Программа кружка "Олимпионик"
календарно-тематическое планирование по математике (3 класс) по теме
Программа кружка «Олимпионик» содержательной тематической направленности является надпредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой и индивидуальной в зависимости от выбора учащихся; по времени реализации – два года (3-4 класс).
Рассчитана программа на 136 часов в 3 классе и 136 часов – в 4, из них на каждый предмет (русский язык и математика) приходится по 68 часов ежегодно.
В основе практической работы лежит выполнение различных логических заданий по русскому языку и математике.
Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном модуле. В планирование содержания включены контрольные занятия, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 222 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
кружка
«ОЛИМПИОНИК»
(для обучающихся 3-4 классов)
Автор:
Волик Любовь Михайловна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 2»
АСТРАХАНЬ
2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
Проблема "нераскрытости" детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет "рассмотреть" особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Своевременное выявление одаренности каждого ребенка – одна из самых актуальных задач в начальной школе. Именно поэтому возникла необходимость в создании данной программы кружка углубленной подготовки русского языка и математики через решение задач и выполнение упражнений олимпиадного характера.
Время, которое ребенок проводит на кружковых занятиях, позволяет уделить более пристальное внимание каждому ребенку, а именно:
- выявить его сферу интересов;
- определить особенности психофизиологической личности ребенка;
- развить способности ребенка;
- помочь ребенку выявить его профессиональные наклонности;
- поверить ему в свои способности, в свою неповторимость;
- осознать себя, как личность.
Приемы педагогической аттракции, здесь могут быть самыми разными – от непосредственного прямого воздействия – педагогического управления до педагогической помощи и педагогического сопровождения – метода, который предоставляет больше свободы воспитаннику в его действиях. Занятия в кружке предполагают, что дети в процессе занятий приобретают не только различные навыки, но и получают дополнительные знания по математике и русскому языку.
Для более полной реализации целей и задач образовательной программы используются элементы личностноориентированной модели образования.
Успешность работы с одаренными учащимися во многом зависит от того, какая деятельность проводится с этой категорией учащихся в начальной школе, поэтому рассматривается как самостоятельный вопрос о стратегии работы с данной категорией детей на этапе начальных классов.
Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда.
Программа кружка «Олимпионик» содержательной тематической направленности является надпредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – групповой и индивидуальной в зависимости от выбора учащихся; по времени реализации – два года (3-4 класс).
Актуальность программы обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы.
Все образовательные модули не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют деятельностно-практический характер. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Оригинальность программы кружка «Олимпионок» и отличие от других программ в том, что в ней представлено планирование занятий как по русскому языку, так и по математике. Рассчитана программа на 136 часов в 3 классе и 136 часов – в 4, из них на каждый предмет (русский язык и математика) приходится по 68 часов ежегодно.
В основе практической работы лежит выполнение различных логических заданий по русскому языку и математике.
Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном модуле. В планирование содержания включены контрольные занятия, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов.
Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие цели и задачи данной программы.
Ц е л и:
- развитие общих способностей ребенка как основы всех специальных способностей («генерального фактора интеллекта» или «базального фактора одаренности») через занимательные и развивающие задания по русскому языку и математике
- развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и других интеллектуальных функций).
З а д а ч и:
- выявление одаренных детей из числа показавших высокие результаты на собеседованиях и в ходе учебной деятельности психологическими методами диагностики, а также путем анализа результативности умственного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;
- формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т. д.);
- воспитание навыков общения, так как для одаренного ребенка в 8-9 лет умение учиться – это, прежде всего, способность включаться и инициировать учебное сотрудничество;
- сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непосредственно связанной с развитием любознательности и в целом с развитием личности:
- организация развивающей среды, стимулирующей любознательность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетворения
- Помочь школьникам приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему эвристических приемов, позволяющих решать нестандартные задачи.
Планируемый результат:
Возрастание интереса к математике и русскому языку, повышение активности на уроках и внеклассной работе, участие школьников в олимпиадах.
Русский язык – 3 класс
(68 часов, из них 16 теоретических, 52 практических)
№ п/п | Содержание | Общее | В том числе | |
тео-рия | прак-тика | |||
Введение. Цели и задачи кружка Защита замысла – урок-практикум | 2 | |||
1 | ||||
1 | ||||
В мире слов или что такое лексика | 2 | 1 | 1 | |
Основные источники получения информации. Виды словарей. Работа со словарями. | 5 | 1 | 4 | |
О самых дорогих словах. Слова добрые, волшебные, умные и другие. | 3 | 1 | 2 | |
Чудесные превращения слов. | 3 | - | 2 | |
Слово или не слово? | 2 | - | 2 | |
Занимательный календарь | 3 | 1 | 2 | |
Слово одно, а значений несколько. Слова-близнецы (омонимы). Слова-друзья (синонимы). Антонимы. | 5 | 1 | 4 | |
Почему их так называют? Устаревшие слова. Новые слова. Слова-пришельцы. Крылатые слова. | 4 | 1 | 3 | |
Карнавал слов (викторина) | 2 | - | 2 | |
Фонетика. Какие звуки изучает фонетика. Трудно ли быть согласным? | 5 | 1 | 4 | |
Ох уж эти гласные! Маски звуков. | 3 | - | 3 | |
Вопросы фонетического разбора слов. | 3 | 1 | 2 | |
Что такое орфография? Слышу и пишу? Трудная жизнь безударной гласной. | 6 | 1 | 5 | |
Загадки шипящих. | 2 | 1 | 1 | |
Хитрые согласные. Ъ и Ь знаки. | 3 | 1 | 2 | |
Путешествие по королевству ошибок (конкурс) | 2 | - | 2 | |
Словообразование. Морфемы. | 2 | 1 | 1 | |
Корень и его положение в слове | 2 | 1 | 1 | |
Как разобрать и «собрать» слово | 3 | - | 3 | |
Новый помощник - словообразовательный словарь | 2 | 1 | 1 | |
Старый корень – новая находка. Знакомство с этимологическим словарем. | 2 | 1 | 1 | |
Конкурс знатоков | 2 | - | 2 | |
68 | 16 | 52 |
Русский язык – 4 класс
(68 часов, из них 16 теоретических, 52 практических)
№ п/п | Содержание | Общее | В том числе | |
теория | практика | |||
Введение | 2 | |||
Цели и задачи кружка. Викторина | 1 | 1 | ||
Сила слова – беспредельна | 3 | 1 | 2 | |
Омоформы, омографы, омофоны | 3 | 1 | 2 | |
Диалектизмы, неологизмы | 3 | 1 | 2 | |
Что такое фразеология? Как появляются фразеологизмы. Тайна фразеологических оборотов | 4 | 1 | 3 | |
Почему мы так говорим | 3 | 2 | 1 | |
Конкурс знатоков | 2 | - | 2 | |
Части речи и формы слов | 2 | 1 | 1 | |
Для чего имени существительному род, число, падеж, склонение? | 3 | 1 | 2 | |
Признаки имени прилагательного | 3 | 1 | 2 | |
Что делают числительные? | 2 | 1 | 1 | |
Деятельный глагол. Действие, которое возвращается | 4 | 1 | 3 | |
Личные окончания глагола. ЁШЬ или ИШЬ? | 3 | 1 | 2 | |
Наречие. Словообразование наречий | 3 | 1 | 2 | |
Служебные слова и их роль | 3 | 1 | 2 | |
Грамматическая эстафета | 2 | - | 2 | |
Синтаксис. На чем держится предложение? Предложения односоставные и двусоставные | 4 | 1 | 3 | |
Почему они второстепенные? | 4 | 1 | 3 | |
Сложные предложения. Три типа сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное. Роль союзов | 6 | 2 | 4 | |
Пунктуация. Работа знаков препинания | 4 | 1 | 3 | |
Работа с «Энциклопедическим словарем юного филолога» | 3 | 1 | 2 | |
Конкурс знатоков русского языка | 2 | - | 2 | |
68 | 21 | 47 |
Математика – 3 класс
(68 часов, из них 16 теоретических, 52 практических)
№ п/п | Содержание | Общее | В том числе | |
тео-рия | прак-тика | |||
Введение | 2 | |||
Цели и задачи кружка. Конкурс. Решение занимательных задач | 1 | 1 | ||
Верно или неверно данное утверждение. | 3 | 1 | 2 | |
Заполнение пропусков нужными цифрами | 2 | - | 2 | |
Нахождение пары равных значений | 3 | 1 | 2 | |
Выбор правильного ответ | 5 | 1 | 4 | |
Выбор правильного решения | 4 | 1 | 3 | |
Упражнения и игры для формирования умения выбирать правильные классификации | 3 | 1 | 2 | |
Проверка результатов классификации | 3 | 1 | 2 | |
Комбинированные задания и задачи для овладения операцией «классификация» | 5 | 1 | 4 | |
Обобщение | 4 | 1 | 3 | |
Мышление по аналогии | 5 | 1 | 4 | |
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза | 6 | 2 | 4 | |
Решение олимпиадных задач. Оригинальность выбора решений | 5 | 1 | 4 | |
Множества. Элемент множества . Подмножество | 5 | 1 | 4 | |
Множество натуральных чисел. Приемы быстрого устного счета. Делимость чисел. Признаки делимости. | 4 | 1 | 3 | |
Решение занимательных задач. Принцип Дирихле | 3 | 1 | 2 | |
Случайные события и их вероятности | 2 | 2 | ||
Решение задач повышенной сложности. | 4 | 4 | ||
68 | 16 | 52 |
Математика – 4 класс
(68 часов, из них 16 теоретических, 52 практических)
№ п/п | Содержание | Общее | В том числе | |
тео-рия | прак-тика | |||
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
Устный счет. Свойства чисел | 3 | 1 | 2 | |
Числовые ребусы. Головоломки | 4 | 1 | 3 | |
Задачи-шутки. Отгадывание чисел | 2 | - | 2 | |
Задачи на размещение и разрезание. Покрытия и упаковки | 4 | 1 | 3 | |
Логические задачи. Переливание, взвешивание | 5 | 1 | 4 | |
Задачи на части и отношения | 5 | 1 | 4 | |
Круги Эйлера | 5 | 2 | 3 | |
Принцип Дирихле | 4 | 1 | 3 | |
Отношение двух чисел. Пропорция. Свойства пропорций. Деление чисел в данном отношении. Решение задач на пропорциональное деление | 5 | 1 | 4 | |
Его сиятельство «Граф» | 3 | 1 | 2 | |
Геометрия вокруг нас | 3 | 1 | 2 | |
Математические игры | 3 | - | 3 | |
Исторические сообщения | 1 | 1 | - | |
Решение задач повышенной сложности | 5 | 1 | 4 | |
Симметрия и повороты | 5 | 2 | 3 | |
Метод вспомогательной площади | 4 | 1 | 3 | |
Математические бои | 5 | - | 5 | |
68 | 16 | 52 |
ЛИТЕРАТУРА
- Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000.
- Холер, К. Диагностика и развитие одаренности детей и подростков. – М., 1998.
- Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995.
- Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии № 6, 1980.
- Лейтес, Н. С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984.
- Рабочая концепция одаренности. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.
- Пидкасистый, П. И., Чудновский, В. Э. Программа. Психолого-педагогические одаренности учащихся.
- Психология одаренности детей подростков / под ред. Н. С. Лейтеса.
- Одаренные дети / под ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого.
- Доровский, А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся.
- Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.
- Махмутов, М. И. Проблемное обучение.
- Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности.
- Гильбух, Ю. З. Внимание: одаренные дети.
- Савенков, А. И. Одаренные дети: методики диагностики и стратегии обучения.
- Глотова, Г. А. Творчески одаренная личность.
- Кэрол, Тэкэкс. Счастливые родители одаренных детей. Одаренность: выявление и развитие.
- Ефимов, В. С., Лаптева, А. В. и др. Возможные миры, или Создание практики творческого мышления.
- Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Веребум–М, 2001. – 48 с.
- Мяэотс, О. Н. Уроки грамотности в школе: методические рекомендации / О. Н. Мяэотс. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32 с. – (Библиотечка «Первое сентября», серия «Библиотека в школе»).
- Аксенова Л.К. Дидактические игры. – М., 1991
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М., 1976
- Голуб И.Б. Путешествие по стране слов – М., 1992
- Кровин Ф. Принцесса Грамматика. – Ужгород, 1981
- Максимов В.И. К тайнам самообразования. – М., 1980
- Одицов В.В. Лингвистические парадоксы. – М., 1982
- Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика - это интересно!- М., 1992
- Постникова И.И., Подгаецкая И.М.Речевые секреты.- М., 1990
- Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Превращения слов. - М., 1991
- Шибаев А. Язык родной, дружи со мной! – М., 1981
- Александров Э., Левшин В.В. В лабиринте чисел. М., 1977
- Анеменский Н.Н. Забавная арифметика. – М., 1998
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М., 1994
- Баранова Т. А., Блинков А.А. "Олимпиада ", М.:МЦНМО, 2003
- Виленкин Н.Я."За страницами учебника математики" - М.: "Оникс", 1998 г.
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За станицами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989
- Гельфанд М.Б., Павлович В.С. Внеклассная работа по математике. – М.: Просвещение, 1965
- Зайкин М.И. Математический тренинг. Развиваем комбинаторные способности. - М.:"Владос", 1996 г.
- Иченская М.А. Отдыхаем с математикой / авт.-сост. Иченская М.А. – Волгоград: Учитель, 2006
- Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка.- М.: МЦНМО, 2004 г.
- Кривоногов В.В. Нестандартные задание по математике– М.: Первое сентября, 1997
- Минсейн Е. М. От игры к знаниям.- М: Просвещение, 1982
- Перельман Я.И. Живая математика - М.: АО Столетие, 1994
- Спивак А.В. Математический кружок - М.: Посев, 2003
- Уфановский В.А. Математический аквариум. О математике и информатике - Кишинев, 1987
- Фарков А.В. Математические олимпиады ко всем программам.- М.: Экзамен, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...