Урок математики во 2 классе по теме "Римская нумерация чисел"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме
Урок проведен в нестандартной форме - урок-путешествие. Прослеживаются межпредметные связи урока математики с историей, окружающим миром. В обсуждение данной проблемы вовлечены все учащиеся: фронтальная работа сочеталась с работой в парах и в группах. Предложенные задания развивали логическое мышление, внимание, вычислительные навыки. Учащиеся наблюдали, сравнивали, делали выводы. Домашнее задание отсутствовало, так как урок проводился в последний учебный день недели. В заключение урока учитель похвалил, подбодрил детей и преподнес сюрприз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rimskaya_numeraciya_chisel.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Булдакова Н.В. идентификатор 228-053-326
Тема: Римская нумерация чисел.
Цели: познакомить учащихся с записью римской нумерации, с историей ее появления в науке, значением римской нумерации в современной жизни, показать преимущество арабской нумерации, развивать интерес к предмету, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Оборудование для учителя: таблица «Римская нумерация чисел», географическая карта полушарий, выставка книг с римской нумерацией, мультимедиа, компьютер, карта путешествия по стране «Циферии».
Оборудование для учащихся: учебник «Математика» И.И. Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина. 2 часть – Издательский дом Федоров Издательство «Учебная литература», 2008, спички
Программа: система Л.В.Занкова.
Ход урока
- Организационный момент.
Читайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!
- Сообщение темы урока.
Учитель. В стране «Циферии» живут математика, алгебра, геометрия. По ней вы будете путешествовать все школьные годы. А пока мы учимся математике. Знаете ли вы, что первый учебник математики был напечатан по заданию Петра Первого учителем математики, выходцем из крестьянской семьи, Телятиным. Ведя с ним беседы, царь сказал: «Да ты, братец, силен в науках, притягиваешь знания, как магнит. Так быть тебе по сему Магницким» Написанная им Арифметика в 1703 г., стала лучшим учебником по математике. Этот учебник вы видели во время экскурсии по залам Саратовского краеведческого музея. Итак, отправляемся в путь.
Учитель. Определите, в котором часу начнем путешествие. Помогут в этом часы с римской нумерацией. (9 часов)
Учитель. Из страны «Математики» прислали для вас пригласительный билет.
Пригласительный билет затаил в себе секрет.
Булдакова Н.В. идентификатор 228-053-326
Лишь стручок переложи и примеры те реши.
( Стручки расположены следующим образом: II-I=II, переложив стручок, получим решение: I+I=II)
Учитель. Итак, снова в путь.
1 станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ»
Рассказ учителя из истории возникновения римских чисел. Работа по таблице
«Римская нумерация чисел». Наблюдения учащихся. Вывод: почему арабская
нумерация чисел имеет преимущества над римской.
На слайде число 34=ХХХIV
Учитель показывает, как складывают римские числа. Учащиеся убеждаются и делают вывод: арабские числа удобны в записи, а также при выполнении действий.
Работа по учебнику. Выполнение задания №318.
2 станция «ГОРОД ЗАДАЧ»
Решение задачи из учебника № 319. Работа в группах. Проверка.
Учитель. В этом городе живут и логические задачи. Внимание! (Запись на слайде)
Леснику поручили срубить 11 сухих деревьев. Но их оказалось всего лишь 3. Тем не менее, лесник не расстроился: имея 3 дерева, он выдал 11. Как лесник выполнил данное поручение?
(Ответ. Лесник положил деревья следующим образом: XI)
Учитель. Из этих деревьев сделали спички. Положите спички перед собой.
- Нельзя ли из трёх спичек сделать 6, не ломая их? (Ответ. Положить так: VI)
- Люба и Шура играли в спички. Шура говорит Любе: «Как доказать на спичках, что если отнять 2 от 10, то ничего не останется». Люба сначала не сообразила, а, взглянув на стенные часы, улыбнулась и решила задачу. А вы догадались?
(Ответ: пожить спички так: X – II= 0 )
3 станция «ГОРЫ ТРУДНОСТЕЙ»
Учитель. Найдите значения выражений и вы прочитаете название страны.
9х9 Я 10х6+12:4 Д 18+9х3 И
Булдакова Н.В. идентификатор 228-053-326
100-4х7 И 6х(18:2) Н
(Проверка. Получили ответы: 81, 63, 45, 72, 54)
Учитель. Что наблюдаете? Расположите числа в порядке возрастания значений выражений. ( Каждое следующее значение выражения увеличивается на 9. Прочитаем: Индия)
Учитель. Почему выбрана Индия? Во-первых, в Индии самые высокие горы – Гималаи (а станция называется «Горы трудностей). Самая высокая гора Джомолунгма – 8848м. Её освоение произошло в 1953 году советскими альпинистами. (Рассказ сопровождается показом географических названий на физической карте мира) Во-вторых, арабские цифры завезли арабы из Индии. Сравните, у индейцев – сунья, у арабов – сифра, а у нас – цифра. Итак, снова в путь!
4 станция « ПРОЛИВ МУЗЫКАЛЬНЫЙ»
Проводится музыкальная физминутка
Учитель. Приближаемся к 5 станции – «КОРОЛЕВСТВО МАТЕМАТИКИ»
Учитель. Нас встречают король и королева страны Математики. (На голове у учащихся короны желтого цвета.) Король читает указ.
Кто не выучил таблицу,
Заточу того в темницу!
Тот, кто выучил на «пять» -
Королевством управлять!
Король даёт задание. Какие три числа перемножить или сложить, чтобы получить один и тот же результат? ( Ответ: 1х2х3=6 1+2+3=6)
Королева предлагает решить ребусы
3+рисунок кота + Ж (трикотаж)
3 + рисунок батона ( убираем 2 первые буквы) ( тритон)
Учитель. Что вам известно о жизни тритона? ( Тритон – семейство земноводных. В домашних условиях проживает в террариуме)
6 станция «ДОЛИНА СМЕЛЫХ»
На слайде записаны уравнения:
42:х=7 а х7=56 7 х у=70 х :4=9
Решите только те уравнения, где неизвестное число находится делением.
Работа в парах. Взаимопроверка.
Булдакова Н.В. идентификатор 228-053-326
Учитель. Приближаемся к станции «КОРОЛЕВСТВО ГЕОМЕТРИИ».
Но почему нас никто не встречает?
Оказывается, королева оставила нам видеозапись.
Так уж в жизни получилось,
За границу отлучилась.
До свидания, на прощанье
Вот такое вам задание.
На слайде рисунок свинки.
Учитель. Что наблюдаете? (Ответ. Рисунок составлен из геометрических фигур: туловище свинки – прямоугольник, мордочка – треугольник, ноги – лучи,
хвостик – кривая линия.. Зашифрованы римские числа: задние ноги – один, передние – число пять, глаз – число 100, щетинки на спинке – число 50. Свинка грустная, так как хвостик и пятачок опущены вниз)
Учитель. Нарисуйте весёлую свинку, её подружку. Как выполнили работу? (Ответ. Хвостик и мордочка подняты кверху)
Учитель. Вот и закончилось наше путешествие по стране «ЦИФЕРИИ».
Скоро прозвенит звонок,
Подводить пора итог.
Чьи ответы были интересными? Чему вы удивились? Выставление оценок.
Заранее подготовленный ученик знакомит с литературой, где используется римская нумерация.
Учитель. Вы неплохо потрудились.
Отдыхали и учились.
Подкрепиться вам пора.
Не хотите ль пирога?
Отвечать тогда пора:
Каков вес у пирога?
На слайде рисунок весов: на левой чашке весов гиря 3 кг и пирог, на правой – гиря 5 кг и гиря 1 кг. ( Ответ: вес пирога 3 кг.)
(Учитель угощает детей пирогом.)
Список использованной литературы
- В.В.Волина. Праздник чисел. – Издательство «Знание», Москва, 1993
- Г.В.Раицкая. Олимпиадные задания. - Издательский Дом Федоров, Издательство «Учебная литература», 2007
- Т.А.Лавриненко. Задания развивающего характера по математике. -
ОАО Издательство «Лицей», Саратов, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике 1 класс по теме: "Нумерация чисел от 1 до 20"
Ребята, сегодня у нас в гостях хорошо знакомые вам герои русской народной сказки «Репка». Они приготовили для вас много интересных занятий и помогут провести нам урок. Как вы помните, по с...
Урок математики 3 класс по теме- Нумерация трёхзначных чисел.
- формирование умения читать, записывать, представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых;-определять десятичный состав трёхзначных чисел;-способствовать развитию памяти, внимания, логического мыш...
Методическая разработка по математике. 4 класс. Тема: Повторение. Нумерация чисел.
Знакомство с учебником по математике для 4го класса. Повторение пройденного....
Тренажер по математике 1 класс на тему :" Нумерация чисел и счет в пределах 20"
Тренажер помогает ученикам успешно развивать и использовать навыки счета в пределах 20. Данный прием отлично развивает зрительную память, последовательность чисел в счетном ряду.Раздаточный материал в...
Урок математики 2 класс "Закрепление знаний Нумерация"
интегрированный урок математики и ПДД...
Контрольная работа по математике 2 класс по теме «Нумерация чисел от 1 до 100»
Контрольная работа № 1 по теме«Нумерация чисел от 1 до 100»...
открытый урок по математике 1 класс по теме "Нумерация чисел в пределах 10"
Наэтом уроке ребята не только доказали свои знания в матиматике в пределах 10,но и смогли преодолеть все препятствиия в морском путешествии, и доказали, свои знания. урок пропитан интересными заданиям...