Задачи на встречное движение
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Литвина  Светлана  Анатольевна

Формирование  способа  решения  задач  на  встречное  двидение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

             

Математика: «Задачи  на встречное движение» 4 класс

Цели:

-создать условия  для  формирования  способа  решения задач  на встречное  движение; содействовать развитию   практических навыков работы с величинами.

-способствовать  формированию  умения  анализировать  и  решать  задачи.

Задачи:

-учиться  мыслить  логично  научно,  творчески;

-сделать  материал  более  доказательным  и  убедительным  для  учащихся,  формировать   знания  убеждения ,что  служит  основой  для  формирования  научного  диалектико-материалистического  мировоззрения;

-формирование  навыков  самостоятельной, коллективной,  индивидуальной работы: самоконтроля,  самопроверки и  самооценки.

- воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать  свой труд.

-воспитание чувства дружбы и товарищества.

Тип урока: урок применения знаний и умений с использованием ИКТ ресурсов

Форма урока: урок – презентация

Оборудование и материалы для занятия:

  1. ноутбук, компьютерная система Ms Office 2007;
  2.  медиапроектор;
  3. экран;
  4. презентация к уроку

Формы организации учебной деятельности: 

  1. коллективная деятельность по решению  задач урока;
  2. индивидуальные задания по выбору

Список литературы: 

  1. УМК «Гармония»  учебник «Математика»  автор: Истомина Н.Б.
  2. Ресурсы  Интернета

                           Ход урока:

Учитель :(дети  повторяют  хором)

Мы  рады  сегодняшнему дню!

Мы  рады  встрече  друг с   другом!

Учитель: Друзья мои!

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет математических чудес необычайных

Откроем мы всего за полчаса.

Орешек знанья тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«Хотим все знать!» Слайд 2.

Эти слова пусть будут девизом нашего урока.

I. Самоопределение   к деятельности.

Учитель:

А пока, чтоб работать быстро и ловко,

Нам нужна ума тренировка!

Математическая разминка.

1) Цепочка примеров. Слайд 3.

Вопрос: Расположите дроби в порядке возрастания. Слайд 4

8/19     4/19     2/19     9/19     11/19     14/19     10/19     1/19

Ж           И         В          Е           И           Е           Н           Д  

Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в  рабочих тетрадях

  Самопроверка записи – на слайде (клик мышкой) Слайд 4.

Вопрос: Прочитайте, что у вас получилось? (клик мышкой)( Движение)

Вопрос: Что такое движение?

Дети:  Движение – это перемещение  ...   в пространстве  

Запомните. Это ключевое слово нашего урока.

-Учитель: А математическая разминка – это движение мысли.    

 II. Актуализация знаний.                      

Вопрос: Какие величины не используются  в задачах на движение?

              Слайд 5. ( кг, т, м2)

Вопрос:  По  каким признакам можно  разделить  данные  величины на группы? ( клик мышкой)   Слайд 5.

Дети : скорость, время,  расстояние.

Учитель:  Запишите у себя в тетрадях, дополните таблицу (проверка по слайду) Слайд 6.

Вопрос: Что такое скорость? Почему она измеряется в таких единицах?

Д. Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времени.

Вопрос: Ребята, какие действия можно производить с величиной?

Д: Измерять, сравнивать, складывать, вычитать, умножать, делить.

Вопрос: Какие ещё величины характеризуют процесс движения?

Д: Расстояние, время

Вопрос: Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние? Соберите формулы (на партах, один у доски на магнитах)

Проверка. Проговаривание формул.

  1. Постановка учебной задачи (слайды, чтение темы) Слайд 7.

Вопрос: А какой может быть скорость движения предметов в зависимости  от   направления?

Д: Скорость сближения, скорость удаления.

 Посмотрите на слайд, как движутся объекты, определите тему урока. Какие задачи мы сегодня будем решать?  Слайд 8.

Фронтальная работа с проговариванием вопросов подводящего диалога вслух.

 Составьте задачу по рисунку.

Вопрос: Какие величины известны? (Скорость и время)  Какие нет? (Расстояние)

Вопрос:  Какое время для этих поездов?  Что значит 2 часа

Дети :  Каждый был в пути   2 часа

Вопрос:  С помощью чего мы решаем задачи на движение?

Дети:  чертеж, таблица

  Начертите чертеж.    

  Проверьте. Слайд 8.

Вопрос: Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? ( Нет) Почему? (Не знаем расстояние, которое прошел каждый поезд)

Вопрос: Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый поезд? (Да)

Второй?  (решение)   (учащиеся выходят к доске, решают)

Вопрос: А теперь мы можем узнать все расстояние?

Вопрос: А есть ли другой способ решения задачи? Как по – другому  можно найти расстояние, более  коротким, рациональным способом?

Д: Можно узнать скорость сближения

Вопрос: Что это такое?

Дети: На сколько км они сближаются  за 1 час.

Вопрос: На сколько  км  каждый час сближаются поезда?

Вопрос: Каждый час расстояние между поездами будет увеличиваться или уменьшаться?

 - Запишите этот вариант решения задачи. Почему он более короткий?

 Дети: Выполняется меньше действий. (Один ученик объясняет у доски)

Вопрос: Кто прокомментирует ответ?

Вопрос: Кому не понятно решение задачи?

Учитель: Мы говорили о том, что в задачах на движение могут быть неизвестны разные величины.  Есть  задачи, которые  нельзя решить  первым способом.

2. Предлагаю посмотреть на экран.  Составьте задачу. Слайд 9.

Дети:  «Из двух сёл выехали одновременно навстречу друг другу трактор и повозка с сеном. Скорость трактора 9 км/ч, а скорость повозки 7 км/ч.  Расстояние между сёлами 30 км.

Учитель: Задайте вопрос?  

Дети : Через какое время они встретились.

Вопрос: Что нужно для решения задачи? Сделайте чертеж. Проверим. ( на слайде) Слайд 9.

Вопрос:  Какая величина в задаче общая?

Дети :  Расстояние

Вопрос: Можно ли сразу найти  время движения? (Нет)

Вопрос:  Что надо найти в этой задаче вначале?

 Дети : Скорость сближения

( на доске по действиям).

 Решение самостоятельно. Проверка.

Вопрос:  Что найдём? (Время)  Как найти время? (самост, проверка)

Запись ответа (проверка)

Физминутка.

    От зелёного причала

    Оттолкнулся теплоход.

    Раз, два.

    Он назад поплыл сначала.

    Раза, два,

    А потом поплыл вперёд.        

    Раз, два.

    И поплыл, поплыл по речке

    Набирая полный ход.

 Самостоятельная работа с самопроверкой    по эталону. Слайд 10.

       Самостоятельное решение задач.

Учитель: Перед вами 3  задачи. Они разные по сложности.  Выберите любую из них. Представьте  в виде   чертежа или таблицы.  Решите самостоятельно.

  1. Два мальчика плыли одновременно навстречу друг другу с двух концов бассейна со скоростью  20 м / мин. Через  сколько минут они встретятся, если длина бассейна 100 м.
  2.  От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл  со скоростью  29 км / ч,  а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами.

  1. Из двух городов вышли одновременно  навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.

 Вопрос: Кто решал первую задачу? И т. д.

 Проверка задач. ( на слайде) Слайд 11.

2. Учитель: При движении  по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. И сейчас я вам предлагаю задание, которое развивает внимание.   Найдите ошибки в решении примера. Решите правильно.  Слайд 12. (проверка)

4001 053

  832 974

-----------

3169 079

V. Рефлексия деятельности.

Учитель: Составьте пословицу. «Тише едешь, дальше будешь» Слайд 13

Вопрос: Как вы понимаете её? ( Нужно соблюдать скорость движения на дорогах, никуда не торопиться)

Вопрос:  Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются  предметы? (Нет)

Вопрос: Помогите мне, распределите скорость движения предметов  ( на слайде) Слайд 14.

Учитель: Я приготовила для вас еще одно интересное задание. Это блиц, быстрый ответ на вопрос.

 -  У вас на партах карточки с примерами, около каждого примера стоит номер. Задание, быстро решить примеры.  Слайд 15.

Итак, проверяем на таблице (ученики решают примеры, называют ответы)

Вопрос:  Какая цифра получилась? В будущем мы все должны научиться решать задачи на движение только на 5.

Домашнее задание. Слайд 16

Итоговая рефлексия. Слайд 17

  1. Какие виды работ выполняли на уроке?
  2. Какое задание было для вас интересным?
  3. Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и почему?
  4. Пригодятся ли вам  знания на расчет пути, времени и скорости в жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задача. Решение задач.

Урок составлен для учащихся, которые обучаются в одном классе, но по разным образовательным программам. Материал подготовлен для того, чтобы закрепить умение решать задачи, анализировать условие...

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)

Знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания....

Задачи для уроков математики 1-4 классы (Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.)

Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.1-4 классы...

Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель урока:  знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры   8.созда...

Конспект урока по математике: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)»

Тема: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи  (запись решения и ответа)                            ...

Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт софизмов для 1 класса Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шу

Составление картотеки  задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов  по классам   Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт соф...