Сценарий урока "Окружность", 2 класс
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Данилюк Елена Степановна

 Цель урока: познакомить учащихся с понятием "окружность", пропедевтика понятия "круг".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhnost_2_klass.docx36.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Окружность»

Предмет :математика

Класс:  2

Дидактическое обоснование: учебник математики для 2 класса( III часть)  авторы Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П., УМК «Школа 2100»,

Тип урока: «Открытие новых знаний»,

Дидактическая цель: познакомить учащихся  с понятием  «окружность», пропедевдика понятия «круг»

Задачи урока:

-получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах;

-развитие практических умений- пользование циркулем;

-развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;

- воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;

       -воспитывать толерантность, самостоятельность, аккуратность.

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

Аппаратное и программное обеспечение 

-ПК, мультипроектор, интерактивная доска, средства Microsoft Office

Вид используемых на уроке средств ИКТ        презентация,  планшет

Обрудование

Для учителя: демонстрационный циркуль, карточки со словами, 2ленты, предметы (обруч, пяльца, кольцо), Смайлы для самооценки учащихся

Для учащихся: циркуль, линейка, карандаш ,карточки

Список используемых источников:

2.Технологическая карта занятия

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дидактический материал и оборудование на этапе

1.Самоопределение к деятельности

(организационный момент)

2 МИН.

9.30-9.32

Включение детей в деятельность

Настрой   на работу

В начале урока предлагаю вам вспомнить детскую песенку о дружбе.

Почему я решила в начале урока математики включить для вас эту запись?

У вас есть друзья в нашем классе?

Какие качества нужны для дружбы?

Предлагаю вам еще раз вспомнить и назвать их на сегодняшнем уроке. Оформить свой словарик .

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку,

записывают дату и классная работа

говорят о дружбе, слушают песню

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

На доске число ,классная работа

Запись песни «Если с другом вышел в путь»

ДРУЖБА

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 

3 МИН.

9.32-9.35

1  -Посмотрите на слайд. Как можно назвать предметы, изображённые на слайде?

- В каждой строке исключите «лишнюю» фигуру, по признаку «форма».

- Что объединяет оставшиеся  фигуры? - Исключите «лишние», объясни…

- Что помогло вам найти «лишние» фигуры?  

- Скажите, а в дружбе это качество важно? Предлагаю добавить его в словарь.

- Как называются оставшиеся фигуры?

- Вы считаете, что эти фигуры – круги, я не совсем согласна. Не все из фигур являются кругами, а как называются эти  фигуры, вы узнаете, если справитесь с заданиями  устного счёта.

-Геометрические фигуры

Называют лишние фигуры.

_-Не имеют углов.

-Овал..

-Внимание

Делают предположения.

Познавательные: логические-

анализ объектов с целью выделения признаков,  выбор оснований для сравнения, классификации.

Регулятивные :прогнозирование

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные:

Уменпие выражать свои мысли с достаточной точностью и полнотой.

Презентация

Слайд1

«Геометрические фигуры»

Карточка «ВНИМАНИЕ»

2.Организует устный счет

-Тему нашего урока мы узнаем, если верно выполним арифметические вычисления

 Записывают :Уст.счет

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-

анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные:

Контроль,

самооценка навыков,

коррекция, саморегуляция.

Доска

2.Организует команды

Предлагаю вам разделиться на команды, по вариантам.

В тетрадь записать только ответы.

Первый решивший, получает право записать ответы на доске.

 Оцените свою работу.

☺ - работал самостоятельноно, не допустил ошибок

:I - работал с помощью или допустил 1 -2 ошибки

☹ - Допустил много ошибок, было тяжело.

- Что помогло вам справиться с этим заданием.

-   Усердие – это большое старание, прилежание. Это качество важно для настоящего друга?

Давайте распределим числа в порядке возрастания.

Решают примеры устно, в тетрадь записываю ответы.

Кто первый решил , выходит к доске и записывает ответы.

Оценивание своей работы.

Распределяют числа.

Читают тему.

-Усердие.

На доске1 1.команда.

   23+37

  54-49

78+16

5+4*8

9-72:9

2 команда

4*5-4

54:6+8

5*7-4

64-36

48+33

Карточки с цифрами/буквами,

Смайлы для самооценки

Карточка УСЕРДИЕ

 3..Записывает тему урока - «Окружность »

- Так на какие 2 группы можно разделить оставшиеся на слайде геометрические фигуры?

- Вы можете сейчас указать где круг, а где окружность?

Записывают в тетради тему урока.

-Круги и окружности.

Доска

Слайд 2

3.Постановка учебной задачи

1 МИН.

9.35-9.36

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

- Что вы знаете об окружности?

-Что это?

-Вы можете ее построить?

-Вам приходилось встречаться с окружностью в повседневной жизни?

 

Ставят цели, формулируют тему урока.

-Узнаем, что такое окружность и что такое круг. Научимся строить эти геометрические фигуры.

 

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные:

постановка вопросов;

  общеучебные

Формулирование познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы

 

 Слайд2

4. Построение проекта выхода из затруднения 

 

6 МИН.

9.36-9.42

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации

- Из набора геометрических фигур выберите и покажите знакомую вам фигуру круг.

-Опишите ее.

- Что общего у окружности с кругом?

-Но мы знаем еще округлую фигуру- овал.(Чертит (временно) овал)

-Почему ее мы посчитали лишней?

(Подготовка к инсценировке   Настя, Влад Ли)

_Давайте проведем эксперимент.  

 

-Каким свойством обладают и круг, и окружность?

- А в чем отличие окружности от круга?

-      У круга есть одна подруга,

Знакома всем её наружность,

Она идёт по краю круга

И называется  - (окружность).

- Инсценировка

Учитель

Встретилась Окружность с Кругом,

Спорить стали вот о чём:

Кто главнее всех в округе,

Кто сначала, кто потом?

Круг сказал, что он главнее:

Влад

«Я большой и, посмотри, -

Весь заполнен в середине,

Есть по краю и внутри».

Учитель

Тут воскликнула Окружность:

Настя

« Жить не сможешь без меня.

Я ведь линия сплошная

И граница я твоя».

Учитель

Долго спорили фигуры

Кто из них кого главней,

И соседей опросили

И знакомых, и друзей,

Но закончить этот спор

       Не смогли и до сих пор.

-Как бы вы ответили?

-А в жизни вы встречались с предметами , имеющими форму круга?  Окружности?

 -Рассмотрите предметы, на доске.

-Какой лишний? Почему?

Игра «Круг или окружность» -крышка,

-бублик,-тарелка,-баранка, -колечко, -браслет, блин , зеркало.

-

Исследуют новый материал

Показывают.

-Она имеет округлую форму.

-Геометрические фигуры,которые не имеют углов. Округлой формы.

Высказываются

Вызываются 8 учеников  и встают в круг.,потом в  овал.   Один конец ленточки у ученика, стоящего в центре, другой - передают по очереди другие ученики, стоящие в кругу или овале. Заметив, что длина ленточки не меняется, дети убеждаются, что все точки окружности равноудалены от центра. На этом же этапе сравнивают 2 фигуры и определяют с помощью свойства окружности, которая из них является окружностью.

-Равноудаленность

 -Она- линия, граница круга.

Сюрприз от Влада и Насти.

.

-Это геом. фигуры. Сходство: равноудаленность,  различие: круг-заполняет плоскость, а окружность нет.

Примеры Форму круга  могут иметь  тарелка, блюдце, барабан…, окружности – кольцо, колесо велосипеда…

 -Монета. Вся ее форма заполнена, а у остальных предметов, пространство внутри свободное, незаполненное, они имеют форму окружности.

Хлопают в ладоши, когда слышат название предмета с формой 2окружность»

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные:

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

 

Наборы геометрических фигур

Планшет « Фигуры.Круги, Окружности»

2 ленточки

Карточка «Равноудаленность»

Шапочки «Круг», «Окружность», слова для инсценировки

 

Планшет

«классификация предметов» или слайд3

Физминутка 

1 МИН.

9.42-9.43

Снятие усталости с глаз

1.Зажмурить глаза, открыть , проследить за точкой.

Следят глазами за двигающимися  по экрану фигурками

 

Слайд 4

Практическая работа  

6 мин

9.43-9.49

Организация деятельности по применению новых знаний

-Начертите окружность в тетради, ученик на доске.

-Как предлагаете? Как на технологии?

-Начертите  окружность большую, меньшую.

-Послушайте загадку:

Мой предмет – циркач лихой,

Чертит круг одной ногой.

Может он согнуть колено,

Если выйдет на арену,

А другой проткнуть бумагу,

Уцепился и ни шагу!

- Посмотрите – какие разные бывают циркули. Само слово циркуль происходит от латинского «циркулюс» - круг, окружность. Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя. Самый старый железный циркуль нашли во Франции. Он пролежал в земле более 2000 лет.

- С каким словом созвучно? «Цирк – циркуль «циркулюс» (круг).  У цирка арена круглая, что представляется удобным для просмотра выступления артистов цирка.

Знакомство с устройством циркуля и правилами ТБ в обращении с колющим предметом.

-Возьмите  циркули. Найдите ножки, головку, иглу, грифель (стержень внутри карандаша). На ножке игла – значит, как обращаться с  циркулем?  

-Как правильно пользоваться циркулем?

-Начертите в тетради окружность.

-?

Демонстрирует   на доске

-- Обозначьте в окружности точку, в которой находилась игла. Ее принято называть буквой О

-  Поставьте на окружности точку А. Соедините точки О и А.

 Что получили?). (На планшете)  ОА=  см

-Поставьте еще 5 точек на окружности, соедините их с точкой О.

- Что у вас получилось?

-Выпишите их название, измерьте и запишите их длины.

-Что вы заметили?

Как можно назвать эту точку.  

-  О-это центр окружности.  Назовём его точкой О. (словарь).

-Ребята, отрезок ОА – это радиус окружности. Сколько радиусов  мы начертили  сейчас?

-А сколько возможно?()

- Что такое радиус?  

-Какое качество нам помогло выполнить задания.

Сталкиваются с проблемой: как начертить равноудалено.

-Шаблоны. Обводят.

- Нет шаблонов.

Знакомство с устройством циркуля и правилами ТБ в обращении с колющим предметом.

Варя расскажет или кто умеет чертят.

Алгоритм

  1. Берем циркуль в правую руку  за головку.
  2. Разводим концы его ножек
  3. Упираем ножку с иглой в поверхность
  4. Поворачиваем ножку с грифелем, касаясь бумаги
  5. Замыкаем линию.

Чертят циркулем.

-Отрезок ОА

5 отрезков.

Наблюдают за длиной отрезков.

-Они одинаковые.

-Цетр

-5

-Много.

-Отрезка от центра до окружности.

-Терпение

Планшет

Презентация слайд 5

Карточка ЦИРКУЛЬ

Слайд6 «Алгоритм»

Планшет, инструмент «циркуль»

Каточка ЦЕНТР ОКРУЖНОСТИ

РАДИУС ОКРУЖНОСТИ

Слайд 7

Карточка «ТЕРПЕНИЕ»

 5. Первичное закрепление

4 МИН.

9.49-9.53

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

-Учебник с. 36 правило. Отметим !», что уже вы  узнали нового.

-А почему у вас получились разные по размеру окружности?

-Какой радиус у твоей окружности?

-А как нам всем начертить одинаковые окружности?

-Как?

-Начертим окружность радиусом 2 см.

Приложить циркуль к линейке. Соединить первую ножку циркуля с нулём, а вторую с числом 2. Не сдвигая ножек, начертите окружность в тетради.

- Обозначьте центр, назовите его точкой А.

Давайте уточним алгоритм построения окружности, что изменилось?

- Что нам помогло нарисовать одинаковые окружности?

-

    - Оцените во втором кружочке свою работу

 - понял новое,  сумел начертить окружности,

:/ - понял новое, но работать циркулем пока не получается

 - ничего не получилось

Как оценивали работу?

-Для дружбы важна честность? Добавим в наш словарь.

Проговаривают способ решения в громкой  речи, выбирают рисунок и дают пояснение.

Читают правило

-Разные радиусы.

-Задать одинаковый радиус.

-С  помощью линейки.

Работают по алгоритму.

Алгоритм

  1. Приложить циркуль к линейке, одной ножкой на 0, другой на число
  2. Берем циркуль в правую руку  за головку, не сдвигая ножек
  3. Упираем ножку с иглой в поверхность
  4. Поворачиваем ножку с грифелем, касаясь бумаги
  5. Замыкаем линию
  6. Отмечаем центр окружности

-Умение договариваться.

-Честно.

 Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные - умение структурировать  знания, выбор наиболее эффективных  способов решения

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение  использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

  

Карточка УМЕНИЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ

Карточка ЧЕСТНОСТЬ

6.Физминутка

1 МИН. 9.53.-9.54

Снятие мышечного напряжения

«Ветер дует нам в лицо»

Выполнение упражнений под стихотворение

  1.  Применение знаний.

-Работа в паре

5 мин.

9.54-9.59

 

5 мин

9.59-10.04

-Самостоятельная работа

5мин

10.04-10.09

Организация деятельности по применению новых знаний

-Работа в паре с соседом по парте:

     - Какие качества ещё важны для настоящего друга?

   - Взаимопомощь – помощь друг другу. А вы помогать, договариваться умеете?

- Сейчас  проверим.

   -Возьми карточку. Выполните задания, работая паре. Для вас совет, чтобы успеть выполнить задание -  договоритесь с соседом – кто будет читать задание, кто – записывать, кто – чертить. На работу вам 3 минуты. Кто сколько успеет. Начали.

- Давайте проверим, что у вас получилась.

 Оценивание совместной работы

 - поняли  новое,  сумели  начертить окружности, успели все выполнить

:/ - поняли новое, но работать циркулем пока не получается, не все успели

 - ничего не получилось, мало успели сделать , не смогли договориться

- Какое качество помогло в работе с соседом?

- А вот как такую работу выполнили ваши ровесники.

Сережа чертил по 3 окружности  в минуту и работал  2 минуты, а Данила по 5 окружностей в минуту , потратив на работу тоже время. Сколько окружностей успели начертить ребята?

- Молодцы, ребята. Хорошо поработали, но вот сможете ли вы использовать новые знание  самостоятельно без помощи друга, учителя.

- Положите перед собой листочки. Перед вами 3 задания. Каждое задание стоит определённое количество баллов. 1з. – 2 балла, 2з. – 1 балл, 3 з. – 2 балла.  Вы можете выполнить 1задание, 2 или все 3. Оценку можно будет легко вычислить, сложив баллы выполненных заданий. Все 3 – 5, 1 и 3 – 4, 1 и 2 – 3

- На работу вам 3 минутки, по минуте на каждое задание. Первый кто выполнит, поднимает руку, я подойду проверить. Начали.

Посчитайте, сколько баллов вы заработали?  

Какое качество помогло выполнить задание? (умение работать самостоятельно, не мешать)  

Друг – это не только человек, с которым приятно и весело провести время, это еще и тот человек, который может оказать заботу, когда это необходимо, И который не мешает на уроке

Работа в паре.

-Взаимопомощь

Выполнение задания

Оценивание совместной работы

- Помощь друг другу (взаимопомощь

Решают задачу, оформляют

Самостоятельная работа.  

Оценивание…

Забота.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные - умение структурировать  знания, выбор наиболее эффективных  способов решения

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение  использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

 

Карточки с  заданием для работы в паре

Карточка ВЗАИМОПОМОЩЬ

Доска

Карточки с инд. заданием

Карточка ЗАБОТА

8. Обобщение

и систематизация знаний

.

1 МИН.

10.09-10.10

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

-Какие геометрические фигуры вы знаете?

-С каким инструментом познакомились?

-Где сможете применить знания?

Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, выявление внутрипредметных связей

круг

-окружность

-циркуль

- На уроках технологии нам понадобится умение чертить окружности для изготовления поделок.

 Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено  

Личностные: самоопределение

 

 

Словарь терминов на доске

9. Рефлексия деятельности

(итог урока).

Домашнее задание.

3 МИН.

10.10-10.15

1.Организация рефлексии

-Что было для вас новым на уроке?

-Какие черты характера помогли узнать новое?

-Какое качество помогало нам сегодня?

-Ваше настроение  после нашего урока?

2.Определяются задания для самоподготовки.  

-Придумать образы животных, которые состоят только из окружностей

-Учебник с.37 №2.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Дети фиксируют на полях тетради свои ощущения

Записывают домашнее задание

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные:

 рефлексия;

Личностные: смыслообразование

Словарь дружбы на доске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мастер-класса "Живи, ёлочка!"

Интегрированный мастер – класс по экологии, технологии и окружающему миру дает представление о том, что нужно беречь природу....

Сценарий праздника "Класс года"

Сценарий праздника  является стартом игры в начальной школе "Класс года"....

Сценарий 4 класс

Сценарий выпускного вечера в 4классе...

Сценарий мастер-класса по теме: "Формула решения школьных конфликтов"

        Нарастающая сложность современных нравственных проблем приводит к необходимости проведения уроков человечности, которые помогли бы ребёнку особенно глубоко постигнут...

В детстве все бывает. Сценарий (4 класс)

Выпускной вечер в начальной школе в форме театрализованного музыкального представления. Цель: создание условий для развития у ребенка способности к духовному саморазвитию в дружном коллективе се...

Сценарий мастер -класса

Данный мастер-класс проводился в рамках педагогического совета по теме "Построение педагогической системы контроля и оценки учебных достижений учащихся начальных классов ", в ходе которого, мною был п...

Сценарий выпускного класса в 4 классе

Добрый день, дорогие друзья,-Гости, родители, учителя!Мы очень рады видеть васВ этот день и в этот час.И вот настал заветный день,Все чуточку грустны,И словно где- то бродит тень.И всем не до весны.У ...