Рабочая программа по математике
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) по теме

Татьяна Анатольевна Косырева

Предлагаю рабочую программу по математике для 4 класса по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_po_matematike.doc272 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по математике составлена на основе УМК «Школа России», соответствует и предназначена для 4 класса общеобразовательной школы. Тематическое планирование рассчитано на 4 учебных часа в неделю, что составляет 136 учебных часов в год. Контрольных работ – 10 часов.

Цели предмета: развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования; освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи, решаемые при реализации тематического планирования: развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений  и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования; освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Разработанный комплект средств обучения позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы на уроке и вне урока: деловая игра, урок контроля, взаимопроверка, презентации, карточки индивидуальных заданий, самостоятельные работы, тесты, математические диктанты, викторины. Содержание курса позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе – русский язык, окружающий мир, технология. В учебном процессе используются следующие образовательные технологии: проблемное и разноуровневое обучение, исследовательские методы обучения, информационно – коммуникационные и здоровьесберегающие технологии. На уроках используются: разноуровневые  групповые задания и задания для работы парами в виде карточек, проверочных работ, задания на логику,  уроки-соревнования.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  1. названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду); как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т.д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов;
  2. названия компонентов и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия; основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
  3. правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
  4. таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления;
  5. единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин; связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.;
  6. виды углов: прямой, острый, тупой; виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний; определение прямоугольника (квадрата); свойство противоположных сторон прямоугольника.

Учащиеся должны уметь:

  1. читать, записывать, сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
  2. представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  3. записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3-4 действия (со скобками и без них);
  4. находить числовые значения буквенных выражений вида  а+/- 3, 8*с, b:2, а+/-b, с*d, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв;
  5. выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
  6. выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
  7. решать уравнения вида х+/-60=320, 125+х=750, 2000-х=1450, х*12=2400, х:5=420, 600:х=25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
  8. решать задачи в 1-3 действия;
  9. находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата);
  10. находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
  11. узнавать время по часам;
  12. выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
  13. применять к решению текстовых задач значение изученных связей между величинами;
  14. строить отрезок заданной длины, измерять заданный отрезок;
  15. строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам его сторон.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Использова

ние ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

1

Числа от 1 до 100. Повторение.

12

+

+

2

Числа больше 1000. Нумерация.

11

+

+

3

Величины.

13

+

4

Сложение и вычитание чисел больше 1000.

11

+

5

Умножение и деление.

89

+

+

Итого

136

20 %

7 %

Основное содержание тематического плана.

Тематический блок, тема учебного занятия

Количество часов

I раздел. Числа от 1 до 100. Повторение

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2-4 действия. Письменные приемы вычислений.

12 часов

II раздел. Числа больше 1000. Нумерация

Новая счетная единица – тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т.д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

11 часов

III раздел. Величины

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

13 часов

IV раздел. Сложение и вычитание чисел больше 1000

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х+312=654+79; 729-х=217+163; х-137=500-140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.

11 часов

V раздел. Умножение и деление

Умножение и деление: задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6*х=429+120; х*18=270-50; 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число. Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами.

89 часов

        

 

Учебно – методическое обеспечение.

Учебно-методический комплект:

Моро М.И. и др. Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2009. - 112

Моро М.И. и др. Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1, 2. – М.: Просвещение, 2009. - 112

Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь: 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012. – 64

Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь: 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2012. - 64

Литература для учителя:

Аменицкий Н.Н. Забавная арифметика. – М.: Просвещение, 2008. – 144

Белошистая А.В. Обучение решению задач по математике: 4 класс. – М.: Экзамен, 2009. – 285

Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Окружность и круг. Сфера и шар». – Самара: Федоров, 2004. – 32

Бененсон Е.П., Итина Л.С. Математика. Геометрия: Окружность и круг. Сфера и шар. - Самара: Федоров, 2004. – 80

Бененсон Е.П. и др. Математика. Геометрия: Плоскость и пространство. - Самара: Федоров, 2003. – 32

Бененсон Е.П. и др. Математика. Геометрия: Мир линий. - Самара: Федоров, 2004. – 64

Бененсон Е.П. и др. Математика. Геометрия: Знакомство с фигурами. - Самара: Федоров, 2004. – 64

Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 4 класс. – М.: Экзамен, 2010. – 142

Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. Для начальной школы. – М.: Аквариум, 2001. – 96

Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 288

Истомина Н.Б., Подходова Н.С. Наглядная геометрия. Тетрадь по математике для 4 класса. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. - 48

Колесникова Е.В. Геометрические фигуры. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 48

Лавриненко Т.А. Приёмы вычисления по методу развивающего обучения. Дидактический материал. – Саратов: Лицей, 2003. – 48

Лонг Л. Загадочная геометрия. – Мн.: Попурри, 2006. – 128

Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 80

Перова М.Н. Дидактические игры по математике. – М.: Просвещение, 1996. – 144

Покровская Т.А. Формирование у младших школьников представлений о геометрических фигурах. – М.: БИНОМ, 2003. – 174

Справочник учителя начальной школы. Математика. /А.С. Добротворский и др. – М.: Дрофа, 2007. - 158

Суркова О.П. Математика. Справочник. Начальная школа. – Саратов: Лицей, 2004. – 144

Узорова О.В. Мой первый экзамен по математике: 1-4 класс. – М.: Астрель, 2001. - 207

Уткина Н.Г., Пышкало А.М. Проверочные и контрольные работы по математике. – М.: Просвещение, 1981. – 208

Ушакова Т.В. Учимся считать быстро. 3-4 классы. – СПб.: Литера, 2010. – 96

Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. – М.: Школьная Пресса, 2002. - 96

Литература для обучающихся:

Герман О.И. Математика. 4 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2006. – 128

Иляшенко Л.А. Математика: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые тестовые задания. –М.: Экзамен, 2012. – 44

Правила по математике: Начальная школа. /Сост. И.В. Клюхина. – М.: ВАКО, 2011. – 80

Родин И.О. Примеры по математике: 4 класс. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 187

Терентьева И.Г. Современная энциклопедия начальной школы. Математика. – М.: СЛОВО, 2006. – 128

Узорова О.В., Нефедова Е.А. 2500 задач по математике. – М.: Премьера, 2000. – 240

Электронные носители:

DVD диск. Дракоша и занимательная геометрия.

DVD диск. Геометрия в игровой форме.

DVD диск. Большая детская энциклопедия. Математика.

DVD диск. Детская энциклопедия 2010. Кирилла и Мефодия. 1-4 класс.

DVD диск. Таблица умножения.

DVD диск. Начальная школа. Математика Кирилла и Мефодия. 2 части. 1-4 класс.

DVD диск. Универсальное мультимедийное пособие к учебнику М.И. Моро и др. «Математика 4 класс».

DVD диск. Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. 4 класс.

DVD диск. Универсальное мультимедийное пособие. Математика. Тренажер к любому учебнику. 4 класс.

Адреса сайтов:

http://files.schol-collection.edu.ru/        http://files.schol-collection.informika.ru/ 

http://cws.edu.ru/                                 http://pedsovet.su/ 

http://pedsovet.org/                             http://www.uroki.net/

Календарно – тематический план.

№ п/п

тема

дата

основные понятия и термины

по плану

по факту

1

Счет предметов. Разряды. ИКТ

предыдущие, последующие, числа, стоящие между данными; сравнение

2

Порядок выполнения действий. ИКТ

сумма, разность, умножение, деление

3

Нахождение суммы нескольких слагаемых. ИКТ

алгоритм сложения

4

Приемы письменного вычитания.

алгоритм вычитания

5

Приемы письменного умножения.

алгоритм умножения

6

Умножение на 0 и 1.

переместительное свойство умножения

7

Прием письменного деления.

алгоритм письменного деления

8

Контрольный математический диктант. Прием письменного деления на однозначное число.

текстовые задачи

9

Прием письменного деления. Закрепление. ИКТ

10

Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть 0.

11

Диагонали прямоугольника. ИКТ

диагонали прямоугольника

12

Свойства диагоналей квадрата.

диагонали квадрата

13

Контрольная работа по теме «Повторение».

14

Анализ ошибок. Класс единиц и класс тысяч. Разряды и классы. ИКТ

класс числа

15

Чтение чисел.

16

Запись чисел.

17

Разрядные слагаемые.

разряды слагаемых

18

Сравнение чисел. Сам. работа

I и II класс числа

19

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз.

20

Знакомство с классом миллионов и классом миллиардов.

III и IV класс чисел

21

Луч. Числовой луч. ИКТ

числовой луч

22

Угол. Виды углов. ИКТ

вершина и сторона угла; тупой, острый и прямой углы

23

Построение прямого угла с помощью циркуля.

24

Контрольная работа по теме «Нумерация чисел больше 1000».

25

Анализ ошибок. Единицы длины. Километр.

километр

26

Единицы площади. Квадратный километр.

квадратный километр

27

Контрольный математический диктант. Квадратный миллиметр.

квадратный миллиметр

28

Ар. Гектар. ИКТ

ар, гектар

29

Таблица единиц площади. ИКТ

30

Измерение площади с помощью палетки. ИКТ

палетка

31

Нахождение нескольких долей целого.

32

Единицы массы. Тонна. Центнер.

тонна, центнер

33

Таблица единиц массы. ИКТ

34

Единицы времени. Время от 0 часов до 24 часов.

единица времени

35

Секунда. Век.

36

Таблица единиц времени. ИКТ

37

Контрольная работа по теме «Величины».

38

Анализ ошибок. Письменные приемы вычислений.

39

Письменные приемы вычислений вида 7000-456 и 57001-18032.

40

Решение уравнений вида х+15=68:2

уравнение

41

Нахождение неизвестного уменьшаемого.

42

Нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.

43

Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого.

44

Контрольный математический диктант. Сложение и вычитание величин.

45

Решение задач в косвенной форме.

46

Закрепление пройденного материала. Сам. работа

47

Решение задач: связь между величинами. Деловая игра. ИКТ

48

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание».

49

Анализ ошибок. Письменные приемы умножения.

50

Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1.

51

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

52

Решение уравнений вида х*8=26+70.

уравнение

53

Деление как арифметическое действие.

54

Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначное число.

55

Решение задач в косвенной форме на увеличение (уменьшение) в несколько раз.

увеличение и уменьшение в несколько раз

56

Решение уравнений вида 48:х=92:46 и х:6=18-5.

57

Контрольный математический диктант. Решение задач на пропорциональное деление.

58

Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть 0.

59

Деление многозначных чисел на однозначное.

60

Деление многозначных чисел. Тест.

61

Решение задач в два действия.

62

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число».

63

Анализ работ. Среднее арифметическое.

«средний»

64

Среднее арифметическое значение.

«среднее значение»

65

Скорость. Единицы скорости. ИКТ

единицы скорости

66

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

взаимосвязь единиц скорости

67

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Закрепление.

68

Контрольный математический диктант. Задачи на движение.

69

Решение задач на движение. Закрепление.

70

Самостоятельная работа.

71

Анализ ошибок. Повторение пройденного материала.

72

Контрольная работа по теме «Решение задач на движение».

73

Анализ работ. Решение задач «Взаимосвязь величин».

74

Виды треугольников. Интегрированный урок. ИКТ

прямоугольный, тупоугольный и остроугольный

75

Построение геометрических фигур.

76

Умножение числа на произведение.

77

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

78

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

79

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями. Закрепление.

80

Контрольный математический диктант. Решение задач на встречное движение.

встречное движение

81

Перестановка и группировка множителей.

82

Решение задач на движение. Сам. работа

единицы скорости

83

Деление числа на произведение.

84

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

85

Решение задач в несколько действий.

86

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

алгоритм деления

87

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Отработка навыков.

88

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Закрепление.

89

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Сам. работа.

90

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

единицы скорости

91

Отработка навыков решения задач на движение в противоположных направлениях.

92

Контрольная работа по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями».

93

Анализ ошибок. Умножение числа на сумму.

порядок действий

94

Устные приемы умножения вида 12*15, 40*32.

алгоритм умножения

95

Письменное умножение на двузначное число.

96

Контрольный математический диктант. Письменное умножение на двузначное число. Закрепление.

97

Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям.

98

Решение геометрических задач.

S, P

99

Закрепление вычислительных навыков.

100

Отработка навыков решения текстовых задач.

101

Письменное умножение на трехзначное число.

алгоритм умножения

102

Отработка навыков письменного умножения на трехзначное число.

103

Закрепление вычислительных навыков.

104

Письменное деление на двузначное число.

алгоритм деления

105

Письменное деление на двузначное число с остатком.

106

Письменное деление на двузначное число. Отработка навыков. ИКТ

107

Закрепление: письменное деление на двузначное число.

108

Письменное деление на двузначное число. Сам. работа

109

Умножение на двузначное число.

110

Отработка навыков умножения на двузначное число. ИКТ

111

Контрольный математический диктант. Закрепление вычислительных навыков.

112

Умножение на двузначное число. Сам. работа

113

Анализ работ. Решение текстовых задач.

114

Контрольная работа по теме «Деление и умножение на двузначное и трехзначное числа».

115

Анализ ошибок. Письменное деление на трехзначное число.

алгоритм деления

116

Деление на трехзначное число.

117

Отработка навыков деления на трехзначное число. ИКТ

118

Закрепление: письменное деление на трехзначное число.

119

Деление с остатком.

120

Итоговая контрольная работа.

121

Анализ ошибок. Решение логических задач.

122

Проверка умножения делением.

компоненты деления и умножения

123

Закрепление: проверка умножения делением.

124

Проверка деления умножением.

компоненты деления и умножения

125

Закрепление: проверка деления умножением.

126

Контрольный математический диктант. Деление с остатком.

127

Закрепление пройденного. Сам. работа

128

Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число».

129

Анализ ошибок. Повторение: нумерация. ИКТ

130

Повторение: уравнение, равенство, неравенство, выражение. Правила о порядке выполнения действий. ИКТ

131

Повторение арифметических действий. Умножение и деление. ИКТ

132

Повторение: величины. Геометрические фигуры. ИКТ

133

Повторение: решение задач на сравнение величин. ИКТ

134

Повторение: решение задач. Доли. ИКТ

135

Повторение: решение задач на движение. ИКТ

136

Игра «Слабое звено». ИКТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...