Рабочая программа по математике 1 класс 21 век ФГОС
рабочая программа по математике (1 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika.doc | 189.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Цель учебного курса:
вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития.
Курс математики 1 класса построен на общей научно-методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности. Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития. Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) — важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования.
Задачи курса:
- формирование представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений;
- ознакомление с величинами и их измерением;
- формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами;
- формирование общеучебных умений (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.);
Объем программы:
На изучение математики в первом классе отводится 4 часа в неделю или 132 часа в год. Из них 63 ч - на I полугодие, 69 ч – на II полугодие.
Содержание курса.
№ Содержательная линия | Учебный материал | Кол-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты | Корректировка | ||
Универсальные учебные действия | Предметные | |||||
Знать | Уметь | |||||
1. Первоначальные представления о множествах предметов. | Сходство и различие предметов. Предметы, обладающие или не обладающие данным свойством. Понятия какой-нибудь, каждый, все, не все, некоторые. Форма предмета. | 6ч | 1)принятие и освоение социальной роли обучающегося, 2)развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 3)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, 4)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками 5)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 6)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 7)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 8)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Понятия какой-нибудь, каждый, все, не все, некоторые. Форма предмета. | Сравнивать: предметы с целью выделения в них сходства и различия; предметы по форме, по размерам (больше, меньше) | |
2. Отношения между предметами и между множествами предметов. | Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Соотношения размеров предметов. Понятия больше, меньше, таких же размеров, выше, ниже, длиннее, короче. Равночисленные множества. | 6ч | Понятия больше, меньше, таких же размеров, выше, ниже, длиннее, короче. Равночисленные множества. | Называть: предмет, расположенный левее, правее, выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами; | ||
3. Число и счёт. | Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Шкала линейки, микрокалькулятор. Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0. Сравнение чисел. | 50ч | Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. | Называть: числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке; Различать: число и цифру, знаки арифметических действий (+ , - , ×, : ), шар и куб, круг и квадрат; многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник Использовать: микрокалькулятор и линейку для выполнения вычислительных операций | ||
4. Арифметические действия. Свойства сложения и вычитания. | Свойство сложения. Перестановка чисел при сложении. Сложение с нулем. Свойства вычитания. Текстовая арифметическая задача. Условие и вопрос задачи. Запись решения и ответа. | 12ч | Переместительное свойство сложения; свойства вычитания. Понятия: Условие и вопрос задачи | Применять: свойства сложения и вычитания при выполнении вычислений; правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками решать текстовые арифметические задачи; выполнять табличное сложение и вычитание. | ||
5. Таблица сложения в пределах 10. | Число и цифра. Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. Шкала линейки, микрокалькулятор. Запись чисел от 1 до 20 цифрами. Число и цифра 0. Сравнение чисел. Табличные случаи прибавления и вычитания 1, 2, 3 и 4. Приемы вычислений. | 32ч | Алгоритм прибавления и вычитания однозначных чисел Названия и последовательность натуральных чисел от 1 до 20. | Воспроизводить по памяти: результаты табличного сложения двух любых однозначных чисел; результаты табличных случаев вычитания в пределах 10; | ||
6. Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20. | Прибавление однозначного числа к 10. Табличные случаи сложения и вычитания 2, 3, 4, 5 и 6. Числовые выражения со скобками. Сравнение чисел. Графы отношений. Правило сравнения. Решение текстовых задач на нахождение числа, большего или меньшего данного числа на несколько единиц. Запись решения задач в 2 действия. Прибавление 7, 8 и 9. Арифметическая операция, обратная данной. Вычитание 7, 8 и 9. | 16ч | Алгоритм прибавления и вычитания однозначных чисел Правило сравнения. Понятие: арифметическая операция, обратная данной | Использовать модели: выкладывать или изображать фишки для выбора необходимого арифметического действия при решении задач; решать учебные и практические задачи: ориентироваться в окружающем пространстве; выделять из множества один или несколько предметов; пересчитывать предметы и выражать результат числом; читать, записанные цифрами числа в пределах 20 и записывать эти числа; сравнивать множества предметов; решать текстовые арифметические задачи; выполнять табличное вычитание. | ||
7. Осевая симметрия. | Отображение фигур в зеркале. Ось симметрии. Пары симметричных точек, отрезков, многоугольников. | 8ч | Понятия: осевая симметрия, ось симметрии | решать учебные и практические задачи: ориентироваться в окружающем пространстве; использовать в практической деятельности: определение оси симметрии с помощью перегибания. | ||
8. Резерв | 2ч |
Планируемые результаты обучения
К концу обучения в первом классе ученик научится:
называть:
— предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета, над (под, за) данным предметом, между двумя предметами;
— натуральные числа от 1 до 20 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
— число, большее (меньшее) данного числа (на несколько единиц);
— геометрическую фигуру (точку, отрезок, треугольник, квадрат, пятиугольник, куб, шар);
различать:
— число и цифру;
— знаки арифметических действий;
— круг и шар, квадрат и куб;
— многоугольники по числу сторон (углов);
— направления движения (слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх);
читать:
— числа в пределах 20, записанные цифрами;
— записи вида 3 + 2 = 5, 6 – 4 = 2, 5 2 = 10, 9 : 3 = 3.
сравнивать
— предметы с целью выявления в них сходства и различий;
— предметы по размерам (больше, меньше);
— два числа (больше, меньше, больше на, меньше на);
— данные значения длины;
— отрезки по длине;
воспроизводить:
— результаты табличного сложения любых однозначных чисел;
— результаты табличного вычитания однозначных чисел;
— способ решения задачи в вопросно-ответной форме.
распознавать:
— геометрические фигуры;
моделировать:
— отношения «больше», «меньше», «больше на», «меньше на» с использованием фишек, геометрических схем (графов) с цветными стрелками;
— ситуации, иллюстрирующие арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление);
— ситуацию, описанную текстом арифметической задачи, с помощью фишек или схематического рисунка;
характеризовать:
— расположение предметов на плоскости и в пространстве;
— расположение чисел на шкале линейки (левее, правее, между);
— результаты сравнения чисел словами «больше» или «меньше»;
— предъявленную геометрическую фигуру (форма, размеры);
— расположение предметов или числовых данных в таблице (верхняя, средняя, нижняя) строка, левый (правый, средний) столбец;
анализировать:
— текст арифметической задачи: выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— предложенные варианты решения задачи с целью выбора верного или
оптимального решения;
классифицировать:
— распределять элементы множеств на группы по заданному признаку;
упорядочивать:
— предметы (по высоте, длине, ширине);
— отрезки в соответствии с их длинами;
— числа (в порядке увеличения или уменьшения);
конструировать:
— алгоритм решения задачи;
— несложные задачи с заданной сюжетной ситуацией (по рисунку, схеме);
контролировать:
— свою деятельность (обнаруживать и исправлять допущенные ошибки);
оценивать:
— расстояние между точками, длину предмета или отрезка (на глаз);
— предъявленное готовое решение учебной задачи (верно, неверно).
решать учебные и практические задачи:
— пересчитывать предметы, выражать числами получаемые результаты;
— записывать цифрами числа от 1 до 20, число нуль;
— решать простые текстовые арифметические задачи (в одно действие);
— измерять длину отрезка с помощью линейки;
— изображать отрезок заданной длины;
— отмечать на бумаге точку, проводить линию по линейке;
— выполнять вычисления (в том числе вычислять значения выражений, содержащих скобки);
— ориентироваться в таблице: выбирать необходимую для решения задачи
информацию.
К концу обучения в первом классе ученик может научиться:
сравнивать:
— разные приёмы вычислений с целью выявления наиболее удобного приема;
воспроизводить:
— способ решения арифметической задачи или любой другой учебной задачи в виде связного устного рассказа;
классифицировать:
— определять основание классификации;
обосновывать:
— приемы вычислений на основе использования свойств арифметических
действий;
контролировать деятельность:
— осуществлять взаимопроверку выполненного задания при работе в парах;
решать учебные и практические задачи:
— преобразовывать текст задачи в соответствии с предложенными условиями;
— использовать изученные свойства арифметических действий при вычислениях;
— выделять на сложном рисунке фигуру указанной формы (отрезок, треугольник и др.), пересчитывать число таких фигур;
— составлять фигуры из частей;
— разбивать данную фигуру на части в соответствии с заданными требованиями;
— изображать на бумаге треугольник с помощью линейки;
— находить и показывать на рисунках пары симметричных относительно осей симметрии точек и других фигур (их частей);
— определять, имеет ли данная фигура ось симметрии и число осей, — представлять заданную информацию в виде таблицы;
— выбирать из математического текста необходимую информацию для ответа на поставленный вопрос.
Поурочно - тематическое планирование по математике
№ п/п | Название темы урока | Кол.ч. | Дата | Корректировка |
1-2 | Сравниваем | 2 | ||
3 | Называем по порядку. Слева направо. Справа налево. | 1 | ||
4 | Знакомимся с таблицей | 1 | ||
5 | Сравниваем | 1 | ||
6 | Работаем с числами от1 до 5. | 1 | ||
7 | Работаем с числами от 6 до 9. | 1 | ||
8 | Конструируем | 1 | ||
9 | Учимся выполнять сложение | 1 | ||
10 | Находим фигуры | 1 | ||
11 | Шагаем по линейке. Вправо. Влево | 1 | ||
12 | Учимся выполнять вычитание | 1 | ||
13-14 | Сравниваем | 2 | ||
15-16 | Готовимся решать задачи | 2 | ||
17 | Складываем числа | 1 | ||
18 | Вычитаем числа | I | ||
19 | Различаем числа и цифры. | 1 | ||
20 | Знакомимся с числом и цифрой 0. | 1 | ||
21-22 | Измеряем длину в сантиметрах | 2 | ||
23 | Увеличение и уменьшение числа на 1. | 2 | ||
24 | Увеличение и уменьшение числа на 2. | 1 | ||
25 | Число 10 | 1 | ||
26 | Измеряем длину в дециметрах | 1 | ||
27 | Знакомимся с многоугольниками | 1 | ||
28 | Знакомимся с задачей | 1 | ||
29-30 | Решаем задачи | 2 | ||
31-32 | Числа от 11 до 20 | 2 | ||
33 | Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах | 1 | ||
34 | Составляем задачи | 1 | ||
35 | Числа от 11 до 20 | 1 | ||
36-37 | Учимся выполнять умножение | 2 | ||
38 | Составляем и решаем задачи | 1 | ||
39 | Числа от 11 до 20 | 1 | ||
40 -41 | Умножаем числа | 2 | ||
42-43 | Решаем задачи | 2 | ||
44 | Проверяем, верно ли | 1 | ||
45 | Учимся выполнять деление | 1 | ||
46-47 | Делим числа | 2 | ||
48 | Сравниваем | 1 | ||
49 | Работаем с числами | 1 | ||
50 | Решаем задачи | 1 | ||
51-52 | Складываем и вычитаем числа | 2 | ||
53 | Умножаем и делим числа | 1 | ||
54-56 | Решаем задачи разными способами | 3 | ||
57-58 | Перестановка чисел при сложении. | 2 | ||
59- 60 | Шар. Куб. | 2 | ||
61-62 | Сложение с числом 0. | 2 | ||
63-64 | Свойства вычитания | 2 | ||
65-66 | Вычитание числа 0 | 2 | ||
67-68 | Деление на группы по несколько предметов | 2 | ||
69-70 | Сложение с числом 10 | 2 | ||
71-72 | Прибавление и вычитание числа 1 | 2 | ||
73-75 | Прибавление числа 2 | 3 | ||
76-78 | Вычитание числа 2 | 3 | ||
79-81 | Прибавление числа 3 | 3 | ||
82-84 | Вычитание числа 3 | 3 | ||
85-87 | Прибавление числа 4 | 3 | ||
88-90 | Вычитание числа 4 | 3 | ||
91-93 | Прибавление и вычитание числа 5 | 3 | ||
94-96 | Прибавление и вычитание числа 6 | 3 | ||
97-98 | Сравнение чисел | 2 | ||
99-100 | Сравнение. Результат сравнения | 2 | ||
101-103 | На сколько больше или меньше | 3 | ||
104-106 | Увеличение числа на несколько единиц | 3 | ||
107-109 | Уменьшение числа на несколько единиц | 3 | ||
110-112 | Прибавление чисел 7,8 и 9 | 3 | ||
113-115 | Вычитание чисел 7,8 и 9 | 3 | ||
116-118 | Сложение и вычитание. Скобки | 3 | ||
119-120 | Зеркальное отражение предметов | 2 | ||
121-122 | Симметрия | 2 | ||
123-124 | Оси симметрии фигуры | 2 | ||
125-132 | Вспоминаем пройденное. Резерв | 8 |
Литература для учителя.
1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана – Граф,2008./
2. Математика 1 класс. Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
3. математика. Методика обучения. Вентана – Граф, 2013
Литература для обучающихся.
- Учебник: Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая Математика, 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2011
- Рабочие тетради: Е.Э. Кочурова Математика №1,2 для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2013.
Интернет ресурсы.
1.http://www.edu.ru/
2.http://www.encyclopedia.ru/
3.http.//www.nachalka.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике "Школа 2100" ФГОС 1класс
Рабочая программа с тематическим планированием...
Рабочая программа по математике 1-4, ФГОС, "Школа 2100"
При составлении программы соблюдала структуру, методические требования, рекомендации....
Рабочая программа по математике 3 кл. ФГОС
Рабочая программа по математике 3 кл. ФГОС...
Рабочая программа по математике 1 - 4 ФГОС НОО Школа России
Рабочая программа по математике 1 - 4 ФГОС НОО Школа России...
1 класс Рабочая программа по математике. "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по математике включает в себя пояснительную записку учебно- тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовленности обучающихся, планируемые результаты освоения...
2класс Рабочая программа по математике "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по математике включает в себя пояснительную записку, учебно -тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результаты освоения прог...
Рабочая программа по математике по обновленным ФГОС
Рабочая программа по математике по обновленным ФГОС, созданная в Конструкторе рабочих программ...