Формирование вычислительных навыков
статья по математике по теме

Мартынова Галина Петровна

. В начальных классах особое место занимает работа по формированию навыков устных вычислений, поскольку в течение четырех лет обучения учащиеся должны не только сознательно усвоить приемы устных вычислений, но и приобрести твердые вычислительные навыки. Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение, так как они помогают усвоить многие вопросы теории арифметических действий, изменение результатов действий в зависимости от изменения одного из компонентов и др. Устные вычисления способствуют лучшему усвоению приемов письменных вычислений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanii_interesa_k_matematike.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

формировании интереса к математике

Учеба - труд, и труд нелегкий. И не надо искусственно облегчать его. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться непросто. При этом учитель должен сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.

Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно, они всегда хотят отвечать, руки их постоянно тянутся вверх, они даже обижаются на учителя, когда их не спрашивают на уроке. Но проходит 3-4 года, и этот интерес к учению постепенно угасает, а в VI-VII классах некоторые ученики вообще не хотят учиться. Почему от класса к классу падает интерес к учебе? Почему ребенок учится не потому, что хочет, а потому, что надо? Что должны делать школа и учитель, чтобы интерес детей к учению не только не падал, а, наоборот, возрастал от года к году?

Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную де

ятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: и дифференцированный подход к детям, и индивидуальную работу на уроке, и различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним. Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Одна из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребенку на уроках предлагаются задания, к выполнению которых он еще не готов, с которыми справиться не может. Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности детей. Нужно помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи. Развитием этих умений необходимо начать заниматься как можно раньше: сравнивать и сопоставлять с детьми предметы, складывать разрезные картинки и геометрические фигуры, составлять симметричные композиции, искать аналогии. Важно разви-

» у детей логическое мышление, устную и ьменную речь, а также постоянно повы-ъ их интеллектуальный уровень. Помимо диционных путей это можно делать, при-кая доступный энциклопедический матери-раскрывая значения новых слов и понятий, длагая  интересную дополнительную  ин->мацию и, конечно, выстраивая систему оп-еленных заданий и упражнений. Приведем 1меры таких упражнений. 1. "Математические бусы". "Из разных цифр я сделал бусы, А в тех кружках, где чисел нет, Расставьте минусы и плюсы, Чтоб данный получить ответ".

2.        Большой наблюдательности требуют от уча-
гося логические цепочки, которые нужно про-
вкить вправо и влево, если это возможно. Для
го необходимо установить закономерность:

...5 79...        (1  3 5 7   9  11    13 ...)

...569 10... (1 2 5 6 9 10 13 14...)
...21 17 13... (...29 25 21 17 13 9 5 1)
6 12 18...        (6 12 18 24 30...)

6 12 24...        (6  12 24 48 96...)

3.        "Лишнее число".

Даны числа: 1, 10, 6. Лишним может быть 1,

как это нечетное число, а 10 и 6 - четные. Лиш-и может быть 10, так как это число двузначное,

и 6 - однозначные. Да и число 6 можно назвать иним в связи с тем, что для написания всех дру-: чисел использована единица.

А вот другая группа чисел: 6, 18, 81. Кроме шеизложенных признаков, эти числа можно (внить и по наличию одинаковых делителей, ела 6 и 18 делятся на 6, а число 81 - нет.

4.        Сравнивать можно не только числа, но и
тематические выражения. На первый взгляд
фимерах 3 + 4 и 1 + 6 нет ничего общего,
эме знака действия. Но, внимательно при-
отревшись,  можно заметить,  что первые
»гаемые  меньше вторых,  первые слагае-

мые - нечетные числа, вторые - четные. Да и
результаты сложения тоже одинаковы.
5. "Ошибки-невидимки".
На доске записаны несколько математичес
ких выражений, содержащих явную ошибку.
Задача учащихся, ничего не стирая и не зачер
кивая, сделать ошибку "невидимой". Вот не
сколько вариантов исправления ошибок:
10<10        8 = 7        6 + 3= 10

10<100        8 = 7+1     6 + 3=10-1

10<10 + 5 15-8 = 7 1+6 + 3=10 Представленные задания и упражнения вызывают у детей большой интерес. А ведь именно интерес должен лежать в основе обучения младшего школьника. Только он порождает желание познать мир и самого себя.

Вот еще несколько заданий на развитие логического мышления и творческих способностей:

  1. Кто быстрее оп
    ределит,   сколько   на
    этой декоративной та
    релке  изображено ле
    пестков  цветов?  (От
    вет: 30)
  2. Оля, Таня, Юля и Ира варили варенье.
    Две девочки варили его из смородины, две де
    вочки - из крыжовника. Таня и Ира варили ва
    ренье из разных ягод. Ира и Оля тоже варили
    его из разных ягод. Ира варила из крыжовника.
    Из каких ягод варила варенье каждая девочка?
  3. Если бы ты оказался в сказке, то на каком
    виде транспорта мог бы путешествовать? На
    зови как можно больше видов транспорта.
  4. "И рушник вышивала..."

Не отрывая карандаша от бумаги и не проводя дважды по одной линии, попробуй нарисовать этот узор для вышивания.

5. "Сложи квадрат".

Составь из предложенных восьми фигур один квадрат.

6. Цифрами зашифрована украинская пословица. Для того чтобы прочитать ее, воспользуйся двумя таблицами: ключевой, изображенной справа на рисунке, и... таблицей умножения.

3 

8 

12 

4 

4 

3 

2 

3 

1 

9 

2 

8 

6 

2 

2 

6 

1 

, 

1 

3 

1 

2 

3 

6 

4 

2 

8 

1 

(Ответ: "Гляди не на человека, а на его дела".) * Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения - вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит, и качество работы учителя.

Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребенку в классе, является творческая работа детей. Творческие задания при выполнении которых дети что-то придумывают, составляют, изобретают, должны предлагаться систематически.

В книге "Ступеньки творчества..." Б. П. Никитин пишет: "Сущность творчества - в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что математики называют математическим чутьем. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности. При их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности".

В работе с детьми часто использую развивающие игры. Они создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления. На уроках математики использую развивающие игры Б. П. Никитина "Сложи узор", "Обезьянка", "План и карта", "Внимание- угадайка!", "Сложи квадрат" и др.

С огромным желанием и интересом дети участвуют в игре "Сложи узор": предлагаются 16 квадратов, из которых нужно составить узор. Узоры напоминают контуры различных предметов, картин.

В игре дети выполняют 3 вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать из квадратов точно такие же узоры. Затем решают обратную задачу: глядя на квадраты, рисуют узор, который они образуют. И, наконец, - придумывают новые узоры из 9 или 16 квадратов, каких еще нет в образцах, т.е. выполняют творческую работу. Используя разное количество квадратов, можно изменять сложность заданий. В этой игре хорошо развиваегся способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.

Спектр задач по сложности может быть достаточно широким. Приведем задачи на составление маршрута и др. Более сложные задачи, нередко комбинационного характера.

1.        Игра ведется на шашечной доске с 16 по
лями (рис. I). В распоряжении двух играющих
по две шашки. Белые сделали ход В1 - Г2. Как
надо играть черным, чтобы выиграть?

Ответ: черным надо играть Г4 - ВЗ.

2.        Квадратная доска состоит из 4 квадратных
полей. На доске расположены три пуговицы - две
белые и одна черная - так, как показано на рисунке
2. За сколько ходов черная пуговица перейдет из
нижнего левого поля в верхнее правое поле (рис. 3)?

Ответ: за 5 ходов.

3.        Квадрат разделен на 9 равных клеток. В
трех из них записаны числа 1, 2, 3 так, как по
казано на рисунке 4. Запиши в свободных клет
ках числа 4, 5, 6, 7, 8, 9 так, чтобы сумма чисел
в каждом ряду и каждом столбце равнялась 15.

Ответ: см. рис. 5.

4.        Незнайка разделил квадрат на 9 клеток.
Он решил раскрасить весь квадрат красным,
зеленым, синим цветом так, чтобы в каждом
ряду и каждом столбце были клетки, раскра
шенные в разные цвета. Незнайка раскрасил
две клетки так, как показано на рисунке 6, и за
думался. Закончи работу Незнайки.

Ответ: см. рис. 7.

5.        Старая часть города имеет форму квадрата
и состоит из 8 квадратных кварталов, а также ква
дратной площади в центре. Каждый квартал име
ет четыре стороны. Улицы внутри старой части
города узкие. Двигаясь по ним, можно рассмот
реть здания по обе стороны улицы. Турист решил
осмотреть каждый квартал только с двух сторон
(любых). Ему надо начать движение от места, по
казанного на рисунке точкой А, и выйти к месту,
показанному на рисунке точкой Б (рис. 8). Со
ставь непересекающийся маршрут туриста.

Ответ: см. рис. 9

В творческом поиске легких побед не бывает! Если это будет осознано учеником и станет направляющим фактором в его учебных буднях, то можно с уверенностью сказать, что зерна труда учителя попадут в благодатную почву и дадут добрые всходы. Памятуя об этом, каждый успех ученика необходимо делать достоянием всего класса. Уметь разделить радость искренне и полно - редкое качество человека. Считанные секунды нужны для того, чтобы улыбнуться ободряюще, сказать доброе слово, а сколько прибавят они и уроку, и ребенку? (Ш а т а л о в В. Ф. "Точка опоры").

Решение творческих задач разной степени трудности обеспечивает всем детям развитие мышления. Так, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свои творческие способности в условиях решения нестандартных задач, требующих сообразительности и находчивости. А дети слабоуспевающие, решая задачи нестандартные, но относительно легкие, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определенному плану.

Обсуждая разные варианты поиска путей решения задач, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой план и опровергают иные планы. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются успешными и верными, а другие - неуспешными, ошибочными. Помимо намерения добиться успешного результата появляются познавательный интерес, стремление обнаружить причины получения успешного результата. Возникновение познавательного интереса ценно для развития личности младшего школьника. Устойчивость этого интереса - залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе.

Задача формирования вычислительных навыков  является     центральной в курсе преподавания математики в начальной школе. Однако, не всегда вычислительные навыки у учащи...

Интегрированный урок математики и информатики по теме"Алгоритмы. Использование, построение алгоритмов при решении задач и при формировании вычислительных навыков", 2 класс

Веду факультативный курс "Информатика в играх и задачах" (автор Горячев А.В.) Одна из основных целей курса - развитие логического мышления. На этом уроке отрабатывалась одна из тем информатики "Алгори...

Презентация по теме "Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы"

Презентация раскрывает роль устного счёта в выработке вычислительных навыков у учащихся и развитии личностных качеств у учащихся....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «РОЛЬ УСТНОГО СЧЁТА В ФОРМИРОВАНИИ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РЕБЁНКА»

Роль устного счёта в формировании навыков и в развитии личностных качеств ребёнка....

«Использование информационных технологий при формировании вычислительных навыков у младших школьников»

Педагогический проект по курсам повышения квалификации. Презентация к данному проекту....

Формирование вычислительных навыков в системе Л. В. Занкова

В статье раскрываются некоторые вопросы формирования вычислительных навыков, которые с успехом применяются и в других системах обучения....