Конспект урока по математике для 2 класса по теме "Сложение и вычитание трехзначных чисел".
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Урок открытия нового знания создан на основе деятельностного метода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_onz.doc515 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики, 2 класс

Тема урока: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел: 261 + 124, 372 – 162».

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать умение строить алгоритмы на примере построения алгоритма сложения и вычитания трёхзначных чисел;

2) сформировать умение складывать и вычитать трёхзначные числа без перехода через разряд;

3) тренировать способность к умению учиться;

4) тренировать умения анализировать и решать задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, классификация.

Демонстрационный материал: приёмы на сложение и вычитание двузначных чисел, опорный сигнал обозначения трёхзначных чисел, эталон сложения и вычитания двузначных чисел в столбик, алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик, эталон сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик.

Раздаточный материал: чистые листы А–4 по количеству групп, карточка с домашним заданием, карточки трёх цветов (красный, зелёный, жёлтый) для этапа рефлексии.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Ребята, сегодня вы посетите очень интересную страну, которая называется «Страна сложения и вычитания». Как вы думаете, кто будет жить в этой стране? (Разные способы сложения и вычитания.)

На экране или доске:

− Вспомните и назовите её жителей. (Приём сложения и вычитания двузначных чисел; приём сложения двузначных чисел, когда в разряде единиц получается 10; приём вычитания двузначных чисел, когда в уменьшаемом в разряде единиц 0; сложение двузначных чисел с переходом через разряд; вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.)

− А почему в волшебной стране появился знак вопроса? (Наверное, здесь живёт ещё один способ, который мы пока не знаем.)

− Скажите, чему же будет посвящён сегодняшний урок? (Сложению и вычитанию.)

− А с какими числами вы работали на последних уроках? (С трёхзначными числами.)

− Значит, вы сегодня будете учиться складывать и вычитать, какие числа? (Трёхзначные.)

− А как вы узнаёте новое на уроке? (Мы сначала повторим то, что нам понадобиться, обобщим, выполним пробное задание, у нас может, не получится, мы остановимся, подумаем и сами откроем новый способ.)

− Как вы будете работать? (Самостоятельно.)

− Тогда пожелайте друг другу удачи и в путь.


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1) − Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.)

На доске даны числа: 123, 456.

− Прочитайте данные числа и назовите, сколько в них сотен, десятков и единиц.

− Какой эталон вам помог выполнить это задание? (Опорный сигнал обозначения трёхзначных чисел.)

Учитель вешает его на доску.

                  С      Д      Е

− Посмотрите на эти числа, что интересного вы замечаете? (Все цифры, использованные для записи чисел, разные, задействованы все цифры по порядку от 1 до 6.)

− Как можно продолжить этот ряд? (Дописать число 789.)

Учитель на доске дописывает число 789.

− В каком порядке расположены числа? (В порядке возрастания.)

2) Посмотрите на данные числовые выражения:

                                 34 + 25       78 – 16      51 + 36      84 – 61

− Какое задание можно с ними выполнить? (Разделить на группы по виду арифметического действия.)

− Какие выражения будут в первой группе, во второй?

                                 34 + 25                    78 - 16

                                 51 + 36                    84 – 61

− Найдите значения этих числовых выражений, используя запись в столбик.

− Какой эталон вам помог выполнить это задание? (Эталон сложения и вычитания двузначных чисел в столбик).

− Проговорите эталон.

Одно выражение на сложение и одно на вычитание дети объясняют у доски, два других – комментируют с места.

3) Итак, ребята, что же вы сейчас повторили? (Разряды трёхзначных чисел, сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.)

− Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие).

− Зачем? (Чтобы мы поняли, что нам не известно.)

− Учитель открывает на доске выражение: 261 + 124

− Что нового вы увидели в этом задании (Надо найти сумму трёхзначных чисел.)

− Что же вы должны будете сделать дальше? (Попробовать найти значение этого выражения.)

− Найдите значение этого выражения, записав числа в столбик.

− Стоп. Посмотрим результаты.

− Поднимите руки, кто не смог найти сумму? Что показало вам ваше пробное действие? (Я не могу сложить трёхзначные числа в столбик.)

− Те, кто решил, можете назвать, каким эталоном воспользовался?

− Что вы не можете сделать? (Я не могу назвать, каким эталоном воспользовался.)

− Что надо сделать дальше? (Остановиться и подумать).

3. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание выполняли?

− Как вы рассуждали? На какой эталон вы опирались в своих действиях?

− Подошёл ли к вашему заданию известный эталон? (Нет.)

− Где же возникло затруднение? Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? (Сложение сотен.)

− Почему же вы не смогли справиться с этим заданием? (Мы не знаем алгоритм сложения трёхзначных чисел.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Прежде, чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель.)

− Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать алгоритм сложения трёхзначных чисел.)

− Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? (Уточнять известный алгоритм.)

− Сформулируйте тему урока. (Сложение трёхзначных чисел.)

− Вы сегодня на уроке будете составлять алгоритм не только для сложения, но и для вычитания трёхзначных чисел, поэтому тема урока будет звучать так: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел».

− Повторите ещё раз, какой алгоритм вы будете уточнять?

− Как звучит первый шаг в алгоритме сложения двузначных чисел? (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.)

− Какой же будет первый шаг в алгоритме сложения трёхзначных чисел? (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.)

− Что вы будете делать дальше? (Складывать единицы.)

− А затем? (Десятки.)

− А следующий шаг вы сформулируете самостоятельно.

− Составим план вашей дальнейшей работы.

− Что вы сделаете сначала? (Запишем числа в столбик.)

− Дальше, что вы можете сделать? (Вычислить.)

− Дальше вам надо будет сформулировать недостающий шаг. И в конце, что вы должны сделать? (Составить эталон.)

На доске фиксируется план:

1. Записать выражение в столбик и вычислить.

2. Сформулировать недостающий шаг.

3. Составить опорный сигнал.

5. Реализация построенного проекта.

1. – Работать вы будете в группах. Но сначала вспомните основные правила работы в группе.

На работу в группах отводится 3 минуты.

− Представьте свои результаты. Объясните свои действия.

У доски отвечают по одному представителю от группы.

2. − Ребята, скажите, а для вычитания трёхзначных чисел подойдёт составленный вами опорный сигнал? Как его можно изменить, чтобы он подошёл и для вычитания? Расскажите, как вы будете вычитать?

Учитель на доске фиксирует эталон

− Решите пример на вычитание трёхзначных чисел, опираясь на полученный вами опорный сигнал: 372 − 162

Один ученик работает на доске, другие ребята – в рабочих тетрадях.

− А теперь сформулируйте общий алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел.

Дети называют каждый шаг, учитель фиксирует его на доске.

− Сравните полученный алгоритм со своим эталоном. Вы всё сделали правильно?

− Скажите, все ли затруднения вы сняли? (Да.)

− Докажите. (Мы знаем как правильно выполнить сложение или вычитание трёхзначных чисел, можем обосновать свои действия.)

− Какие же задания вы теперь сможете выполнять? (Складывать и вычитать трёхзначные числа.)

Физкультминутка.

− Если я называю трёхзначное число, вы подпрыгиваете, а если двузначное – приседаете.

345, 126, 18, 20, 99, 5, 580, 724, 10,15, 640, 2.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) – Можно ли сказать, что вы уже все сделали на уроке? (Нет.)

− Какую цель вы поставите на оставшиеся этапы? (Научиться применять построенный алгоритм при сложении и вычитании трёхзначных чисел.)

− Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового алгоритма.)

 2 (а, б – по три примера), стр. 50

–Прочитайте задание.

– Выполним три примера на сложение и три примера на вычитание.

По одному с места с объяснением.

− Первое слагаемое одинаковое, а второе уменьшается, поэтому сумма уменьшается.

− Вычитаемое одинаковое, а уменьшаемое уменьшается, поэтому и разность уменьшается.

2) Вы поработали все вместе, а как надо поработать теперь? (В парах.)

 3, стр. 50 (2 и 3 выражение) – второе выражение объясняют ученики первого варианта, третье – ученики второго варианта.

           

                    857                              416

              -    530                            + 102

                    327                              518

Задание выполняется в рабочих тетрадях. Выполнение задания проверяется по образцу. Те ребята, которые допустили ошибки, проговаривают решение вслух, находят место ошибки, анализируют её и исправляют.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

− Вы поработали вместе, в парах, а что теперь необходимо сделать? (Поработать самостоятельно.)

– Выполните  3 (первый и четвёртый примеры) на стр. 50.

– Какой вид записи выберете? (В столбик.)

– Задание выполняйте в тетрадях.

– Проверьте.

Открыть на доске эталон для самопроверки:

– У кого получился другой ответ – поставьте «?», найдите место, где допущена ошибка, объясните.

– Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+».

8. Включение в систему знаний и повторение.

− При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? (При решении уравнений, задач…)

− Решите задачу  5, стр. 51.

«В нашей школе 248 мальчиков и 211 девочек. Сколько всего учеников в нашей школе? На сколько мальчиков больше, чем девочек?»

− Прочитайте условие и первый вопрос задачи.

− Что известно и что надо узнать?

− Можете ли вы сразу ответить на вопрос задачи? (Да.)

− Каким действием?

− Выполните решение в тетради.

Один ученик работает у доски, остальные дети – в тетради.

− Прочитайте второй вопрос задачи. Можете ли вы сразу на него ответить? (Да.)

− Каким действием?

− Выполните решение в тетради.

Другой ученик у доски, остальные ребята – в рабочих тетрадях

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1) – Какой же новый способ живёт в нашей стране? (Сложение и вычитание трёхзначных чисел.)

− Как же складывают и вычитают трёхзначные числа?

− Какие же цели вы сегодня ставили?

− Достигли вы этих целей? Докажите.

− У кого остались затруднения по новой теме?

− Над чем ещё вам надо будет поработать?

− Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да.)

− Докажите.

− Оцените свою работу на уроке, используя цветные карточки.

2) Далее учитель предлагает учащимся обсудить домашнее задание. Оно дано на дополнительных карточках.


Домашнее задание:

Т       придумать и записать в эталон 3 примера на сложение и вычитание

         трёхзначных чисел 

ð     №2 (а, б), стр. 50;  №7, стр. 51

J       №9, стр. 51.

− Расскажите, а как вы будете выполнять своё домашнее задание? Вспомните алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.

Дети рассказывают алгоритм из урока по курсу МИД.

− Спасибо за урок!

530 + 327                                518 – 416

Задание:

Выполни действия. Что ты замечаешь? Сделай вывод.

а)

б)

 

        857 – 530                416 + 102                

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике, 3 класс. УМК Школа России. "Сравнение трёхзначных чисел"

Цель: познакомить с приемами сравнения трёхзначных чисел; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов...

Конспект урока по математике 1 класс. Тема: "Сложение и вычитание вида ...+4, ... - 4".

Конспект урока по математике 1 класс. Тема: "Сложение и вычитание вида ...+4, ... - 4". Программа Школа России....

Конспект урока по математике 2 класс Тема: «Сложение и вычитание вида 35+5, 35-30, 35-5».

Конспект урока по математике Тема: «Сложение и вычитание вида 35+5, 35-30, 35-5»....

Конспект урока по математике 4 класс. Тема: «Сложение и вычитание многозначных чисел» Система Эльконина - Давыдова

Цели деятельности учителя: формирование способности к сложению и вычитанию многозначных чисел, построению алгоритма.Планируемые результатыПредметные:Знать приемы сложения и вычитания многозначных чисе...

Конспект урока по математике 3 класс на тему "Алгоритм вычитания трёхзначных чисел"

Конспект урока  по математикеТема: «Алгоритм вычитания трёхзначных чисел»Цели деятельности учителя:  создание условий для овладения учащимися письменным приёмом вычитания трёхзна...

Конспект урока по "Математике", 4 класс, тема: Письменное деление на трехзначное число. Закрепление.

Класс: 4АУМК: Школа России.Тема: Письменное деление на трехзначное число.Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний.Цель: совершенствовать вычислительные навыки деления и умножения ...