Урок математики "Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения" 1 класс. УМК "Перспектива"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Старицкая Елена Викторовна

Вашему вниманию предлагается технологическая карта урока математики к учебнику Л.Г. Петерсон "Математика 1 класс" УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhenie_i_vychitanie_v_predelah_9._tablica_slozheniya.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема

Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения.

Цель

педагогическая: создание условий для  составления таблицы сложения, установления взаимосвязи между действиями сложения и вычитания;

ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют умением устанавливать взаимосвязь между рисунком и выражением, составлять выражение по рисунку; научатся складывать и вычитать числа в пределах 9.

Основное содержание темы, термины и понятия

Вычисление в пределах 9 (сложение и вычитание); решение арифметических задач; сравнение; выделение части и целого; составление числовых равенств по знаковой модели;

Термины: «слагаемое», «сумма», «разность», «уменьшаемое», «вычитаемое»

Планируемый результат

Предметные умения

УУД


    Складывать и вычитать однозначные числа.

   Устанавливать взаимосвязь между действиями сложения и вычитания.

   Находить значение числового выражения в одно и два действия на сложение и вычитание (без скобок).

   Устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.

Правильно употреблять в речи математические понятия

  Состав чисел 2-9.

  Состав числа 9, счет в предела 9.

  Использование таблицы для определения результатов действий сложения и вычитания.


Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.

Регулятивные: определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; оценка своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнение своих достижений (во времени).

Познавательные: обучение высказываниям своих предположений; овладение навыком ориентирования в учебнике; анализ и сравнение предметов, геометрических фигур, выявление и выражение в речи признаков их сходства и различия; выделение и формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.

Коммуникаивные: построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; использование математической терминологии в устной и письменной речи.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Образовательные ресурсы (ОР)

Окружающий мир. Литературное чтение. Технология (умение работать по алгоритму; умение находить разные способы выражения одной и той же мысли).

Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.

  1. Учебник «Математика»,  ч. 2.
  2. Тетрадь рабочая.
  3. Методическое пособие.
  4. Устные упражнения на уроках математики.
  5. Наглядный и раздаточный материал:

А). Натуральный ряд чисел, числовой луч, линейка

Б). Карточки с заданием для игры «Цветочки и пчелки» и горшочки для «меда»

В). Таблички с названием новой темы: «ТАБЛИЦА»

Г). Опорный сигнал: работа по таблице

Д). Магнитные цифры

Е). Жетоны для жеребьевки с изображением героев м/ф.

Ж). Смайлики.

  1. Презентации

А). «Мудрая сова»

Б). «Устные упражнения»

В). «Таблица сложения»

7.  Наглядно – предметный материал:

А). Куклы Ани и Вани

Б). Кукла Машенька

      8. Запись песни про варенье из м/ф «Машенька и медведь»

I этап. Мотивация к деятельности

Цель — мотивировать учащихся на изучение темы «Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения».

  1. Организационное начало:

Начинается урок.

Он пойдёт, конечно, впрок.

Постарайся всё понять,

Чтобы правильно считать.

  1. Поздороваемся с гостями проверим готовность к уроку и сядем.

                                                           Все ли у тебя в порядке:

                                                          Карандашики, тетрадки?

                                                         А линейку не забыл?

                                                         Все проверил? Тихо сел.

  1. Проблемная ситуация:

Аня и Ваня решили навестить своего лучшего друга Кристофера-Робина. Они предлагают и нам с вами отправиться с ними. Любите ли вы ходить в гости? Тогда в путь. Для  того, чтобы отправить в путь сначала нам необходимо подготовиться и вспомнить все, что мы знаем.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Деятельность ученика

Способ действия: репродуктивный (Р), продуктивный (П), исследовательский (И), творческий (Т).

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

УУД

  1. Чистописание (написание цифр 6 и 9)(У):
  1.     Отгадайте-ка ребята

                   Что за цифра акробатка?

                  Если на голову встанет

                  Вмиг другою цифрой станет.

  1. Мудрая сова напомнит вам, как пишутся эти цифры. (ОР-6А)
  2. Ориентация в тетради: где будем писать? Сколько клеток надо отступить? В какой клетке писать? Как записывать цифры? (ОР-2)
  3. Самостоятельная запись цифр в тетрадь.

Отгадывание загадки (П)

Изучение эталона (И)


Работа в тетради(Р)

Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных  способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; расширение понятийной базы и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий с моделями.

Регулятивные УУД: определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; способность отличать новое знание от уже известного; овладение навыками преобразования объекта из чувственной формы в модель, выделяя существенные характеристики объекта.

Коммуникативные УУД: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя и пошаговое их выполнение; овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста); следование психологическим принципам общения, владея адекватным межличностным восприятием.

  1. Счёт (У)
  1. Отправляемся в путь. Приготовили ладошки. Ритмичный счёт до 20. (ОР-5А)
  2. Сосчитайте от 11-18, от 14- 7
  3. Назовите последующее число 4, 15. На сколько последующее число больше предыдущего?
  4. Назовите предыдущее число 8, 12. На сколько предыдущее число меньше последущего?
  5. Какое число стоит между 17 и 19?
  6. Какое число стоит слева от 4, 13, справа от 8, 20?
  7. Назовите соседей числа 9.

Ритмичный счёт. (П)

  1. Установление закономерности (П)
  1. Мы попали с вами в волшебный лес. (ОР-6Б: 1 слайд) Первый кого мы увидели - это оказался крошка Ру. Это самый непоседливый друг Робина. Мама Кенга отправила его за малиной для гостей. Все ли ягодки увидел Ру? Сколько ягод он пропустил?
  2. Продолжи ряд.   (ОР- 6Б: 2 слайд)

Продолжение ряда на три числа: 12, 16, 20. (И)

  1. Классификация и упражнения на вычисления. (У,П)
  1. Самый мудрый житель волшебного леса – Сова. Именно ей поручили вести подсчёты: хватит ли угощений, все ли готово для праздника. Давайте поможем ей. (ОР-6Б: 3 слайд)
  2. Найдите значения выражений
  3. Разбейте выражения на группы

Отработка вычислительного навыка; классификация: сумма и разность; результат 6 и 9. (И).

  1. Сравнение чисел. (У,П)
  1. Самое маленькое существо на свете – Пяточок никак не может выяснить: какого варенья все-таки больше заготовили? Вишневого или персикового? Он очень расстроен. Кто готов ему помочь? Что надо сделать, чтобы сравнить не считая? (ОР-6Б: 4 слайд)
  2. Выбор и постановка знака

Установка взаимно-однозначных соответствий:

Составление пар: соединение «волшебными ниточками»;

Выбор знака (П)

  1. Состав числа 9. (П,У)
  1. Кролик выделил на праздник 9 банок варенья. Вишневого варенья больше, чем клубничного. Сколько банок вишневого варенья и сколько банок клубничного варенья приготовил Кролик? (ОР-6Б: 5 слайд)
  2. Какие знания о числе 9 нам понадобятся для ответа на этот вопрос? На помощь к нам спешат необычные фургончики. Откройте учебник. (ОР-1: стр. 20 № 1)
  3. Какой фургончик нам нужен? Заполните «окошки». Рассмотрите внимательно «вагончик». Что такое 9? (сумма, целое). Что записано в первой и второй строке? (слагаемые)
  4. Что вы заметили интересного? Какой вывод можно сделать?
  5. Назовите подходящие пары.

Работа по учебнику.(И):

Заполнение «окошек» в фургончике № 9.

Вывод: если сумма одинаковая и одно слагаемое увеличивается на несколько единиц, то другое уменьшается на столько же единиц. (П)

Выбор пар удовлетворяющих условие (И)

  1. Части и целое. (П)
  1. Ослик Иа – самая старая игрушка. Ему дали задание рассадить гостей за столом. С одной стороны 6 человек, с другой -3.  Для этого необходимо решить, где целое и части и составить числовые равенства по рисунку. (ОР-6Б: 6 слайд)
  2. Назовите целое и части.
  3. Как найти целое? Как найти часть?
  4. Что означают первые два равенства? Последние два равенства?
  5. На какие ещё части можно разбить число 9? (ОР- 1: стр. 21 № 6)
  6. Как изобразили каждое слагаемое?
  7.  «Кто больше и быстрее?»: кто больше составит выражений за 3 минуты?

Составление числовых равенств(П)

Составление выражений и рисунков (П, И)

Вывод: 1ое слагаемое– красная ломаная; 2ое- синяя; целое – общее количество звеньев. (И)

  1. Составление и запись выражения к задаче. (П)
  1. Мишка Винни-Пух  мечтатель и поэт. Сочинил задачу в стихах, для развлечения гостей:

        В кружку собрала Марина

       Девять ягодок малины.

      Пять дала своей подружке.

      Сколько ягод стало в кружке? (ОР - 6Б: 7 слайд)

  1. Запишите выражение в тетрадь (ОР – 2)
  2. Сколько ягод стало? (4)
  3. Каким действием узнали? (Вычитанием).
  4. Почему здесь надо вычитать? (Ищем часть).
  5. Расскажите, о чем говорится в задаче и что мы узнали.
  6. Какое выражение составили? (9-5)
  7. Назовите целое и части. (9 – целое; 5 и 4 – части)

Запись выражения в тетрадь. (П)

Анализ решения (И)

  1. Составление задачи по выражению. (П)
  1. Тигре очень понравилась задача в стихах, но он не умеет писать стихи, поэтому он решил просто составить задачу. Поможем Тигре? (ОР – 6Б: 8 слайд)
  2. Составьте задачу по выражению 7+2.

Составление задачи (Т)

  1.  Винни-Пуху очень понравились ваши задачи. Он решил всех угостить медом. Но оказалось, что у него не осталось ни одного горшочка с медом. Все горшки пустые. Что же делать? Кто же  поможет  Винни заполнить горшочки.? (ОР – 6Б: 9 слайд)
  1. «Пчелки и цветочки» (ОР – 5Б) вычислительные навыки: сложение и вычитание в пределах 9. Первые пчелки переворачивают баночки с медом, и появляется запись на доске: «ТАБЛИЦА». (ОР-5В)

«Пчелки» собирают мед в горшочки (П)

  1. Постановка проблемы

Личностные УУД: в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей; регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи.

Познавательные УУД: добывать новые знания; задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы, решать задачи; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.

Регулятивные УУД: выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками; высказывать своё предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи; работать по инструкции, по предложенному учителем плану; определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращение в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы.

  1. Постановка проблемы: что такое таблица и как её заполнить?
  1. К нам на помощь пришла еще одна героиня, живущая в соседнем лесу. Я думаю, вы все её узнали. (ОР – 7Б).
  2. (Появляется Машенька с фразой: «Очень добрый день».)(ОР – 6В: 1слайд).
  3. Она ведь очень скорая на помощь. Машенька готова подсказать. (ОР– 6В: 2 слайд)
  4. Машенька решила наварить варенья побольше, чтобы всем хватило.
  5. Что для этого надо? (Сахар и ягоды сложить вместе) Сахар – первое слагаемое или часть, черника – второе слагаемое или часть, а варенье – сумма или целое.
  6. Чем больше мы берем сахара и ягод, тем больше получается варенья.  

  1.  Открытие нового.

  1. Таблица сложения (П)
  1. Перед вами треугольная таблица

 (ОР – 1; 6В:3 слайд)

  1. Догадайтесь: почему её так назвали?
  2. Как же её заполнить? Заполним сначала первую строку. (ОР – 6В: 3-18 слайды)
  3. Что вы заметили?
  4. Первый столбик – это первое слагаемое, первая строка – второе, вторая строка сумма.
  5. А теперь давайте заполним первый столбик. (ОР – 6В: 19-32 слайды)
  6. Что интересное увидели?
  7. Заполните следующую строку самостоятельно. Проверка вместе с учителем. (ОР -6В: 33-42 слайды)
  8. Самостоятельное заполнение таблицы (ОР – 6В: 43 – 45 слайды)
  9.  С помощью этой таблицы можно решать различные примеры. Кто может объяснить, как это сделать?

 (ОР – 6В: 46 слайд).

  1. Как вы думаете, что показано, синим цветом?
  2. Какое равенство получается?(4+3=7)
  3. Сколько еще равенств можно составить? Какие?(7-3=4 и 7-4=3)

Вместе с учителем заполняется первая строка (Р)

Замечают, что числа идут по порядку и делают вывод:

Если первое слагаемое увеличить на 1, а второе не изменять, то и сумма увеличиться на 1.(И)

Заполняя второй столбик, замечают, что ответы в строке и столбике одинаковые, делают вывод: от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется. (И)

Самостоятельное заполнение второй строки с последующей проверкой. (П)

Самостоятельное заполнение всей таблицы. (П)

Работа по таблице. (П)

Вывод: с помощью таблицы можно находить не только сумму, но и разность. (И)

  1.  Первичное закрепление.

Личностные УУД: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Познавательные УУД: освоены методы информационного поиска, нахождения необходимой информации из учебника; овладение способностью осмысления предметной информации с помощью учителя, выделения существенных признаков и практического ее применения, использования информации межпредметных связей.

Регулятивные УУД: овладение способами пооперационного выполнения действий; готовность взаимодействия со взрослым, со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем с комментированным разъяснением отдельных операций, межпредметных понятий для установления связи между ними; осуществление решения задачи методом поиска способов разрешения по образцу и заданным правилам, используя информацию учебника и справочные материалы.

Коммуникативные УУД: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений в соответствии с темой учебного предмета; формирование способности с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей, добывать недостающие сведения.

  1. Знакомство с знаковой фиксацией правила нахождения суммы по таблице сложения (ОР – 5Г).
  1. Работа по таблице.

 (ОР – 1, стр. 20 № 2; ОР-6В: 46 слайд) (П)

  1. Закрепление первичны полученных  навыков работы с таблицей.

              (ОР-1 стр.20 № 3) (П)

Вычисление значений выражений при помощи таблицы, составление алгоритма работы по таблице. (П).

Комментирование.

  1. Повторение.

  1.  Теперь я думаю сладкого хватит всем. Но праздник это не только вкусное угощение, а еще и веселые песни и танцы. (ОР – 8)
  2.  Праздник подходит к концу, и я предлагаю на память оставить нашим друзьям подарок. Для этого давайте распределимся на команды и составим рисунки, но необычные, а из цифр.

 (ОР – 1:  стр.21 № 5).

  1. 1ая команда: делает подарок Винни-Пуху и Пятачку
  2. 2оя команда: делает подарок Тигре и крошке Ру
  3. 3я команда: делает подарок Сове и Ослику Иа
  4. 4я команда: делает подарок Кролику и Кристофору_Робину

(ОР-5Д и 5Е)

Дети поют песню про варенье из м/ф «Машенька и медведь». (Т),

Команды составляют рисунок при помощи магнитных цифр. (Т)

  1.  Итог урока.

Рефлексия деятельности.

Личностные УУД: самоопределение: понимание чувств других людей и сопереживание им; смыслообразование: способность осуществлять добрые дела, полезные другим; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.

Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя.

Регулятивные УУД: развита способность преодоления непроизвольности; умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно  учителем.

Коммуникативные УУД: заложены основы слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни, ориентированы на позицию других людей, отличную от собственной; овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка) предметной деятельности.

  1. О чем мы сегодня на уроке говорили?
  2. Что нового узнали?
  3. Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться?
  4. Оцените свою работу на уроке, нарисовав букву «Ш» в нижнем правом углу учебника-тетради.
  5. Прощаемся с нашими гостями и, выходя из класса, выберите смайлик, который соответствует вашему настроению после урока.  (ОР – 5Ж)

Выходя из класса, дети выбирают смайлик и прикрепляют его на доску в соответствии со своим настроением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики (Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина 2 класс) Тема урока: « Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через 10. День Защитника Отечества».

Я работаю в кадетской школе № 1780, которая носит название «Кадетский корпус памяти героев Сталинградской битвы».Методическая тема нашей школы: « Личностно-ориентированный подход в создани...

Математические раскраски – сложение и вычитание с переходом через десяток, сложение и вычитание в пределах 100, таблица умножения и деления.

Математические раскраски – сложение и вычитание с переходом через десяток, сложение и вычитание в пределах 100, таблица умножения и деления....

Таблица сложения и вычитания в пределах 20 (КИМ 1 класс)

Предназначено для индивидуальной работы в классе с последующей проверкой:  детьми в паре или самим учителем....

Открытый урок по математике в 1 классе. Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 10» (урок закрепления знаний).

Открытый  урок   по математике "Сложение и вычитание в пределах 10" (Закрепление)...

УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока:УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 1000» 4 класс

Конспект урока по математике в 3 классе на тему  «Сложение и вычитание в пределах 1000» УМК "Школа России"...

урок по математике , 2 класс. Тема урока : "Сложение и вычитание в пределах 100", используется презентация к уроку

Цели урока :1.Совершенствовать  вычислительные навыки и умение решать простые задачи.2.Закреплять устные  приёмы сложения и вычитания.3.Развивать познавательный интерес, расширять знания об ...

Технологическая карта урока "Сложение и вычитание в пределах 100. Повторение." 2 класс

Представлена технологическая карта урока с использованием интерактивных заданий образовательного портала Учи.ру...