Задачи на встречное движение
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Математика: «Задачи на встречное движение» 4 класс
Цели:
-создать условия для формирования способа решения задач на встречное движение; содействовать развитию практических навыков работы с величинами.
-способствовать формированию умения анализировать и решать задачи.
Задачи:
-учиться мыслить логично научно, творчески;
-сделать материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать знания убеждения ,что служит основой для формирования научного диалектико-материалистического мировоззрения;
-формирование навыков самостоятельной, коллективной, индивидуальной работы: самоконтроля, самопроверки и самооценки.
- воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.
-воспитание чувства дружбы и товарищества.
Тип урока: урок применения знаний и умений с использованием ИКТ ресурсов
Форма урока: урок – презентация
Оборудование и материалы для занятия:
- ноутбук, компьютерная система Ms Office 2007;
- медиапроектор;
- экран;
- презентация к уроку
Формы организации учебной деятельности:
- коллективная деятельность по решению задач урока;
- индивидуальные задания по выбору
Список литературы:
- УМК «Гармония» учебник «Математика» автор: Истомина Н.Б.
- Ресурсы Интернета
Ход урока:
Учитель :(дети повторяют хором)
Мы рады сегодняшнему дню!
Мы рады встрече друг с другом!
Учитель: Друзья мои!
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет математических чудес необычайных
Откроем мы всего за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова:
«Хотим все знать!» Слайд 2.
Эти слова пусть будут девизом нашего урока.
I. Самоопределение к деятельности.
Учитель:
А пока, чтоб работать быстро и ловко,
Нам нужна ума тренировка!
Математическая разминка.
1) Цепочка примеров. Слайд 3.
Вопрос: Расположите дроби в порядке возрастания. Слайд 4
8/19 4/19 2/19 9/19 11/19 14/19 10/19 1/19
Ж И В Е И Е Н Д
Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в рабочих тетрадях
Самопроверка записи – на слайде (клик мышкой) Слайд 4.
Вопрос: Прочитайте, что у вас получилось? (клик мышкой)( Движение)
Вопрос: Что такое движение?
Дети: Движение – это перемещение ... в пространстве
Запомните. Это ключевое слово нашего урока.
-Учитель: А математическая разминка – это движение мысли.
II. Актуализация знаний.
Вопрос: Какие величины не используются в задачах на движение?
Слайд 5. ( кг, т, м2)
Вопрос: По каким признакам можно разделить данные величины на группы? ( клик мышкой) Слайд 5.
Дети : скорость, время, расстояние.
Учитель: Запишите у себя в тетрадях, дополните таблицу (проверка по слайду) Слайд 6.
Вопрос: Что такое скорость? Почему она измеряется в таких единицах?
Д. Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времени.
Вопрос: Ребята, какие действия можно производить с величиной?
Д: Измерять, сравнивать, складывать, вычитать, умножать, делить.
Вопрос: Какие ещё величины характеризуют процесс движения?
Д: Расстояние, время
Вопрос: Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние? Соберите формулы (на партах, один у доски на магнитах)
Проверка. Проговаривание формул.
- Постановка учебной задачи (слайды, чтение темы) Слайд 7.
Вопрос: А какой может быть скорость движения предметов в зависимости от направления?
Д: Скорость сближения, скорость удаления.
Посмотрите на слайд, как движутся объекты, определите тему урока. Какие задачи мы сегодня будем решать? Слайд 8.
Фронтальная работа с проговариванием вопросов подводящего диалога вслух.
Составьте задачу по рисунку.
Вопрос: Какие величины известны? (Скорость и время) Какие нет? (Расстояние)
Вопрос: Какое время для этих поездов? Что значит 2 часа
Дети : Каждый был в пути 2 часа
Вопрос: С помощью чего мы решаем задачи на движение?
Дети: чертеж, таблица
Начертите чертеж.
Проверьте. Слайд 8.
Вопрос: Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? ( Нет) Почему? (Не знаем расстояние, которое прошел каждый поезд)
Вопрос: Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый поезд? (Да)
Второй? (решение) (учащиеся выходят к доске, решают)
Вопрос: А теперь мы можем узнать все расстояние?
Вопрос: А есть ли другой способ решения задачи? Как по – другому можно найти расстояние, более коротким, рациональным способом?
Д: Можно узнать скорость сближения
Вопрос: Что это такое?
Дети: На сколько км они сближаются за 1 час.
Вопрос: На сколько км каждый час сближаются поезда?
Вопрос: Каждый час расстояние между поездами будет увеличиваться или уменьшаться?
- Запишите этот вариант решения задачи. Почему он более короткий?
Дети: Выполняется меньше действий. (Один ученик объясняет у доски)
Вопрос: Кто прокомментирует ответ?
Вопрос: Кому не понятно решение задачи?
Учитель: Мы говорили о том, что в задачах на движение могут быть неизвестны разные величины. Есть задачи, которые нельзя решить первым способом.
2. Предлагаю посмотреть на экран. Составьте задачу. Слайд 9.
Дети: «Из двух сёл выехали одновременно навстречу друг другу трактор и повозка с сеном. Скорость трактора 9 км/ч, а скорость повозки 7 км/ч. Расстояние между сёлами 30 км.
Учитель: Задайте вопрос?
Дети : Через какое время они встретились.
Вопрос: Что нужно для решения задачи? Сделайте чертеж. Проверим. ( на слайде) Слайд 9.
Вопрос: Какая величина в задаче общая?
Дети : Расстояние
Вопрос: Можно ли сразу найти время движения? (Нет)
Вопрос: Что надо найти в этой задаче вначале?
Дети : Скорость сближения
( на доске по действиям).
Решение самостоятельно. Проверка.
Вопрос: Что найдём? (Время) Как найти время? (самост, проверка)
Запись ответа (проверка)
Физминутка.
От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два.
Он назад поплыл сначала.
Раза, два,
А потом поплыл вперёд.
Раз, два.
И поплыл, поплыл по речке
Набирая полный ход.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Слайд 10.
Самостоятельное решение задач.
Учитель: Перед вами 3 задачи. Они разные по сложности. Выберите любую из них. Представьте в виде чертежа или таблицы. Решите самостоятельно.
- Два мальчика плыли одновременно навстречу друг другу с двух концов бассейна со скоростью 20 м / мин. Через сколько минут они встретятся, если длина бассейна 100 м.
- От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл со скоростью 29 км / ч, а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами.
- Из двух городов вышли одновременно навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.
Вопрос: Кто решал первую задачу? И т. д.
Проверка задач. ( на слайде) Слайд 11.
2. Учитель: При движении по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. И сейчас я вам предлагаю задание, которое развивает внимание. Найдите ошибки в решении примера. Решите правильно. Слайд 12. (проверка)
4001 053
832 974
-----------
3169 079
V. Рефлексия деятельности.
Учитель: Составьте пословицу. «Тише едешь, дальше будешь» Слайд 13
Вопрос: Как вы понимаете её? ( Нужно соблюдать скорость движения на дорогах, никуда не торопиться)
Вопрос: Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются предметы? (Нет)
Вопрос: Помогите мне, распределите скорость движения предметов ( на слайде) Слайд 14.
Учитель: Я приготовила для вас еще одно интересное задание. Это блиц, быстрый ответ на вопрос.
- У вас на партах карточки с примерами, около каждого примера стоит номер. Задание, быстро решить примеры. Слайд 15.
Итак, проверяем на таблице (ученики решают примеры, называют ответы)
Вопрос: Какая цифра получилась? В будущем мы все должны научиться решать задачи на движение только на 5.
Домашнее задание. Слайд 16
Итоговая рефлексия. Слайд 17
- Какие виды работ выполняли на уроке?
- Какое задание было для вас интересным?
- Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и почему?
- Пригодятся ли вам знания на расчет пути, времени и скорости в жизни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задача. Решение задач.
Урок составлен для учащихся, которые обучаются в одном классе, но по разным образовательным программам. Материал подготовлен для того, чтобы закрепить умение решать задачи, анализировать условие...
Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.
Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....
Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)
Знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания....
Задачи для уроков математики 1-4 классы (Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.)
Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.1-4 классы...
Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)
Цель урока: знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры 8.созда...
Конспект урока по математике: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)»
Тема: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа) ...
Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт софизмов для 1 класса Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шу
Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт соф...