Методические рекомендации к уроку математики по теме "Умножение числа 2 и на 2"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Авдиенко Валентина Ивановна

Данный урок соответствует современным требованиям и ФГОС. Построен с использованием технологии деятельностного метода. Ребята самостоятельно, работая в парах  создают таблицу умножения числа 2 и на 2. Защищают свою работу, учатся определять границы знания и незнания. Применять таблицу для решения примеров, задач. В конце урока дети проводят самооценку. Данный урок класический образец урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_konkurs._matematika._umnozhenie_na_2.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология деятельностного метода

Урок 29 (Математика Л.Г. Петерсон 2 класс 2 часть)

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).

Тема: «Умножение числа 2. Умножение на 2».

Автор:  Авдиенко Валентина Ивановна. ГБОУ школа № 523.

Основные цели:

1) установить целесообразность запоминания таблицы умножения, составить таблицу умножения на 2;

2) тренировать умение решать текстовые задачи, тренировать вычислительный навык.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал:

1) презентация: девиз урока, тема и цели урока, основные упражнения.

2) эталон смысла действия умножения;

3) эталон переместительного свойства умножения;

4) эталон умножения на 1 и 0;

5) задание 2 для этапа 2:

2 + 2

2 х 3

2 х3 +2

2 + 2 +2 +2

2х2

2+2+2

6) квадратная таблица сложения

7) задание для пробного действия: рисунок медведя с шарами.

8) деформированный план самопроверки;

9) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6 (презентация):

 2 (а), стр. 84

10) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7 (презентация):

 2 (б), стр. 84

Раздаточный материал:

1)  квадратная таблица сложения (индивидуально у каждого  на парте с уголком);

2) листок для работы в парах по составлению таблицы;

3) «лестница успеха» для самооценки на этапе 9 с наклейкой смайлика.

4) дополнительное задание для детей, не испытывающих затруднений с вычислением.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока: действие умножения;

3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 1:

- Прочитайте девиз урока на слайде (слайд № 2)

  • О чём он? ( Если мы захотим, то сможем найти средства для открытия нового знания и тогда сможем им овладеть. Главное - захотеть, тогда все получиться.)
  • Какое действие мы сейчас отрабатываем на уроках математики? (Умножение). По отношению к действию умножения, что мы уже можем – знаем?
  • (Действием умножения можно заменить сумму одинаковых слагаемых. Первый множитель показывает на то, какое слагаемое мы берём, второй множитель показывает на то, сколько раз мы его повторяем.  Название компонентов действия умножения: первый множитель, второй множитель, произведение. Умножение на 0 и 1. Переместительное свойство умножения).
  • С чего начнете работу на уроке? (С повторения необходимых знаний.)
  • Откуда вы узнаете, какие знания вам необходимы? (Вы нам поможете.)
  • Тогда в путь!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

1) актуализировать знание смысла действия умножения, умение присчитывать, переместительное свойство умножения;

2) актуализировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, аналогия;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебной деятельности на этапе 2:

1) Актуализации смысла действия умножения, умения присчитывать по 2, находить произведение разными способами.

  • Прибавляйте к 2 по 2, пока не получиться 20.

Один из учащихся присчитывает вслух.

  • Вычитайте из 18 по 2, пока не получится 6.

Один из учащихся отсчитывает вслух.

- Разделите выражения на две группы:

2 + 2

2 х 3

2 х3 +2

2 + 2 +2 +2

2х2

2+2+2

Работа в парах (на парте конверт и карточки с выражениями, ребята раскладывают карточки по группам и находят лишнее выражение).

2 + 2        2 х 3        2 х 3 +2

2 + 2 +2 +2        2 х 2

2+2+2

- Обоснуйте свой выбор (пара выходит и раскладывает выражения по группам на доске, находят лишнее выражение и обосновывают свой выбор).

- Подумайте, каким выражением на умножение можно заменить лишнее выражение. Обоснуйте свой выбор. (2 х 4, т. к. 2 х 3 и взять ещё один раз, то есть 2 умножить на 4).

- Запишите ниже на карточке данное выражение. В какой столбик мы его определим? (Во второй).

 - Расположите выражения каждого столбика в порядке возрастания. (Работая в парах, дети выполняют задание).

2 + 2        2 х 2        

2+2+2         2 х 3

2 + 2 +2 +2        2 х 4

- Сравните столбики по строчкам что заметили? (Сумму одинаковых слагаемых заменили произведением, везде используется слагаемое два, количество слагаемых увеличивается на один). Вычислите и назовите ответы. Каким способом легко найти каждый следующий ответ?

2) Задание для пробного действия.

  • Скажите, бывают ли в жизни ситуации, когда нужно быстро вычислить? (Да.)
  • Приведите пример. (Например летчикам, водителям, …)
  • Итак, давайте договоримся, что вы сейчас возьмёте рисунок с медведем и попробуете за минуту зачеркнуть те числа, которые не могут  появиться при умножении на 2, это первый столбик и строчка таблицы, которую мы с вами составили вчера.

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

выявить место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были за очень короткий промежуток времени зачеркнуть ненужные числа.)
  • Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались представить данное произведение в виде суммы одинаковых слагаемых, ...)
  • В чем затруднение? (В быстром поиске ответа.)
  • Почему же возникло затруднение? (Нет способа за короткое время называть ответ.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;

2) построить план и определить средства достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цель поставите перед собой на уроке? («Открыть» новый способ, с помощью которого можно было быстро называть произведения.)
  • Вы на прошлом уроке ставили уже такую цель и что Вы открыли? (Таблицу умножения.)
  • Что же нужно сделать с этой таблицей, чтобы быстро называть значения произведений? (Нужно таблицу выучить.)
  • Все таблицу выучить сложно, поэтому будем учить по частям.
  • Посмотрите на задание. С чего вы начнете учить таблицу умножения? (На 2.)
  • Чтобы быстрее выучить случаи умножения на 2, нужно подготовить опору.
  • Что будет в этой опоре? (Все случаи умножения числа 2.)
  • Какой случай умножения числа 2 вам уже известен? (2 · 1.)
  • С какого случая вы начнете составлять опору? (Со случая 2 · 2.)
  • Далее? (2 · 3.)
  • Каким способом вы будете искать произведение? (Присчитыванием.)
  • Какое свойство вы повторили в начале урока? (Переместительное свойство.)
  • Какие случаи вы еще рассмотрите? (Составим выражения на основе переместительного свойства.)

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) реализовать построенный проект в соответствии с планом;

2) зафиксировать способы записи выражений на эталоне;

3) организовать фиксацию преодоления затруднения;

4) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Далее я предлагаю поработать вам в парах. Нужно ли повторять правила работы в парах?

В случае необходимости актуализируются правила работы в парах.

  • Попробуйте выполнить план в парах. Учащиеся заполняют таблицу на листочках. В случае затруднения организуется подводящий диалог:
  • С какого случая начнете заполнение таблицы? (2 · 2.)
  • Чему равно произведение? (4.)
  • Чему равно произведение следующего выражения? (6.)
  • Как узнали? (К 4 прибавили 2.)
  • Чему равно произведение соседнего выражения? (Тоже 6.)
  • Почему? (От перестановки множителей произведение не изменяется.)
  • Как удобнее заполнять таблицы? (По строкам.)
  • Заполните таблицы.

Учащиеся по цепочке с места заполняют таблицу с комментированием. Вариант комментирования:

  • 2 умножить на 4 будет 8, так как 6 + 2 = 8, значит, 4 взять 2 раза будет также 8.

Далее заполнение таблицы комментируется аналогично

Если учащиеся работали в парах, учитель организует защиту результата. При защите проекта учащиеся показывают составленные таблицы. Вариант защиты:

  • Мы заполнили таблицу путем присчитывания. Мы увидели, что составлять таблицу легче по строкам. Сначала находим значения выражения в первом столбике и сразу по переместительному свойству находим значение во втором столбике.

Далее работа организуется по составлению эталона:

  • Как проверить, что вы правильно перечислили случаи умножения числа 2? (Посмотреть по таблице.)
  • Проверьте.

Учащиеся проверяют свои заполненные таблицы по квадратной таблице умножения.

  • Итак, сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.) Эта таблица и будет нашим эталоном.
  • Что вы должны сделать с этой таблицей? (Выучить.)
  • Что вы тогда сможете сделать? (Находить быстро произведение однозначных чисел.)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить умение пользоваться таблицей умножения на 2.)

Физкультминутка.

Буратино потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в сторону развёл,

Видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

- Но, а мы ключик к новым знаниям нашли сами. Давайте научимся применять наши знания.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

зафиксировать во внешней речи правило использования квадратной таблицы умножения.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Фронтальная работа.

 2 (а.), стр. 84;

  • Найдите  2(а) на странице 84.
  • Выполните вычисления по данному алгоритму.

Учащиеся по цепочке с места выполняют вычисления по алгоритму с комментированием. Вариант комментированием:

  • Умножаю 0 на 2. По правилу умножения на 0 получаю 0.  0 меньше 10, поэтому прибавляю 6. Записываю ответ 6.

Оставшаяся часть задания комментируется аналогично. Рассматриваются все значения а, кроме 8 и 9.

2) Работа в парах.

 2 (а), стр. 84

  • Закончите выполнять это задание в парах

Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу.

  • Проверьте свои результаты.
  • Кто из вас ошибся?
  • В чем ошибка?
  • Исправьте ошибки.
  • Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)

7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. Повторение правил самопроверки (деформированный план на доске).

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить умение использования таблицы умножения на 2.

Организация учебного процесса на этапе 7:

 2 (б), стр. 84

  • Выполните задание под буквой б самостоятельно.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу в учебниках. Проверка организуется по образцу.

  • Кто из вас ошибся?
  • В чем ошибка? (...)
  • Исправьте ошибку.
  • Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
  • Кто не ошибся?
  • Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

Зарядка для глаз (смотри презентацию).

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новое знание в систему знаний;

2) тренировать умение составлять выражения к задачам и находить их значения.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • При выполнении, каких заданий вам пригодиться знание таблицы умножения на 2? (Во всех, где нужно умножить на 2: в решении задач, примеров, ...)

 3, стр. 84

  • Прочитайте задание.
  • Составьте задачу к первому рисунку.

Один из учащихся озвучивает свою задачу вслух. Например:

  • В две вазы разложили груши, по три в каждую. Сколько всего груш разложили в вазы?
  • Запишите решение к задаче.

Один из учащихся записывает решение задачи на доску.

Работа над вторым рисунком организуется аналогичным образом. (Если останется время, можно предложить детям составить вопрос, используя оба рисунка и предложенную схему).

        х        -             х

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить свою работу и работу класса на уроке;

4) наметить направления будущей учебной деятельности;

3) обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какую цель вы ставили пред собой на данном уроке? (Открыть способ, с помощью которого можно быстро называть произведения чисел.)
  • Что это за способ? (Нужно выучить таблицу умножения.)
  • Что уже можно начинать учить? (Таблицу умножения на 2.)
  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

Учащиеся показывают свои результаты на «лестнице успеха». Учитель анализирует результаты оценивания.

Далее учитель комментирует домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики по теме "Число и цифра 7"

В этой работе даны рекомендации по проведению урока математики в 1 классе по теме "Число и цифра 7"Урок разработан на основе деятельностного подхода в рамках требований ФГОС....

Методическая разработка открытого урока математики. 2 класс. "Четные и нечетные числа".

Урок введения нового знания. Тема: "Четные и нечетные числа". 2 класс. Образовательная программа "Школа 2100"....

Методические рекомендации к уроку математики в классах со сложной структурой дефекта

       Математика для детей с нарушениями слуха и интеллектуальной недостаточностью является чрезвычайно сложным предметом. Обучение математики тесно связано с развитием реч...

Методическая разработка. Урок математики "Деление двузначного числа на однозначное" 3 класс по программе "Школа России"

Конспект урока математики для 3 класса по теме "Деление двузначного числа на однозначное" с описанием универсальных Учебных Действий по всем разделам урока...

Методические рекомендации к урокам математики(из опыта работы)

Данный материал содержит методические рекомедации,которые может использовать учитель в своей работе на уроках математики в начальной школе....

Методическая разработка к уроку математике"Деление с числами 0 и 1"

Эта разработка к уроку математике поможет учителям начальной школы провести урок по данной теме....

03. Методические рекомендации к уроку математики "Жемчужное ожерелье здоровья"

Методические рекомендации по использованию дидактического материала...