Сценарий урока "Окружность", 2 класс
методическая разработка по математике (2 класс) по теме
Цель урока: познакомить учащихся с понятием "окружность", пропедевтика понятия "круг".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhnost_2_klass.docx | 36.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Окружность»
Предмет :математика
Класс: 2
Дидактическое обоснование: учебник математики для 2 класса( III часть) авторы Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П., УМК «Школа 2100»,
Тип урока: «Открытие новых знаний»,
Дидактическая цель: познакомить учащихся с понятием «окружность», пропедевдика понятия «круг»
Задачи урока:
-получить теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах;
-развитие практических умений- пользование циркулем;
-развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;
- воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;
-воспитывать толерантность, самостоятельность, аккуратность.
Методы обучения: продуктивный
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная, парная, групповая, индивидуальная
Аппаратное и программное обеспечение
-ПК, мультипроектор, интерактивная доска, средства Microsoft Office
Вид используемых на уроке средств ИКТ презентация, планшет
Обрудование
Для учителя: демонстрационный циркуль, карточки со словами, 2ленты, предметы (обруч, пяльца, кольцо), Смайлы для самооценки учащихся
Для учащихся: циркуль, линейка, карандаш ,карточки
Список используемых источников:
2.Технологическая карта занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Дидактический материал и оборудование на этапе |
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент) 2 МИН. 9.30-9.32 | Включение детей в деятельность Настрой на работу В начале урока предлагаю вам вспомнить детскую песенку о дружбе. Почему я решила в начале урока математики включить для вас эту запись? У вас есть друзья в нашем классе? Какие качества нужны для дружбы? Предлагаю вам еще раз вспомнить и назвать их на сегодняшнем уроке. Оформить свой словарик . | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, записывают дату и классная работа говорят о дружбе, слушают песню | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | На доске число ,классная работа Запись песни «Если с другом вышел в путь» ДРУЖБА |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 3 МИН. 9.32-9.35 | 1 -Посмотрите на слайд. Как можно назвать предметы, изображённые на слайде? - В каждой строке исключите «лишнюю» фигуру, по признаку «форма». - Что объединяет оставшиеся фигуры? - Исключите «лишние», объясни… - Что помогло вам найти «лишние» фигуры? - Скажите, а в дружбе это качество важно? Предлагаю добавить его в словарь. - Как называются оставшиеся фигуры? - Вы считаете, что эти фигуры – круги, я не совсем согласна. Не все из фигур являются кругами, а как называются эти фигуры, вы узнаете, если справитесь с заданиями устного счёта. | -Геометрические фигуры Называют лишние фигуры. _-Не имеют углов. -Овал.. -Внимание Делают предположения. | Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения, классификации. Регулятивные :прогнозирование Личностные: самоопределение. Коммуникативные: Уменпие выражать свои мысли с достаточной точностью и полнотой. | Презентация Слайд1 «Геометрические фигуры» Карточка «ВНИМАНИЕ» |
2.Организует устный счет -Тему нашего урока мы узнаем, если верно выполним арифметические вычисления | Записывают :Уст.счет | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков Регулятивные: Контроль, самооценка навыков, коррекция, саморегуляция. | Доска | |
2.Организует команды Предлагаю вам разделиться на команды, по вариантам. В тетрадь записать только ответы. Первый решивший, получает право записать ответы на доске. Оцените свою работу. ☺ - работал самостоятельноно, не допустил ошибок :I - работал с помощью или допустил 1 -2 ошибки ☹ - Допустил много ошибок, было тяжело. - Что помогло вам справиться с этим заданием. - Усердие – это большое старание, прилежание. Это качество важно для настоящего друга? Давайте распределим числа в порядке возрастания. | Решают примеры устно, в тетрадь записываю ответы. Кто первый решил , выходит к доске и записывает ответы. Оценивание своей работы. Распределяют числа. Читают тему. -Усердие. | На доске1 1.команда. 23+37 54-49 78+16 5+4*8 9-72:9 2 команда 4*5-4 54:6+8 5*7-4 64-36 48+33 Карточки с цифрами/буквами, Смайлы для самооценки Карточка УСЕРДИЕ | ||
3..Записывает тему урока - «Окружность » - Так на какие 2 группы можно разделить оставшиеся на слайде геометрические фигуры? - Вы можете сейчас указать где круг, а где окружность? | Записывают в тетради тему урока. -Круги и окружности. | Доска Слайд 2 | ||
3.Постановка учебной задачи 1 МИН. 9.35-9.36 | Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации - Что вы знаете об окружности? -Что это? -Вы можете ее построить? -Вам приходилось встречаться с окружностью в повседневной жизни?
| Ставят цели, формулируют тему урока. -Узнаем, что такое окружность и что такое круг. Научимся строить эти геометрические фигуры.
| Регулятивные: целеполагание; Познавательные: постановка вопросов; общеучебные Формулирование познавательной цели; Логические: формулирование проблемы |
Слайд2 |
4. Построение проекта выхода из затруднения
6 МИН. 9.36-9.42 | Организация учащихся на исследование проблемной ситуации - Из набора геометрических фигур выберите и покажите знакомую вам фигуру круг. -Опишите ее. - Что общего у окружности с кругом? -Но мы знаем еще округлую фигуру- овал.(Чертит (временно) овал) -Почему ее мы посчитали лишней? (Подготовка к инсценировке Настя, Влад Ли) _Давайте проведем эксперимент.
-Каким свойством обладают и круг, и окружность? - А в чем отличие окружности от круга? - У круга есть одна подруга, Знакома всем её наружность, Она идёт по краю круга И называется - (окружность). - Инсценировка Учитель Встретилась Окружность с Кругом, Спорить стали вот о чём: Кто главнее всех в округе, Кто сначала, кто потом? Круг сказал, что он главнее: Влад «Я большой и, посмотри, - Весь заполнен в середине, Есть по краю и внутри». Учитель Тут воскликнула Окружность: Настя « Жить не сможешь без меня. Я ведь линия сплошная И граница я твоя». Учитель Долго спорили фигуры Кто из них кого главней, И соседей опросили И знакомых, и друзей, Но закончить этот спор Не смогли и до сих пор. -Как бы вы ответили? -А в жизни вы встречались с предметами , имеющими форму круга? Окружности? -Рассмотрите предметы, на доске. -Какой лишний? Почему? Игра «Круг или окружность» -крышка, -бублик,-тарелка,-баранка, -колечко, -браслет, блин , зеркало. - | Исследуют новый материал Показывают. -Она имеет округлую форму. -Геометрические фигуры,которые не имеют углов. Округлой формы. Высказываются Вызываются 8 учеников и встают в круг.,потом в овал. Один конец ленточки у ученика, стоящего в центре, другой - передают по очереди другие ученики, стоящие в кругу или овале. Заметив, что длина ленточки не меняется, дети убеждаются, что все точки окружности равноудалены от центра. На этом же этапе сравнивают 2 фигуры и определяют с помощью свойства окружности, которая из них является окружностью. -Равноудаленность -Она- линия, граница круга. Сюрприз от Влада и Насти. . -Это геом. фигуры. Сходство: равноудаленность, различие: круг-заполняет плоскость, а окружность нет. Примеры Форму круга могут иметь тарелка, блюдце, барабан…, окружности – кольцо, колесо велосипеда… -Монета. Вся ее форма заполнена, а у остальных предметов, пространство внутри свободное, незаполненное, они имеют форму окружности. Хлопают в ладоши, когда слышат название предмета с формой 2окружность» | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
Наборы геометрических фигур Планшет « Фигуры.Круги, Окружности» 2 ленточки Карточка «Равноудаленность» Шапочки «Круг», «Окружность», слова для инсценировки
Планшет «классификация предметов» или слайд3 |
Физминутка 1 МИН. 9.42-9.43 | Снятие усталости с глаз 1.Зажмурить глаза, открыть , проследить за точкой. | Следят глазами за двигающимися по экрану фигурками |
Слайд 4 | |
Практическая работа 6 мин 9.43-9.49 | Организация деятельности по применению новых знаний -Начертите окружность в тетради, ученик на доске. -Как предлагаете? Как на технологии? -Начертите окружность большую, меньшую. -Послушайте загадку: Мой предмет – циркач лихой, Чертит круг одной ногой. Может он согнуть колено, Если выйдет на арену, А другой проткнуть бумагу, Уцепился и ни шагу! - Посмотрите – какие разные бывают циркули. Само слово циркуль происходит от латинского «циркулюс» - круг, окружность. Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя. Самый старый железный циркуль нашли во Франции. Он пролежал в земле более 2000 лет. - С каким словом созвучно? «Цирк – циркуль «циркулюс» (круг). У цирка арена круглая, что представляется удобным для просмотра выступления артистов цирка. Знакомство с устройством циркуля и правилами ТБ в обращении с колющим предметом. -Возьмите циркули. Найдите ножки, головку, иглу, грифель (стержень внутри карандаша). На ножке игла – значит, как обращаться с циркулем? -Как правильно пользоваться циркулем? -Начертите в тетради окружность. -? Демонстрирует на доске -- Обозначьте в окружности точку, в которой находилась игла. Ее принято называть буквой О - Поставьте на окружности точку А. Соедините точки О и А. Что получили?). (На планшете) ОА= см -Поставьте еще 5 точек на окружности, соедините их с точкой О. - Что у вас получилось? -Выпишите их название, измерьте и запишите их длины. -Что вы заметили? Как можно назвать эту точку. - О-это центр окружности. Назовём его точкой О. (словарь). -Ребята, отрезок ОА – это радиус окружности. Сколько радиусов мы начертили сейчас? -А сколько возможно?() - Что такое радиус? -Какое качество нам помогло выполнить задания. | Сталкиваются с проблемой: как начертить равноудалено. -Шаблоны. Обводят. - Нет шаблонов. Знакомство с устройством циркуля и правилами ТБ в обращении с колющим предметом. Варя расскажет или кто умеет чертят. Алгоритм
Чертят циркулем. -Отрезок ОА 5 отрезков. Наблюдают за длиной отрезков. -Они одинаковые. -Цетр -5 -Много. -Отрезка от центра до окружности. -Терпение | Планшет Презентация слайд 5 Карточка ЦИРКУЛЬ Слайд6 «Алгоритм» Планшет, инструмент «циркуль» Каточка ЦЕНТР ОКРУЖНОСТИ РАДИУС ОКРУЖНОСТИ Слайд 7 Карточка «ТЕРПЕНИЕ» | |
5. Первичное закрепление 4 МИН. 9.49-9.53 | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. -Учебник с. 36 правило. Отметим !», что уже вы узнали нового. -А почему у вас получились разные по размеру окружности? -Какой радиус у твоей окружности? -А как нам всем начертить одинаковые окружности? -Как? -Начертим окружность радиусом 2 см. Приложить циркуль к линейке. Соединить первую ножку циркуля с нулём, а вторую с числом 2. Не сдвигая ножек, начертите окружность в тетради. - Обозначьте центр, назовите его точкой А. Давайте уточним алгоритм построения окружности, что изменилось? - Что нам помогло нарисовать одинаковые окружности? - - Оцените во втором кружочке свою работу ☺ - понял новое, сумел начертить окружности, :/ - понял новое, но работать циркулем пока не получается ☹ - ничего не получилось Как оценивали работу? -Для дружбы важна честность? Добавим в наш словарь. | Проговаривают способ решения в громкой речи, выбирают рисунок и дают пояснение. Читают правило -Разные радиусы. -Задать одинаковый радиус. -С помощью линейки. Работают по алгоритму. Алгоритм
-Умение договариваться. -Честно. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика). |
Карточка УМЕНИЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ Карточка ЧЕСТНОСТЬ |
6.Физминутка 1 МИН. 9.53.-9.54 | Снятие мышечного напряжения «Ветер дует нам в лицо» | Выполнение упражнений под стихотворение | ||
-Работа в паре 5 мин. 9.54-9.59
5 мин 9.59-10.04 -Самостоятельная работа 5мин 10.04-10.09 | Организация деятельности по применению новых знаний -Работа в паре с соседом по парте: - Какие качества ещё важны для настоящего друга? - Взаимопомощь – помощь друг другу. А вы помогать, договариваться умеете? - Сейчас проверим. -Возьми карточку. Выполните задания, работая паре. Для вас совет, чтобы успеть выполнить задание - договоритесь с соседом – кто будет читать задание, кто – записывать, кто – чертить. На работу вам 3 минуты. Кто сколько успеет. Начали. - Давайте проверим, что у вас получилась. Оценивание совместной работы ☺ - поняли новое, сумели начертить окружности, успели все выполнить :/ - поняли новое, но работать циркулем пока не получается, не все успели ☹ - ничего не получилось, мало успели сделать , не смогли договориться - Какое качество помогло в работе с соседом? - А вот как такую работу выполнили ваши ровесники. Сережа чертил по 3 окружности в минуту и работал 2 минуты, а Данила по 5 окружностей в минуту , потратив на работу тоже время. Сколько окружностей успели начертить ребята? - Молодцы, ребята. Хорошо поработали, но вот сможете ли вы использовать новые знание самостоятельно без помощи друга, учителя. - Положите перед собой листочки. Перед вами 3 задания. Каждое задание стоит определённое количество баллов. 1з. – 2 балла, 2з. – 1 балл, 3 з. – 2 балла. Вы можете выполнить 1задание, 2 или все 3. Оценку можно будет легко вычислить, сложив баллы выполненных заданий. Все 3 – 5, 1 и 3 – 4, 1 и 2 – 3 - На работу вам 3 минутки, по минуте на каждое задание. Первый кто выполнит, поднимает руку, я подойду проверить. Начали. Посчитайте, сколько баллов вы заработали? Какое качество помогло выполнить задание? (умение работать самостоятельно, не мешать) Друг – это не только человек, с которым приятно и весело провести время, это еще и тот человек, который может оказать заботу, когда это необходимо, И который не мешает на уроке | Работа в паре. -Взаимопомощь Выполнение задания Оценивание совместной работы - Помощь друг другу (взаимопомощь Решают задачу, оформляют Самостоятельная работа. Оценивание… Забота. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика). |
Карточки с заданием для работы в паре Карточка ВЗАИМОПОМОЩЬ Доска Карточки с инд. заданием Карточка ЗАБОТА |
8. Обобщение и систематизация знаний . 1 МИН. 10.09-10.10 | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме. -Какие геометрические фигуры вы знаете? -С каким инструментом познакомились? -Где сможете применить знания? | Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, выявление внутрипредметных связей круг -окружность -циркуль - На уроках технологии нам понадобится умение чертить окружности для изготовления поделок. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено Личностные: самоопределение
|
Словарь терминов на доске |
9. Рефлексия деятельности (итог урока). Домашнее задание. 3 МИН. 10.10-10.15 | 1.Организация рефлексии -Что было для вас новым на уроке? -Какие черты характера помогли узнать новое? -Какое качество помогало нам сегодня? -Ваше настроение после нашего урока? 2.Определяются задания для самоподготовки. -Придумать образы животных, которые состоят только из окружностей -Учебник с.37 №2. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности Дети фиксируют на полях тетради свои ощущения Записывают домашнее задание | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: рефлексия; Личностные: смыслообразование | Словарь дружбы на доске |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мастер-класса "Живи, ёлочка!"
Интегрированный мастер – класс по экологии, технологии и окружающему миру дает представление о том, что нужно беречь природу....
Сценарий праздника "Класс года"
Сценарий праздника является стартом игры в начальной школе "Класс года"....
Сценарий 4 класс
Сценарий выпускного вечера в 4классе...
Сценарий мастер-класса по теме: "Формула решения школьных конфликтов"
Нарастающая сложность современных нравственных проблем приводит к необходимости проведения уроков человечности, которые помогли бы ребёнку особенно глубоко постигнут...
В детстве все бывает. Сценарий (4 класс)
Выпускной вечер в начальной школе в форме театрализованного музыкального представления. Цель: создание условий для развития у ребенка способности к духовному саморазвитию в дружном коллективе се...
Сценарий мастер -класса
Данный мастер-класс проводился в рамках педагогического совета по теме "Построение педагогической системы контроля и оценки учебных достижений учащихся начальных классов ", в ходе которого, мною был п...
Сценарий выпускного класса в 4 классе
Добрый день, дорогие друзья,-Гости, родители, учителя!Мы очень рады видеть васВ этот день и в этот час.И вот настал заветный день,Все чуточку грустны,И словно где- то бродит тень.И всем не до весны.У ...