Рабочая программа по математике 1 класс ФГОС
рабочая программа по математике (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
с. Ныр Тужинского района Кировской области
Обсуждена на заседании ШМО Согласована Утверждена
Руководитель______________ заместитель по учебной работе __________ директор МКОУ СОШ с. Ныр _________
/Малышева Е.Л./ /Кошкина Л.В./ /Тохтеева Н.Г./
1 класс
Автор – составитель
Малышева Е.Л.
учитель начальных классов.
с. Ныр 2012 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:
- Математическое развитие младших школьников.
- Формирование системы начальных математических знаний.
- Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Общая характеристика курса
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
— развитие пространственного воображения;
— развитие математической речи;
— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
— развитие познавательных способностей;
— воспитание стремления к расширению математических знаний;
— формирование критичности мышления;
— развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.
Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.
Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.
Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.
При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.
Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.
Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.
Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.
В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.
Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.
Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.
Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.
Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.
Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.
Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Место курса в учебном плане
На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели).
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА в 1 классе
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 20.Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия
Сложение, вычитание. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Свойства сложения и вычитания: переместительное свойство сложения. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на …», «меньше на …». предметов, общий расход) и др.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник) для выполнения построений.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы. Чтение и заполнение таблиц.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 1 класса
Обучающиеся должны знать:
Названия и последовательность чисел от 0 до 20; названия и обозначение действий сложения и вычитания.
Таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
Обучающиеся должны уметь:
Считать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
Находить значение числового выражения в 1 – 2 действия в пределах 10 (без скобок);
Решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.
Количество часов в год – 132.
Количество часов в неделю – 4.
Учебно–тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Подготовка к изучению чисел. Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления. Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. Числа от 11 до 20. Нумерация. Числа от 11 до 20. Табличное сложение и вычитание. Итоговое повторение. | 8 ч. 28 ч. 59 ч. 13 ч. 21 ч. 3 ч. |
Итого | 132 ч. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (132 ч)
№ урока | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | дата | ||
тема | Элементы содержания | ||||
Первая четверть (36 ч) ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ ЧИСЕЛ. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (8 ч) | По плану | По факту | |||
Обучающиеся должны уметь:
| |||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. (с.2-3) Счёт предметов. (с.4-5) Отношения «сверху», «снизу», «слева», «справа». (с.6-7) Отношения «раньше», «позже», «сначала», «потом». (с.8-9) Столько же. Больше. Меньше. (с.10-11) На сколько больше? На сколько меньше? (с.12-13) На сколько больше? На сколько меньше? (с.14-15) Повторение и обобщение изученного по теме «Подготовка к изучению чисел». Проверочная работа. (с.16-20) | Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. Счёт предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов. Отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на …» Пространственные и временные представления. Местоположение предметов, взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: выше — ниже, слева — справа, левее — правее, сверху — снизу, между, за. Направления движения: вверх, вниз, налево, направо. Временные представления: раньше, позже, сначала, потом. | Называть числа в порядке их следования при счёте. Отсчитывать из множества предметов заданное количество (8—10 отдельных предметов). Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько. Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за. Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее). | ||
ЧИСЛА ОТ 1 до 10. ЧИСЛО 0 Нумерация (28 ч) | |||||
Обучающие должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
| |||||
9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. | Числа от 1 до 10. Один. Много. (с.21-23) Числа от 1 до 10. Число и цифра 2. (с.24-25) Числа от 1 до 10. Число и цифра 3. (с.26-27) Числа от 1 до 10. Знаки «+», «-», «=». (с.28-29) Числа от 1 до 10. Число и цифра 4. (с.30 -31) Длиннее, короче. (с. 32 -33) Числа от 1 до 10. Число и цифра 5. (с.34-35) Числа 1 до 5. Состав числа 5. (с.36-37) Числа от 1 до 10. Закрепление изученного материала. (с.38-39) Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. (с.40-41) Ломаная линия. (с.42-43) Ломаная линия. (с.44-45) Знаки «>», «<», «=». (с.46-47) Равенство. Неравенство. (с. 48-49) Многоугольники. (с.50-51) | Цифры и числа 1—5 . Названия, обозначение, последовательность чисел. Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. Принцип построения натурального ряда чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», «–», «=». «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: определение закономерностей построения рядов, содержащих числа, геометрические фигуры, и использование найденных закономерностей для выполнения заданий; простейшая вычислительная машина, которая выдаёт число следующее при счете сразу после заданного числа . Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине» Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник Знаки «>», «<», «=». Понятия «равенство», «неравенство» . Состав чисел от 2 до 5 из двух слагаемых. | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел. Писать цифры. Соотносить цифру и число. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную. Различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.). Строить многоугольники из соответствующего количества палочек. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами. Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «>», «<», «=». Составлять числовые равенства и неравенства. Упорядочивать заданные числа. | ||
24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. | Числа 6 и 7. Письмо цифры 6. (с.52-53) Числа 6 и 7. Письмо цифры 7. (с. 54-55) Числа 8 и 9. Письмо цифры 8. (с.56-57) Числа 8 и 9. Письмо цифры 9. (с.58-59) Число 10. Запись числа 10. (с.60-61) Числа от 1 до 10. Закрепление. (с.62-63) Наши проекты. Математика вокруг нас. (с. 64-65) Сантиметр. (с.66-67) Уменьшить на… Увеличить на… (с.68-69) Число и цифра 0. (с.70-71) Число 0, сложение и вычитание с числом 0. (с.72-73) «Страничка для любознательных» (с.74-75) Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». (с.76-78) | Цифры и числа 6—9. Число 0. Число 10. Состав чисел от 2 до 10 из двух слагаемых. Названия, обозначение, последовательность чисел. Чтение, запись и сравнение чисел. Проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» Единица длины сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах. Вычерчивание отрезков заданной длины Понятия «увеличить на …, уменьшить на …» «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: определение закономерностей построения таблиц; простейшая вычислительная машина, которая работает как оператор, выполняющий арифметические действия сложение и вычитание; задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…» Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа | Отбирать загадки, пословицы и поговорки. Собирать и классифицировать информацию по разделам (загадки, пословицы и поговорки). Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах). Использовать понятия «увеличить на …, уменьшить на …» при составлении схем и при записи числовых выражений. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. | 22.10. 23.10 24.10 25.10 29.10 | |
Вторая четверть (28 ч) ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10 Сложение и вычитание (28 ч) | |||||
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
| |||||
37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. | Защита проектов. Урок-отчёт о проделанной работе по проектам. Прибавить и вычесть число 1. + 1, - 1. Знаки +, -, = ( плюс, минус, равно). (с.80-81) Прибавить и вычесть число один. + 1+ 1, - 1 - 1. (с.82-83) Прибавить и вычесть число 2. + 2, - 2. Приёмы вычитаний. (с.84-85) Слагаемые. Сумма. Использование этих терминов при чтении записей. (с.86-87) Задача (условие и вопрос задачи). (с.88-89) Задача. Составление и решение задач на сложение и вычитание по одному рисунку. (с. 90-91) Таблицы сложения и вычитания с числом 2. ( ± 2). (с.92-93) Присчитывание и отсчитывание по 2. (с.94-95) Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. (с.96-97) «Страничка для любознательных». (с.98-99) Закрепление изученного материала. Что узнали. Чему научились. Проверка знаний.(с.100-101) «Страничка для любознательных». (с.102-103) Сложение и вычитание вида ± 3. Приёмы вычислений. (с.104-105) Сложение и вычитание вида ± 3. (с.106-107) Сравнение длин отрезков. (с.108-109) Таблицы сложения и вычитания с числом 3. ( ± 3). (с.110-11) Присчитывание и отсчитывание по 3. (с.112-113) Решение текстовых задач.(с.114-115) Решение текстовых задач. (с.114-115) «Страничка для любознательных» (с.118-119) Закрепление изученного материала. (с.120-123) Закрепление изученного материала. Прибавить и вычесть число 3. Закрепление изученного материала. Закрепление изученного материала. «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения». Закрепление изученного материала. (с.124-125) Закрепление изученного материала. Решение задач изученных видов. | Сложение и вычитание вида □ ± 1, □ ± 2. Конкретный смысл и названия действий сложение и вычитание. Названия чисел при сложении (слагаемые, сумма). Использование этих терминов при чтении записей. Сложение и вычитание вида □ + 1, □ – 1, □ + 2, □ – 2. Присчитывание и отсчитывание по 1, по 2 . Задача. Структура задачи (условие, вопрос). Анализ задачи. Запись решения и ответа задачи. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению
Повторение пройденного Сложение и вычитание вида □ ± 3. Приёмы вычислений Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение задач. «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: классификация объектов по заданному условию; задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…», логические задачи. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Анализ результатов | Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма). Выполнять сложение и вычитание вида: □ ± 1, □ ± 2. Присчитывать и отсчитывать по 2. Работать на простейшей вычислительной машине, используя её рисунок.
Выделять задачи из предложенных текстов. Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Выполнять сложение ми вычитание вида □ ± 3. Присчитывать и отсчитывать по 3. Дополнять условие задачи одним недостающим данным
Контролировать и оценивать свою работу. | 12.11 13.11 14.11 14.11 19.11 20.11 21.11 22.11 03.12 04.12 05.12 06.12 10.12 11.12 12.12 13.12 17.12 18.12 19.12 20.12 | |
Третья четверть (40 ч) ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10 Сложение и вычитание (продолжение) (31 ч) | |||||
65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. | Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9. (с.4-5;часть2) Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) (с.6) Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) (с.7) Сложение и вычитание вида ± 4. Приёмы вычислений. (с.8) Закрепление изученного. ± 4. Приёмы вычислений. (с.9) На сколько больше? На сколько меньше? (с.10) Решение задач на разностное сравнение чисел. (с.11) Таблицы сложения и вычитания с числом 4. ( ± 4). (с.12) Решение задач. (с.13) Перестановка слагаемых. (с.14) Применение переместительного свойства сложения для случаев вида + 5, 6, 7, 8,9. (с.15) Составление таблицы для случаев вида □ + 5,6, 7, 8, 9. (с.16) Состав чисел в пределах 10. (с.17) Состав чисел в пределах 10. (с.18) Закрепление изученного. Решение задач. (с.19-21) Что узнали. Чему научились. «Странички для любознательных». (с.22-25) Закрепление изученного. Проверка знаний. Связь между суммой и слагаемыми. (с.26) Связь между суммой и слагаемыми. (с.27) Решение задач. (с.28) Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей. (с.29) Решение примеров вида 6 - □, 7 - □. Состав чисел 6, 7. (с.30-31) Закрепление приёма вычислений вида 6 - □, 7 - □. Решение задач. Вычитание вида 8 - □, 9 - □. (с.32) Закрепление приёма вычислений вида 8 - □, 9 - □. Решение задач.(с.33) Вычитание вида 10 - . (с.34) Закрепление изученного. Решение задач. (с.35) Единицы массы. Килограмм (с.36-37) Единицы вместимости. Литр. (с. 38) Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились»(39-41) Проверочная работа. «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма) (с.42-43) | Сложение и вычитание. Повторение пройденного: вычисления вида □ ± 1, 2, 3. Решение текстовых задач. Сложение и вычитание вида □ ± 4
Применение переместительного свойства сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: построение геометрических фигур по заданным условиям; логические задачи; задания с высказываниями, содержащими логические связки «все», «если…, то…» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Связь между суммой и слагаемыми. Использование этих терминов при чтении записей Вычитание в случаях вида 6 – □, 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □. Состав чисел 6, 7, 8, 9, 10 Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания — обобщение изученного. Подготовка к решению задач в два действия — решение цепочки задач. Единица вместимости литр Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. | Выполнять вычисления вида: □± 4. Решать задачи на разностное сравнение чисел. Применять переместительное свойство сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9. Проверять правильность выполнения сложения, используя другой приём сложения, например приём прибавления по частям (□ + 5 = □ + 2 + 3). Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств. Выполнять вычисления вида: 6 – □ , 7 – □, 8 – □, 9 – □, 10 – □, применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9, 10 и знания о связи суммы и слагаемых. Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10. Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. Взвешивать предметы с точностью до килограмма. Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы. Сравнивать сосуды по вместимости. Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности. Контролировать и оценивать свою работу и её результат | ||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20 Нумерация (13 ч) | |||||
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
| |||||
96. 97. 98. 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. | Название и последовательность чисел от 11 до20. (с.45-47) Образование чисел из десятка и нескольких единиц. (с.48-49) Запись и чтение чисел второго десятка. (с.50) Единицы длины. Дециметр. (с.51) Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. (с. 52). Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. (с.53). «Странички для любознательных» (с.54-55) Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». (с.56-59) Проверочная работа. Работа над ошибками. Подготовка к решению задач в два действия. (с.60-61) Повторение. Подготовка к решению задач в два действия. (с.60-61) Составная задача. (с.62-63) Составная задача. (с.62-63) | Нумерация. Числа от 1 до 20. Названия и последовательность чисел.
Запись и чтение чисел второго десятка. Единица длины дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром. Случаи сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10. «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: сравнение массы, длины объектов; построение геометрических фигур по заданным условиям; простейшие задачи комбинаторного характера. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Контроль и учёт знаний Текстовые задачи в два действия. План решения задачи. Запись решения. Решение текстовых задач включается в каждый урок.
| Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте. Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4, 18 – 10, основываясь на знаниях по нумерации.
Решать задачи в два действия. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях | ||
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 20 Сложение и вычитание (продолжение) (21 ч) | |||||
109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. (с.64-65) Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 2, □ + 3 (с.66) Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 4 (с.67) Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 5 (с.68) Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 6 (с.69) Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 7 (с.70) Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида □ + 8, □ + 9 (с.71) Таблица сложения.(с.72-73) «Странички для любознательных» (с.74-75) Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» Общие приёмы табличного вычитания с переходом через десяток. (с.80-81) Вычитание вида 11- □. (с.82) Вычитание вида 12- □. (с.83) Вычитание вида 13- □. (с.84) Вычитание вида 14- □. (с.85) Вычитание вида 15- □. (с.86) Вычитание вида 16- □. (с.87) Вычитание вида 17- □ и 18- □ . (с.88) Закрепление изученного. (с.89) Повторение пройденного. «Странички для любознательных»(с.90-93) Наши проекты. «Математика вокруг нас». Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты. | Табличное сложение. Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. Рассмотрение каждого случая в порядке постепенного увеличения второго слагаемого (□ + 2, □ + 3, □ + 4, □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9). Состав чисел второго десятка. Таблица сложения. «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: определение закономерностей в составлении числового ряда; задачи с недостающими данными; логические задачи. Повторение пройденного «Что узнали. Чему
1) приём вычитания по частям (15 – 7 = 15 – 5 – 2); 2) приём, который основывается на знании состава числа и связи между суммой и слагаемыми. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». «Странички для любознательных» — задания творческого и поискового характера: логические задачи; задания с продолжением узоров; работа на вычислительной машине, выполняющей вычисление значения числового выражения в два действия; цепочки. Проект: «Математика вокруг нас». Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». | Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Моделировать приёмы выполнения действия вычитание с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Собирать информацию: рисунки, фотографии клумб, цветников, рабаток. Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования. Составлять свои узоры. Контролировать выполнение правила, по которому составлялся узор. Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы. | 15.04 16.04 | |
Итоговое повторение (3 часа) | |||||
130. 131. 132. | Контрольная работа. «Проверим себя и оценим свои достижения» Анализ результатов. Закрепление изученного. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | Контрольная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. Закрепление изученного материала. Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе». | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее |
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
Информационное
- Моро М. И. и др. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы.
- Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования.
- Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник. 1 класс. В 2 частях.
- Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 частях. № 1 и № 2.
- Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 1 класс.
- Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику. Тетради с заданиями высокого уровня сложности. 1 класс.
- Бантова М. А. , Бельтюкова Г. В.,Степанова С. В. Математика. Методическое пособие. 1 класс.
- Волкова С. И. Математика. Устные упражнения. Дидактические материалы. 1 класс.
- Волкова С. И., Пчёлкина О. Л. Математика и конструирование. 1 класс. (Пособие для факультатива).
- Разрезной счётный материал по математике (Приложение к учебнику 1 класса).
- Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Комплект таблиц для начальной школы. 1 класс.
- Контрольно – измерительные материалы «Математика» 1класс./ Сост. Т.Н. Ситникова.
- «2500 задач по математике». Узорова О.В., Нефёдова Е.А.
- «2200 задач по математике». Узорова О.В., Нефёдова Е.А.
- «Сборник текстовых задач по математике (1 – 4класс). Беденко М.В.
- Математика. Тесты: начальная школа. 1-4 классы. Учебно – методическое пособие.
- «Занимательные материалы». Начальная школа.
- Дидактические материалы по математике для 1 класса четырёхлетней начальной школы: Пособие для учащихся.
Медиаресурсы. Электронные учебные пособия.
- Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс. (Диск CD – ROM), авторы С. И. Волкова, М. К. Антошин, Н. В. Сафронова.
- Уроки Кирилла и Мефодия «Математика» начальная школа (1 – 4 диск),
- Математика 1 класс «Взаимно обратные задачи (медиатека № 32),
- «Математические записи», «Использование букв латинского алфавита в математике» (медиатека № 33),
- «Математические записи» (медиатека № 34).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике по ФГОС 3 класс
Представлена примерная рабочая рограмма по математике "Школа России" по учебнику Моро на 2012-2013 учебный год....
Рабочая программа по математике по ФГОС
Рабочая программа по математике по ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века". 2 класс...
рабочая программа по математики по ФГОС 1 класс (Школа России)
рабочая программа по математике по ФГОС 1класс...
Рабочая программа по математике ПНШ ФГОС 1-4 класс
Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...
Рабочая программа по математике по ФГОС 1 класс
Рабочая программа по математике по ФГОС 1 класс...
Рабочая программа по математике по ФГОС 2 класс
Курс математики для 1–4 классов начальной школы, реализующий программу «Учусь учиться», является частью непрерывного курса математики для дошкольников, начальной школы и 5−6 классов средней школы обра...
Рабочая программа по математике, реализующая ФГОС НОО 3 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по математике составлена на основе сборника программ для четырехлетней начальной школы УМК «Школа России», 3 класс...