Конспект урока по математике для 2 класса по теме "Сложение и вычитание трехзначных чисел".
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
Урок открытия нового знания создан на основе деятельностного метода обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_onz.doc | 515 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики, 2 класс
Тема урока: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел: 261 + 124, 372 – 162».
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) сформировать умение строить алгоритмы на примере построения алгоритма сложения и вычитания трёхзначных чисел;
2) сформировать умение складывать и вычитать трёхзначные числа без перехода через разряд;
3) тренировать способность к умению учиться;
4) тренировать умения анализировать и решать задачи.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, классификация.
Демонстрационный материал: приёмы на сложение и вычитание двузначных чисел, опорный сигнал обозначения трёхзначных чисел, эталон сложения и вычитания двузначных чисел в столбик, алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик, эталон сложения и вычитания трёхзначных чисел в столбик.
Раздаточный материал: чистые листы А–4 по количеству групп, карточка с домашним заданием, карточки трёх цветов (красный, зелёный, жёлтый) для этапа рефлексии.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
− Ребята, сегодня вы посетите очень интересную страну, которая называется «Страна сложения и вычитания». Как вы думаете, кто будет жить в этой стране? (Разные способы сложения и вычитания.)
На экране или доске:
− Вспомните и назовите её жителей. (Приём сложения и вычитания двузначных чисел; приём сложения двузначных чисел, когда в разряде единиц получается 10; приём вычитания двузначных чисел, когда в уменьшаемом в разряде единиц 0; сложение двузначных чисел с переходом через разряд; вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.)
− А почему в волшебной стране появился знак вопроса? (Наверное, здесь живёт ещё один способ, который мы пока не знаем.)
− Скажите, чему же будет посвящён сегодняшний урок? (Сложению и вычитанию.)
− А с какими числами вы работали на последних уроках? (С трёхзначными числами.)
− Значит, вы сегодня будете учиться складывать и вычитать, какие числа? (Трёхзначные.)
− А как вы узнаёте новое на уроке? (Мы сначала повторим то, что нам понадобиться, обобщим, выполним пробное задание, у нас может, не получится, мы остановимся, подумаем и сами откроем новый способ.)
− Как вы будете работать? (Самостоятельно.)
− Тогда пожелайте друг другу удачи и в путь.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1) − Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.)
На доске даны числа: 123, 456.
− Прочитайте данные числа и назовите, сколько в них сотен, десятков и единиц.
− Какой эталон вам помог выполнить это задание? (Опорный сигнал обозначения трёхзначных чисел.)
Учитель вешает его на доску.
С Д Е
− Посмотрите на эти числа, что интересного вы замечаете? (Все цифры, использованные для записи чисел, разные, задействованы все цифры по порядку от 1 до 6.)
− Как можно продолжить этот ряд? (Дописать число 789.)
Учитель на доске дописывает число 789.
− В каком порядке расположены числа? (В порядке возрастания.)
2) Посмотрите на данные числовые выражения:
34 + 25 78 – 16 51 + 36 84 – 61
− Какое задание можно с ними выполнить? (Разделить на группы по виду арифметического действия.)
− Какие выражения будут в первой группе, во второй?
34 + 25 78 - 16
51 + 36 84 – 61
− Найдите значения этих числовых выражений, используя запись в столбик.
− Какой эталон вам помог выполнить это задание? (Эталон сложения и вычитания двузначных чисел в столбик).
− Проговорите эталон.
Одно выражение на сложение и одно на вычитание дети объясняют у доски, два других – комментируют с места.
3) Итак, ребята, что же вы сейчас повторили? (Разряды трёхзначных чисел, сложение и вычитание двузначных чисел в столбик.)
− Какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие).
− Зачем? (Чтобы мы поняли, что нам не известно.)
− Учитель открывает на доске выражение: 261 + 124
− Что нового вы увидели в этом задании (Надо найти сумму трёхзначных чисел.)
− Что же вы должны будете сделать дальше? (Попробовать найти значение этого выражения.)
− Найдите значение этого выражения, записав числа в столбик.
− Стоп. Посмотрим результаты.
− Поднимите руки, кто не смог найти сумму? Что показало вам ваше пробное действие? (Я не могу сложить трёхзначные числа в столбик.)
− Те, кто решил, можете назвать, каким эталоном воспользовался?
− Что вы не можете сделать? (Я не могу назвать, каким эталоном воспользовался.)
− Что надо сделать дальше? (Остановиться и подумать).
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание выполняли?
− Как вы рассуждали? На какой эталон вы опирались в своих действиях?
− Подошёл ли к вашему заданию известный эталон? (Нет.)
− Где же возникло затруднение? Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? (Сложение сотен.)
− Почему же вы не смогли справиться с этим заданием? (Мы не знаем алгоритм сложения трёхзначных чисел.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Прежде, чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель.)
− Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать алгоритм сложения трёхзначных чисел.)
− Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? (Уточнять известный алгоритм.)
− Сформулируйте тему урока. (Сложение трёхзначных чисел.)
− Вы сегодня на уроке будете составлять алгоритм не только для сложения, но и для вычитания трёхзначных чисел, поэтому тема урока будет звучать так: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел».
− Повторите ещё раз, какой алгоритм вы будете уточнять?
− Как звучит первый шаг в алгоритме сложения двузначных чисел? (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками.)
− Какой же будет первый шаг в алгоритме сложения трёхзначных чисел? (Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.)
− Что вы будете делать дальше? (Складывать единицы.)
− А затем? (Десятки.)
− А следующий шаг вы сформулируете самостоятельно.
− Составим план вашей дальнейшей работы.
− Что вы сделаете сначала? (Запишем числа в столбик.)
− Дальше, что вы можете сделать? (Вычислить.)
− Дальше вам надо будет сформулировать недостающий шаг. И в конце, что вы должны сделать? (Составить эталон.)
На доске фиксируется план:
1. Записать выражение в столбик и вычислить.
2. Сформулировать недостающий шаг.
3. Составить опорный сигнал.
5. Реализация построенного проекта.
1. – Работать вы будете в группах. Но сначала вспомните основные правила работы в группе.
На работу в группах отводится 3 минуты.
− Представьте свои результаты. Объясните свои действия.
У доски отвечают по одному представителю от группы.
2. − Ребята, скажите, а для вычитания трёхзначных чисел подойдёт составленный вами опорный сигнал? Как его можно изменить, чтобы он подошёл и для вычитания? Расскажите, как вы будете вычитать?
Учитель на доске фиксирует эталон
− Решите пример на вычитание трёхзначных чисел, опираясь на полученный вами опорный сигнал: 372 − 162
Один ученик работает на доске, другие ребята – в рабочих тетрадях.
− А теперь сформулируйте общий алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Дети называют каждый шаг, учитель фиксирует его на доске.
− Сравните полученный алгоритм со своим эталоном. Вы всё сделали правильно?
− Скажите, все ли затруднения вы сняли? (Да.)
− Докажите. (Мы знаем как правильно выполнить сложение или вычитание трёхзначных чисел, можем обосновать свои действия.)
− Какие же задания вы теперь сможете выполнять? (Складывать и вычитать трёхзначные числа.)
Физкультминутка.
− Если я называю трёхзначное число, вы подпрыгиваете, а если двузначное – приседаете.
345, 126, 18, 20, 99, 5, 580, 724, 10,15, 640, 2.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) – Можно ли сказать, что вы уже все сделали на уроке? (Нет.)
− Какую цель вы поставите на оставшиеся этапы? (Научиться применять построенный алгоритм при сложении и вычитании трёхзначных чисел.)
− Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового алгоритма.)
№ 2 (а, б – по три примера), стр. 50
–Прочитайте задание.
– Выполним три примера на сложение и три примера на вычитание.
По одному с места с объяснением.
− Первое слагаемое одинаковое, а второе уменьшается, поэтому сумма уменьшается.
− Вычитаемое одинаковое, а уменьшаемое уменьшается, поэтому и разность уменьшается.
2) Вы поработали все вместе, а как надо поработать теперь? (В парах.)
№ 3, стр. 50 (2 и 3 выражение) – второе выражение объясняют ученики первого варианта, третье – ученики второго варианта.
857 416
- 530 + 102
327 518
Задание выполняется в рабочих тетрадях. Выполнение задания проверяется по образцу. Те ребята, которые допустили ошибки, проговаривают решение вслух, находят место ошибки, анализируют её и исправляют.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
− Вы поработали вместе, в парах, а что теперь необходимо сделать? (Поработать самостоятельно.)
– Выполните № 3 (первый и четвёртый примеры) на стр. 50.
– Какой вид записи выберете? (В столбик.)
– Задание выполняйте в тетрадях.
– Проверьте.
Открыть на доске эталон для самопроверки:
– У кого получился другой ответ – поставьте «?», найдите место, где допущена ошибка, объясните.
– Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+».
8. Включение в систему знаний и повторение.
− При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? (При решении уравнений, задач…)
− Решите задачу № 5, стр. 51.
«В нашей школе 248 мальчиков и 211 девочек. Сколько всего учеников в нашей школе? На сколько мальчиков больше, чем девочек?»
− Прочитайте условие и первый вопрос задачи.
− Что известно и что надо узнать?
− Можете ли вы сразу ответить на вопрос задачи? (Да.)
− Каким действием?
− Выполните решение в тетради.
Один ученик работает у доски, остальные дети – в тетради.
− Прочитайте второй вопрос задачи. Можете ли вы сразу на него ответить? (Да.)
− Каким действием?
− Выполните решение в тетради.
Другой ученик у доски, остальные ребята – в рабочих тетрадях
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1) – Какой же новый способ живёт в нашей стране? (Сложение и вычитание трёхзначных чисел.)
− Как же складывают и вычитают трёхзначные числа?
− Какие же цели вы сегодня ставили?
− Достигли вы этих целей? Докажите.
− У кого остались затруднения по новой теме?
− Над чем ещё вам надо будет поработать?
− Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да.)
− Докажите.
− Оцените свою работу на уроке, используя цветные карточки.
2) Далее учитель предлагает учащимся обсудить домашнее задание. Оно дано на дополнительных карточках.
Домашнее задание:
Т придумать и записать в эталон 3 примера на сложение и вычитание
трёхзначных чисел
ð №2 (а, б), стр. 50; №7, стр. 51
J №9, стр. 51.
− Расскажите, а как вы будете выполнять своё домашнее задание? Вспомните алгоритм самостоятельного выполнения домашнего задания.
Дети рассказывают алгоритм из урока по курсу МИД.
− Спасибо за урок!
530 + 327 518 – 416
Задание:
Выполни действия. Что ты замечаешь? Сделай вывод.
а)
б)
857 – 530 416 + 102
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по математике 4 класс тема "Сложение и вычитание величин" с презентацией
урок построен в соответствии фгос...
Конспект урока по математике, 3 класс. УМК Школа России. "Сравнение трёхзначных чисел"
Цель: познакомить с приемами сравнения трёхзначных чисел; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов...
Конспект урока по математике 1 класс. Тема: "Сложение и вычитание вида ...+4, ... - 4".
Конспект урока по математике 1 класс. Тема: "Сложение и вычитание вида ...+4, ... - 4". Программа Школа России....
Конспект урока по математике 2 класс Тема: «Сложение и вычитание вида 35+5, 35-30, 35-5».
Конспект урока по математике Тема: «Сложение и вычитание вида 35+5, 35-30, 35-5»....
Конспект урока по математике 4 класс. Тема: «Сложение и вычитание многозначных чисел» Система Эльконина - Давыдова
Цели деятельности учителя: формирование способности к сложению и вычитанию многозначных чисел, построению алгоритма.Планируемые результатыПредметные:Знать приемы сложения и вычитания многозначных чисе...
Конспект урока по математике 3 класс на тему "Алгоритм вычитания трёхзначных чисел"
Конспект урока по математикеТема: «Алгоритм вычитания трёхзначных чисел»Цели деятельности учителя: создание условий для овладения учащимися письменным приёмом вычитания трёхзна...
Конспект урока по "Математике", 4 класс, тема: Письменное деление на трехзначное число. Закрепление.
Класс: 4АУМК: Школа России.Тема: Письменное деление на трехзначное число.Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний.Цель: совершенствовать вычислительные навыки деления и умножения ...