Рабочая программа по математике для 4 класса УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) по теме
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утверждённой Минобрнауки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, в том числе на проведение контрольных работ – 12 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike.doc | 331 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 32»
города Курска
Рассмотрено на заседании МО Утверждено на заседании «Утверждаю»
учителей начальных классов МС школы Директор МБОУ
Протокол №_____ от ___________ Протокол №______ от __________ «Школа № 32»
Руководитель _____________ Председатель____________. ________________
/Татаренкова И.А./ /Ярыгина Т.П./ /Шойтова Л. В./
« ______» _____________ 2012 г
Рабочая программа
по математике
для 4 В класса
Составитель:
Головашкина Ирина Сергеевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Курск, 2013 -2014 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утверждённой Минобрнауки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год, в том числе на проведение контрольных работ – 12 часов.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество недель в году – 34 недели.
В неделю – 4 часа.
1 четверть – 32 часа,
2 четверть – 32 часа,
3 четверть – 40 часов,
4 четверть – 32 часа.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс математики - курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.
Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития. Последнее может быть достигнуто лишь при условии реализации в практике соответствующей целенаправленной методики.
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа предполагает вместе с тем и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.
Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах - учет возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков.
Основу курса математики в 4 классе составляет табличное умножение и деление, внетабличное умножение и деление, изучение нумерации чисел в пределах 1000 и четыре арифметических действия с числами в пределах 1000. При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения даются в виде четко сформулированной последовательности шагов, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого алгоритма сложения, вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы, план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы, времени и работа над их усвоением.
Перед изучением внетабличного умножения и деления обучающиеся знакомятся с разными способами умножения суммы на число. Изученные свойства действий используются также для рационализации вычислений, когда речь идет о нахождении значений выражений, содержащих несколько действий.
Особое внимание заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий. Эти правила вводятся постепенно, начиная с первого класса, когда обучающиеся уже имеют дело с выражениями, содержащие только сложение и вычитание. Правила о порядке выполнения действий усложняются при ознакомлении с умножением и делением в теме «Числа от 1 до 100». В дальнейшем рассматриваются новые для обучающихся правила о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих две пары скобок или два действия внутри скобок. Эти правила иллюстрируются довольно сложными примерами, содержащими сначала 2 – 3 действия, а затем 3 – 4 арифметических действия.
Следует подчеркнуть, что правила о порядке выполнения действий – один из сложных и ответственных вопросов курса математики в 4 классе. Работа над ним требует многочисленных, распределенных во времени тренировочных упражнений. Умение применять эти правила в практике вычислений вынесены в основные требования программы на конец обучения в начальной школе.
Важной особенностью курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. Именно на простых текстовых задачах обучающиеся знакомятся и со связью между такими величинами, как цена – количество – стоимость; нормы расходы материала на одну вещь – число изготовленных вещей – общий расход материала; длина сторон прямоугольника и его площадь. Такие задачи предусмотрены рабочей программой каждого года обучения. Система в их подборе и расположении их во времени построена с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимообратных.
Обучающиеся учатся анализировать содержание задачи, выбирать действия при решении задач каждого типа, обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Важно, чтобы обучающиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них. Работе над задачей можно придать творческий характер, если изменить вопрос задачи или ее условие.
Серьезное значение уделяется обучению решению текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у обучающихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.
Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Нахождение площади прямоугольника (квадрата) связывается с изучением умножения, задача нахождения стороны прямоугольника (квадрата) по его площади — с изучением деления.
Различные геометрические фигуры (отрезок, многоугольник, круг) используются и в качестве наглядной основы при формировании представлений о долях величины, а также при решении разного рода текстовых задач. Трудно переоценить значение такой работы при развитии как конкретного, так и абстрактного мышления у детей.
К элементам алгебраической пропедевтики относится ознакомление детей с таким важным математическим понятием, как понятие переменной. В дальнейшем вводится буквенное обозначение переменной. Дети учатся находить значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Основные содержательные линии.
Основное содержание обучения в примерной программе представлено крупными разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными».
Цели обучения
Изучение математики в начальной школе направлено на:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Новый стиль обучения реализуется при решении следующих задач:
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать умение учиться;
- сформировать устойчивый интерес к математике;
- выявить и развить математические и творческие способности.
Организация учебного процесса – классно-урочная. Её особенность в ограничении времени и пространства, постоянном коллективе с разными интеллектуальными способностями. Для достижения образовательных целей используются методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический.
Предпочтительные формы учебного процесса: коллективная, групповая и индивидуальная.
Основными формами контроля являются: наблюдение за интеллектуальными способностями детей, тест, контрольная работа, арифметические диктанты, практические задания.
.
Ценностные ориентиры изучения курса
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
- понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов , процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе ( хронология событий , протяженность по времени, образование целого из частей , изменение формы , размера и т.д.) ;
- математические представления о числах , величинах , геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры , сокровища исксства и культуры , объекты природы) ;
- владение математическим языком , алгоритмами , элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность ( аргументировать свою точку зрения . строить логические цепочки рассуждений ; опровергать или подтверждать истинность предположения ).
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета по математике
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
В соответствии с Требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочёты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:
·самоопределение
·смыслоообразование
·моральноэтическая ориентация
Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, т.·е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.
Поэтому объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
В результате изучения курса математики по данной программе у выпускников начальной школы будут сформированы математические (предметные) знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач
- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия)
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметные результаты выпускника начальной школы
Числа и величины
Выпускник научится:
- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношении между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1):
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять действия с величинами;
- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2—3 действия);
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
- решать задачи в 3—4 действия;
- находить разные способы решения задач
- решать логические и комбинаторные задачи, используя рисунки
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
- соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться:
- распознавать плоские и кривые поверхности
- распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры
- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.;
Геометрические величины
Выпускник научится:
- измерять длину отрезка;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.
Работа с информацией
Выпускник научится:
- читать несложные готовые таблицы;
- заполнять несложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
- читать несложные готовые круговые диаграммы;
- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
- распознавать одну и ту .же информацию, представленную в разной форме- (таблицы, диаграммы, схемы);
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Уравнения. Буквенные выражения
Выпускник получит возможность научиться
- решать простые и усложненные уравнения на основе правил о взаимосвязи компонентов и результатов арифметических действий
- находить значения простейших буквенных выражений при данных числовых значениях входящих в них букв.
Содержание учебного материала
Числа от 1 до 1000 (продолжение) (12 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000
Нумерация (9 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (15 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (9 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х+312=654+79
729-х=217+163
х- 137 = 500 -140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление (75 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х · 18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2 — 4действия (со скобками и без них), требующих применениявсех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих:
а)смысл арифметических действий;
б)нахождение неизвестных компонентов действий;
в)отношения больше, меньше, равно;,
г)взаимосвязь между величинами;
-решение задач в 2 — 4 действия;
-решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры па заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Систематизация и обобщение всего изученного (16 ч)
Приоритетными формами, методами и технологиями работы с обучающимися являются:
Формы уроков | Методы обучения | Технологии |
Урок открытия новых знаний | Объяснительно-иллюстративный | Проектная деятельность |
Урок - практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. | Частично- поисковый, или эвристический | Технология развития критического мышления |
Урок – смотр знаний. | Проблемный | ИКТ |
Урок - лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей познавательной задачи. Как правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала изучаемой темы. Лекции могут быть вводные, установочные, текущие и обзорные. | Репродуктивный | Здоровьесберегающая технология |
Урок – путешествие. | Исследовательский | Технология ролевого общения |
Урок - самостоятельная работа, консультация. На уроках данного типа проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений. | Частично-поисковый | ИКТ |
Приоритетные формы и виды контроля:
Текущий контроль | Промежуточный контроль | Итоговый контроль |
Арифметические диктант, ориентированный на знание изученных случаев сложения и вычитания величин, числовых выражений. | Тематические тестовые задания | Контрольная работа служит средством проверки вычислительных умений и навыков, умения решать арифметические задачи, задачи геометрического характера. |
|
|
Учебно – тематическое планирование
Перечень учебно-методического обеспечения программы
Список литературы | Методические и учебные пособия (таблицы, схемы) | Информационное обеспечение (интернет-ресурсы, ЭОР, образовательные диски и т.д.) | |
Для учителя | Рекомендуемый для обучающихся | ||
1. М. И. Моро «Математика» 4 класс. 2. С. И. Волкова «Рабочая тетрадь» 4 класс. 3. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Контрольные и проверочные работы по математике». 4. О. И. Дмитриева «Поурочные разработки по математике». 5. Тесты, самостоятельные работы. 6.Контрольно-измерительные материалы. Математика: 4 класс/ Сост. Т.Н. Ситникова.-2-е изд., перераб.-М.: ВАКО, 2012 | 1. М. И. Моро «Математика» Учебник. 4 класс. Часть 1, 2. М., Просвещение, 2013 2. С. И. Волкова Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть 1,2. М., Просвещение, 2013 | 1.Печатные пособия: учебные пособия, раздаточный материал (тесты, дидактические карточки, тренажеры), рабочие тетради к учебнику на печатной основе, тетради тестов по математике. 2. ИКТ, аудиовизуальные (презентации, образовательные видеофильмы, математические игры, тренажеры и т.п.); 3.Наглядные пособия (таблицы классов и разрядов, плакаты и т.п.); 4.Учебные приборы (циркуль, треугольник, палетка, метр и т.д.). | 1. М. И. Моро «Математика» 4 класс. Электронное приложение. 2. Мультимедийная обучающая программа: Математика 4 класс. 3. Архив учебных программ и презентаций. Режим доступа: http://www.rusedu.ru 4. Уроки математики. 4 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», 2010г. Режим доступа www/km/ru/edu.ru 5.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).- Режим доступа: www.festival/1september.ru |
Поурочное планирование курса «Математика» 4 класс (136 часов)
№ урока в курсе | № урока в теме | Дата | Раздел (количество часов). Тема урока | Элементы содержания | Характеристика деятельности обучающихся (по разделу) |
I четверть (32ч) | |||||
Числа от 1 до 1000 (12ч) | |||||
1 | Нумерация. Счёт предметов. Разряды. | Числа однозначные, двузначные, трехзначные. Классы и разряды. Арифметические действия с нулем | Читать и строить столбчатые диаграммы. Работать в паре. Наблюдать и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение. Оценивать точку зрения товарищей, обсуждать высказанные мнения. Выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное число), вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия Пользоваться изученной математической терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные. Оценивать результаты освоения материала, делать выводы. | ||
2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий. | Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Названия компонентов и результата сложения и вычитания. Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений | |||
3 | Порядок выполнения действий. | ||||
4 | Сложение и вычитание | Группировка слагаемых. Переместительное свойство сложения. Таблица сложения | |||
5 | Вычитание вида 903-574. | Письменные вычисления с натуральными числами. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них | |||
6 | Умножение. | Умножение двухзначных, трёхзначных, четырехзначных чисел на однозначное. | |||
7 | Умножение. Закрепление. | Решение числовых выражений на умножение многозначных чисел на однозначное число. Решение задач изученных видов. | |||
8 | Входная административная контрольная работа № 1. | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | |||
9 | Анализ контрольной работы. Деление | Деление трехзначного числа на однозначное. Установление пространственных отношений | |||
10 | Деление. | Деление трехзначного числа на однозначное | |||
11 | Диагонали прямоугольника, диагонали квадрата и их свойства. | Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямоугольник). Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели) | |||
12 | Закрепление по теме «Диагонали прямоугольника. Диагонали квадрата и их свойства». Тест. | Письменные вычисления с натуральными числами | |||
Числа, которые больше 1000. | |||||
Нумерация (10 часов) | |||||
1 | Новая счётная единица. Класс единиц, класс тысяч | Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов; I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Названия, последовательность, запись натуральных чисел. Классы и разряды. | Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Читать и записывать числа в пределах миллиона. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Упорядочивать заданные числа. Оценивать правильность составления числовой последовательности. Оценивать результаты освоения материала, делать выводы. Устанавливать правило, по которому составлена последовательность чисел, продолжать её. Восстанавливать пропущенные элементы. Распознавать | ||
2 | Чтение и запись многозначных чисел. | ||||
3. | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. | ||||
4. | Сравнение многозначных чисел. | Классы и разряды. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. | |||
5. | Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. | Умножение и деление на 10, 100, 1000. Отношения «больше в…», «меньше в…». | |||
6. | Контрольная работа № 2 по теме «Нумерация» | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). | |||
7. | Анализ контрольной работы. Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. | Разряды. Сравнение многозначных чисел. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. | |||
8. | Луч. Числовой луч. | Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, прямого угла. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной | |||
9. | Угол. Виды углов. | Построение прямого угла на клетчатой бумаге. | |||
10. | Закрепление по теме «Нумерация» | Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете. Арифметические действия с числами | |||
Величины (14 часов) | |||||
1. | Единица длины – километр. | Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Длина. Единицы длины. Соотношения между ними. | Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения. Исследовать ситуации, требующие сравнение объектов по площади, упорядочивать их. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними. Определять площади фигур произвольной формы при помощи палетки. Оценивать результаты освоения материала, делать выводы. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними. Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. Использовать Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события. | ||
2. | Таблица единиц длины. | ||||
3. | Единицы площади. Квадратный метр, километр и миллиметр. | Площадь. Единицы | |||
4. | Ар (сотка). Гектар. Таблица единиц площади. | ||||
5. | Измерение площади фигур с помощью палетки. | Измерение площади | |||
6. | Контрольная работа №3 по теме «Площадь». | Арифметические действия с числами. Вычисление периметра многоугольника. Вычисление площади прямоугольника. Решение текстовых задач арифметическим способом. | |||
7. | Анализ контрольной работы. Нахождение нескольких долей целого. | Решение текстовых задач арифметическим способом. Вычисление площади прямоугольника. | |||
8. | Нахождение целого по его части. | ||||
9. | Единицы массы. Центнер. Тонна. | Масса. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Сравнение предметов по массе. Единицы массы. Соотношения между ними. | |||
10. | Таблица единиц массы. | ||||
II четверть (32 часа) | |||||
11. | Единицы времени. 24-часовое исчисление времени суток. | Время. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Соотношения между ними. | |||
12. | Решение задач (нахождение начала, продолжительности и конца события). | Решение текстовых задач арифметическим способом. Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними. | |||
13. | Единицы времени. Секунда. Век. | Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношение между ними. | |||
14. | Решение задач на нахождение времени. Самостоятельная работа. | Решение текстовых задач арифметическим способом. Единицы времени (секунда, | |||
Сложение и вычитание (8 часов) | |||||
1. | Письменные приёмы сложения и вычитания. | Письменные вычисления с натуральными числами. | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения, сложение и вычитание величин. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий. Выполнять сложение и вычитание значений величин. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них). Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять задания творческого и поискового характера. Применять знания и способы действий в изменённых условиях. Оценивать результаты освоения материала, делать выводы. | ||
2. | Вычитание с заниманием единиц через несколько разрядов. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Алгоритм вычитания чисел в пределах миллиона. | |||
3. | Решение уравнений на нахождение неизвестного слагаемого. | Взаимосвязь между компонентами | |||
4. | Решение уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Взаимосвязь между компонентами и результатом вычитания. | |||
5. | Решение основных типов задач на сложение и вычитание многозначных чисел. | Перестановка слагаемых в сумме. Группировка слагаемых в сумме. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. | |||
6. | Сложение и вычитание значений величин. | Единицы длины, массы, времени, вместимости, площади. Приемы сложения и вычитания величин. | |||
7. | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение текстовых задач арифметическим | |||
8. | Контрольная работа по теме № 4 «Сложение и вычитание многозначных чисел» | Письменные вычисления с натуральными числами. | |||
Умножение и деление (76 часов) | |||||
1. | Анализ контрольной работы. Письменные приёмы умножения. | Умножение четырехзначного числа | Выполнять письменные приемы умножения, проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом. Вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них). Делить многозначное число на однозначное, проверять правильность выполненных вычислений. Составлять план работы. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное. Оценивать результаты освоения материала, делать выводы. Выполнять задания творческого и поискового характера. Составлять план решения текстовых задач. Решать их арифметическим способом. Оценивать результаты освоения материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. | ||
2. | Письменные приёмы умножения. Закрепление. | ||||
3. | Умножение с числами 0 и 1. | Использование свойств умножения при выполнении вычислений. Умножение на 0, на 1. арифметические действия с нулем. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов | |||
4. | Умножение чисел, оканчивающихся нулями. | ||||
5. | Решение уравнений на нахождение неизвестного множителя. | Названия компонентов и результата умножения. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений | |||
6. | Деление (повторение изученного). Контрольный арифметический диктант. | Деление. Конкретный смысл. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. | |||
7. | Деление многозначного числа на однозначное. | Деление трех-четырехзначного числа на однозначное. | |||
8. | Решение задач в косвенной форме на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. | Задачи в косвенной форме. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. | |||
9. | Решение задач в косвенной форме на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. | Задачи в косвенной форме. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Деление трех-четырехзначного числа на однозначное. | |||
10. | Решение уравнений на нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя. | Названия компонентов и результата деления. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. | |||
11. | Задачи на пропорциональное деление. | Решение текстовых задач арифметическим способом. | |||
12. | Деление многозначных чисел. | Деление многозначного числа на однозначное. | |||
13. | Деление многозначных чисел. Закрепление. | Деление многозначного числа на однозначное. | |||
14. | Контрольная работа №5 по тексту администрации. | Письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. | |||
15. | Анализ контрольной работы. Деление многозначных чисел с нулём в частном. | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. | |||
16 | Решение задач пройденного вида. | Решение текстовых задач арифметическим способом | |||
17. | Закрепление по теме «Деление многозначных чисел». | Деление многозначного числа на однозначное. | |||
18. | Закрепление по теме «Деление многозначных чисел». | Деление многозначного числа на однозначное. | |||
19. | Среднее арифметическое. | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. | |||
20. | Среднее арифметическое. Закрепление. Тест. | Письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. | |||
III четверть (40 часов) | |||||
Понятие скорости. Единицы скорости. | Скорость, время, пройденный путь | ||||
21. | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость) | Пользоваться изученной математической терминологией, Решать текстовые задачи арифметическим способом. решать текстовые задачи арифметическим способом, устанавливать взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием, находить скорость, время, расстояние Пользоваться Группировать множители в произведении. | ||
22. | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Отработка навыка. | ||||
23. | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Закрепление. | ||||
24. | Решение простейших задач на движение. | Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость) | |||
25. | Виды треугольников. | Распознавание и изображение геометрических фигур. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Вычисление периметра многоугольника | |||
26. | Построение прямоугольного треугольника на нелинованной бумаге. | Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники (треугольник, прямоугольник) | |||
27. | Контрольная работа №6 по теме «Умножение и деление многозначных чисел». | Письменные вычисления с натуральными числами. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. | |||
28. | Анализ контрольной работы. Умножение числа на произведение. | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Умножение чисел, использование соответствующих терминов | |||
29. | Письменные приёмы умножения вида 243*20 и 532*300. | Устные и письменные вычисления с натуральными числами | |||
30. | Закрепление приёмов письменного умножения. | Умножение чисел, использование соответствующих терминов. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. | |||
31. | Умножение вида 7600*40 | ||||
32. | Решение задач на встречное движение. | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процесс движения (пройденный путь, | |||
33. | Перестановка и группировка множителей. | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Группировка множителей в произведении. | |||
34. | Закрепление решения задач на движение. | ||||
35. | Контрольная работа № 7 по теме «Решение задач на движение». | Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях. | |||
36. | Анализ контрольной работы. Деление числа на произведение. | Группировка множителей | |||
37. | Устные приёмы деления для случаев вида 600:20, 5600:800. | Деление чисел, использование соответствующих терминов. | |||
38. | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Деление с нулем. Деление с остатком. Решение задач арифметическим способом. | |||
39. | Деление с остатком на 10, 100, 1000. Закрепление. | ||||
40. | Письменное деление на число, оканчивающееся нулями. | Свойства арифметических действий при выполнении вычислений. Письменные вычисления с натуральными числами. | |||
41. | Письменное деление на число, оканчивающееся нулями. | ||||
42. | Письменное деление на число, оканчивающееся нулями. | ||||
43. | Письменное деление на число, оканчивающееся нулями. Закрепление. Проверочная работа. | ||||
44. | Решение задач на движение в противоположных направлениях. | Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы: движения (пройденный путь, время, скорость). Арифметический способ решения задач. | |||
45. | Решение задач на движение в противоположных направлениях. Закрепление. | ||||
46. | Закрепление по теме «Деление на числа, оканчивающееся нулями». | Письменные вычисления с натуральными числами. | |||
47. | Контрольная работа № 8 по теме «Деление на числа, оканчивающееся нулями». | Письменные вычисления с натуральными числами. | |||
48. | Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму | Умножение суммы | |||
49. | Устные приёмы умножения вида 12*15 и 40*32. | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Письменные вычисления с натуральными числами. | |||
50. | Знакомство с письменным приёмом умножения на двузначное число. | Письменные вычисления с натуральными числами. Способы | |||
51. | Письменный приём умножения на двузначное число. | ||||
52. | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. | Решение текстовых задач арифметическим способом. | |||
53. | Решение задач пройденного вида. | Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях. Письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений. | |||
54. | Закрепление по теме «Умножение на двузначное число». | ||||
55. | Решение задач. | ||||
56. | Контрольная работа №9 по теме «Умножение на двузначное число» | Письменные вычисления с натуральными числами. Способы проверки правильности вычислений. Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях. | |||
57. | Анализ контрольной работы Умножение на трёхзначное число. | Свойства арифметических действий при выполнении вычислений. | |||
58. | Письменное умножение на трёхзначное число. Тест. | Перестановка множителей в произведении. Таблица умножения. Письменные вычисления с натуральными числами. Способы | |||
60. | Закрепление по теме «Умножение на трёхзначное число». | ||||
IV четверть (32 часа) | Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на однозначное и двузначное. Выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное и двузначное, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий. Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида. Изготавливать модели куба и пирамиды из бумаги. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара. | ||||
61. | Письменный приём деления вида 492:82. | Способы проверки правильности вычислений. | |||
62. | Деление с остатком на двузначное число | Деление с остатком. Письменные вычисления с натуральными числами. | |||
63. | Алгоритм деления с остатком. | ||||
64. | Проверка деления умножением. | Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное. Проверка деления умножением. Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и названия геометрических тел. | |||
65. | Деление на двузначное число. | ||||
66. | Деление на двузначное число. | ||||
67. | Деление на двузначное число. Закрепление. | ||||
68. | Закрепление по теме «Деление на двузначное число». | ||||
69. | Контрольная работа № 10 по теме «Деление на двузначное число». | Проверка знаний деления многозначного числа на однозначное и двузначное числа. Решение задач изученных видов. Решение уравнений. | |||
70. | Анализ контрольной работы. Алгоритм деления на трёхзначное число. | Конкретный смысл и название действий. Способы проверки правильности вычислений. | |||
71. | Алгоритм деления на трёхзначное число. | Свойства арифметических действий при выполнении | |||
72. | Деление на трёхзначное число. | Алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное. | |||
73. | Деление на трёхзначное число с нулём в частном. | Деление чисел, использование соответствующих терминов. | |||
74. | Деление на трёхзначное число с нулём в частном. Проверка умножения делением. | ||||
75. | Проверка деления с остатком. Закрепление по теме «Деление на трёхзначное число». | Способы проверки правильности вычислений. Решение текстовых задач арифметическим способом. Деление с остатком | |||
76. | Контрольная работа № 11 по теме «Деление на трёхзначное число». | Письменные вычисления с натуральными числами. | |||
Повторение (16 часов) | |||||
1. | Анализ контрольной работы. Итоговое повторение. Нумерация. | Классы и разряды. Зависимости между величинами. | Устанавливать зависимости Работать с различными источниками информации (подбирать, отбирать, систематизировать, обобщать материал по заданной проблеме), презентовать исследовательскую работу. Оценивать результаты освоения материала, делать выводы. | ||
2. | Повторение по теме «Уравнения». | Зависимости между | |||
3. | Повторение по теме «Выражения. Равенства. Неравенства». | Названия компонентов и результата деления. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. | |||
4. | Повторение по теме « Порядок действий». | Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Нахождение | |||
5. | Повторение по теме «Величины». | Единицы длины, массы, времени, вместимости, площади. Зависимости между величинами. | |||
6. | Решение задач изученных видов. | Решение текстовых задач арифметическим способом. | |||
7. | Итоговая контрольная работа №12 по тексту администрации. | Нумерация, последовательность, запись, сравнение чисел в пределах 1000000. Выражения со скобками и без них. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без них. Сравнение величин. Действия с именованными числами. Решение составных задач арифметическим способом. | |||
8. | Анализ контрольной работы. Повторение по теме «Единицы площади». | ||||
9. | Повторение по теме «Решение задач на нахождение площади и периметра». | ||||
10. | Повторение по теме «Умножение и деление». | ||||
11. | Повторение по теме «Проверка умножения и деления». Контрольный арифметический диктант. | Умножение и деление чисел, использование соответствующих терминов. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. | |||
12. | Повторение по теме «Деление на трёхзначные числа» | ||||
13. | Повторение по теме «Умножение на трёхзначные числа». | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. | |||
14. | Повторение и закрепление по теме «Решение задач». | Решение задач арифметическим способом с опорой на схемы, таблицы, краткие записи. | |||
15. | Повторение по теме «Решение буквенных выражений». | Названия компонентов и результата деления. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. | |||
16. | Защита проектных исследовательских работ | Содержание согласуется с выбранной темой проектной исследовательской работы (по выбору учащихся). Варианты: «Математика в жизни человека» «Магия чисел» «Известные учёные-математики» |
Контрольные работы – 12
Контрольные арифметические диктанты – 2
Раздел | Количество часов | |||||
Всего | Из них | |||||
арифметические диктанты | тесты | самостоятельные работы | проверочные работы | контрольные работы | ||
Числа от 1 до 1000 | 12 | 1 | 1 | 2 | ||
Числа, которые больше 1000. Нумерация | 10 | 1 | 1 | |||
Величины | 14 | 1 | 1 | |||
Сложение и вычитание | 8 | 1 | ||||
Умножение и деление | 76 | 1 | 1 | 1 | 2 | 6 |
Повторение | 16 | 1 | 1 | |||
Итого: | 136 | 4 | 2 | 2 | 2 | 12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 4 класса "Школа России".
Рабочие программы по всем предметам....
Рабочая программа для 1 класса "Школа России"
Рабочая программа для 1 класса по основным предметам, а так же татарский язык...
Рабочие программы для 4 класса "Школа России"
Готовые рабочие прогаммы для 4 класса по русскому языку (.Канакина В.П.), по математике (Моро М.И.), по окружающему миру (Плешаков А.А.), по литературному чтению(Климанова Л.Ф) ....
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России")
Рабочие программы для 4 класса ("Школа России") по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ....
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России
Рабочая программа. Математика.1 класс. Школа России...
Рабочая программа: математика, 1 класс. "Школа России".
Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, планируемых резуль...
Рабочая программа "Технологии" 1 класс Школа России ФГОС (33 ч.)
Рабочая программа по дисциплине "Технологии" для 1 класса Школа России ФГОС (33 ч.) с календарно-тематическим планированием...