Каледарно-тематическое планирование по математике 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему
УМК "Школа России"
Автор М.И. Моро, М.А. Бантова
4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_moro.doc | 215.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕМАТИКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы М.И. Моро, М.А. Бантовой (по УМК «Школа России») в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Курс математики для начальной школы I-IV классов является частью единого непрерывного курса математики I – IX классов, который разрабатывается с позиций комплексного развития личности ученика, гуманизации и гуманитаризации математического образования.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а так же основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим, важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами. Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах – учёт возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоения знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков, способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Основное содержание
Основу курса математики в 4 классе составляет изучение нумерации многозначных чисел и четырёх арифметических действий с числами в пределах миллиона.
Рабочая программа предполагает вместе с тем прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой раздела (модуля) «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы времени и работа над их усвоением.
Специальное внимание уделяется рассмотрению задач знакомых уже видов, но построенных на понимании взаимосвязи между новыми величинами, а также творческий подход к решению задач. Это задачи на нахождение начала, конца и продолжительности событий, решаемые действиями сложения и вычитания; задачи, построенные на знании взаимосвязи между скоростью, временем и расстоянием при равномерном движении, а так же задачи на вычисление площади прямоугольника по заданным его сторонам и задачи, обратные им.
Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить, выяснять сходства и различия в рассматриваемых фактах, применять знания в практической деятельности, решать нестандартные задачи. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Умение осуществлять выбор действия при решении задач каждого вида должно быть доведено почти до автоматизма. Вместе с тем это умение должно быть хорошо осознанным, чтобы ученик всегда мог обосновать правильность выбора действия с помощью логических рассуждений.
Серьезное значение уделяется обучению решению текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у обучающихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.
Повторение. Числа от 1 до1000 (16ч)
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч)
Величины (19ч)
Сложение и вычитание ( 8 ч)
Умножение и деление ( 76 ч)
Итоговое повторение (6 )
Цели обучения
• развитие образного и логического мышления, воображения; формирование
предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
• освоение основ математических знаний, формирование первоначальных
представлений о математике;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать
математические знания в повседневной жизни.
Место курса в учебном плане:
На изучение курса в 4 классе отводится общее количество часов- 136 (4 часа в неделю).
Учебных недель- 34
Для реализации рабочей программы на уроках математики используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и контрольные работы, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы.
В рамках представленной программы, ученику предлагается овладеть содержанием учебного материала на трёх уровнях, выполняя задание не столько репродуктивного характера, сколько конструктивного и творческого, включая тем самым каждого ученика в активную учебно-познавательную умения и навыки, развивается мышление, память, воля, формируется культура общения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения предметного содержания математики у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности:
♦ выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.);
♦ выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними;
♦ определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. ♦ формировать речевые математические умения и навыки, высказывать
суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставить вопросы по ходу выполнения задания;
♦ выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения задачи, уравнения и др.
♦ развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий;
♦ осуществлять контроль и оценку правильности действий, поиск путей преодоления ошибок.
♦ сформировать умения читать и записывать числа, знание состава чисел, которые понадобятся при выполнении устных, а в дальнейшем и письменных вычислений.
♦ формировать и отрабатывать навыки устных и письменных вычислений:
табличные случаи умножения и деления, внетабличные вычисления в пределах 100,
разнообразные примеры на применение правил о порядке выполнения действий в
выражениях со скобками и без них;
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся
Обучающиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов;
- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
- связь между компонентами и результатом каждого действия;
- основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
- таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления;
- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
- связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.;
- виды углов: прямой, острый, тупой;
- определение прямоугольника (квадрата);
- свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);
- находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8-г, b:2, a + b, c-d, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
- решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400, х:5 = 420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
- решать задачи в 1—3 действия;
- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами;
- строить заданный отрезок;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Требования к уровню подготовки выпускника.
В результате изучения математики ученик должен знать (понимать):
• последовательность чисел в пределах 100 000;
• таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
• таблицу умножения и деления однозначных чисел;
• правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.
В результате изучения математики ученик должен уметь:
• уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;
• представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
• пользоваться изученной математической терминологией;
• выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах 100;
• выполнять деление с остатком в пределах ста;
• выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное, число);
• выполнять вычисления с нулем;
• вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них);
• выполнять правильность выполненных вычислений;
• решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);
• чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
• распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
• вычислить периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
• сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др);
• сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
• определения времени по часам (в часах и минутах).
Календарно- тематическое планирование
№ п.п. | Дата | ССО | Тема урока |
Числа от 1 до 1000 ( 16 ч) | |||
1 | 3.09 | Нумерация. Счет предметов. Разряды | |
2 | 5.09 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий | |
3 | 6.09 | Сложение и вычитание | |
4 | 9.09 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | |
5 | 10.09 | Вычитание трехзначных чисел | |
6 | 12.09 | Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные | |
7 | 13.09 | Приемы письменного умножения однозначных | |
8 | 16.09 | Приемы письменного деления на однозначное | |
9 | 17.09 | Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа | |
10 | 19.09 | Письменное деление на однозначное число | |
11 | 20.09 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | |
12 | 23.09 | Входная контрольная работа | |
13 | 24.09 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками Свойства диагоналей прямоугольника | |
14 | 26.09 | Свойства диагоналей квадрата | |
15 | 27.09 | Письменные вычисления с натуральными числами | |
16 | 30.09 | Закрепление изученного по теме «Четыре арифметических действия». Арифметический диктант | |
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 ч) | |||
17 | 1.10 | Нумерация больше 1000. Разряды и классы | |
18 | 3.10 | Чтение чисел | |
19 | 4.10 | Запись чисел. Значение цифры в записи числа | |
20 | 7.10 | Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых | |
21 | 8.10 | Сравнение чисел | |
22 | 10.10 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | |
23 | 11.10 | Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе | |
24 | 14.10 | Закрепление изученного материала по теме «Нумерация больше 1000» | |
25 | 15.10 | Класс миллионов, класс миллиардов | |
26 | 17.10 | Луч, числовой луч | |
27 | 18.10 | Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки | |
Величины (19 ч) | |||
28 | 21.10 | Величины. Единица длины – километр | |
29 | 22.10 | Единицы площади – квадратный километр, квадратный миллиметр | |
30 | 24.10 | Таблица единиц площади | |
31 | 25.10 | Измерение площади фигуры с помощью палетки | |
32 | 28.10 | Контрольная работа за I четверть (40 мин) | |
33 | 29.10 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Нахождение нескольких долей целого | |
34 | 31.10 | Нахождение нескольких долей целого | |
35 | 1.11 | Нахождение нескольких долей целого | |
36 | 11.11 | Закрепление изученного по теме «Единицы длины, единицы площади» | |
37 | 12.11 | Единицы массы. Тонна. Центнер | |
38 | 14.11 | Таблица единиц массы | |
39 | 15.11 | Единицы времени | |
40 | 18.11 | 24-часовое исчисление времени | |
41 | 19.11 | Решение задач (вычисление начала, продолжительности и конца события) | |
42 | 21.11 | Единица времени – секунда | |
43 | 22.11 | Единица времени – век | |
44 | 25.11 | Таблица единиц времени | |
45 | 26.11 | Закрепление изученного. Единицы времени | |
46 | 28.11 | Единицы времени. Самостоятельная работа по теме «Единицы времени» (20 мин) | |
Сложение и вычитание (8 ч) | |||
47 | 29.11 | Письменные приемы сложения и вычитания | |
48 | 2.12 | Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов (вида 30007 – 648) | |
49 | 3.12 | Нахождение неизвестного слагаемого | |
50 | 5.12 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого | |
51 | 6.12 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | |
52 | 9.12 | Сложение и вычитание величин | |
53 | 10.12 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме | |
54 | 12.12 | Контрольная работа по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» | |
Умножение и деление (76 ч) | |||
55 | 13.12 | Работа над ошибками. Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0 | |
56 | 16.12 | Письменные приемы умножения | |
57 | 17.12 | Приемы письменного умножения для случаев вида: 4019 x 7 | |
58 | 19.12 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | |
59 | 20.12 | Нахождение неизвестного множителя | |
60 | 23.12 | Деление как арифметическое действие | |
61 | 24.12 | Деление многозначного числа на однозначное | |
62 | 26.12 | Итоговая контрольная работа за I полугодие | |
63 | 27.12 | Работа над ошибками. Упражнения в делении многозначных чисел на однозначное | |
64 | Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя. | ||
65 | Решение задач на пропорциональное деление | ||
66 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули | ||
67 | Деление многозначных чисел на однозначные | ||
68 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули | ||
69 | Решение задач на пропорциональное деление | ||
70 | Закрепление по теме «Деление многозначных чисел на однозначные» | ||
71 | Закрепление по теме «Деление многозначных чисел на однозначные» | ||
72 | Контрольная работа по теме «Умножение | ||
73 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Деление многозначных чисел на однозначные | ||
74 | Среднее арифметическое | ||
75 | Среднее арифметическое | ||
76 | Скорость. Единицы скорости | ||
77 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | ||
78 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | ||
79 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | ||
80 | Закрепление по теме «Задачи на движение | ||
81 | Решение задач | ||
82 | Виды треугольников | ||
83 | Виды треугольников | ||
84 | Виды треугольников. Построение треугольника с помощью угольника | ||
85 | Виды треугольников. Построение треугольника с помощью циркуля и линейки | ||
86 | Контрольная работа по теме «Задачи на движение»(40 мин) | ||
87 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Задачи на движение | ||
88 | Умножение числа на произведение | ||
89 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | ||
90 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | ||
91 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | ||
92 | Решение задач на движение | ||
93 | Перестановка и группировка множителей | ||
94 | Деление на числа, оканчивающиеся нулями | ||
95 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. Решение задач | ||
96 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. Решение задач | ||
97 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | ||
98 | Решение задач на движение в противоположных направлениях | ||
99 | Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями» (40 мин) | ||
100 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | ||
101 | Умножение числа на сумму | ||
102 | Письменное умножение на двузначное число | ||
103 | Письменное умножение на двузначное число | ||
104 | Письменное умножение на двузначное число. Решение задач изученных видов | ||
105 | Письменное умножение на трехзначное число | ||
106 | Письменное умножение на трехзначное число | ||
107 | Письменное деление на двузначное число | ||
108 | Письменное деление на двузначное число с остатком | ||
109 | Деление на двузначное число | ||
110 | Деление на двузначное число | ||
111 | Деление на двузначное число | ||
112 | Решение задач изученных видов | ||
113 | Деление на двузначное число | ||
114 | Деление на двузначное число, когда в частном есть нули | ||
115 | Закрепление по теме «Деление на двузначное число» | ||
116 | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число» (40 мин) | ||
117 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Умножение и деление на двузначное число | ||
118 | Письменное деление на трехзначное число | ||
119 | Письменное деление на трехзначное число | ||
120 | Деление на трехзначное число | ||
121 | Деление на трехзначное число | ||
122 | Деление с остатком | ||
123 | Решение задач. Деление с остатком | ||
124 | Решение задач. Деление с остатком | ||
125 | Решение задач изученных видов | ||
126 | Решение уравнений | ||
127 | Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число» (40 мин) | ||
128 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Решение уравнений | ||
129 | Решение задач | ||
130 | Решение уравнений и задач на движение | ||
Итоговое повторение (6ч) | |||
131 | Нумерация. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение | ||
132 | Итоговая контрольная работа за II полугодие | ||
133 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Закрепление по теме «Арифметические действия. Сложение и вычитание» | ||
134 | Закрепление по теме «Умножение и деление. Порядок выполнения действий» | ||
135 | Закрепление по теме «Величины. Решение задач» | ||
136 | Закрепление по теме «Задачи. Геометрические фигуры» |
Список литературы, используемой учителем в работе.
- М.И Моро, М.А.Бантова Математика: учебник для 4кл
- М.И. Бантова Г.В. Бельтюкова Методическое пособие к учебнику « Математика, 4кл.»
- М.И Моро, М.А.Бантова Тетрадь для контрольных и проверочных работ 4 кл.
- Диск Издательство « Учитель» Тематическое планирование в начальной школе.
- Диск Издательство « Учитель» Поурочные планы по математике в 4 классе
Список литературы для учащихся.
- М.И Моро, М.А.Бантова Математика: учебник для 4кл
- М.И Моро, М.А.Бантова Тетрадь для контрольных и проверочных работ 4 кл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование материала по русскому языку. авторы: Хохлова, Зеленина, 2 класс и поурочное планирование по математике "Школа России"
Даны подробные уроки на весь учебный год....
Каледарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс ФГОС УМК "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению для 3 специального (коррекционного) класса VII вида разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе, примерн...
Каледарно тематическое планирование
Каледарно тематическое планирование "Татар теле" 2 класс УМК "Перспектива"...
Каледарно - тематическое планирование в 3 кл УМК "Гармония"
В помощь учителям, работающим по УМК "Гармония". Календарно-тематическое планирование по русскому языку...
Каледарно-тематическое планирование по физкультуре 3 класс
Календарно-тематическое планирование необходимый документ для проведения физкультуры на хорошем уровне вшколе. очень удобно пользоваться в течении всего года в 3 классе....
Каледарно-тематическое планирование по физкультуре 3 класс
Хорошая программа для работы в 3 классе. Всё расписано и разложено по полочкам....
Каледарно-тематическое планирование в подготовительной группе на тему: "Нет милее дружка, чем родная матушка"
Передать детям высокие представления о матери, укоренившиеся в культуре русского народа. Продолжать знакомить с русским фольклоом (колыбельными песнями). Расширять словарный запас. Воспитывать уважени...