программа по математике 3 класс "Школа 2100"
рабочая программа по математике (3 класс) по теме
Программа по математике по ОС "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matemat._programma_3_klass.doc | 213.5 КБ |
matematika_temy.docx | 12.05 КБ |
matematika_umk.docx | 11.61 КБ |
matematika.docx | 50.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Общая характеристика учебного процесса
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности[1], готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.
Цели обучения в предлагаемом курсе математики в 1–4 классах, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь
- использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
- производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
- читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
- формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
- работать в соответствии с заданными алгоритмами;
- узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
- вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса математики у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
- Познавательные: в предлагаемом курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. Отличительной особенностью рассматриваемого курса математики является раннее появление (уже в первом классе) содержательного компонента «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей», что обусловлено активной пропедевтикой этого компонента в начальной школе.
- Регулятивные: математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).
- Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия, является важнейшим умением для современного человека.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.
Предлагаемый учебно-методический курс также обеспечивает интеграцию в математике информационных технологий. Предполагается, что в расписании курса математики может иметь постоянное место компьютерный урок в специально оборудованном классе, где может происходить работа с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) по математике, созданного на основе учебников по данному курсу (http://school-collection.edu.ru/).
Эти же ресурсы (http://school-collection.edu.ru/) могут быть использованы и на обычном уроке в обычном классе, при наличии специально оборудованного учительского места.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний
В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации.
Предполагается, что образовательные и воспитательные задачи обучения математике будут решаться комплексно. Учитель имеет право самостоятельного выбора технологий, методик и приёмов педагогической деятельности, однако при этом необходимо понимать, что необходимо эффективное достижение целей, обозначенных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Рассматриваемый курс математики предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.
В основе методического аппарата курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.
Материалы курса организованы таким образом, чтобы педагог и дети могли осуществлять дифференцированный подход в обучении и обладали правом выбора уровня решаемых математических задач.
В предлагаемом курсе математики представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме. Это создаёт возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Важно, чтобы его вместе планировали ученик и учитель. Именно по этой причине авторы не разделили материалы учебника на основной и дополнительный – это делают дети под руководством учителя на уроке. Учитель при этом ориентируется на требования стандартов российского образования как основы изучаемого материала.
Мы пользуемся общим для учебников Образовательной системы «Школа 2100» принципом минимакса[2]. Согласно этому принципу учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными) задачами.
Контроль за усвоением знаний
Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.
Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности предметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для самостоятельных и контрольных работ (1 кл.) и тетради для контрольных работ (2–4 кл.). Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и максимального уровней, при этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать задания других уровней как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).
Положительные оценки и отметки за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым темам. При этом срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль могут играть:
- таблица требований по предмету в «Дневнике школьника». В ней ученик (с помощью учителя) выставляет свои отметки за разные задания, демонстрирующие развитие соответствующих умений;
- портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс математики изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 540 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100» ), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
3–й класс
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3–4-м классах является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять свое отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений.
1-й уровень (необходимый)
Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
- использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), объёма (литр, см3, дм3, м3), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
- использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
- пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;
- представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
- выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
- осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
- осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;
- использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
- читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
- решать задачи в 1–2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- находить значения выражений в 2–4 действия;
- использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; а ∙ х = b; а : х = b;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
- определять время по часам с точностью до минуты;
- сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
- устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость), купли – продажи (количество товара, его цена и стоимость).
2-й уровень (программный)
- Учащиеся должны уметь:
- использовать при решении различных задач знание формулы объёма прямоугольного параллелепипеда (куба);
- использовать при решении различных задач знание формулы пути;
- использовать при решении различных задач знание о количестве, названиях и последовательности дней недели, месяцев в году;
- находить долю от числа, число по доле;
- решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
- находить значения выражений вида а ± b; а ∙ b; а : b при заданных значениях переменных;
- решать способом подбора неравенства с одной переменной вида:
а ± х < b; а ∙ х > b.
- использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;
- использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
- вычислять объём параллелепипеда (куба);
- вычислять площадь и периметр составленных из прямоугольников фигур;
- выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
- строить окружность по заданному радиусу;
- выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
- узнавать и называть объёмные фигуры: параллелепипед, шар, конус, пирамиду, цилиндр;
- выделять из множества параллелепипедов куб;
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
- устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;
- различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
- читать информацию, заданную с помощью столбчатых, линейных диаграмм, таблиц, графов;
- строить несложные линейные и столбчатые диаграммы по заданной в таблице информации;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи: на перестановку из трёх элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов;
- решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) логические задачи, содержащие не более трёх высказываний;
- выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
- правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно» при формулировании различных высказываний;
- составлять алгоритмы решения простейших задач на переливания;
- составлять алгоритм поиска одной фальшивой монеты на чашечных весах без гирь (при количестве монет не более девяти);
- устанавливать, является ли данная кривая уникурсальной, и обводить её.
Содержание учебного предмета
В предлагаемом курсе математики выделяются несколько содержательных линий.
1. Числа и операции над ними. Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курса математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счёта предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины.
В тесной связи с понятием числа формируется понятие о десятичной системе счисления. Раскрывается оно постепенно, в ходе изучения нумерации и арифметических операций над натуральными числами. При изучении нумерации деятельность учащихся направляется на осознание позиционного принципа десятичной системы счисления и на соотношение разрядных единиц.
Важное место в начальном курсе математики занимает понятие арифметической операции. Смысл каждой арифметической операции раскрывается на конкретной основе в процессе выполнения операций над группами предметов, вводится соответствующая символика и терминология. При изучении каждой операции рассматривается возможность её обращения.
Важное значение при изучении операций над числами имеет усвоение табличных случаев сложения и умножения. Чтобы обеспечить прочное овладение ими, необходимо, во-первых, своевременно создать у детей установку на запоминание, во-вторых, практически на каждом уроке организовать работу тренировочного характера. Задания, предлагаемые детям, должны отличаться разнообразием и способствовать включению в работу всех детей класса. Необходимо использовать приёмы, формы работы, способствующие поддержанию интереса детей, а также различные средства обратной связи.
В предлагаемом курсе изучаются некоторые основные законы математики и их практические приложения:
- коммутативный закон сложения и умножения;
- ассоциативный закон сложения и умножения;
- дистрибутивный закон умножения относительно сложения.
Все эти законы изучаются в связи с арифметическими операциями, рассматриваются на конкретном материале и направлены, главным образом, на формирование вычислительных навыков учащихся, на умение применять рациональные приёмы вычислений.
Следует отметить, что наиболее важное значение в курсе математики начальных классов имеют не только сами законы, но и их практические приложения. Главное – научить детей применять эти законы при выполнении устных и письменных вычислений, в ходе решения задач, при выполнении измерений. Для усвоения устных вычислительных приемов используются различные предметные и знаковые модели.
В соответствии с требованиями стандарта, при изучении математики в начальных классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.
Значение вычислительных навыков состоит не только в том, что без них учащиеся не в состоянии овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без них они не в состоянии овладеть содержанием и таких учебных дисциплин, как, например, физика и химия, в которых систематически используются различные вычисления.
Наряду с устными приёмами вычислений в программе большое значение уделяется обучению детей письменным приёмам вычислений. При ознакомлении с письменными приёмами важное значение придается алгоритмизации.
В программу курса введены понятия «целое» и «часть». Учащиеся усваивают разбиение на части множеств и величин, взаимосвязь между целым и частью. Это позволяет им осознать взаимосвязь между операциями сложения и вычитания, между компонентами и результатом действия, что, в свою очередь, станет основой формирования вычислительных навыков, обучения решению текстовых задач и уравнений.
Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без применения моделей и моделирования невозможно эффективное изучение исследуемых объектов в различных сферах человеческой деятельности, а правильное и чёткое выполнение определённой последовательности действий требует от специалистов многих профессий владения навыками алгоритмического мышления. Разработка и использование станков-автоматов, компьютеров, экспертных систем, долгосрочных прогнозов – вот неполный перечень применения знаний основ моделирования и алгоритмизации. Поэтому формирование у младших школьников алгоритмического мышления, умений построения простейших алгоритмов и моделей – одна из важнейших задач современной общеобразовательной школы.
Обучение школьников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность тех действий, которые они выполняют, начинается с простейших алгоритмов, доступных и понятных им (алгоритмы пользования бытовыми приборами, приготовления различных блюд, переход улицы и т.п.). В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий и т.п. Например, при изучении арифметических операций над многозначными числами учащиеся пользуются правилами сложения, умножения, вычитания и деления многозначных чисел, при изучении дробей – правилами сравнения дробей и т.д. Программа позволяет обеспечить на всех этапах обучения высокую алгоритмическую подготовку учащихся.
2. Величины и их измерение. Величина также является одним из основных понятий начального курса математики. В процессе изучения математики у детей необходимо сформировать представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем и др.) как о некотором свойстве предметов и явлений окружающей нас жизни, а также умение выполнять измерение величин.
Формирование представления о каждых из включённых в программу величин и способах её измерения имеет свои особенности. Однако можно выделить общие положения, общие этапы, которые имеют место при изучении каждой из величин в начальных классах:
- выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребёнка);
- проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);
- проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;
- формируются измерительные умения и навыки;
- выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);
- проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;
- выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;
- выполняется умножение и деление величины на отвлечённое число. При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.
Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные, сочетание различных форм обучения на уроке (коллективных, групповых и индивидуальных).
Немаловажное значение имеют удачно выбранные методы обучения, среди которых группа практических методов и практических работ занимает особое место. Широкие возможности создаются здесь и для использования проблемных ситуаций.
3. Текстовые задачи. В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи − фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.
В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.
Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного, текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.
Учащихся следует знакомить с различными методами решения текстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными видами математических моделей, лежащих в основе каждого метода; а также с различными способами решения в рамках выбранного метода.
Решение текстовых задач даёт богатый материал для развития и воспитания учащихся.
Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.
4. Элементы геометрии. Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью, объёмом).
Наряду с этим одной из важных целей работы с геометрическим материалом является использование его в качестве одного из средств наглядности при рассмотрении некоторых арифметических фактов. Кроме этого, предполагается установление связи между арифметикой и геометрией на начальном этапе обучения математике для расширения сферы применения приобретённых детьми арифметических знаний, умений и навыков.
Геометрический материал изучается в течение всех лет обучения в начальных классах, начиная с первых уроков.
В изучении геометрического материала просматриваются два направления:
- формирование представлений о геометрических фигурах;
- формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.
Геометрический материал распределён по годам обучения и по урокам так, что при изучении он включается отдельными частями, которые определены программой и соответствующим учебником.
Преимущественно уроки математики следует строить так, чтобы главную часть их составлял арифметический материал, а геометрический материал входил бы составной частью. Это создает большие возможности для осуществления связи геометрических и других знаний, а также позволяет вносить определённое разнообразие в учебную деятельность на уроках математики, что очень важно для детей этого возраста, а кроме того, содействует повышению эффективности обучения.
Программа предусматривает формирование у школьников представлений о различных геометрических фигурах и их свойствах: точке, линиях (кривой, прямой, ломаной), отрезке, многоугольниках различных видов и их элементах, окружности, круге и др.
Учитель должен стремиться к усвоению детьми названий изучаемых геометрических фигур и их основных свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге.
Отмечая особенности изучения геометрических фигур, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путём в ходе выполнения соответствующих упражнений.
Важную роль при этом играет выбор методов обучения. Значительное место при изучении геометрических фигур и их свойств должна занимать группа практических методов, и особенно практические работы.
Систематически должны проводиться такие виды работ, как изготовление геометрических фигур из бумаги, палочек, пластилина, их вырезание, моделирование и др. При этом важно учить детей различать существенные и несущественные признаки фигур. Большое внимание при этом следует уделить использованию приёма сопоставления и противопоставления геометрических фигур.
Предложенные в учебнике упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, можно охарактеризовать как задания:
- в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания;
- на классификацию фигур;
- на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;
- на построение геометрических фигур;
- на разбиение фигуры на части и составление её из других фигур;
- на формирование умения читать геометрические чертежи;
- вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.).
Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения необходимо учить детей пользоваться чертёжными инструментами, формировать у них чертёжные навыки. Здесь надо предъявлять к учащимся требования не меньшие, чем при формировании навыков письма и счёта.
- Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного), уравнения и формулы. Суть этих понятий раскрывается на конкретной основе, изучение их увязывается с изучением арифметического материала. У учащихся формируются умения правильно пользоваться математической терминологией и символикой.
- Элементы стохастики. Наша жизнь состоит из явлений стохастического характера. Поэтому современному человеку необходимо иметь представление об основных методах анализа данных и вероятностных закономерностях, играющих важную роль в науке, технике и экономике. В этой связи элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики входят в школьный курс математики в виде одной из сквозных содержательно-методических линий, которая даёт возможность накопить определённый запас представлений о статистическом характере окружающих явлений и об их свойствах.
В начальной школе стохастика представлена в виде элементов комбинаторики, теории графов, наглядной и описательной статистики, начальных понятий теории вероятностей. С их изучением тесно связано формирование у младших школьников отдельных комбинаторных способностей, вероятностных понятий («чаще», «реже», «невозможно», «возможно» и др.), начал статистической культуры.
Базу для решения вероятностных задач создают комбинаторные задачи. Использование комбинаторных задач позволяет расширить знания детей о задаче, познакомить их с новым способом решения задач; формирует умение принимать решения, оптимальные в данном случае; развивает элементы творческой деятельности.
7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений. Математика – это орудие для размышления, в её арсенале имеется большое количество задач, которые на протяжении тысячелетий способствовали формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.
3-й класс
(4 часа в неделю, всего – 136 ч)
Числа и операции над ними.
Числа от 1 до 1 000.
Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Дробные числа.
Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.
Сложение и вычитание чисел.
Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Умножение и деление чисел в пределах 100.
Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».
Величины и их измерение.
Объём. Единицы объёма: 1 см3, 1 дм3, 1 м3. Соотношения между единицами измерения объема. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.
Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.
Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.
Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.
Текстовые задачи.
Решение простых и составных текстовых задач.
Пропедевтика функциональной зависимости при решении задач с пропорциональными величинами. Решение простых задач на движение. Моделирование задач.
Задачи с альтернативным условием.
Элементы геометрии.
Куб, прямоугольный параллелепипед. Их элементы. Отпечатки объёмных фигур на плоскости.
Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Изменение положения плоских фигур на плоскости.
Элементы алгебры.
Выражения с двумя переменными. Нахождение значений выражений вида а ± b; а ∙ b; а : b.
Неравенства с одной переменной. Решение подбором неравенств с одной переменной вида: а ± х < b; а ± х > b.
Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;а ∙ х = с±b;а : х = с ∙ b и т.д.
Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.
Использование уравнений при решении текстовых задач.
Элементы стохастики.
Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Упорядоченный перебор вариантов. Дерево выбора.
Случайные эксперименты. Запись результатов случайного эксперимента. Понятие о частоте события в серии одинаковых случайных экспериментов.
Понятия «чаще», «реже», «невозможно», «возможно», «случайно».
Первоначальное представление о сборе и обработке статистической информации.
Чтение информации, заданной с помощью линейных и столбчатых диаграмм, таблиц, графов. Построение простейших линейных диаграмм по содержащейся в таблице информации.
*Круговые диаграммы.
Занимательные и нестандартные задачи.
Уникурсальные кривые.
Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц и графов.
Множество, элемент множества, подмножество, пересечение множеств, объединение множеств, высказывания с кванторами общности и существования.
Затруднительные положения: задачи на переправы, переливания, взвешивания.
*Задачи на принцип Дирихле.
Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Математика» в частности.
Возрастные психологические особенности младших школьников делают необходимым формирование моделирования как универсального учебного действия. Оно осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы, но для математики это действие представляется наиболее важным, так как создаёт важнейший инструментарий для развития у детей познавательных универсальных действий. Так, например, большое количество математических задач может быть понято и решено младшими школьниками только после создания адекватной их восприятию вспомогательной модели.
Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);
2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Математика».
Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Математика» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки по измерению величин, конструированию и моделированию предметных моделей, навыков счёта, осознанное усвоение изучаемого материала. На начальном этапе (1-2 класс) предусматривается проведение значительного числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти младших школьников. Исходя из этого, второе важное требование к оснащенности образовательного процесса в начальной школе при изучении математики состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал.
Раздаточный материал для такого рода работ должен включать реальные объекты (различные объекты живой и неживой природы), изображения реальных объектов (разрезные карточки, лото), предметы − заместители реальных объектов (счётные палочки, раздаточный геометрический материал), карточки с моделями чисел.
В ходе изучения курса «Математика» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания, включая моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости и времени), наблюдение, измерение, эксперимент (статистический). Для этого образовательный процесс должен быть оснащён необходимыми измерительными приборами: весами, часами и их моделями, сантиметровыми линейками и т.д.
Предварительный просмотр:
Содержание тем учебного курса
по математике в 3 классе
Раздел учебного курса | Количество часов | Контроль |
Раздел 1. Числа от 1 до 100 | 48 | |
Числа от 1 до 100. | 10 | Контрольная работа №1 |
Внетабличное умножение и деление. | 26 | Контрольная работа №2. |
Доли. | 12 | Контрольная работа №3. |
Раздел 2. Числа от 1 до 1000. | 80 | |
Нумерация. | 9 | |
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. | 26 | Контрольная работа №4 Контрольная работа №5. Контрольная работа №6. |
Умножение и деление в пределах 1000. | 22 | Контрольная работа №7 |
Арифметические действия над числами в пределах 1000. | 22 | Контрольная работа №8 Контрольная работа №9 |
Раздел 3. Повторение изученного материала в 3 классе | 8 |
Предварительный просмотр:
Учебно – методическое обеспечение
- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 3-го класса в 3-х частях.- Изд. 3-е, исп.- М.: Баласс; Школьный дом, 2013.-(Образовательная система «Школа 2100»)
- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Рабочая тетрадь к учебнику «Математика» для 3-го класса. - М.: Баласс.2013(Образовательная система «Школа 2100»)
- Сухин И.Г. Новые занимательные материалы (математика):1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007.-(Мастерская учителя).
- Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В. Математика. 3 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу математики с элементами информатики.- М.: Баласс,2012.-(Образовательная система
Предварительный просмотр:
Таблица календарно – тематического планирования
по математике для 3 класса.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Виды контроля | Календарные сроки | Фактические сроки |
1 | Нумерация. | 1 | Добывать знания . | Текущий | |||
2 | Сложение и вычитание чисел. | 1 | Сложение, вычитание, однозначные числа. | Придерживаться этических норм общения. | Текущий. Фронтальный | ||
3 | Сложение и вычитание чисел. | 1 | Перерабатывать полученную информацию. | Текущий. Фронтальный | |||
4 | Умножение и деление чисел. | 1 | Знать последовательность чисел в пределах 100. | Текущий. Фронтальный | |||
5 | Арифметические действия над числами. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
6 | Арифметические действия над числами. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
7 | Арифметические действия над числами. | 1 | Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100. | Текущий. Фронтальный | |||
8 | «Дерево выбора» | 1 | Дерево выбора | Индивидуальный | |||
9 | Решение задач. Контрольная работа №1. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
10 | Параллелепипед и куб. | 1 | Параллелепипед, куб | Читать про себя текст учебника. | Текущий. Фронтальный | ||
11 | Объём прямоугольного параллелепипеда. Кубический сантиметр. | 1 | Сантиметр, параллелепипед, кубический. | Договариваться с людьми. Формулировать учебную проблему. | Текущий. Фронтальный | ||
12 | Кубический дециметр. Кубический метр. | 1 | Сантиметр, параллелепипед, кубический метр, дециметр | Моделировать ситуацию, требующую перехода от одних единиц измерения к другим. | Текущий. Фронтальный | ||
13 | Сочетательное свойство умножения. | 1 | Сочетательное, умножение | Текущий. Фронтальный | |||
14 | Умножение однозначного числа на двузначное, запись которого оканчивается нулём. | 1 | Двузначное число, однозначное, умножение. | Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. | Текущий. Фронтальный | ||
15 | Деление чисел, запись которых оканчивается нулём. | 1 | Число, оканчивающееся нулём. | Текущий. Фронтальный | |||
16 | Арифметические действия над числами. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
17 | Умножение суммы на число. | 1 | Умножение, сумма, однозначное число. | Прогнозировать результат вычисления. | Текущий. Фронтальный | ||
18 | Умножение двузначного числа на однозначное. Умножение однозначного числа на двузначное. | 1 | Множители, произведение. | Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения арифметического действия. | |||
19 | Арифметические действия над числами. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
20 | Деление суммы на число. | 1 | Сумма, двузначное число, однозначное число | Текущий. Фронтальный | |||
21 | Арифметические действия над числами. | 1 | Пользоваться математической терминологией. | Текущий. Фронтальный | |||
22 | Деление двузначного числа на однозначное. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
23 | Арифметические действия над числами. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
24 | Решение задач. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
25 | Деление двузначного числа на однозначное. | 1 | Двузначное число, однозначное | Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания. | Текущий. Фронтальный | ||
26 | Решение задач. | 1 | Текущий. Индивидуальный | ||||
27 | Арифметические действия над числами. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
28 | Деление с остатком. | 1 | Деление с остатком. | Текущий. Фронтальный | |||
29 | Деление с остатком. | 1 | Множитель, делимое, делитель. | Текущий. Фронтальный | |||
30 | Деление с остатком. | 1 | Исследовать ситуации, требующие сравнения чисел и величин. | Текущий. Фронтальный | |||
31 | Деление с остатком. | 1 | Знать виды задач. | Текущий. Фронтальный | |||
32 | Арифметические действия над числами. | 1 | Составлять схемы задач. | Текущий. Фронтальный | |||
33 | Арифметические действия над числами. | 1 | Арифметические действия над числами | Знать состав числа. | Текущий. Фронтальный | ||
34 | Контрольная работа №2. | 1 | Выполнять деление с остатком. | Тематический Контрольная работа | |||
35 | Доли. | 1 | Доли | Текущий. Фронтальный | |||
36 | Нахождение доли числа. | 1 |
| Знать отличия правильной дроби от неправильной. | Текущий. Фронтальный | ||
37 | Сравнение долей. | 1 | Читать и записывать дроби, наглядно изображать | Текущий. Фронтальный | |||
38 | Нахождение числа по доле. | 1 | дроби с помощью геометрических фигур. | Текущий. Фронтальный | |||
39 | Решение задач. | 1 |
| Сравнивать, складывать и вычитать дроби. | Текущий. Фронтальный | ||
40 | Решение задач. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
41 | Единица времени – минута. | 1 | Единица времени, сутки недели, секунда, минута. | Текущий. Фронтальный | |||
42 | Единица времени – секунда. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
43 | Сутки. | 1 | - единицы времени. - определять время | Текущий. Фронтальный | |||
44 | Неделя. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
45 | Линейные и столбчатые диаграммы. Контрольная работа №3. | 1 | Диаграмма | Тематический Контрольная работа | |||
46 | Счёт сотнями. Тысяча. | 1 | Многозначные числа. | Последовательность чисел в пределах 1000. – читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; – представлять трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых; – выполнять письменные вычисления трехзначных чисел; – вычислять значения числового выражения, содержащего 2–3 действия; – проверять правильность выполненных вычислений | Текущий. Фронтальный | ||
47 | Умножение числа 100. Умножение и деление на 100. | 1 | Множитель, произведение, умножение | Текущий. Фронтальный | |||
48 | Единицы длины. Миллиметр. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
49 | Трёхзначные числа. | 1 | Многозначные числа. | Последовательность чисел в пределах 1000. – читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; – представлять трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых; – выполнять письменные вычисления трехзначных чисел; – вычислять значения числового выражения, содержащего 2–3 действия; | Текущий. Фронтальный | ||
50 | Трёхзначные числа. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
51 | Трёхзначные числа. | 1 | |||||
52 | Сравнение трёхзначных чисел. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
53 | Трёхзначные числа. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
54 | Единицы массы. Центнер. | 1 | Центнер, масса. | Текущий. Фронтальный | |||
55 | Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Контрольная работа №4. | 1 | Тематический, Контрольная работа | ||||
56 | Сложение и вычитание трёхзначных чисел. | 1 | Трёхзначные числа. | Текущий. Фронтальный | |||
57 | Сложение и вычитание трёхзначных чисел. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
58 | Сложение и вычитание трёхзначных чисел. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
59 | Пересечение геометрических фигур. | 1 | Геометрические фигуры | Способы задания множеств. – решать задачи с пропорциональными величинами; – определять свойства пересечения множеств | Текущий. Фронтальный | ||
60 | Сложение и вычитание трёхзначных чисел. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
61 | Группы элементов. Множество. Элемент множества. | 1 | Множество, подмножество | Устанавливать принадлежность множеству его элементов | Текущий. Фронтальный | ||
62 | Способы задания множеств. | 1 | Определение множества. -Выделять элементы множества | Текущий. Фронтальный | |||
63 | Подмножества. | 1 | - использовать теоретико-множественную символику | Текущий. Фронтальный | |||
64 | Высказывания со словами «все», «не все», «никакие», «любой», «каждый». | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
65 | Пересечение множеств. | 1 | Множества | пересечение множеств. - находить объединение множеств | Текущий. Фронтальный | ||
66 | Высказывания со словами «есть», «существует», «некоторые». | 1 | Высказывания | Текущий. Фронтальный | |||
67 | Объединение множеств. | 1 | Множества, | Текущий. Фронтальный | |||
68 | Решение задач. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
69 | Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик. | 1 | Трёхзначные числа. Вычисления. | Десятичный состав многозначных чисел. - выполнять сложение и вычитание многозначных чисел | Текущий. Фронтальный | ||
70 | Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
71 | Решение задач. | 1 | - решать разные виды задач. - составлять схемы задач | Текущий. Фронтальный | |||
72 | Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
73 | Решение задач. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
74 | Решение неравенств. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
75 | Решение неравенств. | 1 | Неравенства | Иметь представление о решении неравенств, множестве решений неравенств, знаках , , двойном неравенстве | Текущий. Фронтальный | ||
76 | Решение неравенств. Контрольная работа. | 1 | Тематический, Контрольная работа | ||||
77 | Умножение и деление трёхзначных чисел. | 1 | Умножение трёхзначных чисел. | Текущий. Фронтальный | |||
78 | Умножение и деление чисел. | 1 | Десятичный состав многозначных чисел. - выполнять сложение и вычитание многозначных чисел | Текущий. Фронтальный | |||
79 | Умножение и деление чисел. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
80 | Умножение и деление чисел. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
81 | Решение задач. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
82 | Алгоритмы с повторением (циклом). | 1 | Алгоритмы | Текущий. Фронтальный | |||
83 | Решение задач. | 1 | Задачи | Текущий. Фронтальный | |||
84 | Решение уравнений. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
85 | Решение задач и уравнений. | 1 | Десятичный состав многозначных чисел. - выполнять сложение и вычитание многозначных чисел | Текущий. Фронтальный | |||
86 | Решение задач и уравнений. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
87 | Решение задач и уравнений. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
88 | Умножение трёхзначных чисел в столбик. | 1 | Трёхзначные числа и действия с ними. | - Состав числа. - Выполнять действия умножения с трехзначными числами | Текущий. Фронтальный | ||
89 | Умножение трёхзначных чисел в столбик. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
90 | Умножение трёхзначных чисел в столбик. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
91 | Умножение трёхзначных чисел в столбик. | 1 | - состав числа. - выполнять действия умножения с трехзначными числами | Текущий. Фронтальный | |||
92 | Деление трёхзначных чисел на однозначное. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
93 | Деление трёхзначных чисел на однозначное. | 1 | - состав числа. - выполнять действия деления с трехзначными числами | Текущий. Фронтальный | |||
94 | Деление трёхзначных чисел на однозначное. | 1 |
| Текущий. Фронтальный | |||
95 | Умножение и деление чисел; решение задач. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
96 | Умножение и деление чисел; решение задач. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
97 | Умножение и деление чисел; решение задач. Контрольная работа № 5. | 1 | Текущий. Контрольная работа | ||||
98 | Запись чисел римскими цифрами. | 1 | Римские цифры | Текущий. Фронтальный | |||
99 | Календарь. | 1 | Количество, названия и последовательность дней недели, месяцев в году. | Читать и записывать многозначные числа римскими цифрами | Текущий. Фронтальный | ||
100 | Календарь. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
101 | Единицы измерения времени. Век. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
102 | Единицы измерения длины. Километр. | 1 | Единица измерения длины километр. | Единица измерения длины километр. - Выполнять арифметические действия с именованными числами | Текущий. Фронтальный | ||
103 | Скорость движения. | 1 | Скорость, расстояние, время. | Текущий. Фронтальный | |||
104 | Взаимосвязь скорости, времени, расстояния. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
105 | Взаимосвязь скорости, времени, расстояния. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
106 | Решение задач. | 1 | Виды задач, способы их решения. | Текущий. Фронтальный | |||
107 | Решение задач. | 1 | Умение составлять схемы к различным видам задач. | Текущий. Фронтальный | |||
108 | Решение задач. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
109 | Решение задач. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
110 | Решение задач. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
111 | Решение задач. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
112 | Треугольники. | 1 | Геометрические фигуры. -Виды треугольников - прямо- угольный, равносторонний, равно- бедренный. - выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники; - выполнять арифметические действия над числами; - различать виды треугольников; - строить на бумаге в клетку треугольники; - решать задачи на движение | Текущий. Фронтальный | |||
113 | Треугольники. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
114 | Треугольники | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
115 | Действия над числами. | 1 | Арифметические действия | - понятие «именованные числа». - выполнять действия с именованными числами | Текущий. Фронтальный | ||
116 | Действия над числами. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
117 | Повторение. Арифметические действия над числами. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
118 | Арифметические действия над числами. | 1 | Сложение и вычитание чисел. | – выполнять письменные вычисления; – вычислять значение число - осуществлять самоконтроль, находить и исправлять собственные ошибки; проверку вычислений; - производить сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 1000 (изученные случаи) - представлять двузначные числа в виде разрядных слагаемых; - сравнивать числа в пределах 100; | Текущий. Фронтальный | ||
119 | Арифметические действия над числами. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
120 | Повторение. Деление двузначных чисел на однозначное. | 1 | Способы деления и умножения двузначного числа на однозначное | Текущий. Фронтальный | |||
121 | Деление двузначных чисел на однозначное. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
122 | Деление двузначных чисел на однозначное. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
123 | Повторение. Деление трёхзначных чисел на однозначное. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
124 | Деление трёхзначных чисел на однозначное. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
125 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Тематический Контрольная работа | ||||
126 | Сложение и вычитание трёхзначных чисел. | 1 | – распознавать геометрические фигуры, изображать их на бумаге; – вычислять площадь и периметр прямоугольника (квадрата); – решать текстовые задачи арифметическим способом; – выполнять письменные вычисления; – вычислять значение число - осуществлять самоконтроль, находить и исправлять собственные ошибки; проверку вычислений; - производить сложение и вычитание, умножение и деление в пределах 1000 (изученные случаи) - представлять двузначные числа в виде разрядных слагаемых; - сравнивать числа в пределах 100; - производить вычисления с именованными числами; - решать уравнения, простые и составные задачи на сложение и вычитание и т. д. - величины и геометрические фигуры. - отличать и выполнять объемные и плоские геометрические фигуры | Текущий. Фронтальный | |||
127 | Повторение. Деление с остатком. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
128 | Повторение. Деление с остатком. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
129 | Повторение. Множества и подмножества. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
130 | Повторение. Множества и подмножества. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
131 | Решение задач. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
132 | Повторение. Доли. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
133 | Доли. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
134 | Решение уравнений. Арифметические действия над числами. | 1 | Текущий. Фронтальный | ||||
135 | Единицы измерения времени и длины. | 1 | Час, минута, километр, метр | Текущий. Фронтальный | |||
136 | Решение задач и уравнений. | 1 | Решение задач | Текущий. Фронтальный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике УМК 2100 2 класс.
Рабочая программа по математике разработана для 2 класса в соответствии с новыми стандартами. Программа создана по учебнику Л.Г. Петерсон....
Рабочая программа по математике (Школа-2100)
В Рабочую программу входит Пояснительныя записка, тематическое, поурочное планирование, планируемые предметные результаты....
Рабочая программа по математике ШКОЛА 2100 2 КЛАСС
Полная рабочая программа...
Рабочая программа по математике "Школа 2100"
Рабочая программа по математике ОС «Школа 2100» (для четырёхлетней начальной школы) Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.П. Тонких ,4 часа неделю (всего 540 часа). Без календарно тематичес...
Рабочая программа по математике "Школа 2100" Петерсон 3 класс
Рабочая программа по математике...
Рабочая программа по математике "Школа 2100" 2 класс ФГОС
Рабочая программа по математике "Школа 2100" 2 класс ФГОС...