Активизация мыслительной деятельности в процессе работы над задачей во 2 классе.
статья по математике (2 класс) на тему
Статья раскрывает проблемы развития самостоятельности мышления, воспитания личности, способной к творческому мышлению и инициативе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_27_03_2012.docx | 43.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация мыслительной деятельности
в процессе работы над задачей во 2 классе.
Главной проблемой, начиная с 1 класса, является проблема развития самостоятельности мышления, воспитания личности, способной к творческому мышлению и инициативе. Как показывает опыт, математику любят те дети, которые умеют решать задачи. В ходе формирования умения решать задачи у детей развивается интерес к предмету, мышление, речь, творчество, волевые качества (упорство, настойчивость).
Характер работы с задачей на уроке зависит от цели, для достижения которой она рассматривалась, а именно:
1. формирование и совершенствование умения решать задачи определенного вида;
2. обучение анализу содержания задач;
3. формирование вычислительных навыков
В соответствии с поставленной целью выбираются определенные приемы работы над задачами, т.е. (алгоритм обучения решению задач):
- дети учатся анализировать содержание задач, объясняя, что известно и что не известно;
- что можно узнать по условию задачи и что нужно знать для ответа на вопрос задачи;
- какие арифметические действия необходимо выполнить и в какой последовательности, обосновывать выбор каждого действия;
- давать полный ответ на вопрос задачи и проверять.
В ходе формирования умения решать задачи учитель должен систематически использовать следующие методические приемы:
- решение задач с лишними, недостающими, буквенными, неопределенными данными;
- составление задач по условию, по вопросу, по решению;
- преобразование задач;
- решение задач занимательного характера, нестандартных (логических, повышенной сложности);
- составление задач учащимися о растениях, природных явлениях, шуточные задачи, задачи на смекалку.
С целью расширения кругозора учеников полезно подбирать данные для сюжетов задач из энциклопедий и справочников. Решая подобные задачи, учащиеся не только овладевают вычислительными навыками, но и знакомятся с окружающим миром, историей своей страны, родного края.
Например:
- Какой высоты был Конёк-Горбунок, если он «ростом только 3 вершка?».
- На Московском базаре в 17 веке штаны из сукна стоили 40 алтын. Сколько копеек надо было заплатить за двое штанов, если 1 алтын равен 3 копейкам?
Неотъемлемой частью современного урока математики является решение нестандартных задач. Это позволяет приучать младших школьников к правильности и четкости рассуждений, развивает логическое мышление, гибкость ума. Эффективность обучения младших школьников решению нестандартных задач зависит от нескольких условий:
1. Задачи следует вводить в процесс обучения в определенной системе с постепенным нарастанием сложности, так как непосильная задача мало повлияет на развитие учащихся.
2. Необходимо предоставлять ученикам максимальную самостоятельность в поиске решения задач, давать возможность пройти до конца по неверному пути, убедиться в ошибке, вернуться к началу и искать другой, верный путь решения.
3. Нужно помочь учащимся осознать некоторые способы, приемы, общие подходы к решению нестандартных арифметических задач.
На первом этапе учащиеся должны:
- усвоить процесс решения любой задачи (читаю задачу, выделяю, что известно и что надо узнать);
- познакомиться с приемами работы над задачей (виды наглядной интерпретации, поиска решения, проверки решения задачи и др.)
На втором этапе учащиеся применяют ранее сформулированные общие приемы в ходе самостоятельного поиска конкретных задач. При поиске решения незнакомой задачи полезно сделать чертеж (рисунок), т.к. он может быть способом решения задачи.
Планомерное и систематическое решение нестандартных задач постепенно накапливает у учащихся разные способы их решения, которые объединяются в памятке.
Если тебе трудно решить задачу, то попробуй:
1. Сделать к задаче рисунок или чертеж; подумай, может быть надо сделать на них дополнительные построения или изменить чертеж в процессе решения задач.
2. Ввести вспомогательный элемент (часть);
3. Использовать для решения задачи способ подбора;
4. Переформулировать задачу другими словами, чтобы она стала более понятной и
знакомой;
5. Разделить условие или вопрос задачи на части и решить ее по частям;
6. Начать решение задачи с «конца».
Детям надо объяснить, что данная памятка может применяться в любой последовательности или комбинированно.
Обучение решению занимательных и нестандартных задач следует проводить следующими способами.
Во – первых, эти задачи следует вводить в процесс обучения систематически, наряду с рассмотрением задач, являющихся традиционными для начальной школы.
Во–вторых, необходимо давать детям возможность поиска собственных подходов к решению таких задач.
В – третьих, нужно помочь учащимся осознать существующие способы, приемы, общие подходы к решению нестандартных и занимательных задач.
В – четвертых, начинать лучше с задач такого вида, которые посильны для всех детей в классе, а затем постепенно увеличивать уровень сложности.
Работа с занимательными и нестандартными задачами дает детям возможность повторять изученные ранее понятия и отрабатывать уже известные им алгоритмы действий над числами (так называемые вычислительные навыки) в увлекательной форме. Учащимся представляются текстовые логические задачи, предполагающие рассмотрение подходов к их решению, дети знакомятся с арифметическими лабиринтами, магическими квадратами, с математическими фокусами, с задачами на разрезание и составление фигур. А это значит, что работа с содержательной линией «Занимательные и нестандартные задачи» неразрывно связана с работой над такими традиционными содержательными линиями, как «Числа и действия над ними», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры» и др.
Рассмотрим задания на развитие у учащихся логического мышления.
В работе над нестандартными и занимательными задачами очень велика роль учителя. Дети сами не в состоянии полностью организовать свою деятельность, оценить полученные результаты. Поэтому учитель должен разъяснить смысл каждого задания, стимулировать нестандартные и интересные решения, помочь ребенку оценить правильность предложенных решений. А еще необходимо, чтобы учитель был доброжелателен, и терпим к ответам ребенка, умел принимать и спокойно обсуждать даже такие варианты решений, которые на первый взгляд кажутся неполными, абсурдными или невероятными.
Если работа над нестандартными и занимательными задачами будет эффективной, это послужит залогом успешного развития творчески мыслящей личности.
ПАМЯТКА
«Как работать над задачей»
- Прочитай задачу.
- Найди условие и вопрос.
- Выдели опорные (главные) слова.
- Выполни модель, которая поможет тебе решить задачу:
а) краткую запись;
б) рисунок;
в) чертёж;
г) схему;
д) таблицу.
5. Поясни, что означает каждое число, повтори вопрос задачи.
6. Рассуждай:
а) «от вопроса к данным»; б) «от данных к вопросу».
7. Составь план решения.
8. Запиши решение:
а) по действиям с пояснениями;
б) по действиям с вопросами;
в) выражением;
г) уравнением.
9. Проверь решение задачи:
а) тем же способом;
б) составь и реши обратные задачи;
в) найди другие способы решения;
г) установи, соответствует ли результат решения условию задачи.
8. Запиши ответ полностью.
Выступление
на заседании методического объединения
учителей начальных классов
Коломиец Ольги Михайловны
по теме самообразования:
« Работа над задачей как средство логического мышления».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах", 2 класс
Рабочая программа по информатике в 2 классах составлена на основе авторской программы А.В.Горячева «Информатика и ИКТ»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" с ууд...
Мастер - класс по теме «Организация продуктивной мыслительной деятельности при решении задач»
Рассмотрены эффективные методы и приёмы работы при обучении решению задач, способствующих формированию навыков умения решать текстовые задачи...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" 3 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" для 3 класса разработана с целью развития логического и алгоритмического мышления обучающихся. Особое значение ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь решать задачи" (Система "Школа 2100") 4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса....
Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу " Информатика в играх и задачах", 4 класс.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий, направленных на развитие логического а алгоритмического мышления школьников....
Компетенции в области постановки целей и задач в обучении. Авторское тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Здоровый школьный этикет" 1 класс (2016-2017 уч.г.)
Тематическое планирование представлено в интегрированной форме (в урочной и внеурочной деятельности)...