр. 84
- Выполните задание под буквой б самостоятельно.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по образцу.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка? (...)
- Исправьте ошибку.
- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
- Кто не ошибся?
- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
Зарядка для глаз (смотри презентацию).
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) включить новое знание в систему знаний;
2) тренировать умение составлять выражения к задачам и находить их значения.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- При выполнении, каких заданий вам пригодиться знание таблицы умножения на 2? (Во всех, где нужно умножить на 2: в решении задач, примеров, ...)
№ 3, стр. 84
- Прочитайте задание.
- Составьте задачу к первому рисунку.
Один из учащихся озвучивает свою задачу вслух. Например:
- В две вазы разложили груши, по три в каждую. Сколько всего груш разложили в вазы?
- Запишите решение к задаче.
Один из учащихся записывает решение задачи на доску.
Работа над вторым рисунком организуется аналогичным образом. (Если останется время, можно предложить детям составить вопрос, используя оба рисунка и предложенную схему).
х - х
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить свою работу и работу класса на уроке;
4) наметить направления будущей учебной деятельности;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Открыть способ, с помощью которого можно быстро называть произведения чисел.)
- Что это за способ? (Нужно выучить таблицу умножения.)
- Что уже можно начинать учить? (Таблицу умножения на 2.)
- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
Учащиеся показывают свои результаты на «лестнице успеха». Учитель анализирует результаты оценивания.
Далее учитель комментирует домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики по теме "Число и цифра 7"
В этой работе даны рекомендации по проведению урока математики в 1 классе по теме "Число и цифра 7"Урок разработан на основе деятельностного подхода в рамках требований ФГОС....
Методическая разработка открытого урока математики. 2 класс. "Четные и нечетные числа".
Урок введения нового знания. Тема: "Четные и нечетные числа". 2 класс. Образовательная программа "Школа 2100"....
Методические рекомендации к уроку математики в классах со сложной структурой дефекта
Математика для детей с нарушениями слуха и интеллектуальной недостаточностью является чрезвычайно сложным предметом. Обучение математики тесно связано с развитием реч...
Методическая разработка. Урок математики "Деление двузначного числа на однозначное" 3 класс по программе "Школа России"
Конспект урока математики для 3 класса по теме "Деление двузначного числа на однозначное" с описанием универсальных Учебных Действий по всем разделам урока...
Методические рекомендации к урокам математики(из опыта работы)
Данный материал содержит методические рекомедации,которые может использовать учитель в своей работе на уроках математики в начальной школе....
Методическая разработка к уроку математике"Деление с числами 0 и 1"
Эта разработка к уроку математике поможет учителям начальной школы провести урок по данной теме....
03. Методические рекомендации к уроку математики "Жемчужное ожерелье здоровья"
Методические рекомендации по использованию дидактического материала...