ИЗУЧЕНИЕ УРАВНЕНИЙ КАК ИНТЕГРИРУЮЩЕГО ПОНЯТИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
статья по математике (4 класс) по теме

При изучении темы «Уравнения» в начальной школе важно  показать учащимся важность изучения уравнений в связи с возможностью их применения для решения нескольких классов задач и  как модели реальных процессов и явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchaem_uravneniya_v_4_klasse_iz_opyta_raboty.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ УРАВНЕНИЙ  КАК ИНТЕГРИРУЮЩЕГО ПОНЯТИЯ КУРСА МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(из опыта работы)

Автор : Чернышева Марина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №6

        Более 4 тысяч лет назад ученые Древнего Вавилона владели понятием уравнения, т.е. равенства, в котором неизвестен один из компонентов.  Более 2200 лет назад  китайские ученые  считали решение уравнений обычным математическим заданием.  Основоположник алгебры среднеазиатский ученый Мухаммед аль-Хорезми (9 век н.э.) рассматривал уравнение как основное понятие математики.  В построение теории уравнений большой вклад внесли среднеазиатский философ, астроном и математик аль-Бируни (973-1048), классик иранской и таджикской поэзии, выдающийся ученый Омар Хайам (1048-1131), итальянские  математики  дель Ферро (1465-1526) и Николо Тарталья (1500-1557), Дж.Кардано (1501-1576), Л.Ферарри (1522-1565) и другие. Однако, только в конце 16-начале 17 века французские математики Франсуа Виет (1540-1603)  и Рене Декарт (1596-1650)  ввели буквенные обозначения и уравнения приобрели  современный вид.   Столь значительная продолжительность «уравнения» в истории человечества делает этот математический объект всеобъемлющим и  позволяет   интегрировать в понятии уравнения   существенные математические компетенции.

        При изучении темы «Уравнения» в начальной школе важно  показать учащимся важность изучения уравнений в связи с возможностью их применения для решения нескольких классов задач и  как модели реальных процессов и явлений. Авторы методических пособий отмечают, что «Научиться решать уравнения  основных типов -  одна из важных общеобразовательных задач изучения курса математики…» (Сергиенко Л.Ю., Самойленко П.И. Планирование учебного процесса по математике:Учебно-методическое пособие для преподавателей средних специальных учебных заведений.-М.:Высшая школа, 1987. С. 36).

Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в модели «Гармония»,  при реализации сквозной линии «уравнение» в 4 классе мы  решаем следующие задачи:  способствовать продвижению ученика в общем развитии;  дать представление о математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию его широкой картины; сформировать знания, умения и навыки, необходимые ученикам в жизни и для успешного продолжения обучения в основном звене школы.

К концу освоения содержательной линии «уравнения»  в начальной школе обучающиеся должны знать:  названия компонентов и результатов действий; правила нахождения слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, множителя, делимого, делителя;  правила порядка выполнения действий в выражениях;  структуру задачи: условие, вопрос;  должны уметь: решать простые и усложненные уравнения на основе правил нахождения неизвестного компонента;  решать задачи способом составления таких уравнений;  использовать эти знания для решения задач;  находить числовые значения простейших буквенных выражений при данных значениях входящих в них букв;   читать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом, переводить понятия «увеличить (уменьшить) на ...», «увеличить (уменьшить) в ...», разностного и кратного сравнения на язык арифметических действий;

В нашем опыте  сложилась  такая схема  изучения понятия уравнения:

№  урока

ТЕМА УРОКА

1

Урок   актуализации  терминологического аппарата:  названия компонентов действий. Повторить порядок действий в выражениях. (см. приложение №1)

2

Урок нахождения неизвестных компонентов сложения. Вводится соответствующее правило.

3

Урок нахождения неизвестных компонентов  вычитания. Вводятся соответствующие правила.

4

Урок нахождения неизвестных компонентов  умножения. Вводится соответствующее правило.

5

Урок нахождения неизвестных компонентов  деления. Вводятся соответствующие правила.

6

Практикум решения простейших уравнений.

7

Уроки решения сложных уравнений, т.е. таких уравнений,  в которых неизвестная величина непосредственно  не является компонентом последнего действия. (см. приложение №2)

8

9

Урок составления уравнений  по схеме.

10

Уроки  составления уравнений по тексту задачи. Решение задач с помощью уравнений.

11

12

Подготовка  к контрольной работе. Решение задач различных видов.

13

14

Контрольная работа.

15

Урок работы над ошибками. Анализ и коррекция ошибок.

Приложение № 1

Укажи верные утверждения.

1

Если из суммы вычесть известное слагаемое, то получим  другое слагаемое.

2

Если из уменьшаемого вычесть разность, то получим  вычитаемое.

3

Если к вычитаемому прибавить разность, то получим уменьшаемое.

4

Если произведение разделить на  известный множитель, то получим второй множитель.

5

Если делимое  разделить на частное, то получим делитель.

6

Если  делитель умножить на частное, то получим  делимое.

7

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

8

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из  уменьшаемого вычесть разность.

9

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить  вычитаемое.

10

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение  разделить на известный множитель.

11

Чтобы найти неизвестное  делимое, надо делитель умножить на частное.

12

Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое  разделить на частное.

13

Чтобы найти неизвестное  слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое.

14

Чтобы найти неизвестный множитель надо произведение разделить на известный множитель.

15

Чтобы найти неизвестное уменьшаемое надо к разности прибавить вычитаемое.

16

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо  из уменьшаемого вычесть разность.

17

Чтобы найти неизвестное делимое, надо делитель умножить на частное.

18

Чтобы найти неизвестный  делитель, надо  делимое разделить на частное.

Приложение № 2

ПРИМЕР  РЕШЕНИЯ  СЛОЖНОГО  УРАВНЕНИЯ

Решить уравнение

 

Записываем условие:

1.В какой части уравнения находится неизвестная величина ?

Ответ: в левой части.

2.В выражении, находящемся в левой части  уравнения, укажем порядок  действий.

                            2     1         3

Мы видим, что  первым будет выполнено вычитание, затем умножение, а последним – сложение. Итак, какое  действие будет выполнено последним ?

Ответ : сложение.

Известно, что выражение называют (сумма, разность, произведение или частное) по последнему действию. В нашем случае последним будет выполнено сложение, следовательно, в левой части уравнения находится сумма. Назовите первое и второе слагаемое.

Ответ:

первое слагаемое -  буквенное выражение   , а второе слагаемое -  число  

Подчеркните то слагаемое, в котором находится  неизвестная величина.

Ответ:   

Это слагаемое является неизвестным, его будем находить. Как найти неизвестное слагаемое ?

Ответ : чтобы найти неизвестное слагаемое, необходимо из суммы вычесть известное слагаемое.

Найди неизвестное слагаемое .

Решение.

Ответ:   

Итак, неизвестное слагаемое найдено.  Повторим аналогичные рассуждения: неизвестная величина находится в левой части уравнения; левая часть уравнения  является произведением. Подчеркнем и найдем  неизвестный множитель.

Решение.

  

Чтобы найти неизвестный множитель, необходимо произведение разделить  на известный  множитель.

Ответ :  

Теперь найдем неизвестное уменьшаемое.

Решение. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, необходимо к разности прибавить вычитаемое.

                            Ответ.  х=56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии модульного обучения в курсе математики начальной школы

Рассмотренны основные принципы технологии модульного обучения на примере урока по теме "Пересечение множеств", изучаемой по программе "Школа 2100" в третьем классе....

Тематическое и поурочное планирование курса математики начальной школы «Учусь учиться» 1 класс

тематическое и поурочное планирование курса математики начальной школы "Учусь учиться" 1 класс...

Презентация: Логические задачи в курсе математики начальной школы

Формирование логического мышления учащихся начальных классов.Развитие способности понимать смысл поставленной задачи....

Использование элементов логики в курсе математики начальной школы

Анализ УМК по математике 1-4 классов с целью выявления заданий содержащих элементы логики....

Методика изучения уравнений в курсе математики начальной школы

В данном докладе говорится о том, что такое уравнения, когда впервые возникли уравнения и для чего применялись, какие ученые внесли свой вклад в изучение данной проблемы, в каких классах дети начинают...

Теоретические основы формирования понятия уравнения в начальной школе; методика введения понятия уравнение на примере разных УМК

В настоящее время сложно представить школьный курс математики без понятия уравнение. Большинство задач сводятся к решению и применению различных видов уравнений. При этом уравнения, являются одним из ...

Педагогические условия использования элементов проблемного обучения при изучении уравнений в курсе математики начальной школы

В данной статье рассматривается актуальная проблема использования элементов проблемного обучения в курсе математики начальной школы. В статье исследуются педагогические условия, которые способствуют э...