Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа филиала МБОУ СОШ с.Наровчат в селе Плесковка по математике для 4 класса разработана на основе образовательной программы МБОУ СОШ с. Наровчат начального общего образования. Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, оснащение предмета.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Цели обучения:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Место предмета в учебном плане филиала МБОУ СОШ с. Наровчат в селе Плесковка
Школьный учебный план отводит 136часов для обязательного изучения учебного предмета на этапе начального общего образования в 4 классе из расчета 4 часа в неделю. При этом резерв свободного времени составляет- 16 часов, на уроки контроля-8 ч.
Основное содержание учебного материала
(136 час)
Числа от 1 до 1000 (продолжение)
Арифметические действия (15ч.)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия.
Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел, письменные приёмы умножения и деления на однозначное число.
Луч. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой.
Числа, которые больше 1000
Нумерация (12ч.)
Новая счетная единица – тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Числовой луч.
Величины (16 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр, соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар, гектар, соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна, соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век, соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (8 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений на сложение и вычитание.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений одной и той же величины.
Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.
Умножение и деление (69 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; взаимосвязь компонентов и результатов умножения и деления; деления нуля и невозможность деления на 0; переместительное, сочетательное и распределительное свойства умножения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей; умножения суммы на число и числа на сумму; деления суммы на число; умножения и деления числа на произведение; взаимосвязей между компонентами умножения и деления.
Решение уравнений на умножение и деление на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное, двузначное и трехзначное числа (в пределах миллиона).
Умножение и деление, значения величины на однозначное число.
Примеры взаимосвязей между величинами (время, скорость, путь при равномерном движении; цена, количество, стоимость и др.)
Площадь прямоугольного треугольника.
Вычисление значений числовых выражений в 2-4 действия (со скобками и без них).
Решение задач в 1-4 действия.
Систематизация и обобщение всего изученного (16 ч)
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса
Обучающиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д.);
- сколько разрядов содержится в каждом классе; название и последовательность первых трех классов;
- названия компонентов и результатов умножения и деления;
- правила порядка выполнения действий в выражениях в 2 — 4 действия (со скобками и без них);
- таблицу сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления;
- единицы названия величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
- связи между такими величинами, как цена, количество стоимость; время, скорость, расстояние и др.;
- виды углов (прямой, острый, тупой);
- определение прямоугольника (квадрата);
- свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь:
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000 000; записывать результат сравнения, используя знаки «>», «<», «=»;
- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000 000;
- выполнять проверку вычислений;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 2 — 4 действия (со скобками и без них);
- решать задачи в 1 — 3 действия;
- находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).
- решать уравнения на сложение, вычитание, умножение и деление на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника;
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- узнавать время по часам;
- строить заданный отрезок.
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Оснащение предмета.
1.Учебно-методический комплекс
1.Учебник для 4 класса «Математика» 1 и 2 части;
2.Методическое пособие по математике для 4 класса;
3.Программа «Школа России» по математике
(авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова)
2.Технические средства обучения
Компьютер, медиапроектор.
3.Интернет – ресурс
www.edu- «Российское образование» Федеральный портал
www.school.edu – «Российский общеобразовательный портал».
www.school- collectijn.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.it-n.ru «Сеть творческих учителей»
www.festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во |
1 | Нумерация. Счет предметов. Разряды. | 1 |
2 | Выражение и его значение. Порядок выполнения действий. | 1 |
3 | Сложение и вычитание. | 1 |
4 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. | 1 |
5 | Вычитание трехзначных чисел вида 804-467. | 1 |
6 | Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные. | 1 |
7 | Приемы письменного умножения однозначных чисел на трехзначные. | 1 |
8 | Приемы письменного деления на однозначное число. | 1 |
9 | Письменное деление трехзначных чисел на однозначные числа. | 1 |
10 | Письменное деление на однозначное число. | 1 |
11 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль. | 1 |
12 | Свойства диагоналей прямоугольника. | 1 |
13 | Свойства диагоналей квадрата. | 1 |
14 | Закрепление изученного материала по теме «Четыре арифметических действия». | 1 |
15 | Контрольная работа № 1. | 1 |
16 | Новые счетные единицы. Класс единиц и класс тысяч. | 1 |
17 | Чтение чисел. | 1 |
18 | Запись чисел. | 1 |
19 | Разрядные слагаемые. | 1 |
20 | Сравнение чисел. | 1 |
21 | Увеличение (уменьшение) чисел в 10, 100, 1000 раз. | 1 |
22 | Нахождение общего количества единиц определенного разряда в данном числе. | 1 |
23 | Класс миллионов и класс миллиардов. | 1 |
24 | Луч. Числовой луч. | 1 |
25 | Угол. Виды углов. | 1 |
26 | Построение прямого угла. | 1 |
27 | Закрепление. Нумерация чисел больше тысячи. | 1 |
28 | Единицы длины. Километр. | 1 |
29 | Закрепление. Единицы длины. | 1 |
30 | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр. | 1 |
31 | Ар. Гектар. | 1 |
32 | Таблица единиц площади. | 1 |
33 | Измерение площади фигуры с помощью палетки. | 1 |
34 | Нахождение нескольких долей целого. | 1 |
35 | Нахождение целого по его частям. | 1 |
36 | Контрольная работа №2 (за первую четверть) | 1 |
37 | Единицы массы. Тонна. Центнер. | 1 |
38 | Таблица единиц массы. | 1 |
39 | Единицы времени. | 1 |
40 | Сутки. Время от 0 до 24 часов. Решение задач. | 1 |
41 | Единицы времени. Секунда. | 1 |
42 | Единицы времени. Век. | 1 |
43 | Таблица единиц времени. Закрепление. Величины. | 1 |
44 | Письменные приемы сложения и вычитания. | 1 |
45 | Прием письменного вычитания для случаев вида 7000-456, 57001-18032. | 1 |
46 | Решение уравнений вида Х + 15 = 68 : 2. | 1 |
47 | Решение уравнений. Нахождение неизвестного уменьшаемого. | 1 |
48 | Решение задач. | 1 |
49 | Сложение и вычитание величин. | 1 |
50 | Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, сформулированные в косвенной форме. | 1 |
51 | Контрольная работа № 3. | 1 |
52 | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1. | 1 |
53 | Письменный прием умножения. | 1 |
54 | Приемы письменного умножения для случаев вида 4037х4. | 1 |
55 | Умножение чисел, запись которых заканчивается нулями. | 1 |
56 | Решение уравнений вида Х х 8= 26+70. | 1 |
57 | Деление как арифметическое действие. Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначное число. | 1 |
58 | Приемы письменного деления. Решение задач в косвенной форме на увеличение (уменьшение) в несколько раз. | 1 |
59 | Решение уравнений вида Х : 6=18-5, 48 :Х =92:46. Задачи на пропорциональное деление. | 1 |
60 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи есть нули. | 1 |
61 | Деление многозначных чисел на однозначные. Решение задач. | 1 |
62 | Деление многозначных чисел на однозначные. Решение задач. | 1 |
63 | Закрепление изученного. | 1 |
64 | Контрольная работа №4. | 1 |
65 | Понятие «средний». Среднее значение. | 1 |
66 | Скорость. Время. Расстояние. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | 1 |
67 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Задачи на движение. Закрепление. | 1 |
68 | Закрепление. Решение задач. | 1 |
69 | Виды треугольников. | 1 |
70 | Виды треугольников. Продолжение. | 1 |
71 | Построение прямоугольных треугольников и прямоугольников на нелинованной бумаге. | 1 |
72 | Умножение чисел на произведение. | 1 |
73 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 |
74 | Письменное умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями. | 1 |
75 | Решение задач на встречное движение. | 1 |
76 | Перестановка и группировка множителей. | 1 |
77 | Решение задач. Закрепление. | 1 |
78 | Деление числа на произведение. | 1 |
79 | Устные приемы деления для случаев 600:20, 5600:800. | 1 |
80 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. Решение задач. | 1 |
81 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | 1 |
82 | Деление на числа, оканчивающиеся нулями. Закрепление. | 1 |
83 | Решение задач на движение в противоположных направлениях. | 1 |
84 | Решение задач на движение в противоположных направлениях. Закрепление. | 1 |
85 | Контрольная работа № 5. | 1 |
86 | Умножение числа на сумму. | 1 |
87 | Устные приемы умножения вида 12х15, 40х32. | 1 |
88 | Письменное умножение на двузначное число. | 1 |
89 | Письменное умножение на двузначное число. Закрепление. | 1 |
90 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. | 1 |
91 | Закрепление. | 1 |
92 | Письменное умножение на двузначное число. Закрепление. | 1 |
93 | Письменное умножение на трехзначное число. | 1 |
94 | Письменное умножение на трехзначное число. | 1 |
95 | Закрепление. | 1 |
96 | Письменное деление на двузначное число. | 1 |
97 | Письменное деление с остатком на двузначное число. | 1 |
98 | Деление на двузначное число. | 1 |
99 | Деление на двузначное число. | 1 |
100 | Деление на двузначное число. | 1 |
101 | Деление на двузначное число. | 1 |
102 | Деление на двузначное число. | 1 |
103 | Закрепление. | 1 |
104 | Контрольная работа № 6. | 1 |
105 | Письменное деление на трехзначное число. | 1 |
106 | Деление на трехзначное число. | 1 |
107 | Деление на трехзначное число. | 1 |
108 | Деление на трехзначное число. | 1 |
109 | Деление с остатком. | 1 |
110 | Решение задач. | 1 |
111 | Проверка умножения делением. | 1 |
112 | Проверка умножения делением. | 1 |
113 | Проверка деления умножением. | 1 |
114 | Проверка деления умножением. | 1 |
115 | Закрепление изученного материала. | 1 |
116 | Деление с остатком. Закрепление. | 1 |
117 | Закрепление. | 1 |
118 | Самостоятельная работа. | 1 |
119 | Закрепление. | 1 |
120 | Контрольная работа № 7. | 1 |
121 | Итоговое повторение. Нумерация. | 1 |
122 | Повторение. Нумерация. Римская нумерация. | 1 |
123 | Повторение. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение. | 1 |
124 | Повторение. Арифметические действия. | 1 |
125 | Повторение. Сложение и вычитание. | 1 |
126 | Повторение. Умножение и деление. | 1 |
127 | Повторение. Правила о порядке выполнения действий. | 1 |
128 | Повторение. Величины. | 1 |
129 | Повторение. Геометрические фигуры. | 1 |
130 | Повторение. Задачи. | 1 |
131 | Повторение. Задачи. | 1 |
132 | Повторение. Задачи. | 1 |
133 | Повторение. Доли. Микрокалькулятор. | 1 |
134 | Проверочная работа. | 1 |
135 | Контрольная работа № 8. | 1 |
136 | Математический КВН. Повторение. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...