Умножаем и делим на три. Треть числа.
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Мжельская Галина Владимировна

Урок математики в 3 классе. Отражён системно-деятельностный подход к формированию УУд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 29_11._11_gor_sem_matem.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Урок математики во 2 И классе,  

                                                                         учитель – Мжельская Галина Владимировна

Тема урока.

    Умножаем и делим на три. Треть числа.

                                    Учебные задачи  урока.

Личностные УУД

  1. Понимание роли математики и математических действий в жизни человека.
  2. Интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы исследовательской деятельности.
  3. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики.
  4. Понимание причин успеха или неуспеха в учёбе.

Метапредметные УУД

  1. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.
  2. Планировать свои действия.
  3. Выполнять действия в устной форме.
  4. В сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения  учебной задачи.
  5. Вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил и законов.
  6. Осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах  учебно-познавательной деятельности..
  7. осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых.
  8. Кодировать информацию в знаково-символической форме, на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций.
  9. Строить небольшие математические сообщения (3-4 предложения) в устной форме.
  10. Проводить сравнение, понимать выводы, сделанные на основе сравнения.
  11. В сотрудничестве с учителем проводить классификацию  изучаемых объектов..
  12. Принимать активное участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения.
  13. Стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве; договариваться, приходить к общему решению.
  14. Использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.

Предметные УУД

  1. Складывать и вычитать однозначные и двузначные числа на основе использования таблицы сложения и таблицы умножения.
  2. Выполнять умножение и деление в пределах табличных случаев на основе использования таблицы умножения.
  3. Применять переместительное свойство умножения для удобства вычислений.
  4. Проверять правильность предложенной краткой записи задачи, выбирать правильное решение или правильный ответ задачи из числа предложенных.
  5. Проверять правильность вычислений, объяснять причины возникновения ошибок и исправлять выявленные недочёты и ошибки.
  6. Выполнять действия по алгоритму, проверять правильность готового алгоритма.
  7. Под руководством учителя составлять схему рассуждений в текстовой задаче от вопроса.

Оборудование: учебник Рудницкая В.Н., Юдачёва Т.В. «математика, 3 класс», интерактивная доска, компьютер

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания.

Орг момент.

Постановка целей и задач урока.

Актуализация имеющихся сведений об умножении

Постановка учебных задач урока данной темы

  Через 2 дня наступит первый месяц зимы-декабрь, и я хочу подарить вам снежинку. Она поможет вам быть успешными на уроках математики.  Вы не найдёте в природе двух одинаковых снежинок, но у всех есть общее- 6 лучей. В математике тоже 6 разделов.

Давайте прочитаем, как называются эти разделы, глядя  математическую снежинку на интерактивной доске

,1. Числа и действия с ними, 2. Величины,

3. Задачи,

4. Геометрические фигуры и действия с ними,

5. Уравнения

6. Работа с информацией.

 

Откройте учебник на с. 86, прочитайте тему урока и определите, в каком из этих разделов  мы сегодня будем работать?

Это тема нескольких уроков, сегодня рассмотрим умножение числа три.

Глядя на эти схемы, Вспомним, что узнали о действии умножения и о таблице  умножения на 2.

2*()=2+2+2…+2

2*()=()*2

2*0=0, 0*2=0

Давайте сформулируем вопросы, на которые  следует отыскать  ответы сегодня.  Для этого воспользуемся следующими вопросительными словами:

Что?

                                                                                                      Как?

                                                                                                      Сколько?

                                                                                                      Почему?

-Чтобы найти ответы на вопросы, приступим к  заданиям  учебника.

Дети читают хором название разделов математики

Читают тему, определяют раздел (числа и действия с ними)

Вспоминают по записи на доске, что такое умножение-

1. Сложение одинаковых чисел- это умножение

2. При  умножении, как и при сложении, действует переместительный закон .

3. При  умножении ноля и при умножении на 0 получается в ответе 0.

Формулируем вопросы

-Что значит умножить  3?

-Как умножить на 3?

-Какие законы используют при умножении на3?

(Затем выносим их на интерактивную доску в виде плана урока)

Запись в тетради ()*3, 3*()

На доске:

2*()=2+2+2…+2

2*0=0, 0*2=0

2*()=()*2

№1

Первое задание будем выполнять, работая в парах Чему мы учимся при работе в парах? ( слушать и понимать друг друга, думать вместе, договариваться)

 Решить задачу – это

  1. найти все возможные способы решения,
  2. выбрать наиболее рациональный,
  3. доказать, что решили верно.

Время выполнения- 1 минута.

Заяц и Волк тоже решали эту задачу.  : -Какой способ использовал волк?

-Можно ли решить эту задачу в 1 действие?

 Умный, сообразительный заяц  выбрал действие не сложения, а умножения. Прав ли он? 

Как он находил ответ? 

Все взрослые  запомнили результаты таблицы умножения и потому легко находят нужный результат умножения.

Я тоже решала эту задачу, и вот как записала её решение: 5 + 5 + 5 = 15

- Что обозначает каждое число  в моём решении?

К какому выводу пришли, решая задачу?

Дети читают текст задачи друг другу

Прочитаем хором первый вопрос. Теперь решайте, пользуясь рисунком

Совещаются.

Доказывают своё мнение.

Волк сначала пересчитывал приборы по одному, а потом складывал по 3 пять раз

Заяц воспользовался готовой таблицей умножения

Умножение-сложение одинаковых чисел. При умножении на 3 складываем по 3. При решении умножение можем заменить сложением, если числа равные.

Число 5 – это все ножи, все ложки, все вилки, а число 15 – это общее число столовых приборов

Читаем хором вывод на  слайде:

  1. Сложение одинаковых слагаемых – это умножение.
  2. При умножении числа 3, как и при сложении, можно использовать переместительный закон
  3. Для нахождения результата можно пользоваться готовой таблицей умножения

На доске появляются записи:

1+1+1+1+1+1+1+1+1

+1+1+1+1+1+1=15

3+3+3+3+3=15

5 + 5 + 5 = 15

5 * 3 = 15

3*5=5*3

Закрепление.

Прочитаем  задание № 2

Вычислить -  это записать  умножение сложением и выполнить  записанное действие, а потом проверить себя по таблице:

3 * 4 = 3 + 3 + 3 + 3 = 12

Время выполнения 2 минуты.

Проверка.

-Кто сумел воспользоваться переместительным законом при умножении?

 Сделаем вывод по второму заданию: мы учились:

  1. Находить результат умножения действием сложения
  2. Использовать там, где это удобно, переместительный закон умножения

Вычислить

Вывод: если забыл таблицу, но умеешь складывать, - всегда найдёшь правильный результат и поможешь себе.

Физминутка.

Дважды два четыре с движениями

Переместительный закон умножения.

Отдохнули, теперь приступим к третьему заданию.

-Чему будем учиться, решая №3?

-Что значит сравнить? ( поставить знак больше, меньше, равно).

Как вы считаете, нужен ли нам калькулятор? Почему он не нужен?

-Нужно ли вычислять значение выражений? Почему ?

Работаем  индивидуально

Время работы – 2 минуты

Проверка:

-К какому выводу пришли, выполняя задание № 3?

Вывод: при умножении, как и при сложении, действует переместительный закон. Числа можно умножать в любом порядке.

Будем учиться :

  1. Сравнивать результаты умножения,
  2. Учиться пользоваться калькулятором

Дети решают самостоятельно

При умножении числа можно менять местами.

Умножение с 0.

-Что предстоит выяснить в 4 задании?

Вместе переведём на язык математики.

-Что значит 3*0?, а 0*3?

Покажем руками.

А если 5*0?

18*0?

25*0?

Вывод При умножении  числа на ноль и нуля на число получается ноль.

Думать вместе.

Запись:

()*0=0

0*()=0

№5

Внимательно прочитайте задание. Я полагаю, что его выполнять не обязательно. Кто согласен?

 Рефлексия

-Кто сможет теперь решать примеры на умножение, не боясь забыть таблицу?

-Какие законы умножения вам помогут?

Мы знаем переместительный закон умножения.

№6

Прочитайте задание. Надо ли его записывать?

 Потренируемся находить ответ по таблице.1 минута.

Работаем в парах.

-У кого получалось быстро?

-Каким законом умножения пользовались?

Работают в парах.

Задачи

№7

Переходим к решению текстовых задач.

Напомню, что задача - это такой вопрос, для ответа на который надо выполнить 1 или несколько действий.

Решить задачу – это перевести текст на язык математики, т. е. записать условие кратко в виде:

-рисунка,

-схемы,

- чертежа,

- выражения

Прочитайте условие задачи №7. и сравните его  с данным рисунком: Что здесь так, а что не так?

Запишите решение задачи и ответ.

Проверка: У меня на доске 3 решения этой задачи.

-Какое  решение  неверное и почему?

- Какое решение верное?

На рисунке даны одинаковые  банки – это так. В каждую банку помещается 3 литра – это тоже так. Но число банок в условии 9 штук, а на рисунке их 10 – это не так, нужно одну банку убрать.

На доске:

9-3

9-3

3*9

№8 –Прочитайте. Расскажем задачу и покажем руками.

Переведём язык задачи на язык математики.

Воспользуемся отрезками.

Можно ли сказать, что задачи №7 и 8 похожи? Чем?

Запишите решение задачи.

Составляем чертёж на доске.

В этих задачах мы находим целое, которое состоит из равных частей

№9

Считаете ли вы, что  и задача №9 такая же, как  две предыдущие? Почему?

 1 мин. В парах

-Когда мы заплатим наибольшую сумму? Почему?

-А наименьшую?

По 3 рубля берём несколько раз. Находим целое из равных частей.

Итог урока.

Домашнее задание

Рефлексия

Вот и подошёл к концу наш урок математики.

Давайте проверим себя, всё ли мы поняли и запомнили:

Задайте друг другу вопросы, которые мы сформулировали в начале урока.

А теперь мой вопрос: как вы объясните слово «приборы». Что это такое? Почему вилку, нож и ложку называют столовыми приборами?

 «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». Эти слова принадлежат великому русскому  учёному  М. В. Ломоносову.  Его  имя 90 лет носит наша школа.

Как вы понимаете его слова?

Приводить в порядок ум – это значит учить себя

  - рассуждать,

  - сравнивать,

   - понимать вопросы и искать ответы на них,

   - проверять себя,

    - находить и объяснять свои ошибки,

  - находить разные способы вычислений и  решения задач.

Вам нужно дома составить краткие записи условий двух следующих задач и потренироваться в запоминании таблицы умножения трёх случаев:

3 * 3 = 9    3 * 4 = 12    3 * 5 = 15

Возьмите листок самооценки и оцените свою работу на уроке:

 - Если вам  урок показался интересным и все задания понятны,  нарисуйте красный кружочек, если что-то вам было трудно или непонятно – жёлтый, а если все задания урока  были для вас трудными, - синий кружочек.

Сдайте свои листочки самооценки .

Всем спасибо за урок!

Столовыми, калькулятор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе УМК Планета знаний по теме "Умножаем и делим на 10, 100 и 1000"

Урок разработан по новому стандарту ФГОС с указаниями эл ссылок на тесты индивидуальные и фронтальные. В презентации присутствуют две физминутки...

Конспект к уроку "Умножаем и делим на 10, 100 и 1000" 3 класс УМК Планета знаний

План-конспект написан с новыми требованиями по ФГОС С указанием времени, эл ссылок, методическими указаниями и т.д....

Урок «Чему я научился: умножать и делить» во 2 классе. Обобщающий урок по математике, УМК «Перспектива».

Цели урока:  Ø      Стимулировать интерес школьников к изучению темы.Ø      Стимулировать творческую познавательную активность.Ø...