Урок математики в 1 классе (по системе Л.В. Занкова) "Сравнение предметов по форме и цвету"
методическая разработка (математика, 1 класс) по теме
Урок направлен на формирование умения сравнивать предметы по форме и цвету у первоклассников, изображать геометрические фигуры. Материал урока предусматривает задания, расширяющие знания детей о правилах дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matem_1_kl.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
Гургурова С.Л. Сравнение предметов по форме и цвету
Тема урока: «Сравнение предметов по форме и цвету»
Цель: формирование умения сравнивать объекты по общим признакам – форме и цвету.
Задачи:
предметные:
- формировать умения различать предметы по форме и цвету, распознавать и изображать геометрические фигуры;
- способствовать овладению основами пространственного воображения, использованию математических представлений для описания окружающих предметов;
- создавать условия для понимания математики, как науки, необходимой в жизни
метапредметные:
- способствовать овладению логическими действиями сравнения, анализа, сопоставления, установлению причинно- следственных связей;
- развивать навыки самоанализа и взаимоанализа успешности участия в учебном диалоге;
- развивать устную речь учащихся, умение конструировать монологические высказывания;
- разъяснять необходимость знания дорожных знаков и соблюдения правил безопасного поведения на дорогах;
- развивать мелкую моторику руки первоклассников;
- содействовать созданию доброжелательных отношений в классе
Оборудование: - карточки - «закладки» на доску /Приложение 1/;
- раздаточный геометрический материал в конвертах (один на парту) /Приложение 2/;
- изображение дорожных знаков /Приложение 3/
-учебники, рабочие тетради.
Ход урока.
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Начинаем точно в срок
Математики урок.
Чтобы многое узнать,
Нужно думать, размышлять
И друг другу помогать!
Но нельзя, дружок, зевать!
- Подготовка к изучению новой темы.
1.- Ответьте на вопрос.
- У Алеши есть старшая сестра Ирина, а у Ирины есть младший брат. Сколько детей у их мамы?
2. -К учебному году Ира и Алеша изготовили закладки и украсили их узорами. Вот какие закладки получились. (На доску вывешиваются две полоски с геометрическими фигурами) / Приложение 1/
- Сколько геометрических фигур использовала Ирина? А сколько Алексей? Что вы можете сказать о количестве фигур, которые использовали ребята? ( Количество фигур у них одинаково; у каждого по 5 фигур на закладке, вместе фигур 10 и т.п.)
- Какие геометрические фигуры использовали ребята для составления узора?
- Чем похожи узоры сестры и брата?
- Чем они отличаются?
- Тема урока.
- Ребята, как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
(Ответы детей)
- Верно, сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать предметы по форме и цвету.
- Изучение нового материала.
- Работа по учебнику. Задание 5(с.8).
– Откройте учебники по закладке на странице 8. Надпись внизу страницы. (Написать на доске цифру)
– Посмотрите на рисунок вверху страницы, справа от цифры 5.
Что вы видите на рисунке? (Мы видим детские песочницы)
- Сколько песочниц на рисунке? (Четыре)
- Сравните верхние песочницы. Чем они похожи? (Они похожи цветом (одинаковые по цвету), обе песочницы розовые)
- Чем различаются? (Песочницы различаются по форме, одна - круглая, а вторая - квадратная, в одной мало песка, а в другой - много)
- В какой верхней песочнице много песка? В какой мало? (Много песка в левой песочнице, а мало – в правой)
- Молодцы! А теперь сравните нижние песочницы по форме и по количеству песка в них. (Эти песочницы разные и по форме и по количеству песка)
- Сравните песочницы, расположенные справа. (Они одинаковые по форме и по количеству песка, но разные по цвету)
- Теперь сравните песочницы, расположенные слева. (Эти песочницы одинаковые по форме, но разные по цвету и количеству песка в них)
- А сколько на рисунке круглых песочниц? ( Две)
- Сколько квадратных? (Тоже две)
- Что можно сказать о количестве круглых и квадратных песочниц? (Их одинаково)
- Работа в тетрадях.
- Нарисуйте в тетради столько кругов, сколько на странице круглых песочниц, и столько квадратов, сколько квадратных песочниц.
( Самостоятельная работа с взаимопроверкой)
- Практическая работа в парах.
- А вы любите играть в песочнице? А какие игрушки вы используете в таких играх? ( Лопатка, совок, формочки для куличиков, игрушечные грузовики, другие машинки и т.д.)
-Как называются машины, предназначенные для перевозки песка и щебня? (Грузовики, самосвалы). Сейчас мы составим такие грузовики из геометрических фигур.
- Перед вами конверты, откройте их./Приложение 2/. Перечислите геометрические фигуры, какие вы видите. (Круги, квадраты, прямоугольники).
Мы будем работать сообща. Напомните правила работы в парах. (Советоваться с товарищем, спокойно рассуждать, не повышая голоса, принимать общее решение)
- Внимательно послушайте задание. Выложите два грузовика так, чтобы они состояли из одинаковых по форме деталей, но разных по цвету.
- Расскажите, как вы выполняли эту работу? (Ответы детей)
- Почему выбрали такие геометрические фигуры? (Ответы детей)
- Можно ли сказать, что ваши грузовики получились одинаковые? (Нет, у них разного цвета детали, хотя и одинаковые по форме)
– Молодцы, вы очень хорошо работали! Какие замечательные грузовики получились! Давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка
Самосвалом я зовусь: ( Шаг на месте)
Сам я сваливаю груз. (Наклоны вперед- назад)
Разгружать меня не надо, (Наклоны влево - вправо)
Все такой машине рады. (Руки в стороны, вверх- вдох.
Руки в стороны, вниз- выдох)
- Работа по учебнику (продолжение).
Задание 6(с.8).
- Посмотрите на задание под номером 6. (Цифра записывается на доске)
Какие из нарисованных предметов могут быть связаны с грузовиком? Почему вам так кажется? (Варианты ответов: колесо – это деталь машины; подсолнух, часы и шляпа круглые как колеса; дорожный знак вдоль дорог, где ездят настоящие машины и т.п.)
- Как называется изображенный дорожный знак? («Пешеходный переход» (знак для водителей)- В случае затруднения учитель сам дает ответ).
- Зачем нужны дорожные знаки? (Ответы детей)
-А как выглядит знак «Пешеходный переход» - знак для пешеходов? (Ответы детей) Что он означает? (Ответы детей) / Приложение 3/
- Проверим. (Учитель вывешивает на доску оба знака для сравнения). Назовите сходства и различия этих знаков, не забывая при этом о теме сегодняшнего урока. (Ответы детей).
- Какое значение имеет цвет и форма в дорожном знаке? (Ответы детей).
– Прочитаем задание в учебнике. (Хорошо читающий ученик читает вслух)
- На каких предметах можно увидеть квадрат, круг, треугольник? Назовите эти предметы. (Ответы детей)
Молодцы! Работаем дальше на следующей странице.
- Задание 7(с.9).
- Сравните рисунки. Найдите сходства и различия в рисунках. (Ответы детей)
- Что значит сравнивать предметы? Объясните. (Сравнивать предметы - это находить, чем они похожи и чем различаются и т.п)
- Отгадайте загадку
Кинешь в речку — не утонет,
Бьёшь о стенку — он не стонет,
Будешь оземь кидать —
Станет кверху летать. (Мяч)
- Почему я выбрала такую загадку? Кто догадался? (Потому что на картинке мальчик играет мячиком; мяч - тоже, как и машинка, игрушка и т.п.)
- Давайте отдохнем и представим, что мы веселые мячики.
Физкультминутка
(Присесть, прыгать на согнутых в коленях ногах, «на корточках», в такт читаемому стихотворению)
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой —
Не угнаться за тобой.
- О каком признаке предметов говорится в этом стихотворении? (О цвете)
-Какие известные вам цвета мы на уроке еще не называли? (Ответы детей)
- Замечательно мы отдохнули и продолжаем дальше!
- Задание 8. (с.9)
- Посмотрите на классную доску.
-Что расположено слева от тебя? Что справа?
- Есть ли в школьном кабинете предметы, которые различаются только по форме; только по цвету; по форме и по цвету? (Ответы детей)
- Разминка для глаз
- Подойдем к окну и посмотрим. Какие схожие по форме предметы вы видите? Назовите предметы, схожие по цвету? А какие предметы одинаковые и по форме и по цвету одновременно? (Ответы детей)
- Работа в тетради
- Глазки наши отдохнули, пальчики отдохнули, пора бы им потрудиться.
- В тетради нарисуйте палочки так, как показано в учебнике (Задание 9(с.9))
- Работа над развитием устной речи.
Задание 10 (с.9).
- Рассмотрите рисунок. Что было сначала? Что потом?
- Составьте рассказ по картинкам. Расскажите товарищу. (Работа в парах)
-Кто хочет выступить со своим рассказом? (Рассказы детей по желанию)
- Рефлексия. Итог урока.
- Ребята, вы сегодня хорошо поработали.
- Какие открытия мы сегодня сделали на уроке? О чем бы захотелось рассказать дома маме и папе?
- Какое задание было для вас самым интересным? Какое задание показалось трудным? (Ответы детей)
- Если вам на уроке было легко работать, поднимите синий квадрат, если были затруднения – красный прямоугольник.
- Спасибо за урок!
Приложение 1.
Приложение 2 /примерный вариант/
По 2шт.
По 2шт.
По 2шт.
По 2шт.
Приложение 3
«Пешеходный переход» - знак для пешехода
«Пешеходный переход» - знак для водителя
Ира
Алеша
Алеша
Алеша
Алеша
Алеша
Алеша
Алеша
Алеша
Алеша
Алеша
Алеша
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок математики 2 класс по системе Занкова Л.В.
урок математики 2 класс по системе Занкова (учебник Аргинской И.И.) ...
Конспект урока математики 2 класс по системе Занкова (И.И.Аргинская) Тема урока: Умножение
Разработка урока соответсвует требованиям ФГОС...
Урок математики 2 класс, развивающая система Л.В.Занкова.
Урок математики для учеников 2 класса по теме: "Составляем и решаем задачи. Математический калейдоскоп."...
Урок математики 1 класс по системе Л.В.Занкова с УУД по теме "Объединение множеств. Операция сложения".
Урок математики 1 класс система Л.В.Занкова....
Конспект урока математики 2 класс (образовательная система «Гармония»)
Тема: Решение задач. Выбор схемы. Структура задачи. Переформулировка вопроса задачиТип урока: закрепления знаний...
«Транспортир. Измерение углов при помощи транспортира». Урок математики 3 класс по системе Занкова
Цель: знакомство с новым измерительным прибором - транспортиром.Задачи урока: ознакомление с алгоритмом измерения углов при помощи транспортира; создать условия для формирования умения определять град...
Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.
Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...