Урок математики "Что изучает математика?"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Разработка урока математики в 1 классе по УМК "Перспектива" Л. Г. Петерсон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_izuchaet_matematika.rar | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Математика, часть 1
Урок 1
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Что изучает математика».
Основные цели:
1) сформировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, количество и т.д.), и выделить из них те, которые изучаются на уроках математики;
2) сформировать представление об учебнике математики, способность к самоопределению (на примере самоопределения к учебной деятельности на уроке математики);
3) тренировать навык работы с таблицами (строка, столбец), навык описания свойств предметов и определения предмета по его свойствам.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности (экскурсия до урока, фотографии);
2) определить содержательные рамки урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель открывает два шага учебной деятельности Д-3.
- На сегодняшнем уроке мы начнем разговор о том, чему вы будете учиться на уроке математики.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представления об уроке как форме организации учебного процесса в школе, о различных учебных дисциплинах, о назначении учебников;
2) актуализировать представления о свойствах предметов — цвет, форма, размер, материал, зафиксировать их в виде символов;
3) тренировать навык работы с таблицами (строка, столбец), навык описания свойств предметов и определения предмета по его свойствам;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение.
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Сегодня к нам на урок пришел гость. А кто это, отгадайте:
Рыжая, пушистая,
Шубка золотистая ?.. (Пауза. Ответы детей: лисица, белочка...)
По деревьям скачет
И орешки прячет? (Белочка.)
- А может, это все-таки лисичка? Почему? (Нет, лисичка не может скакать по деревьям, она не ест орехи.)
- Молодцы! Вы, верно, узнали белочку по описанию ее свойств.
Учитель вешает на доску рисунок белочки, достает два конверта.
- Ребята! Сегодня у вас необычный день – вы пришли на первый в вашей жизни урок математики! Белочка поздравляет вас с этим событием и хочет пожелать, чтобы изучение математики было для Вас интересным! В подарок она передает два конверта. В одном из них лежит телеграмма от автора вашего учебника!
Дети хлопают в ладоши. Учитель продолжает беседу.
- Она нужна людям, чтобы понимать и преобразовывать окружающий мир. Помощником в нашей работе по этому предмету будет учебник математики, который написала Людмила Георгиевна Петерсон.
Учитель показывает ученикам учебник и демонстрирует фотографию автора.
- Давайте прочитаем телеграмму: «Дорогие первоклассники! Поздравляю вас с вашим первым уроком математики! На этом уроке вы научитесь считать, проводить измерения, решать задачи и примеры. Поможет вам освоить математику — учебник. В нем вы найдете много интересных заданий, выполняя которые вы будете открывать для себя удивительный мир математики. Если задачи покажутся вам сложными, постарайтесь решить их вместе с одноклассниками или обратитесь за помощью к учителю. Ведь нет ничего, что не могли бы преодолеть верные друзья! Итак, открывайте свой учебник, и в добрый путь! Мы желаем Вам успеха!».
Учитель демонстрирует учебник и открывает его на произвольной странице.
- Откройте учебник математики. Обратите внимание, какой он красочный. В каждой картинке прячется задание.
Учитель демонстрирует учебник на первой странице.
- Откройте первую страницу и посмотрите на первую картинку. Расскажите, что на ней изображено?
Ученики по очереди рассказывают о предметах изображенных на картинке.
- Теперь я предлагаю вам задание, которое спряталось в этой картинке. Оказывается это не простая картинка, а картинка-игра.
Учитель демонстрирует на доске увеличенный вариант картинки к заданию № 1, стр. 1 и показывает, как указывать на предмет, изображенный на картинке.
- Я вам буду рассказывать о предмете, изображенном на этой картинке, а вы находите этот предмет, показываете его пальчиком и называете этот предмет. Начинаем игру. Красный, посуда. (Ученики показывают пальцем на чашку, и называют: «чашка».)
- Молодцы! Зеленый, предназначен для еды (Ученики показывают на огурец, и называют его.)
- Молодцы! А как вам удалось найти предметы, которые я загадала? (По свойствам, описанию и т.д., которые вы называли.)
- Вспомните, какие свойства предметов я называла? (Цвет, назначение — для чего этот предмет используется.)
- Цвет, назначение предмета называют его свойствами. Попробуйте загадать свойства предмета, изображенного на этой картинке, а мы постараемся найти его. Не забудьте, что в загадке используется цвет и назначение предмета.
Ученики составляют аналогичные загадки и разгадывают их.
- Как бы вы назвали задание к этой картинке? (Ученики придумывают названия.)
- Автор учебника обещала, что, выполняя задания, мы будем узнавать что-то новое. Что нового мы узнали при выполнении этого задания? (Что предметы имеют свойства; предмет можно найти по его свойствам; цвет и назначение являются свойствами предметов; по картинкам учебника можно придумывать задания.)
Учитель открывает часть доски, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначения цвета и назначения. Эталон принимает вид:
- Теперь к этой картинке я придумаю другое задание. Я называю место, на котором расположен предмет, а вы называете этот предмет. Предмет расположен на второй строке во втором столбце.
Учитель прозрачными полосками показывает вторую строку и второй столбец, ученики называют огурец.
- Предмет расположен на третьей строке в первом столбце. (Кастрюля.)
Учитель предлагает ученикам составить аналогичные задания. После того как разгаданы 2–3 загадки, учитель задает вопрос:
- Что нового вы узнали при выполнении этого задания? (Предмет можно определить по его положению. К одной картинке можно придумать несколько заданий.)
- Значит, расположение предмета является его свойством.
Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение расположения. Эталон принимает вид:
- Расскажите, что вы видите на следующей картинке? (Круги разного цвета.)
Учитель выставляет на доске на «липучке» или магнитах такие же круги.
- На ваших столах лежат конверты с такими же кругами. Часть кругов я откладываю, и вы отложите такие же круги.
Учитель отклеивает желтые и красные круги и перевешивает их в сторону. Ученики откладывают такие же круги в отдельную группу.
- Назовите свойство, по которому я выбирала круги в эту часть. (Большие круги.)
- Назовите общее свойство кругов в оставшейся части. (Маленькие круги.)
- Чем отличаются круги в этих двух группах? (Размером.)
- Таким образом, выполняя это упражнение, мы узнали, что размер — это свойство, по которому можно сравнивать предмеры. Придумайте пары предметов, один из которых маленький, а другой большой. (Ответы детей.)
Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение размера. Эталон принимает вид:
- Теперь к этой же картинке я предлагаю новое задание. Возьмите простой карандаш и зачеркните круги в группе, где их больше всего. (Ученики зачеркивают пять синих кругов.)
- Обведите группу, в которой три круга. (Ученики обводят зеленые круги.)
- В какой группе кругов меньше всего? (В группе, содержащий один маленький круг.)
- По какому свойству мы сравнивали группы кругов (Много их или мало, сколько предметов в группе, …) Это свойство называется количеством предметов. Его используют для сравнения групп предметов.
Учитель прикрепляет к эталону обозначение количества. Эталон принимает вид:
Физкультминутка.
Белочка показывает игру: «Счет через 2». Разбившись парами и стоя лицом друг к другу, дети считают до 10, поочередно хлопая в ладоши и касаясь ладонями друг друга: хлопнуть в ладоши (1), коснуться ладонями друг друга (2), хлопнуть в ладоши (3), коснуться ладонями друг друга (4) и т.д. Задача – добиться дружного, синхронного счета и выполнения движений.
В завершение, в благодарность белочке дети могут попрыгать, имитируя ее движения.
Учитель берет в руки модель шара:
- Обратите внимание на следующую картинку. Назовите предметы на этой картинке, которые похожи на этот… (Шар. Это кувшин, мяч, глобус, самовар.)
- Назовите, чем отличается мяч от глобуса. (Цветом, расположением на картинке, назначением.)
- А что у них общего? (Они расположены на первой строке, оба похожи на шар.)
- О предметах, похожих на шар, говорят, что они имеют форму шара. Возьмите в руки шар. Приведите примеры предметов формы шара.
Далее учитель берет в руки цилиндр:
- Кто знает название этой модели?
Если ученики отвечают «цилиндр», то педагог их поощряет — «молодцы!». Если они молчат или отвечают неправильно, то учитель сам дает название модели.
- Я держу в руках цилиндр. Возьмите в руки цилиндр. Назовите на этой картинке предметы, которые имеют форму цилиндра. (Стакан, ведерко, карандаши, коробка.)
Аналогично, демонстрируются прямоугольный параллелепипед (коробка) и куб.
- Чем куб отличается от параллелепипеда? (Куб не удлиненный, а параллелепипед удлиненный.)
- Какие предметы на второй картинке имеют форму параллелепипеда? (Аквариум, коробка для кубиков, коробка для карандашей, коробка для чая.)
- Какие из них имеют форму куба? (Коробка для чая, кубики.)
- Значит, есть предметы, которые имеют форму круга, шара, цилиндра, параллелепипеда. Как назвать новое свойство предметов, которое мы узнали? (Форма предметов.)
Учитель подходит к доске, на которой находится незаполненный эталон, и прикрепляет обозначение формы. Эталон принимает вид:
Далее учитель показывает на эталоне обозначения свойств, а дети называют их.
- А теперь, назовите свойства, с которыми мы с вами познакомились. (Цвет, назначение, положение, размер, количество, форма.)
- Как вы думаете, почему мы с этого начали урок? (Это нам поможет, пригодиться.)
- Какое задание будет следующее? (Задание, с помощью которого мы узнаем новое.)
- Для этого белочка приготовила второй конверт. Готовы узнать, какое задание в нем? (Да.)
- Тогда открываем.
Учитель открывает конверт и читает задание.
- Какие свойства изучает математика?
Учащиеся самостоятельно пытаются определить свойства.
- У кого нет ответа?
Учащиеся, не выполнившие задание, поднимают руку. Учитель фиксирует, что дети не смогли выполнить задание.
- У кого есть ответы?
Учащиеся перечисляют свои варианты.
- Кто из вас может доказать, что он прав? (Молчание.)
Учитель фиксирует, что дети не могут обосновать свой ответ.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание вы выполняли? (Мы должны были выделить свойства, которые изучает математика.)
- Где возникло затруднение? Что не получилось? (Некоторые из учащихся не могут определить изучается свойство в математике или нет, некоторые не могут доказать свое мнение.)
- Почему возникло затруднение? (Мы только начали изучать математику, мы не знаем, что изучается на уроке математики.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Так что мы должны сделать на уроке? (Узнать, что изучает математика, и выделить нужные свойства.)
- Поэтому наш первый урок называется «Что изучает математика?».
- Что же нам поможет? Чем вы пользовались, когда узнавали свойства предметов? (Учебником.)
- Учебник точно знает ответ на этот вопрос. Именно в нем рассказывается о свойствах, которые изучаются на уроке математики. Как же он нам поможет? (Давайте полистаем его и ответим на вопрос.)
- А как вы это сделаете, если вы еще не умеет читать? (По картинкам.)
- Что мы сделаем с выделенными свойствами? (Мы их обозначим.)
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Итак, переверните первую страницу. Перед вами фигуры различной формы. Значит, какое свойство предметов изучается на уроке математики? (Форма.)
- Переверните еще две страницы (урок 4). На этих картинках вы видите большие и маленькие предметы. Какие свойства изучает математика? (Размеры предметов.)
- А здесь фея обращает наше внимание на таблицу. О каком свойстве она хочет нам напомнить? (Положение предметов.)
Если ученики затрудняются ответить на этот вопрос, им можно указать на значок положения предметов на эталоне.
- А количество предметов изучается в математике? (Да.)
Здесь все единодушны. Учитель в ходе беседы ставит на эталоне рядом со знаками формы, размера, расположения и количества предметов соответственно буквы Ф, Р, П, К. Затем указкой показывает их на эталоне и просит учеников назвать хором свойства, которые изучаются в математике.
- Удалось нам справиться с возникшим затруднением? (Да.)
6. Первичное закрепление.
Цель:
зафиксировать свойства предметов, которые изучаются на уроках математики, во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Можем ли мы завершить этот урок? (Нет.)
- Почему? (Надо еще потренироваться, закрепить новые знания.)
1) – Вернемся на первую страницу учебника. Белочка с удивлением рассматривает первую картинку и думает: «А на урок математики ли я попала?» Почему так удивлена белочка? (Свойства, по которым собраны предметы — размер и назначение — не изучаются на уроке математики.)
- Вы совершенно правы. А какие свойства изучаются на этом уроке? (Форма, размер, количество, положение предметов.)
- Назовите эти свойства друг другу в парах.
2) На столах у детей таблица, в клетках которой нарисованы обозначения свойств:
Учащиеся должны указать место, которое в этой таблице занимают свойства, изучаемые в математике. Например, обозначение формы расположено в 1 строке и втором столбце; обозначение количества — во второй строке и четвертом столбце.
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить свое умение называть свойства предметов, изучаемые на уроках математики.
Организация учебного процесса на этапе 7:
- Как нам проверить себя, поняли ли мы новые знания или нет? (Выполнить задания самостоятельно.)
Дети берут таблицу 4 4 и карточки со свойствами.
- А теперь за 1 мин сами расположите знаки математических свойств в третьем столбце.
Через 1 мин учитель открывает правильное решение. Ученики, которые верно его выполнили, должны хлопнуть в ладоши, а остальные — переложить карточки. Проводиться анализ допущенных ошибок.
- Можем теперь сказать, что мы все поняли? (Да.)
- Почему? (Мы выполнили самостоятельную работу без ошибок, а кто и допустил ошибки, понял, почему их допустил.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать способность к выделению свойств предметов;
2) познакомить с прописью.
Организация учебного процесса на этапе 8:
1) – Что связано с предметом математики на второй картинке? (Количество строк, столбцов, расположение предметов, их форма, размер.)
- Расскажите белочке, что общего в предметах каждого столбика? (В первом столбике стеклянные предметы, во втором — игрушки, в третьем — школьные принадлежности, в четвертом — предметы находятся на кухне.)
- А что общего в предметах каждой строки? (Форма предметов: в первой строке — шары, во второй — цилиндры, в третьей — параллелепипеды.)
- Задумайте предмет в этой таблице и загадайте загадку — опишите его свойства. (Например, «игрушка формы цилиндра» — ведро.)
2) Работа с прописью, стр. 1 (первые две строки).
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
3) обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Заканчивается первый урок математики. Поблагодарим нашу гостью за поздравление и помощь.
- А кого из ребят вы хотите поблагодарить за помощь в работе?
- Когда вы придете домой, родители у вас спросят, что вы узнали на уроке математики? Что вы им ответите?
- Кому из вас удалось пройти 2 шага учебной деятельности. Докажите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование математика2 класс УМК Школа России.
Предлагаю вашему вниманию календарное планирование по математике, 4 часа в неделю....
Памятки математика3 класс
Материал содержит памятки по математике для 3 класса...
Календарно - тематическое планирование. Математика1 класс. УМК «Перспектива».Учебник - Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.
Календарно- тематическое планирование по математике.Учебник : Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. 1 класс .Соответствует требованиям ФГОС....
Рабочая программа математика1 класс УМК Школа 21 века
Рабочая программа математика 1 класс УМК Школа 21 века...
Конспект игрового занятия "Изучаем народы России, изучаем себя"
Игровое занятие проводится в форме викторины, в которой участники команд актуализируют свои знания и открывают новые....
КТП Математика1 класс "УМК Школа России"
КТП для 1 класса по математике УМК "Школа России"...
КИМы по предмету Математика1-4
Контрольно -измерительные материалы...