Конспект урока математики
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Родионова Надежда Алексеевна

4 класс, система Занкова. РЕшение задч на нахождение числа по дроби. На  уроке используется проблемный метод обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_m.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока математики

4 класс система Занкова Л. В.

учитель: Родионова Н. А.

Тема «Решение задач на  нахождение числа  по дроби»

Тип урока: открытие новых знаний

Методы: проблемный

Цель: . Создать условия для того, чтобы ученики сами нашли решение для задач нового вида.

Задачи:  1. Учить  решать и различать задачи данного вида среди других за

               2. Познакомит  с разными способами решения задач данного вида.

               3. Активно использовать оценочную деятельность детей на различных этапах урока.                

Тип урока: открытие новых знаний

Методы: проблемный

Для урока:   тетрадь, учебник, пенал, карточка с задачами  на каждую парту, черновики, карточки для работы в группах.

 

1. Орг.  момент

2. Актуализция: (10)

На  доске  ряд чисел: 90,  ,   19,   89 ,,  9,  , 99

Придумайте задание:      а) расположить в порядке возрастания (убывания)

                                           б) найти лишнее

                                           в) найти общий признак

                                           г) выполнить  возможные действия – весь класс устно, у

                                              доски два ученика и «консультант»

                                           д) найти дробь от числа ( у доски , можно еще  - в парах. Уточнить, что показывает каждое число дроби)

Где  еще мы применяем это правило?

Постановка темы урока.

Попробуйте сформулировать тему урока.  (решение задач с дробями)

Если будет необходимость, тему дополним и уточним.

Постановка  проблемы урока.

Карточки с задачами ( 1 на парту)

Прочитайте 1 задачу.  Праздничный зал к 8 марта украсили  15  шарами . Из них   составляют красные шары.

Это не задача, в ней нет вопроса.

Составьте вопрос. Какой еще можно задать вопрос?

Какая задача? (простая, сложная) Какую вам интереснее решать?

Кто сможет ее решить сам?  Почему?  Какое правило поможет?

Кто уверен,  работает сам, решает составную задачу.

У доски решим простую задачу.(5)  (15 : 5 х 3 = 9)

Прочитать 2 задачу. Чем похожи задачи?  Какая?

Сколько шаров украшают праздничный зал, если 15  шаров белые, и они составляют   всех шаров?

 Теперь  уж  точно справитесь сами.

Для кого решить такую задачку  проще простого?

Решайте сами – у доски работает один ученик ( ученик решает у доски самостоятельно )

Какое правило применил? Сколько шаров украшает зал? А из них сколько белых?

Что вас смущает? Белых больше ,чем всех шаров. В чем дело? Ведь мы все сделали по правилу?

Вывод: существуют задачи с дробями, в которых известное правило не работает. Как быть? (искать решение)

Уточнение темы  и цели урока.

Уточните тему урока.

Решение нового вида задач  с дробями.

Какую  цель  поставим?

Поиск решения  проблемы.

Давайте  рассуждать ( краткая запись и решение записаны на доске)  Что известно в 1 задаче, что во второй? Что найти в первой, что во второй? В первой ищем меньшую или большую величину, а во второй?  

На черновиках пробуем решить. Помним, что найти нужно большую величину.

Запись у доски – рассуждение, доказательство ( на доске варианты записи детей – обосновать свой вариант)

( число разделить на числитель  - это 1 часть

  число умножить на знаменатель   -  это все число

  число умножить на знаменатель – все число, взятое  .. раз

  число разделить на числитель – само число)

Вывод: чтобы найти число по дроби, нужно число разделить на  числитель ( найти 1 часть) и умножить на знаменатель ( найти все число)

Зачеркните аккуратно неверное решение. На  доске запишем  верное.  (15 :3 х 5 = 25) Повторите правило. Повторите друг другу в парах. Кто повторил без ошибок?

Физминутка

Но это еще не все.

Оказывается, в  современной математике используют и другой способ решения , который вас совсем недавно заинтересовал. (уравнением)

Что возьмем за  х? А как найти дробь от числа? В уравнении именно это правило работает.

Решим уравнение ( Пусть  х (ш) – это всего, тогда зная, что белые составляют  и это 15, составлю и решу уравнение.

( х : 5) х 3 = 15

Какой способ вам ближе и понятнее?

Итак, какой вывод? (есть 2 вида задач с дробями)

Какие правила помогают решить?

Достигли поставленной цели?

Какое правило подходит и какой задаче, в этом весь вопрос.

Как вы будете различать?

(Если ищем меньшее число – дробь – находим дробь от числа - правило

Если ищем большую величину – все число – находим число по дроби – правило.)

Работа в группах.

У меня карточки  с задачами.

Какое задание предложу? Как будем работать?

Работа в группах: даны  3 задачи –  выбрать…

Отчет каждой группы у доски. Командир оценить работу группы.

Первичное закрепление.

Работа по  учебнику с. 21 № 279 по заданию.

Прочитайте. Что заметили?

Решим одну задачу. Как думаете какую?(1)Почему? Как определили вид задачи?

За день – 720 км, что составляет  всего пути

Ост. - ?

1) 720 : 5 х 9 = 1296 (км) – весь путь

2) 1296 – 720 = 576 (км) - осталось

Рефлексия: поделитесь впечатлениями от урока? ( материал, ваша работа, работа  одноклассников)

Тема сложная, ребята в классе не все. Кто сможет помочь. Что  нужно рассказать ребятам?

На  полях поставьте пометки , насколько  материал урока был понятен . Поставьте отметку за урок, аргументируйте.

Д. з.  составить две задачи: нахождение дроби от числа, нахождение числа по дроби.

          ( для тез кто будет затрудняться, использовать тексты задач  классной работы)

1.К празднику  в магазин  привезли   а   цветов. Из них  составляют тюльпаны. Сколько тюльпанов привезли?

2.  Девочки и мальчики делали  к 8 марта открытки. Девочки    сделали   в  поздравительных  открыток, что составляет     всех открыток. Сколько открыток  сделали  дети?

3.  Дети для поздравления учителей принесли  с  цветов. Тюльпаны  составляют   всех цветов, а остальные  - мимозы. Сколько мимоз в букете?

Карточка 2

1. В красивом  праздничном букете   а  гвоздик и тюльпанов , при этом  гвоздики составляют  всего букета. Сколько тюльпанов в букете?

2. К празднику  в магазин  привезли   а   цветов. Из них  составляют тюльпаны. Сколько тюльпанов привезли?

3.   Для поздравления девочек мальчики купили конфеты с орехами и халвой . С орехами  с конфет, они составляют   всех конфет. Сколько  конфет купили мальчики?

Карточка 3

1.   Накануне 8 Марта  Сережа  вымыл  у  маленьких тарелок, они составляют   всех перемытых тарелок . Сколько тарелок вымыл Сережа?

2. К празднику  в магазин  привезли   а   цветов. Из них  составляют тюльпаны. Сколько тюльпанов привезли?

3.  Дети для поздравления учителей принесли  с  цветов. Тюльпаны  составляют   всех цветов, а остальные  - мимозы. Сколько мимоз в букете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова "Математика" (1класс).

Урок разработан по теме "Сложение и вычитание вида: []±4"Цель: Формировать умение складывать и вычитать по частям выражения вида:  []±4.Задачи:- отрабатывать навыки устного счета;- освоить н...

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))

Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....

Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика",

Урок открытия нового знания, на котором дети учатся решать уравнения,  используя правило нахождения неизвестного слагаемого....

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...