Урок математики в 1 классе "ВЕЛИЧИНЫ. ДЛИНА"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме
Урок математики в 1 классе
Тема: ВЕЛИЧИНЫ. ДЛИНА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem._1_klass_velichiny._dlina.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе
Тема: ВЕЛИЧИНЫ. ДЛИНА
КЛАСС: 1 А
УЧИТЕЛЬ: Мелякина Светлана Анатольевна
УМК: «Школа 2100»
Учебник: Петерсон Л. Г.: Математика – 1 (часть 3, с. 1), М: Балласс, 2007
Цели урока:
Образовательные:
-открыть в совместной учебной деятельности с учащимися
понятия: величина, измерение величины, единица измерения (мерка);
- расширить кругозор и лексику, познакомив с мерами длины, которые использовались в старину на Руси (шаг, локоть, ладонь и т. д.);
-подвести учащихся к необходимости применять единую (постоянную) единицу измерения длины - сантиметр;
- учиться использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях;
Развивающие:
- развивать умение сравнивать предметы;
- развивать умение делать обобщение на основе наблюдения;
- развивать навыки самоконтроля в процессе работы;
- развивать математические способности, интерес к предмету, логическое мышление, аналитические способности.
Воспитывающие:
- воспитывать у учащихся интерес к математике, творческий подход к работе;
- воспитывать культуру речи, культуру общения
Оборудование: мультфильм «38 попугаев», геометрические фигуры с буквами, таблички с записью понятий: величина, длина, 1 см - сантиметр, индивидуальные конверты с набором отрезков.
Ход урока
1. Организационное начало. (1-2 мин.)
Долгожданный дан звонок -Начинается урок.
А теперь проверь, дружок, Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
2. Актуализация опорных знаний. (5-6 мин.)
а). Понятие о геометрических фигурах.
На доске записаны примеры. Учащиеся поочерёдно решают данные примеры, буквы, соответствующие ответу, располагают в таблице. В результате на доске образуется слово: ВЕЛИЧИНА. (Буквы расположены на геометрических фигурах разного размера и цвета.)
Примеры: 9 – 4 =5 Ч
2 + 5 – 3 = 4 И
8 – 6 – 2 = 0 В
3 + 4 = 7 И
1 + 8 = 9 А
4 + 5 – 1 = 8 Н
6 – 5 = 1 Е
5 + 3 – 6 = 2 Л
0 | 1 | 2 | 4 | 5 | 7 | 8 | 9 |
3. Постановка проблемы. Определение темы и целей урока. (2 мин.)
-Прочитайте получившееся слово.
- Знакомо ли вам это понятие? Встречались ли мы с ним на уроках? (Нет)
- Тема сегодняшнего урока – «величины» (Слово вывешивается на доске).
- Попробуйте определить цели урока. (Узнать, что такое величина).
4. Открытие новых знаний.
а). Открытие значения понятия «величина». (3-4 мин. )
-Как одним словом назвать предметы на доске? (Геометрические фигуры)
- Назовите данные геометрические фигуры.
- Чем являются стороны треугольника? Четырёхугольника? (Отрезками)
-По каким признакам можно сравнить данные геометрические фигуры? (Цвет, размер, форма) (Таблички с названиями свойств размещаются на доске)
- Какие из данных свойств можно сравнить с помощью знаков «>», «<»,«=»?
- Скажите, можем ли мы определить, какой цвет больше красный или желтый? ( Нет).
- Можно ли сравнить форму предметов? Какая больше - овальная или круглая? (Тоже нет).
- Можем ли сравнить размер фигур? (Да)
- Вот эти свойства предметов называются величинами.
- Попробуйте привести примеры величин.
(Дети могут назвать “размер”, “рост”, “температуру”. Возможно кто-то назовет и длину).
-Так что же называется величиной?
Вывод: свойства предметов, которые можно сравнить с помощью знаков больше, меньше, равно называют величинами.
б). Знакомство с длиной, как величиной. (5-6 мин.)
- Как вы считаете, является ли длина величиной?
Отрывок из мультфильма “38 попугаев” (просмотр).
- Что измеряли у удава? (Длину).
- Чему равна длина удава? (2 слоненка, 5 мартышек и 38 попугаев).
- Сравните длину удавов у вас на парте? (У каждого ребенка – цветные отрезки разной длины с изображением удавов)
-Каким способом можно сравнить длину? (С помощью наложения предметов друг на друга).
-Какой из удавов больше? (Зеленый больше, чем желтый).
- Мы измерили длину удавов и можем между ними поставить знак >. Является ли величиной длина? (Да. Так ее можно измерить и сравнить с помощью знаков больше, меньше, равно).
- Итак, в чём убедились, к какому выводу пришли? (Длина - это величина, так как длины можно сравнивать.)
5. Физкультминутка. (2 мин.)
(Под рифмовку дети выполняют упражнения)
Свойство, которое сравниваем и измеряем,
В математике мы величиной называем.
Есть величина – длина,
Так как сравнивается она.
в). Измерение длин отрезков. (5 мин.)
- Сравните по длине данные отрезки. (На доске два отрезка на значительном расстоянии друг от друга.)
- Можно ли сравнить их наложением? Как узнать, какой из них длиннее? Предлагают различные варианты. Главное: нужно выбрать какую-либо мерку.
1- Два ученика у доски измеряют отрезки вначале одинаковыми мерками.
Остальные ученики измеряют с помощью мерок свои отрезки.
Вывод: длины отрезков можно измерить с помощью мерки.
2 – Тот же самый отрезок на доске другой ученик измеряет с помощью другой мерки.
-Почему получились разные результаты?
-Кто из учеников прав? (Оба измеряли верно)
Вывод (делают учащиеся): сравнивать отрезки можно только тогда, когда они измерялись одинаковыми мерками.
6. Первичное закрепление. Единицы измерения длины. (2-3 мин.)
Работа по учебнику. -№ 1,с. 1.
Единичный отрезок - мерка для измерения длины.
- Запишите, сколько раз каждый единичный отрезок укладывается в данный отрезок. (Самостоятельное выполнение задания. Фронтальная проверка.)
- Обратите внимание: рядом с цифрой стоит буква. Что она обозначает? (4 с - 4 синих единичных отрезка, 6 к- 6 красных единичных отрезков и т.д.)
- На что обратили внимание? Везде ли единичный отрезок одинаковый?
-Найдите самый маленький единичный отрезок? Сколько раз он укладывается в отрезке?
-Найдите самый большой единичный отрезок? Сколько раз он укладывается в отрезке?
-Какой сделаем вывод? (Вывод: чем больше единичный отрезок, тем меньшее число раз он откладывается в отрезке.)
-Оцените своё выполнение задания. (С помощью сигнальных карточек)
7. Постановка проблемы. Открытие нового.
а).Старинные меры длины. (7 мин.)
– Закройте глаза. Мы совершим небольшое путешествие на машине времени. И попадем в XIX век на ярмарку. А вы постарайтесь запомнить, какими мерками длины пользовались люди в прошлом.
(Выходят два мальчика и две девочки. У мальчиков лотки с кружевами, лентами, тесьмой)
Солнце яркое встает
Спешит на ярмарку народ
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Продаются вилы, санки,
И конфеты, и баранки.
Кружева, тесьма, банты
Заходи скорей и ты!
1 м. - Налетайте! Налетайте!
2 м. - Покупайте! Покупайте!
1м. - Покупайте-ка игрушки:
Водоноски и зверюшки!
2 м.- Посмотрите-ка сюда
Наши ткани хоть куда!
Хлопок, саржа, ситец, лен,
Всех на ярмарку зовем!
1 м.- Девицы! Девицы!
Что такие хмурые?
Мы забыли вас позвать?
Выходите покупать!
1 д.- Мне для горницы моей
Ситца дай 10 локтей!
Саженей 5 бантов!
2 д.-.- А мне для платка подойдет бахрома
Ладоней 30 отрезай
Да скорее, не зевай!
1 д.- Дай-ка князю на рубашку
Дюймов 6 тесьмы и пряжку!
1 м.- Подходите, покупайте
Ну, скорее, не зевайте!
Дюйм и локоть!
2 м.- Сажень и фут!
1 м.- А я и ладонью померяю тут!
2 м.- Принимайте-ка подарки,
Приходите снова к нам!
Вместе: Мы всегда рады гостям!
– Какими единицами пользовались в древности? ( Сажень, локоть, фут, дюйм).
Работа с учебником. № 2, с. 1. Сравнение единиц длины.
8. Физкультминутка.
- Покажите данные единицы длины.
б). Сантиметр - единица длины. (5-6 мин.)
– Проведем эксперимент. Измерим отрезки с помощью единицы измерения – дюйм.
-Какие результаты у вас получились?
– Почему расстояние одинаковое, а результаты разные? (Разная длина фаланги пальца у разных детей).
– То, есть у них разные мерки. Одинаковые ответы получали люди, пользуясь такими мерками? (Нет).
- Нужна единая единица измерения. Одной из них является сантиметр.
- Достаньте из конверта белую полоску, её длина – 1 сантиметр.
Это записывается так – 1 см
-Измерьте свои отрезки с помощью мерки длиной в 1 см. Одинаковые ли результаты получились?
- Удобно ли пользоваться отдельными мерками в 1 см? (Нет, это долго и сложно)
- Поэтому существует специальный измерительный прибор – линейка.
-Рассмотрите рисунок на с. 1 в учебнике (№3,с. 1.), постарайтесь сформулировать правила работы с линейкой.
-Как правильно использовать линейку, чтобы правильно измерить длину отрезка АБ?
Работа по учебнику.
9. Первичное закрепление. Измерение длин отрезков. (3-4 мин.)
Работа по учебнику. № 4, с. 1.
(Выполняется самостоятельно. Взаимопроверка. Сравнивается с образцом на доске. Самооценка с помощью сигнальных карточек.)
10. Рефлексия. (3-4 мин.)
- Достигли ли мы целей урока?
– С какими новыми понятиями познакомились сегодня на уроке? (Величина, длина).
- Что называется величиной?
– Длина является величиной? Докажите. (Да, ее можно измерить с помощью линейки, сантиметра и сравнить).
– Старинные единицы измерения? (Фут, локоть, шаг, дюйм, сажень).
– Назовите современные единицы длины? (Сантиметр).
- Как вы считаете, длина – это единственная величина?
– На следующих уроках мы с вами познакомимся с другими величинами.
- Оцените своё настроение на уроке. Наш знакомый удав из мультфильма оставил нам своё изображение. Не хватает только улыбки. Нарисуйте такое выражение лица, которое соответствует вашему самочувствию на уроке.
- Дома измерьте длину и ширину учебника русского языка, результат сообщите мне на следующем уроке.
(Просмотр заключительной части мультфильма «38 попугаев»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики по теме "Длина ломаной. Периметр" с презентацией
Предлагаю разработку урока математики для учащихся 2 класса по УМК "Школа-2100". На уроке используются различные методы и формы ведения урока....
Конспет урока математики. Тема "Единицы длины. Единицы массы. Закрепление", 3 кл
Конспект урока математики для 3 класса по теме "Единицы длины. Единицы массы. Закрепление", проведен в форме игры "Космическое путешествие"...
Конспект урока математики 2 класс .Длина ломаной.
Конспект урока математики2 класс . УМК "Школа России"...
Урок математики 3 класс "Длина ломаной линии"
Предсталены материалы открытого урока математики по программе "Начальная школа XXI век"...
Урок математики "Величины: площадь, длина" 4 класс.
Урок, посвящен 155-летию Амурской области, был дан в рамках методического дня....
Урок математики 1 класс "Длина. Измерение. Сравнение"
УМК "Гармония"...
Урок математики - 2 класс. Длина ломаной. Периметр
Математика - 2 класс...