Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)
2 МИН. | Включение детей в деятельность Настрой на работу в стихотворной форме - Сегодня урок необычный у нас. Готов к нему, вижу, каждый из вас: Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!» За парты садитесь, пора начинать. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, записывают дату и классная работа | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (устный счёт)
5 МИН. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки
- Что изучали на предыдущем уроке? - Легко ли вам было? Предлагаю повторить состав числа 11.
- Какое число пропущено? Объясните свой выбор.
- Верно, пропущено число 12. - Что вы можете о нём рассказать?
| - Состав числа 11. - Да, быстро запомнил состав числа. - Нет, состав числа учил долго. (запись на доске, цепочкой называют ответы, неверные ответы дети исправляют) 1. 9 5 3 7 4 2 8 6 . . . . . . . .
(на доске таблица с числами) - Пропущено число 12, потому что числа идут в порядке возрастания. В каждом столбике одно число больше другого на 4. 2. 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | * |
- Число 12 – некруглое, чётное, двузначное, состоит из одного десятка и двух единиц, для записи этого числа нам понадобилось две разные цифры – 1 и 2, его соседи – 11 и 13, по отношению к нему 11 – предыдущее, 13 – последующее. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логические- Анализ объектов с целью выделения признаков |
3.Постановка учебной задачи
1 МИН.
| Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации
- Ребята попробуйте сформулировать тему урока. - Правильно вы будете изучать состав числа 12. - А где пригодятся вам эти знания? Что же нового вы узнаете сегодня на уроке? | Ставят цели, формулируют тему урока
- На уроке мы будем говорить о числе12. - На прошлом уроке мы узнали состав числа 11, значит - сегодня узнаем состав числа 12. - Будем решать примеры, считать. - Чтобы решать примеры в пределах 20. - В магазине посчитать сдачу.
| Регулятивные: целеполагание; Познавательные: постановка вопросов; Познавательные: общеучебные Формулирование познавательной цели; Логические: формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения
6 МИН.
| Организация учащихся на исследование проблемной ситуации 1. - Решите устно примеры: 9 + 2 6 + 1 20 + 1 15 + 3 7 + 5 - Нахождение значения, какого выражения вызвало у вас затруднения? 2. - Откройте учебник на странице 43, №145. - Пользуясь рисунками, найди значения выражений. - Посчитайте кружочки на каждом рисунке. Запишите и решите равенства. Объясните.
Подведение к «открытию» нового знания с помощью побуждающего диалога №151 - Сколько голубых кружочков в первом ряду? А сколько красных? Сколько всего? Сделай вывод. - Запишите число 12 в виде суммы двух однозначных чисел. - Сколько голубых кружочков во втором ряду? А сколько красных? Сколько всего? Сделай вывод. Запишите число 12 в виде суммы двух однозначных чисел. - Сколько голубых кружочков в третьем ряду? А сколько красных? Сколько всего? Сделай вывод. Запишите число 12 в виде суммы двух однозначных чисел. - Сколько голубых кружочков в четвёртом ряду? А сколько красных? Сколько всего? Сделай вывод. Запишите число 12 в виде суммы двух однозначных чисел. - Примеры, которые записали, обведите рамочкой и постарайтесь запомнить состав числа 12.
| Составляют план достижения цели и определяют средства
( дети решают известные случаи сложения) - Вызвало затруднение выражение 7 + 5. - Я все примеры решила, без затруднений.
(дети открывают учебник, объясняют и записывают с комментированием) 10 + 2 = 12 8 + 4 = 12 6 + 6 =12 2 2 4 2
7 + 5 = 12 9 + 3 = 12 3 2 1 2
- Голубых – 9 кружочков. А красных – 3. Всего их – 12. Значит – 9 и 3 – это состав числа 12. (дети записывают у доски) 9 + 3 = 12
- Голубых – 8 кружочков. А красных – 4. Всего их – 12. Значит – 8 и 4 – это состав числа 12. (дети записывают у доски) 8 + 4 = 12
- Голубых – 7 кружочков. А красных – 5. Всего их – 12. Значит – 7 и 5 – это состав числа 12. (дети записывают у доски) 7 + 5 = 12
- Голубых – 6 кружочков. А красных – 6. Всего их – 12. Значит – 6 и 6 – это состав числа 12. (дети записывают у доски) 6 + 6 = 12 (дети читают хором примеры) 9 + 3 = 12 8 + 4 = 12 7 + 5 = 12 6 + 6 = 12 | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Физминутка
1 МИН.
| Снятие усталости с глаз
Электронная физминутка «Друзья» | Следят глазами за двигающимися по экрану фигурками |
|
5. Первичное закрепление
14 МИН.
| Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
1. Давайте рассмотрим рисунки №146 на странице 43. - Расскажите, объясните друг другу по какому признаку фигуры разбили на две группы и выберите выражения, которые соответствуют рисунку и объясните, что обозначает в них каждое число.
2. Задание на развитие логического мышления. №150. - Ребята что вы видите на картинках? Ответьте на вопрос: Какова масса собаки? А какова масса кошки? - Объясните почему вы так считаете. | Проговаривают способ решения в громкой речи, выбирают рисунок и дают пояснение. ( дети работают в парах, объясняют, громко рассуждают, исправляют ошибки другого)
- На картинках мы видим весы, гири и животных – собаку и кота. - Масса собаки 9кг, т.к. справа на весах две гири весом 10кг и 1кг – это всего 11кг. Мы видим, что вес одинаковый , возле собаки стоит гиря в 2кг, чтобы было 11кг надо добавить 9кг – это и есть вес собаки. - На второй картинке надо узнать вес кота. Справа стоят гири – 10кг и 2кг, справа гиря 5кг и кот, а мы знаем, что 10 + 2 будет 12, значит и слева тоже 12кг, сегодня на уроке мы выучили состав числа 12 и узнали, что 12 – это 5 и 7, значит вес кота 7кг. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика). |
| 2. Практическая задача. № 148 - Начертите отрезок длиной 1дм 2см. Выбери пары отрезков, сумма длин которых равна длине отрезка АК. - Опишите устно план выполнения задания.
| 2. Дети выполняют №148 стр.44 (объясняют и описывают план выполнения задания) - Мы начертили отрезок АК длиной 1дм 2см – это 12см, т.к. в 1дм – 10см. Затем берём линейку и измеряем отрезки ЕМ, ОЕ, АМ, АD, МК, АО. Отрезок ЕМ – 10см, ОЕ – 2см, АМ –4 см , АD – 5см, МК –8 см, АО –7 см
|
|
|
|
|
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
10 МИН.
| Организация деятельности по применению новых знаний
Задание №147 стр.44 - Самостоятельно выберите пары выражений, значения которых одинаковы. Запишите и решите выражения. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте, на полях карандашом поставьте оценку. Будьте очень внимательны. | Самостоятельная работа. Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Дети самостоятельно записывают и решают. Затем меняются тетрадями, проверяют и оценивают товарища. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; Личностные: самоопределение
|
8.Физминутка 1 МИН. | Снятие мышечного напряжения пальчиковая игра ( Электронная физминутка «Прятки»)
| Выполнение упражнений под песенку |
|
8.Обобщение и систематизация знаний
3 МИН.
| Формирование целостной системы ведущих знаний по теме 1. Устное решение №152. - Прочитайте текст и объясните, что обозначает на схеме каждый отрезок. – Как узнать сколько тетрадей в линейку у девочки?
2. Игра «Почтальон» (у одного ученика конверты с числом 11, у другого – 12, у третьего – 13. Дети сидят за партами и показывают карточки, почтальон должен быстро найти правильный ответ и отдать ребятам конверт) |
- На рисунке мы видим отрезок. Весь отрезок обозначает количество тетрадей, которые есть у Лены. Отрезок АЕ обозначает тетради в клетку – их 7. Отрезок ЕК обозначает тетради в линейку. - Чтобы узнать, сколько тетрадей в линейку надо из всех тетрадей (12), вычесть тетради в клетку (7), получится – 5.
6 и 5 7 и 4 9 и 2 3 и 8
8 и 4 9 и 3 7 и 5 6 и 6
9 и 4 7 и 6 5 и 8 10 и 3
(с ответом – 11 конверты получает более слабый ученик, с ответом – 12 средний и с ответом 13 -сильный) |
|
9. Рефлексия деятельности (итог урока)
2 МИН. | 1.Организация рефлексии - Сегодня на уроке вы познакомились с … - Что удалось на уроке, а что нет? - Что запомнили? Если вам на уроке всё удалось - на полях нарисуйте зелёный круг, если у вас остались неразрешённые проблемы - жёлтый круг, если вам ещё понадобится помощь - красный круг 2.Определяются задания для самоподготовки. Проверка соответствующих записей. Стр. 44 №149 | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности - Составом числа 12. - Составлять примеры на сложение с ответом 12. Не все случаи запомнил. - Запомнил, что надо разложить число и дополнить до десятка, затем добавить остаток.
Дети фиксируют на полях тетради свои ощущения.
Записывают домашнее задание | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование |