Рабочая программа по математике
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) по теме
Предлагаю рабочую программу по математике для 4 класса по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_matematike.doc | 272 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике составлена на основе УМК «Школа России», соответствует и предназначена для 4 класса общеобразовательной школы. Тематическое планирование рассчитано на 4 учебных часа в неделю, что составляет 136 учебных часов в год. Контрольных работ – 10 часов.
Цели предмета: развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования; освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи, решаемые при реализации тематического планирования: развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования; освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Разработанный комплект средств обучения позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы на уроке и вне урока: деловая игра, урок контроля, взаимопроверка, презентации, карточки индивидуальных заданий, самостоятельные работы, тесты, математические диктанты, викторины. Содержание курса позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе – русский язык, окружающий мир, технология. В учебном процессе используются следующие образовательные технологии: проблемное и разноуровневое обучение, исследовательские методы обучения, информационно – коммуникационные и здоровьесберегающие технологии. На уроках используются: разноуровневые групповые задания и задания для работы парами в виде карточек, проверочных работ, задания на логику, уроки-соревнования.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду); как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т.д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов;
- названия компонентов и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия; основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
- таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления;
- единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин; связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.;
- виды углов: прямой, острый, тупой; виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний; определение прямоугольника (квадрата); свойство противоположных сторон прямоугольника.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
- записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
- находить числовые значения буквенных выражений вида а+/- 3, 8*с, b:2, а+/-b, с*d, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
- решать уравнения вида х+/-60=320, 125+х=750, 2000-х=1450, х*12=2400, х:5=420, 600:х=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
- решать задачи в 1-3 действия;
- находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
- узнавать время по часам;
- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
- применять к решению текстовых задач значение изученных связей между величинами;
- строить отрезок заданной длины, измерять заданный отрезок;
- строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам его сторон.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов | Использова ние ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деятельности |
1 | Числа от 1 до 100. Повторение. | 12 | + | + | |
2 | Числа больше 1000. Нумерация. | 11 | + | + | |
3 | Величины. | 13 | + | ||
4 | Сложение и вычитание чисел больше 1000. | 11 | + | ||
5 | Умножение и деление. | 89 | + | + | |
Итого | 136 | 20 % | 7 % |
Основное содержание тематического плана.
Тематический блок, тема учебного занятия | Количество часов |
I раздел. Числа от 1 до 100. Повторение Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия. Письменные приемы вычислений. | 12 часов |
II раздел. Числа больше 1000. Нумерация Новая счетная единица – тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т.д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. | 11 часов |
III раздел. Величины Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности. | 13 часов |
IV раздел. Сложение и вычитание чисел больше 1000 Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х+312=654+79; 729-х=217+163; х-137=500-140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин. | 11 часов |
V раздел. Умножение и деление Умножение и деление: задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6*х=429+120; х*18=270-50; 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число. Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами. | 89 часов |
Учебно – методическое обеспечение.
Учебно-методический комплект:
Моро М.И. и др. Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2009. - 112
Моро М.И. и др. Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1, 2. – М.: Просвещение, 2009. - 112
Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь: 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012. – 64
Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь: 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012. - 64
Литература для учителя:
Аменицкий Н.Н. Забавная арифметика. – М.: Просвещение, 2008. – 144
Белошистая А.В. Обучение решению задач по математике: 4 класс. – М.: Экзамен, 2009. – 285
Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Окружность и круг. Сфера и шар». – Самара: Федоров, 2004. – 32
Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика. Геометрия: Окружность и круг. Сфера и шар. - Самара: Федоров, 2004. – 80
Бененсон Е.П. и др. Математика. Геометрия: Плоскость и пространство. - Самара: Федоров, 2003. – 32
Бененсон Е.П. и др. Математика. Геометрия: Мир линий. - Самара: Федоров, 2004. – 64
Бененсон Е.П. и др. Математика. Геометрия: Знакомство с фигурами. - Самара: Федоров, 2004. – 64
Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 4 класс. – М.: Экзамен, 2010. – 142
Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. Для начальной школы. – М.: Аквариум, 2001. – 96
Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 288
Истомина Н.Б., Подходова Н.С. Наглядная геометрия. Тетрадь по математике для 4 класса. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. - 48
Колесникова Е.В. Геометрические фигуры. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 48
Лавриненко Т.А. Приёмы вычисления по методу развивающего обучения. Дидактический материал. – Саратов: Лицей, 2003. – 48
Лонг Л. Загадочная геометрия. – Мн.: Попурри, 2006. – 128
Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 80
Перова М.Н. Дидактические игры по математике. – М.: Просвещение, 1996. – 144
Покровская Т.А. Формирование у младших школьников представлений о геометрических фигурах. – М.: БИНОМ, 2003. – 174
Справочник учителя начальной школы. Математика. /А.С. Добротворский и др. – М.: Дрофа, 2007. - 158
Суркова О.П. Математика. Справочник. Начальная школа. – Саратов: Лицей, 2004. – 144
Узорова О.В. Мой первый экзамен по математике: 1-4 класс. – М.: Астрель, 2001. - 207
Уткина Н.Г., Пышкало А.М. Проверочные и контрольные работы по математике. – М.: Просвещение, 1981. – 208
Ушакова Т.В. Учимся считать быстро. 3-4 классы. – СПб.: Литера, 2010. – 96
Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. – М.: Школьная Пресса, 2002. - 96
Литература для обучающихся:
Герман О.И. Математика. 4 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2006. – 128
Иляшенко Л.А. Математика: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые тестовые задания. –М.: Экзамен, 2012. – 44
Правила по математике: Начальная школа. /Сост. И.В. Клюхина. – М.: ВАКО, 2011. – 80
Родин И.О. Примеры по математике: 4 класс. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 187
Терентьева И.Г. Современная энциклопедия начальной школы. Математика. – М.: СЛОВО, 2006. – 128
Узорова О.В., Нефедова Е.А. 2500 задач по математике. – М.: Премьера, 2000. – 240
Электронные носители:
DVD диск. Дракоша и занимательная геометрия.
DVD диск. Геометрия в игровой форме.
DVD диск. Большая детская энциклопедия. Математика.
DVD диск. Детская энциклопедия 2010. Кирилла и Мефодия. 1-4 класс.
DVD диск. Таблица умножения.
DVD диск. Начальная школа. Математика Кирилла и Мефодия. 2 части. 1-4 класс.
DVD диск. Универсальное мультимедийное пособие к учебнику М.И. Моро и др. «Математика 4 класс».
DVD диск. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. 4 класс.
DVD диск. Универсальное мультимедийное пособие. Математика. Тренажер к любому учебнику. 4 класс.
Адреса сайтов:
http://files.schol-collection.edu.ru/ http://files.schol-collection.informika.ru/
http://cws.edu.ru/ http://pedsovet.su/
http://pedsovet.org/ http://www.uroki.net/
Календарно – тематический план.
№ п/п | тема | дата | основные понятия и термины | |
по плану | по факту | |||
1 | Счет предметов. Разряды. ИКТ | предыдущие, последующие, числа, стоящие между данными; сравнение | ||
2 | Порядок выполнения действий. ИКТ | сумма, разность, умножение, деление | ||
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых. ИКТ | алгоритм сложения | ||
4 | Приемы письменного вычитания. | алгоритм вычитания | ||
5 | Приемы письменного умножения. | алгоритм умножения | ||
6 | Умножение на 0 и 1. | переместительное свойство умножения | ||
7 | Прием письменного деления. | алгоритм письменного деления | ||
8 | Контрольный математический диктант. Прием письменного деления на однозначное число. | текстовые задачи | ||
9 | Прием письменного деления. Закрепление. ИКТ | |||
10 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть 0. | |||
11 | Диагонали прямоугольника. ИКТ | диагонали прямоугольника | ||
12 | Свойства диагоналей квадрата. | диагонали квадрата | ||
13 | Контрольная работа по теме «Повторение». | |||
14 | Анализ ошибок. Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы. ИКТ | класс числа | ||
15 | Чтение чисел. | |||
16 | Запись чисел. | |||
17 | Разрядные слагаемые. | разряды слагаемых | ||
18 | Сравнение чисел. Сам. работа | I и II класс числа | ||
19 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз. | |||
20 | Знакомство с классом миллионов и классом миллиардов. | III и IV класс чисел | ||
21 | Луч. Числовой луч. ИКТ | числовой луч | ||
22 | Угол. Виды углов. ИКТ | вершина и сторона угла; тупой, острый и прямой углы | ||
23 | Построение прямого угла с помощью циркуля. | |||
24 | Контрольная работа по теме «Нумерация чисел больше 1000». | |||
25 | Анализ ошибок. Единицы длины. Километр. | километр | ||
26 | Единицы площади. Квадратный километр. | квадратный километр | ||
27 | Контрольный математический диктант. Квадратный миллиметр. | квадратный миллиметр | ||
28 | Ар. Гектар. ИКТ | ар, гектар | ||
29 | Таблица единиц площади. ИКТ | |||
30 | Измерение площади с помощью палетки. ИКТ | палетка | ||
31 | Нахождение нескольких долей целого. | |||
32 | Единицы массы. Тонна. Центнер. | тонна, центнер | ||
33 | Таблица единиц массы. ИКТ | |||
34 | Единицы времени. Время от 0 часов до 24 часов. | единица времени | ||
35 | Секунда. Век. | |||
36 | Таблица единиц времени. ИКТ | |||
37 | Контрольная работа по теме «Величины». | |||
38 | Анализ ошибок. Письменные приемы вычислений. | |||
39 | Письменные приемы вычислений вида 7000-456 и 57001-18032. | |||
40 | Решение уравнений вида х+15=68:2 | уравнение | ||
41 | Нахождение неизвестного уменьшаемого. | |||
42 | Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. | |||
43 | Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого. | |||
44 | Контрольный математический диктант. Сложение и вычитание величин. | |||
45 | Решение задач в косвенной форме. | |||
46 | Закрепление пройденного материала. Сам. работа | |||
47 | Решение задач: связь между величинами. Деловая игра. ИКТ | |||
48 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание». | |||
49 | Анализ ошибок. Письменные приемы умножения. | |||
50 | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1. | |||
51 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. | |||
52 | Решение уравнений вида х*8=26+70. | уравнение | ||
53 | Деление как арифметическое действие. | |||
54 | Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначное число. | |||
55 | Решение задач в косвенной форме на увеличение (уменьшение) в несколько раз. | увеличение и уменьшение в несколько раз | ||
56 | Решение уравнений вида 48:х=92:46 и х:6=18-5. | |||
57 | Контрольный математический диктант. Решение задач на пропорциональное деление. | |||
58 | Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть 0. | |||
59 | Деление многозначных чисел на однозначное. | |||
60 | Деление многозначных чисел. Тест. | |||
61 | Решение задач в два действия. | |||
62 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число». | |||
63 | Анализ работ. Среднее арифметическое. | «средний» | ||
64 | Среднее арифметическое значение. | «среднее значение» | ||
65 | Скорость. Единицы скорости. ИКТ | единицы скорости | ||
66 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. | взаимосвязь единиц скорости | ||
67 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Закрепление. | |||
68 | Контрольный математический диктант. Задачи на движение. | |||
69 | Решение задач на движение. Закрепление. | |||
70 | Самостоятельная работа. | |||
71 | Анализ ошибок. Повторение пройденного материала. | |||
72 | Контрольная работа по теме «Решение задач на движение». | |||
73 | Анализ работ. Решение задач «Взаимосвязь величин». | |||
74 | Виды треугольников. Интегрированный урок. ИКТ | прямоугольный, тупоугольный и остроугольный | ||
75 | Построение геометрических фигур. | |||
76 | Умножение числа на произведение. | |||
77 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | |||
78 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. | |||
79 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. Закрепление. | |||
80 | Контрольный математический диктант. Решение задач на встречное движение. | встречное движение | ||
81 | Перестановка и группировка множителей. | |||
82 | Решение задач на движение. Сам. работа | единицы скорости | ||
83 | Деление числа на произведение. | |||
84 | Деление с остатком на 10, 100, 1000. | |||
85 | Решение задач в несколько действий. | |||
86 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. | алгоритм деления | ||
87 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Отработка навыков. | |||
88 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Закрепление. | |||
89 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Сам. работа. | |||
90 | Решение задач на движение в противоположных направлениях. | единицы скорости | ||
91 | Отработка навыков решения задач на движение в противоположных направлениях. | |||
92 | Контрольная работа по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями». | |||
93 | Анализ ошибок. Умножение числа на сумму. | порядок действий | ||
94 | Устные приемы умножения вида 12*15, 40*32. | алгоритм умножения | ||
95 | Письменное умножение на двузначное число. | |||
96 | Контрольный математический диктант. Письменное умножение на двузначное число. Закрепление. | |||
97 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям. | |||
98 | Решение геометрических задач. | S, P | ||
99 | Закрепление вычислительных навыков. | |||
100 | Отработка навыков решения текстовых задач. | |||
101 | Письменное умножение на трехзначное число. | алгоритм умножения | ||
102 | Отработка навыков письменного умножения на трехзначное число. | |||
103 | Закрепление вычислительных навыков. | |||
104 | Письменное деление на двузначное число. | алгоритм деления | ||
105 | Письменное деление на двузначное число с остатком. | |||
106 | Письменное деление на двузначное число. Отработка навыков. ИКТ | |||
107 | Закрепление: письменное деление на двузначное число. | |||
108 | Письменное деление на двузначное число. Сам. работа | |||
109 | Умножение на двузначное число. | |||
110 | Отработка навыков умножения на двузначное число. ИКТ | |||
111 | Контрольный математический диктант. Закрепление вычислительных навыков. | |||
112 | Умножение на двузначное число. Сам. работа | |||
113 | Анализ работ. Решение текстовых задач. | |||
114 | Контрольная работа по теме «Деление и умножение на двузначное и трехзначное числа». | |||
115 | Анализ ошибок. Письменное деление на трехзначное число. | алгоритм деления | ||
116 | Деление на трехзначное число. | |||
117 | Отработка навыков деления на трехзначное число. ИКТ | |||
118 | Закрепление: письменное деление на трехзначное число. | |||
119 | Деление с остатком. | |||
120 | Итоговая контрольная работа. | |||
121 | Анализ ошибок. Решение логических задач. | |||
122 | Проверка умножения делением. | компоненты деления и умножения | ||
123 | Закрепление: проверка умножения делением. | |||
124 | Проверка деления умножением. | компоненты деления и умножения | ||
125 | Закрепление: проверка деления умножением. | |||
126 | Контрольный математический диктант. Деление с остатком. | |||
127 | Закрепление пройденного. Сам. работа | |||
128 | Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число». | |||
129 | Анализ ошибок. Повторение: нумерация. ИКТ | |||
130 | Повторение: уравнение, равенство, неравенство, выражение. Правила о порядке выполнения действий. ИКТ | |||
131 | Повторение арифметических действий. Умножение и деление. ИКТ | |||
132 | Повторение: величины. Геометрические фигуры. ИКТ | |||
133 | Повторение: решение задач на сравнение величин. ИКТ | |||
134 | Повторение: решение задач. Доли. ИКТ | |||
135 | Повторение: решение задач на движение. ИКТ | |||
136 | Игра «Слабое звено». ИКТ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...