Рабочая программа по Математике в 4 классе (КРН, VII вида), автор М.И. Моро.
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
Программа разработана для обучения детей с ЗПР и расчитана на 4 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_krn_matematika_4_b_2012-2013.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №310» Фрунзенского района, Санкт-Петербурга
«Слово»
«Согласовано» Руководитель МО Протокол № ___ от «__» _______________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР «__»______________20___г. | «Утверждаю» Директор Приказ № _____________ от «__»_______________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Математика
4 класс КРН VII вида
Учитель:
Бакаева И.Ю.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ______
от «____»__________2012 г.
Санкт-Петербург
2012-2013 год
СОЖЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка……………………………………………………………........3
2. Тематическое планирование……………………………………………………….......9
3. Календарно – тематический план……………………………………………………...9
4. Учебно – методический комплект…………………………………………………….15
5. Список литературы……………………………………………………………………..15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по математике для IV класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы М.И. Моро, М.А. Бантовой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Данная программа будет реализовываться в IV классе КРН VII вида.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела:
- пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
- основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
- требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу.
Данная программа учитывает особенности детей с ОВЗ VII вида.
- Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
- Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
- Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
- Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
- Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
- У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
- Учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления и натуральном числе и нуле и четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойств, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Курс предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами. Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения математике. Для этого важно вооружить обучающихся не только предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития.
Уделяя значительное внимание формированию у обучающихся с ОВЗ VII вида осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа предполагает вместе с тем и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучения математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Эти целям отвечает система расположения материала.
Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между прямыми и обратными действиями, между компонентами и результатом действий. Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического образования.
Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать полученные знания в повседневной жизни.
Место предмета в базисном учебном плане.
Программа рассчитана на 136 часа, 4 часа в неделю:
I четверть – 34 ч,
II четверть – 28 ч,
III четверть – 40 ч,
IV четверть – 32 ч.
Контрольные работы – 12.
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Начальный курс математики – курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы.
В теме «Числа, которые больше 1000» предусматривается изучение нумерации и четырех арифметических действий над многозначными числами.
Учащиеся с ОВЗ VII вида знакомятся с классами не только тысяч, но миллионов и др. Это дает возможность сформировать и закрепить представления детей о том, как образуются классы чисел, научить их читать, записывать, сравнивать такие числа. Однако выполнение арифметических действий ограничено пределами миллиона.
При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения, с учетом индивидуальных особенностей учащихся, даются в виде четко сформулированной последовательности операций, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого из алгоритмов сложения, вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы — план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником. Это помогает правильно организовать процесс формирования вычислительных умений.
В программе заложен механизм формирования у детей сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений, доведения до автоматизма знания табличных случаев действий.
В процессе работы над задачами дети упражняются в самостоятельном составлении задач. Серьезнейшее значение, которое придается обучению решению текстовых задач, объясняется еще и тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание их практического значения и пробуждает у учащихся интерес к математическим знаниям.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать:
- названия и последовательность чисел в пределах 1000 000 (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов;
- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
- связь между компонентами и результатом каждого действия;
- основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
- таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления;
- представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений;
- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
- связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.;
- представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус);
- виды углов: прямой, острый, тупой;
- виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
- определение прямоугольника (квадрата);
- свойство противоположных сторон прямоугольника.
уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- пользоваться изученной математической терминологией;
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);
- находить числовые значения буквенных выражений вида а ± 3, 8 · r , b : 2, а ± b , с · d , k : n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
- выполнять вычисления с нулём;
- решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750, 2000 – х = 1450, х · 12 = 2400, х : 5 = 420, 600 : х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
- решать задачи в 1—3 действия;
- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами;
- строить заданный отрезок;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | ||
практические работы | контрольные работы | самостоятельные работы | |||
1 | Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия | 12 | 1 (урок №11) | 2 (урок № 4, 9) | |
2 | Числа, которые больше 1000. Нумерация | 9 | 1 (урок №12) | 1 (урок №21) | 3 (урок №17, 19, 20) |
3 | Величины | 15 | 1 (урок №29) | 1 (урок №33) | 3 (урок № 25, 35, 39) |
4 | Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание | 9 | 1 (урок № 45) | 2 (урок № 38, 43) | |
5 | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление | 75 | 1 (урок № 85) | 7 (урок № 62, 71, 80, 89, 101, 112, 120) | 15 (урок № 48, 53, 57, 68, 70, 76, 78, 88, 94, 97, 99, 105, 110, 115, 118) |
6 | Итоговое повторение | 15 | 2 (урок № 126, 127) | 4 (урок № 132,133, 134, 135) | |
Итого | 136 | 3 | 12 | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел | Тема раздела | Количество часов |
1 | Число от 1 до 1000 | 12 |
2 | Число, которое больше 1000. Нумерация | 9 |
3 | Число, которое больше 1000. Величины. | 15 |
4 | Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание | 9 |
5 | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление. | 75 |
6 | Систематизация и обобщение изученного. | 15 |
Итого | 136 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата |
Числа от 1 до 1000 12 часов | ||
1. | Нумерация. Счет предметов. Разряды | |
2. | Числовые выражения. Порядок выполнения действий | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | |
4. | Вычитание трехзначных чисел | |
5. | Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные | |
6. | Письменное умножение однозначных чисел на многозначные | |
7 | Приемы письменного деления трехзначных чисел на однозначные | |
8 | Деление трёхзначных чисел на однозначные. Определение количества цифр в частном | |
9 | Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число | |
10 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | |
11 | Контрольная работа №1 по теме «Повторение» | |
12. | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Свойства диагоналей прямоугольника | |
Числа, которые больше 1000. Нумерация 9 часов | ||
13 | Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч. | |
14 | Чтение и запись многозначных чисел | |
15 | Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых | |
16 | Сравнение многозначных чисел | |
17 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | |
18 | Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе | |
19 | Класс миллионов и класс миллиардов Числовой луч | |
20 | Угол. Виды углов. Построение прямого угла с помощью циркуля и линейки | |
21 | Контрольная работа №2 по теме: «Нумерация». | |
Величины 15 часов | ||
22 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Величины. Единица длины, километр | |
23 | Соотношение между единицами длины | |
24 | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр | |
25 | Соотношения между единицами площади. Таблица единиц площади | |
26 | Измерение площади фигуры с помощью палетки | |
27 | Решение задач на нахождение нескольких долей целого и целого по его части | |
28 | Единицы массы. Тонна. Центнер | |
29 | Соотношение между единицами массы. Таблица единиц массы | |
30 | Единицы времени: год, месяц, неделя | |
31 | Единицы времени: сутки. | |
32 | Решение задач на определение начала, конца событий | |
33 | Контрольная работа №3 за 1 четверть» | |
34 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками Единица времени – секунда | |
35 | Единица времени – век | |
36 | Соотношение между единицами времени. Проверочная работа по теме «Единицы времени» | |
Сложение и вычитание 9 часов | ||
37 | Письменные приемы сложения и вычитания | |
38 | Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 – 456, 57001 – 18032 | |
39 | Решение уравнений вида Х + 15 = 68 : 2 | |
40 | Решение уравнений вида х-137=500-140 729-х=217+163 | |
41 | Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий | |
42 | Сложение и вычитание значений величин | |
43 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме | |
44 | Сложение и вычитание значений величин. Закрепление. | |
45 | Контрольная работа №4 по теме «Письменные приемы сложения и вычитания» | |
Умножение и деление 75 часов | ||
46 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Случаи умножения с числами 1 и 0 | |
47 | Приёмы письменного умножения на однозначное число Письменное умножение на однозначное число вида 4019×7 | |
48 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | |
49 | Решение уравнений вида х · 8 = 26 + 70 | |
50 | Устное деление на однозначное число | |
51 | Приёмы письменного деления | |
52 | Приёмы письменного деления Письменное деление многозначного числа на однозначное | |
53 | Решение задач в косвенной форме на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз | |
54 | Решение уравнений вида х : 6 = 18 – 5 48 : х = 92 : 46 | |
55 | Решение задач на пропорциональное деление | |
56 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть нули | |
57 | Деление многозначных чисел на однозначные | |
58 | Решение задач на пропорциональное деление | |
59 | Закрепление по теме «Деление многозначных чисел на однозначные» | |
60 | Среднее арифметическое. Нахождение среднего арифметического | |
61 | Связь между величинами Скорость. Время. Расстояние | |
62 | Контрольная работа №5 за 2 четверть | |
63 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками Решение задач на движение. | |
64 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | |
65 | Решение задачи на одновременное встречное движение | |
66 | Решение задачи на одновременное движение в противоположных направлениях | |
67 | Решение задач на взаимосвязь между величинами скорость, время, расстояние. | |
68 | Виды треугольников | |
69 | Решение задач с величинами цена, количество, стоимость. | |
70 | Виды треугольников. Построение треугольника с помощью угольника, циркуля и линейки | |
71 | Контрольная работа №6 по теме «Умножение и деление» | |
72 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками Умножение числа на произведение. | |
73 | Приём письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями. | |
74 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Закрепление | |
75 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | |
76 | Решение задач на встречное движение | |
77 | Перестановка и группировка множителей | |
78 | Решение задач на нахождение площади | |
79 | Письменное умножение на однозначное число. Закрепление | |
80 | Контрольная работа №7 по теме «Умножение на однозначное число» | |
81 | Деление числа на произведение Анализ контрольной работы, работа над ошибками. | |
82 | Устные приёмы деления для случаев 600 : 20, 5600 : 800 | |
83 | Деление на числа, оканчивающиеся нулями | |
84 | Решение задач на кратное сравнение. | |
85 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | |
86 | Деление с остатком | |
87 | Деление на двузначные и трёхзначные числа оканчивающиеся нулями | |
89 | Решение задач на движение. Зависимость между величинами скорость, время, расстояние. | |
89 | Контрольная работа №8, по теме: «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» | |
90 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | |
91 | Умножение числа на сумму | |
92 | Устные приёмы умножения вида 12 · 15, 40 · 32 | |
93 | Приём письменного умножения на двузначное число | |
94 | Письменное умножение на двузначное число, закрепление | |
95 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям | |
96 | Решение задач на нахождение площади | |
97 | Приём письменного умножения на двузначные число. | |
98 | Решение задач на одновременное встречное движение. | |
99 | Приём письменного умножения на трехзначное число | |
100 | Письменное умножение на трехзначное число | |
101 | Контрольная работа №9 за 3 четверть | |
102 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Приём письменного деления на двузначное число. | |
103 | Письменное деление на двузначное число с остатком | |
104 | Прием деления на двузначное число по плану | |
105 | Деление на двузначное число по плану | |
106 | Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры. | |
107 | Решение задач на нахождение части числа. | |
108 | Решение задач с величинами цена, количество, стоимость | |
109 | Письменное деление на двузначное число (закрепление) | |
110 | Деление на двузначное число, когда в частном есть нули | |
111 | Умножение и деление на двузначное число | |
112 | Контрольная работа №10 по теме «Деление на двузначное число» | |
113 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Приём письменного деления на трехзначное число | |
114 | Письменное деление на трехзначное число | |
115 | Деление на трёхзначное число | |
116 | Способы проверки деления и умножения | |
117 | Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального | |
118 | Деление с остатком | |
119 | Решение задач на кратное сравнение | |
120 | Контрольная работа №11 по теме «Деление и умножение» | |
Повторение (15 часов) | ||
121 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Чтение, запись, сравнение многозначных чисел. | |
122 | Арифметические действия. Сложение и вычитание. | |
123 | Решение уравнений. | |
124 | Арифметические действия. Умножение и деление. | |
125 | Решение задач на одновременное встречное движение. | |
126 | Итоговая переводная контрольная работа №12 | |
127 | Анализ контрольной работы, работа над ошибками. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок | |
128 | Единицы длины | |
129 | Единицы времени | |
130 | Единицы массы | |
131 | Единицы площади. | |
132 | Сложение и вычитание значений величин. | |
133 | Умножение и деление значений величин. | |
134 | Умножение и деление двузначных чисел. | |
135 | Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий. | |
136 | Геометрические фигуры. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Моро М.И., Бантова М.А. Бельтюкова Г.В. Математика. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро [и др.]. – М.: Просвещение, 2010.
Моро, М. И. Тетрадь по математике № 1, 2. 4 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / М. И. Моро, С. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2010.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Моро, М. И. Методические рекомендации к учебнику «Математика. 4 класс» / М. И. Моро. – М.: Просвещение, 2004.
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро и др.: 4 класс. - М.: ВАКО, 2008 г.
Моро М.И., Колягин Ю.М., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Ч.1- М.: Просвещение, 2009.
Моро М.И., Волкова С.И. Тетрадь по математике для 4 класса нач.шк.- М.: Просвещение, 2008.
Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 4 класс- М.: Издательство «Экзамен», 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике. 7 класс. Школа VIII вида.
В рабочей программе по математике для школы VIII вида есть пояснительная записка, основное содержание, требования к учащимся, календарно-тематическое планирование....
рабочая программа по математике 2 класс автор Моро
Подробная рабочая программа...
Рабочая программа по математике 4 класс автор М.И.Моро
Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Школа России" автор М.И.Моро создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по математике 4 класс УМК «Школа 2100» (автор: Л.Г. Петерсон)
Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом об...
Рабочая программа по математике. 3 класс школы 8 вида.
Рабочая программа по математике с подробным календарно-тематическим планированием....
Рабочая программа по математике. 4 класс школы 8 вида.
Рабочая программа по математике с развернутым календарно-тематическим плнированием....
Рабочая программа по математике 3 класс, УМК "Школа 2100", авторы учебников: Козлова С.А., Демидова Т.Е., Тонких А.П.
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС для учащихся 3 класса общеобразовательных школ....