Программа курса «Школа юных математиков»
рабочая программа (математика, 4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа курса «Школа юных математиков»
«Школа юных математиков» — курс, который предназначен для учащихся 4 классов и направлен на углубленное изучение содержания школьного курса математики.
Курс призван сформировать у обучающихся положительное отношение и устойчивый интерес к математике, поддержать его путём использования игровых и занимательных заданий;
− сформировать представления о роли математических знаний и умений, о способах их применения в повседневной жизни;
− развить интеллектуальную сферу личности учащихся и качества мышления, характерные для математической деятельности;
− выявить и развить математические способности обучающихся;
− обучить ребенка применению знаний, полученных на занятиях по математике, в
нестандартных жизненных ситуациях;
− развить у детей познавательные способности и общеучебные умения и навыки;
− содействовать возникновению у детей чувства уверенности в своих силах, а также развитию самосознания и самоконтроля.
Курс «Школа юных математиков»
− закрепляет интерес детей к познавательной деятельности;
− формирует положительное отношение к математике как к учебному предмету;
−создает благоприятный настрой для дальнейшего изучения математики в средней школе;
− способствует развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию;
− формирует у обучающихся умение работать самостоятельно, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки построения аргументации собственной позиции по тому или иному вопросу;
- содействует развитию у детей математического, логического образа мышления, отличающегося глубиной, широтой и гибкостью (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии);
- способствует развитию математических способностей (обратите внимание - возможность развития способностей в младшем школьном возрасте очень высока, поэтому важно не упустить время и найти эффективные методы реализации этой возможности);
- помогает будущему математику обнаружить склад его ума, а обучающегося с пробелами в математическом образовании убеждает, что примеры и задачи могут быть не только страшными, но увлекательными и даже весёлыми;
- готовит детей к участию в математических соревнованиях различного уровня.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
развивать математический образ мышления
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Занятие 1.
Входная распределительная работа. Разбор задач контрольной работы. Знакомство с группой.
Занятие 2.
Примеры и конструкции. Задачи на переправы.
Занятие 3.
Задачи со спичками. Задачи на разъезды и переезды.
Занятие 4.
Чётность. Задачи, решаемые с конца.
Занятие 5.
Чётность (продолжение). Множества. Операции с множествами. Способы задания. Графическое представление множеств.
Занятие 6.
Круги Эйлера. Задачи, решаемые с конца (продолжение).
Занятие 7.
Логические задачи, решаемы при помощи таблиц. Текстовые задачи: время, возраст, календарь.
Занятие 8.
Текстовые задачи на движение. Разрезание.
Занятие 9.
Текстовые задачи на движение (продолжение). Задачи на взвешивание.
Занятие 10.
Контрольная работа. Разбор задач контрольной работы.
Занятие 11.
Математическая игра. Математическая игра.
Занятие 12.
Логические задачи, решаемые методом предположений. Геометрические конструкции.
Занятие 13
Комбинаторика. Переливания.
Занятие 14.
Комбинаторика (продолжение). Игры в математике.
Занятие 15.
Принцип Дирихле. Задачи с геометрическим содержанием.
Занятие 16.
Принцип Дирихле (продолжение). Разрезание (продолжение).
Занятие 17.
Математическая карусель.
Занятие 18.
Кто больше (задачи на размещение чего-либо с поиском наибольшего количества) Арифметические задачи.
Занятие 19.
Кто больше (задачи на размещение чего-либо с поиском наибольшего количества), построение доказательства при решении на примере задач «можно ли?». Закрепление тем прошлых уроков (2-е полугодие)
Занятие 20.
Построение доказательства при решении на примере задач «можно ли?». Устный счёт. Рациональные вычисления.
Занятие 21.
Решение уравнений. Текстовые задачи на составление уравнений. Математические головоломки.
Занятие 22.
Логические задачи про рыцарей и лжецов. Геометрические задачи на площадь и периметр.
Занятие 23.
Текстовые задачи на составление уравнений. Разные задачи.
Занятие 24. Математическая игра. Математическая игра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартный урок математики в 4 классе на тему "Математика в углу"
Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Зак...
Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.
Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...
конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников
1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами и результатом умножения."2. Презентация к...
Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".
Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник дидактических заданий для индивидуальной работы по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Данный сборник заданий можно использовать как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности по научному направлению....
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»)»: «Сборник самостоятельных и контрольных работ по математике для 2-ого класса» по учебнику «Математика» Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н., Бука Т. Б.
Самостоятельные и контрольные работы для 2 класса УМК "Перспектива"...
Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по математике для 3-ого класса по учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука «Математика»»
Данное программно-методическое сопровождение по математике для 3-его класса поможет педагогам в проверке знаний учащихся. Удобство данного материала заключается в том, что весь материал разбит на инди...