Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс система "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) по теме
Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс система "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_1_klass_matematika_sistema_perspektiva.docx | 120.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе
по предмету «Математика» 1 класс
(система «Перспектива)
Рабочая программа по предмету «Математика» для 1 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по предмету «Математика» (Приказ МО и Н РФ №373 от 06.10.2009г.).
- Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Математика» для 1–4 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Л. Г. Петерсон.
- Образовательная программа «Математика» 1 класс (Л. Г. Петерсон), М. «Ювента», 2011 г.
- Региональный базисный учебный план ОУ Республики Татарстан.
- Основная образовательная программа начального общего образования МОУ гимназия № 75 с этнокультурным (русским) компонентом.
- Учебный план начального общего образования на 2011-2012 учебный год МОУ гимназия № 75 с этнокультурным (русским) компонентом.
Курс математики для 1—4 классов начальной школы, реализующий данную программу, является частью непрерывного курса математики для дошкольников, начальной школы и 5—6 классов средней школы образовательной системы «Школа 2000...» и, таким образом, обеспечивает преемственность математической подготовки между ступенями дошкольного, начального и общего среднего образования.
Цели программы по предмету «Математика» 1 класс:
- Развитие числовой грамотности обучающихся, формирование прочных вычислительных навыков на основе освоения рациональных способов действий;
- Знакомство с начальными геометрическими фигурами и их свойствами;
- Математическое развитие обучающихся, расширение и уточнение представлений об окружающем мире средствами учебного предмета «Математика»;
- Развитие системного и логического мышления обучающихся и их «академической» одарённости.
Задачи программы по предмету «Математика» 1 класс:
- Сформировать начальные вычислительные навыки на основе освоения рациональных способов действий;
- Сформировать умение переводить текст задач, выраженный в словесной форме, на язык математических понятий, символов, знаков и отношений;
- Сформировать умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями.
Основные принципы построения курса «Математика»:
- Принцип эвристической основы содержания обучения математике;
- Принцип персонификации процесса обучения;
- Принцип дифференциации;
- Принцип диалогической направленности;
- Принцип перспективы в развитии основных математических понятий и идей курса;
- Принцип активизации познавательной деятельности;
- Принцип эстетической ценности содержания обучения.
Содержание программы
Числа и арифметические действия с ними (70 ч). Группы предметов или фигур, обладающих общим свойством. Составление группы предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы.
Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на … порядок.
Соединение групп предметов в одно целое (сложение). Удаление части группы предметов (вычитание). Переместительное свойство сложения групп предметов. Связь между сложением и вычитанием групп предметов.
Аналогия сравнения, сложения и вычитания групп предметов со сложением и вычитанием величин.
Число как результат счёта предметов и как результат измерения величин.
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и т. д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счёт. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков , , >, <.
Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на ..., меньше на ...). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения в пределах 9 («треугольная»).
Римские цифры. Алфавитная нумерация. «Волшебные» цифры.
Число и цифра 0. Сравнение, сложение и вычитание с числом 0.
Число 10, его обозначение, место в числовом ряду, состав. Сложение и вычитание в пределах 10.
Монеты 1 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 5 р., 10 р.
Укрупнение единиц счёта и измерения. Счёт десятками. Наглядное изображение десятков с помощью треугольников. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание круглых десятков (чисел с нулями на конце, выражающих целое число десятков).
Счёт десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел с помощью треугольников и точек. Запись и чтение двузначных чисел, представление их в виде суммы десятков и единиц. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер.
Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 («квадратная»). Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Работа с текстовыми задачами (20 ч). Устное решение простых задач на смысл сложения и вычитания при изучении чисел от 1 до 9.
Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.).
Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания. Задачи на разностное сравнение (содержащие отношения «больше (меньше) на …»). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам.
Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями).
Составные задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение в 2—4 действия. Анализ задачи и планирование хода её решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.
Геометрические фигуры и величины (14 ч). Основные пространственные отношения: выше — ниже, шире — уже, толще — тоньше, спереди — сзади, сверху — снизу, слева — справа, между и др. Сравнение фигур по форме и размеру (визуально).
Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Точки и линии (кривые, прямые, замкнутые и незамкнутые). Области и границы. Ломаная. Треугольник, четырёхугольник, многоугольник, его вершины и стороны.
Отрезок и его обозначение. Измерение длины отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр; соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
Объединение и пересечение геометрических фигур.
Величины и зависимости между ними (10 ч). Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Свойства величин.
Измерение массы. Единица массы: килограмм.
Измерение вместимости. Единица вместимости: литр.
Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами и результатами арифметических действий, их фиксирование в речи.
Числовой отрезок.
Алгебраические представления (14 ч). Чтение и запись числовых и буквенных выражений в 1—2 действия без скобок. Равенство и неравенство, их запись с помощью знаков >, <, = .
Уравнения вида а + х = b, а – х = b, x – a = b, а х = b, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым.
Запись переместительного свойства сложения с помощью буквенной формулы: а + b = b + а.
Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида: а + b = с, b + а = с, с – а = b.
Математический язык и элементы логики (2 ч). Знакомство с символами математического языка: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказываний. Определение истинности и ложности высказываний.
Построение моделей текстовых задач.
Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.
Работа с информацией и анализ данных (2 ч). Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение, количество. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам.
Таблица, строка и столбец таблицы. Чтение и заполнение таблицы. Поиск закономерности размещения объектов (чисел, фигур, символов) в таблице.
Сбор и представление информации о единицах измерения величин, которые использовались в древности на Руси и в других странах.
Обобщение и систематизация знаний, полученных в 1 классе.
Портфолио ученика 1 класса.
Содержание курса «Математика» строится на основе:
- системно-деятельностного подхода, методологическим основанием которого является общая теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.);
- системного подхода к отбору содержания и последовательности изучения математических понятий, где в качестве теоретического основания выбрана система начальных математических понятий (Н. Я. Виленкин);
- дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...» (Л. Г. Петерсон).
Педагогическим инструментом реализации поставленных целей программы по предмету «Математика. Учусь учиться» 1 класс является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000...». Суть её заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике, лежащих в основе современной научной картины мира. Но главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определённых ФГОС, и умение учиться в целом.
Основой организации образовательного процесса в дидактической системе «Школа 2000...» является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Структура ТДМ, с одной стороны, отражает обоснованную в методологии общую структуру учебной деятельности (Г. П. Щедровицкий, О. С. Анисимов и др.), а с другой стороны, обеспечивает преемственность с традиционной школой в формировании у учащихся глубоких и прочных математических знаний, умений и навыков. Например, структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет следующий вид:
1. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма «надо — хочу — могу».
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково (в форме эталона). Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) выполняют типовые задания на освоение нового способа действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Таким образом, происходит, с одной стороны, формирование навыка применения изученных способов действий, а с другой — подготовка к введению в будущем следующих тем.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Данная структура урока может быть представлена следующей схемой, позволяющей в наглядном виде соотнести этапы урока по ТДМ с методом рефлексивной самоорганизации (см. рис. 1).
Помимо уроков открытия нового знания, в дидактической системе «Школа 2000...» имеются уроки других типов:
- уроки рефлексии, где учащиеся закрепляют своё умение применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки, корректируют свою учебную деятельность;
- уроки обучающего контроля, на которых учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности;
- уроки систематизации знаний, предполагающие структурирование и систематизацию знаний по изучаемым предметам.
Технология деятельностного метода «Школа 2000...» (ТДМ)
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности.
Все уроки также строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребёнком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.
Технология деятельностного метода обучения может использоваться в образовательном процессе на разных уровнях в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задач и уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации: базовом, технологическом и системно-технологическом.
Базовый уровень ТДМ включает в себя следующие шаги:
- мотивация к учебной деятельности;
- актуализация знаний;
- проблемное объяснение нового знания;
- первичное закрепление его во внешней речи;
- самостоятельная работа с самопроверкой;
- включение нового знания в систему знаний и повторение;
- рефлексия учебной деятельности на уроке.
Структура урока базового уровня выделяет из общей структуры рефлексивной самоорганизации ту её часть, которая представляет собой целостный элемент. Таким образом, не вступая в противоречие со структурой деятельностного метода обучения, базовый уровень ТДМ систематизирует инновационный опыт российской школы об активизации деятельности детей в процессе трансляции системы знаний. Поэтому базовый уровень ТДМ используется также как ступень перехода учителя от традиционного объяснительно-иллюстративного метода к деятельностному методу.
На технологическом уровне при введении нового знания учитель начинает использовать уже целостную структуру ТДМ, однако построение самими детьми нового способа действия организуется пока ещё с отсутствием существенных компонентов (этап проектирования и реализации проекта).
На системно-технологическом уровне деятельностный метод реализуется во всей полноте.
Для формирования определённых ФГОС НОО универсальных учебных действий как основы умения учиться предусмотрена возможность системного прохождения каждым учащимся основных этапов формирования любого умения таких, как:
1) приобретение опыта выполнения УУД;
2) мотивация и построение общего способа (алгоритма) выполнения УУД (или структуры учебной деятельности);
3) тренинг в применении построенного алгоритма УУД, самоконтроль и коррекция;
4) контроль.
На уроках по ТДМ «Школа 2000...» учащиеся приобретают первичный опыт выполнения УУД. На основе приобретённого опыта они строят общий способ выполнения УУД (второй этап). После этого они применяют построенный общий способ, проводят самоконтроль и при необходимости коррекцию своих действий (третий этап). И наконец, по мере освоения данного УУД и умения учиться в целом проводится контроль реализации требований ФГОС (четвёртый этап)[1].
Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения «Школа 2000...».
1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, не получая знания в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.
3. Принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
4. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6. Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7. Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности.
При реализации базового уровня ТДМ принцип деятельности преобразуется в дидактический принцип активности традиционной школы.
Поскольку развитие личности человека происходит в процессе его самостоятельной деятельности, осмысления и обобщения им собственного деятельностного опыта (Л.С. Выготский), то представленная система дидактических принципов сохраняет своё значение и для организации воспитательной работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Использование деятельностного метода обучения позволяет при изучении всех разделов данного курса организовать полноценную математическую деятельность учащихся по получению нового знания, его преобразованию и применению, включающую три основных этапа математического моделирования:
1) построение математической модели некоторого объекта или процесса реального мира;
2) изучение математической модели средствами математики;
3) применение полученных результатов в реальной жизни.
При построении математических моделей учащиеся приобретают опыт использования начальных математических знаний для описания объектов и процессов окружающего мира, объяснения причин явлений, оценки их количественных и пространственных отношений.
На этапе изучения математической модели учащиеся овладевают математическим языком, основами логического, алгоритмического и творческого мышления, они учатся пересчитывать, измерять, выполнять прикидку и оценку, исследовать и выявлять свойства и отношения, наглядно представлять полученные данные, записывать и выполнять алгоритмы.
Далее, на этапе применения полученных результатов в реальной жизни учащиеся приобретают начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. Здесь они отрабатывают умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать и изображать геометрические фигуры, действовать по заданным алгоритмам и строить их. Дети учатся работать со схемами и таблицами, диаграммами и графиками, цепочками и совокупностями, они анализируют и интерпретируют данные, овладевают грамотной математической речью и первоначальными представлениями о компьютерной грамотности.
Поскольку этап обучения в начальной школе соответствует второму до - понятийному этапу познания, освоение предметного содержания в курсе математики «Учусь учиться» организуется посредством систематизации опыта, полученного учащимися в предметных действиях, и построения ими основных понятий и методов математики на основе выделения существенного в реальных объектах.
Таким образом, основу блока арифметического материала составляет понятие числа. В 1 классе «число» - результат счёта. Начиная с подготовительного периода, в программе усилен аспект чувственного счёта, проводится работа пот подготовке к изучению состава числа. Для этого предусматривается систематическая работа с множествами предметов и геометрических фигур. Сложение и вычитание рассматриваются во взаимосвязи: дети составляют примеры и задачи, обратные данным.
Геометрический материал изучается в тесной связи с арифметическим и логико-языковым материалом. Большинство геометрических понятий вводится без определений. С первого класса геометрические фигуры выступают лишь в качестве объектов для сравнения и счёта предметов. Элементарные геометрические представления формируются в таком порядке, что вначале дети знакомятся с топологическими свойствами фигур, а затем с проектными и метрическими.
Арифметический материал вводится концентрически. Выделены 4 концентра:10,100,1000 и многозначные числа. Разделы «Величины и свойства», «Геометрические фигуры и их свойства» имеют относительную самостоятельность.
Формы организации урока: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная работа.
Контроль: самостоятельная работа, контрольная работа.
Место учебного предмета «Математика.» в авторской программе и по учебному плану МОУ гимназия № 75 с этнокультурным (русским) компонентом (см. таблицу №1). Программа курса «Математика» (авторы: Л. Г. Петерсон) в 1 классе составляет 132 часа (4 часа в неделю). Количество часов в учебном плане МОУ гимназия № 75 с этнокультурным (русским) компонентом составляет 132 часа (4 часа в неделю).
Национально-региональный компонент реализуется с помощью темы: «Границы Республики Татарстан на карте».
Этнокультурный (русский) компонент реализуется с помощью включения на уроках тем: «Древние меры измерения русского народа», «Старинные денежные знаки Руси».
Таблица №1
№ | Тема раздела | Кол-во часов в авторской программе | Кол-во часов в плане гимназии |
1. | Свойства предметов. Сравнение предметов по свойствам. Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. | 4ч | 4ч |
2. | Группы предметов или фигур: составление, выделение части, сравнение. Знаки = и | 4ч | 4ч |
3. | Сложение и вычитание групп предметов. Знаки + и– | 4ч | 4ч |
4. | Связь между частью и целым (сложением и вычитанием), её запись с помощью букв. Пространственно-временные отношения: выше — ниже, спереди — сзади, слева — справа, раньше — позже и др. Порядок. Счёт до 10 и обратно. | 4ч | 4ч |
5. | Числа и цифры 1—6. Наглядные модели, состав, сложение и вычитание в пределах 6. | 16ч | 16ч |
6. | Точки и линии. Области и границы. Компоненты сложения и вычитания | 6ч | 6ч |
7. | Числа и цифры 7—9. Состав, сравнение, сложение и вычитание в пределах 9. Отрезок и его части. Ломаная линия, многоугольник. Выражения. Таблица сложения («треугольная». | 13ч | 13ч |
8. | Сложение, вычитание и сравнение с нулём. Части фигур. Соотношение между целой фигурой и её частями. Равные фигуры. | 4ч | 4ч |
9. | Римские цифры. Алфавитная нумерация. Равные фигуры. | 4ч | 4ч |
10. | Задача. Решение задач на нахождение части и целого. Взаимно обратные задачи. Разностное сравнение чисел. Решение задач на разностороннее сравнение. | 12ч | 12ч |
11. | Величины. Длина, масса, объём. Свойства величин. Составные задачи на нахождение целого (одна из частей неизвестна). | 10ч | 10ч |
12. | Уравнения с неизвестным слагаемым, вычитаемым, уменьшаемым, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым. | 10ч | 10ч |
13. | Укрупнение единиц счёта. Число 10: запись, состав, сравнение, сложение и вычитание в пределах 10.Составные задачи на нахождение части (целое неизвестно). Счет десятками. Круглые числа. Дециметр. | 10ч | 10ч |
14. | Счёт десятками и единицами. Название и запись чисел до 20.Нумерация двузначных чисел. Сложение и вычитание чисел в пределах 20. | 5ч | 5ч |
15. | Счёт десятками и единицами. Сравнение, сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100. | 6ч | 6ч |
16. | Таблица сложения однозначных чисел «квадратная». Решение уравнений и составных задач в 2—3 действия. | 9ч | 9ч |
17. | Рефлексивная фаза учебного года | 11ч | 11ч |
ИТОГО | 132 часа | 132 часа |
Планируемые результаты освоения учащимися предмета «Математика» в 1 классе (см. таблицу №2)
Таблица №2
Учащиеся первого класса научатся |
Раздел «Числа и величины»
|
Раздел «Арифметические действия»
|
Раздел «Работа с текстовыми задачами»
|
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»
|
Раздел «Геометрические величины»
|
Раздел «Работа с данными»
|
Характеристика результатов формирования УУД
на разных этапах обучения по УМК «Перспектива» (см. таблицу №3)
Таблица №3
Класс | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
1 класс | 1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать свою семью, своих родственников, прививать любовь к родителям. 3. Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. | 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник. | 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнить предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. | 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и понимать речь других. 4. Участвовать в работе в паре. |
Примерное планирование уроков математики в 1 классе
№ | Тема урока | Кол. часов | Тип урока | Элементы содержания стандарта | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения | |
План | Фак. | ||||||
Раздел: «Свойства предметов. Сравнение предметов по свойствам. Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник»- (4ч) | |||||||
1 | Свойства предметов. | 1 | Постановочный | Свойства и группы предметов (цвет, форма, размер, материал). | Анализировать и сравнивать предметы, выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия. Читать, анализировать данные таблицы, заполнять таблицы на основании заданного правила. Соотносить реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических тел. Описывать свойства простейших фигур. Сравнивать геометрические фигуры, различать плоские и пространственные фигуры. Находить закономерности в последовательностях, составлять закономерности по заданному правилу. Использовать математическую терминологию в устной и письменной речи. Использовать ритмический счёт до 10. Устанавливать, пройдены ли на уроке 2 шага учебной деятельности, и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | ||
2 | Сравнение предметов по свойствам. | 1 | Решение учебной задачи | Свойства и группы предметов (цвет, форма, размер, материал). | |||
3 | Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. | 1 | Решение частных задач | Геометрические фигуры. | |||
4 | Закрепление темы: « Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник». | Решение частных задач | Геометрические фигуры. | ||||
Раздел: «Группы предметов или фигур: составление, выделение части, сравнение. Знаки = и »- (4ч) | |||||||
5 | Составление группы по заданному признаку. | 1 | Постановочный | Составление группы по заданному признаку (свойству). | Анализировать состав групп предметов, сравнивать группы предметов, выявлять и выражать в речи признаки сходства и различия. Записывать результат сравнения групп предметов с помощью знаков = и , обосновывать выбор знака, обобщать, делать вывод. Разбивать группы предметов на части по заданному признаку (цвету, форме, размеру и т. д.). Находить закономерности в последовательностях и таблицах, составлять закономерности по заданному правилу. Считать различные объекты (предметы, фигуры, буквы, звуки и т. п.). Называть числа от 1 до 10 в порядке их следования при счете. Использовать ритмический счёт до 10 и обратно. Определять функцию учителя в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | ||
6 | Выделение части группы. Самостоятельная работа №1. | 1 | Решение учебной задачи | Группы предметов или фигур. | |||
7 | Сравнение групп предметов. Знаки = и | 1 | Решение учебной задачи | Сравнение групп предметов. Знаки = и . Числа от 1 до10. | |||
8 | Составление равных и неравных групп. Самостоятельная работа №2. | 1 | Решение учебной задачи | Группы предметов или фигур. Составление равных и неравных групп. Числа от 1 до10. | |||
Раздел: «Сложение и вычитание групп предметов. Знаки + и–»- (4ч) | |||||||
9 | Соединение совокупностей в одно целое. Сложение. | 1 | Постановочный | Сложение групп предметов. Знак +. Переместительное свойство сложения. | Моделировать операции сложения и вычитания групп предметов с помощью предметных моделей, схематических рисунков, буквенной символики. Записывать сложение и вычитание групп предметов с помощью знаков +, –, =. Соотносить компоненты сложения и вычитания групп предметов с частью и целым, читать равенства. Выявлять и применять переместительное свойство сложения групп предметов. Использовать ритмический счёт до 20. Применять правила поведения ученика на уроке в зависимости от функций учителя и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | ||
10 | Сложение групп предметов. Самостоятельная работа №3. | 1 | Решение частных задач | Сложение групп предметов. Знак +. Переместительное свойство сложения. | |||
11 | Удаление части совокупности. Вычитание. | 1 | Решение учебной задачи | Удаление части совокупности предметов. Вычитание. Знак -. | |||
12 | Вычитание групп предметов. Самостоятельная работа №4. | 1 | Решение частных задач | Удаление части совокупности предметов. Вычитание. Знак -. | |||
Раздел: « Связь между частью и целым (сложением и вычитанием), её запись с помощью букв. Пространственно-временные отношения: выше — ниже, спереди — сзади, слева — справа, раньше — позже и др. Порядок. Счёт до 10 и обратно» - (4 ч) | |||||||
13 | Связь между сложением и вычитанием. Выше – ниже. | 1 | Решение учебной задачи | Выше – ниже. Числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке. | Устанавливать взаимосвязи между частью и целым (сложением и вычитанием), фиксировать их с помощью буквенной символики (4 равенства). Разбивать группы предметов на части по заданному признаку (цвету, форме, размеру и т. д.). Устанавливать пространственно-временные отношения, описывать последовательность событий и расположение объектов с использованием слов: раньше, позже, выше, ниже, вверху, внизу, слева, справа и др. Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже). Упорядочивать объекты, устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта. Называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке. Использовать ритмический счёт до 20 и обратно. Проявлять активность в учебной деятельности, и оценивать свою активность (на основе применения эталона). | ||
14 | Порядок. | 1 | Решение учебной задачи | Пространственно-временные отношения: выше — ниже, спереди — сзади, слева — справа, раньше — позже. | |||
15 | Связь между сложением и вычитанием. Самостоятельная работа № 5. | 1 | Решение частных задач | Связь между частью и целым, ее запись с помощью букв. Числа от 1 до 10 в прямом и в обратном порядке. | |||
16 | Контрольная работа №1. | 1 | Контроль знаний. | Свойства и группы предметов. Вычитание. Сложение. Знаки = и . Геометрические фигуры. | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. | ||
Раздел: « Числа и цифры 1—6. Наглядные модели, состав, сложение и вычитание в пределах 6» - (16ч) | |||||||
17 | Анализ контрольной работы. Один – много. На, над, под. Перед, после, между. Рядом. | 1 | Постановочный. | Расположение объектов. Один – много. На, над, под. Перед, после, между. Рядом. | Соотносить числа 1—6 с количеством предметов в группе, обобщать, упорядочивать заданные числа, определять место числа в последовательности чисел от 1 до 6. Образовывать число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из последующего числа. Писать цифры 1—6, соотносить цифру и число. Сравнивать две группы предметов на основе составления пар. Сравнивать числа в пределах 6 с помощью знаков =, ≠, >, <. Моделировать сложение и вычитание чисел с помощью сложения и вычитания групп предметов. Складывать и вычитать числа в пределах 6, соотносить числовые и буквенные равенства с наглядными моделями, находить в них части и целое, запоминать и воспроизводить по памяти состав чисел 2—6 из двух слагаемых, составлять числовые равенства и неравенства. Строить числовой отрезок, с его помощью присчитывать и отсчитывать от заданного числа одну или несколько единиц. Использовать числовой отрезок для сравнения, сложения и вычитания чисел. Устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 6. Описывать расположение объектов с использованием слов: длиннее, короче, шире, уже, толще, тоньше, за, перед и др. Распознавать в предметах окружающей обстановки изучаемые геометрические фигуры, описывать их свойства, моделировать многоугольники (треугольник, четырехугольник, пятиугольник) из палочек, выделять вершины и стороны многоугольников. Применять знания и способы действий в поисковых ситуациях, находить способ решения нестандартной задачи. Разбивать группу предметов на части по некоторому признаку, находить «лишний» предмет по какому-либо признаку. Использовать ритмический счёт до 30. Работать в парах при совместной работе в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | ||
18 | Число и цифра 1. Справа, слева, посредине. | 1 | Решение учебной задачи | Число и цифра 1. Справа, слева, посредине. Расположение объектов. | |||
19 | Число и цифра 2. Сложение и вычитание. | 1 | Решение учебной задачи | Число и цифра 2. Сложение и вычитание. | |||
20 | Число и цифра 3. Состав числа3. Сложение и вычитание в пределах 3. | 1 | Решение учебной задачи | Число и цифра 3. Состав числа3. Сложение и вычитание в пределах 3. | |||
21 | Сложение и вычитание в пределах 3. Самостоятельная работа №6. | 1 | Решение частных задач | Число и цифра 1 . Число и цифра 2. Число и цифра 3. Сложение и вычитание в пределах 3. | |||
22 | Число и цифра 4. Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4. | 1 | Решение учебной задачи | Число и цифра 4. Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4. | |||
23 | Числовой отрезок. Шар, конус, цилиндр, параллелепипед, куб, пирамида. | 1 | Решение учебной задачи | Числовой отрезок. Шар, конус, цилиндр, параллелепипед, куб, пирамида. Геометрические фигуры в предметах окружающей обстановки. | |||
24 | Числовой отрезок. Присчитывание и отсчитывание единиц. Сложение и вычитание в пределах 4. Самостоятельная работа №7. | 1 | Решение частныхзадач | Числовой отрезок. Присчитывание и отсчитывание единиц. Сложение и вычитание в пределах 4. | |||
25 | Число и цифра 5. Состав числа 5. | 1 | Решение учебной задачи | Число как результат счета предметов и результат измерения величин. | |||
26 | Сложение и вычитание в пределах 5. | 1 | Решение учебной задачи | Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5. | |||
27 | Столько же. Равенство и неравенство чисел. Знаки > и <. | 1 | Решение учебной задачи | Числа 1-5. Равенство и неравенство чисел. Знаки > и <. | |||
28 | Отрезок. Треугольник и четырехугольник, пятиугольник, их вершины и стороны. | 1 | Решение учебной задачи | Отрезок. Треугольник и четырехугольник, пятиугольник, их вершины и стороны. | |||
29 | Сложение и вычитание в пределах 5. Знаки > и <. Сравнение чисел. Самостоятельная работа № 8. | 1 | Решение частных задач. | Сложение и вычитание в пределах 5. Знаки > и <. Сравнение чисел. | |||
30 | Отношения: длиннее - короче, шире - уже, толще -тоньше. | 1 | Решение учебной задачи | Отношения: длиннее - короче, шире - уже, толще - тоньше. | |||
31 | Число и цифра 6. Состав числа 6. | 1 | Решение учебной задачи | Число и цифра 6. Состав числа 6. | |||
32 | Сложение и вычитание в пределах 6. Знаки > и <. | 1 | Решение учебной задачи | Сложение и вычитание в пределах 6. Знаки > и <. | |||
Раздел: « Точки и линии. Области и границы. Компоненты сложения и вычитания» - (6 ч) | |||||||
33 | Точки и линии. Компоненты сложения. | 1 | Решение учебной задачи | Точки и линии (прямая, кривая, замкнутая, незамкнутая). Компоненты сложения. | Сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 6, называть компоненты действий сложения и вычитания, находить неизвестные компоненты подбором, составлять числовые равенства и неравенства. Моделировать выполняемые действия с помощью групп предметов и числового отрезка, запоминать и воспроизводить по памяти состав чисел 2—6 из двух слагаемых. Соотносить числовые и буквенные равенства с их наглядными моделями, находить в них части и целое. Использовать числовой отрезок для сравнения, сложения и вычитания чисел в пределах 6. Различать, изображать и называть точку, отрезок, прямую и кривую линии, замкнутую и незамкнутую линии, области и границы. Применять знания и способы действий в поисковых ситуациях. Устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 6. Использовать ритмический счёт до 30. Применять простейшие приёмы развития своего внимания и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | ||
34 | Области и границы. Компоненты вычитания. | 1 | Решение учебной задачи | Области и границы. Компоненты вычитания. Границы Республики Татарстан на карте. | |||
35 | Сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 6. | 1 | Решение учебной задачи | Сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 6. Компоненты вычитания и сложения. Состав чисел 2-6 из двух слагаемых. | |||
36 | Закрепление темы « Сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 6». | 1 | Решение частных задач | Сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 6. Компоненты вычитания и сложения. Состав чисел 2-6 из двух слагаемых. | |||
37 | Сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 6. Знаки > и <. Самостоятельная работа №9. | 1 | Решение частных задач | Сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 6. Знаки > и <. Сравнение чисел от 1 до 6. | |||
38 | Контрольная работа №2. | 1 | Контроль знаний. | Числа и цифры 1-6. Сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 6. Равенство и неравенство чисел. Знаки > и <. Многоугольники. | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. | ||
Раздел: « Числа и цифры 7—9. Состав, сравнение, сложение и вычитание в пределах 9. Отрезок и его части. Ломаная линия, многоугольник. Выражения. Таблица сложения («треугольная») – (13 ч) | |||||||
39 | Анализ контрольной работы. Отрезок и его части. Число и цифра 7. Состав 7. | 1 | Решение учебной задачи | Отрезок и его части. Число и цифра 7. Состав 7. | Соотносить числа 7—9 с количеством предметов в группе, обобщать, упорядочивать заданные числа, определять место числа в последовательности чисел от 1 до 9. Писать цифры 7—9, соотносить цифры и числа. Сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 9, составлять числовые равенства и неравенства. Моделировать выполняемые действия с помощью групп предметов и числового отрезка, запоминать и воспроизводить по памяти состав чисел 7—9 из двух слагаемых. Использовать числовой отрезок для сравнения, сложения и вычитания чисел в пределах 9. Находить в числовых и буквенных равенствах части и целое, устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 9 на основе данного соотношения. Распознавать и изображать отрезок, ломаные линии, многоугольник, устанавливать соотношения между целым отрезком и его частями. Выявлять правила составления таблицы сложения, составлять с их помощью таблицу сложения чисел в пределах 9. Выявлять и использовать для сравнения выражений связи между компонентами и результатами сложения и вычитания. Сравнивать разные способы сравнения выражений, выбирать наиболее удобный. Систематизировать знания о сложении и вычитании чисел. Обосновывать правильность выбора действий с помощью обращения к общему правилу. Применять знания и способы действий в поисковых ситуациях. Устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 9. Использовать ритмический счёт до 40. Спокойно относиться к затруднениям в своей учебной деятельности, грамотно их фиксировать и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). Применять правила, позволяющие сохранить здоровье при выполнении учебной деятельности, оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | ||
40 | Ломаная линия, многоугольник. Самостоятельная работа №10. | 1 | Решение частных задач | Ломаная линия ( прямая, кривая, замкнутая, незамкнутая). Многоугольники. | |||
41 | Выражения. | 1 | Решение учебной задачи | Сложение и вычитание в пределах 7. Числа и цифры 1-7. | |||
42 | Выражения. Сложение и вычитание, сравнение в пределах 7. Самостоятельная работа №11. | 1 | Решение частных задач | Выражения. Сложение и вычитание, сравнение в пределах 7. | |||
43 | Число и цифра8. Состав 8. | 1 | Решение учебной задачи | Решение учебной задачи | |||
44 | Сложение и вычитание в пределах 8 . | 1 | Решение частных задач | Сложение и вычитание в пределах 8 . Состав чисел 2-8 их двух слагаемых. | |||
45 | Сложение и вычитание в пределах 8 . Самостоятельная работа №12. | 1 | Решение частных задач | Сложение и вычитание в пределах 8 . Состав чисел 2-8 их двух слагаемых. | |||
46 | Число и цифра 9. Состав 9. | 1 | Решение учебной задачи | Число и цифра 9. Состав 9. Состав чисел 2-9 их двух слагаемых. | |||
47 | Таблица сложения. Сложение и вычитание в пределах 9 . | 1 | Решение учебной задачи | Таблица сложения («треугольная»). Связь между компонентами и результатами сложения и вычитания. Сложение и вычитание в пределах 9 . | |||
48 | Зависимость между компонентами сложения. | 1 | Решение учебной задачи | Связь между компонентами и результатами сложения. Числа и цифры 7-9. | |||
49 | Зависимость между компонентами вычитания, сложения | 1 | Решение учебной задачи | Связь между компонентами и результатами вычитания. Числа и цифры 7-9. | |||
50 | Сложение и вычитание в пределах 9 . Зависимость между компонентами вычитания и сложения. Самостоятельная работа №13. | 1 | Решение частных задач | Сложение и вычитание в пределах 9 . Зависимость между компонентами вычитания и сложения. | |||
51 | Контрольная работа №3. | 1 | Контроль знаний. | Состав, сравнение, сложение, вычитание в пределах 9.Таблица сложения («треугольная»). Отрезок и его части. Ломаная линия, многоугольник. | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. | ||
Раздел: « Сложение, вычитание и сравнение с нулём. Части фигур. Соотношение между целой фигурой и её частями. Равные фигуры» - (4 ч) | |||||||
52 | Анализ контрольной работы. Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. | 1 | Постановочный | Число и цифра 0. Свойства сложения и вычитания с нулем. Буквенная запись свойств нуля. | Выявлять свойства нуля с помощью наглядных моделей, применять данные свойства при сравнении, сложении и вычитании чисел. Писать цифру 0, соотносить цифру и число 0, записывать свойства нуля в буквенном виде. Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 9. Устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 9. Устанавливать взаимосвязь между целой фигурой и её частями, фиксировать эту взаимосвязь с помощью буквенных равенств. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Использовать ритмический счёт до 40. Проявлять терпение в учебной деятельности, работать в группах при совместной работе, и оценивать свои умения это делать (на основе применения эталона). | ||
53 | Сравнение с нулём. | 1 | Решение учебной задачи | Свойства сложения и вычитания с нулем. Сравнение с нулём. | |||
54 | Части фигур. Соотношение между целой фигурой и её частями. | 1 | Решение учебной задачи | Части фигур. Соотношение между целой фигурой и её частями. | |||
55 | Части фигур. Сложение и вычитание в пределах 9. Самостоятельная работа №14. | 1 | Решение частных задач | Части фигур. Соотношение между целой фигурой и её частями. Сложение и вычитание в пределах 9. | |||
Раздел: « Римские цифры. Алфавитная нумерация. Равные фигуры» - (4 ч) | |||||||
56 | Равные фигуры. | 1 | Постановочный | Равные фигуры. Сложение и вычитание в пределах 9. | Исследовать разные способы обозначения чисел, обобщать. Устанавливать равенство и неравенство геометрических фигур, разбивать фигуры на части, составлять из частей, конструировать из палочек. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 9. Устно решать простейшие текстовые задачи на сложение и вычитание в пределах 9. Применять полученные знания и способы действий в изменённых условиях. Выполнять задания поискового и творческого характера. Подбирать в равенствах неизвестные компоненты действий. Использовать ритмический счёт до 50. Фиксировать последовательность действий на первом шаге учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | ||
57 | «Волшебные» цифры. Алфавитная нумерация. | 1 | Решение учебной задачи | «Волшебные» цифры. Алфавитная нумерация. Сложение и вычитание в пределах 9. | |||
58 | Римские цифры. Сложение и вычитание в пределах 9. | 1 | Решение учебной задачи | Римские цифры. Сложение и вычитание в пределах 9. | |||
59 | Равные фигуры. Сложение и вычитание в пределах 9. Самостоятельная работа №15. | 1 | Решение частных задач | Равенство и неравенство геометрических фигур. Части фигур. Сложение и вычитание в пределах 9. | |||
Раздел: «Задача. Решение задач на нахождение части и целого. Взаимно обратные задачи. Разностное сравнение чисел. Решение задач на разностороннее сравнение» - (12ч) | |||||||
60 | Условие, вопрос, схема, ответ задачи. | 1 | Постановочный | Задача. Условие, вопрос, схема, ответ задачи. | Выделять задачи из предложенных текстов. Моделировать условие задачи с помощью предметов, схематических рисунков и схем, выявлять известные и неизвестные величины, устанавливать между величинами отношения части и целого, «больше (меньше) на …», использовать понятия «часть», «целое», «больше (меньше) на …», «увеличить (уменьшить) на …» при составлении схем, записи и обосновании числовых выражений. Определять, какое из чисел больше (меньше) и на сколько. Решать простые задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение чисел в пределах 9, составлять к ним выражения, объяснять и обосновывать выбор действия в выражении, находить обобщённые способы решения и представлять их в виде правил (эталонов), составлять обратные задачи. Анализировать задачи, определять корректность формулировок, дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом. Выполнять задания поискового и творческого характера. Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям. Выполнять перебор всех возможных вариантов объектов и комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям. Использовать ритмический счёт до 60. Определять цель выполнения домашнего задания, применять правила взаимодействия со взрослыми при выполнении домашнего задания, и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | ||
61 | Решение задач на нахождение части и целого. | 1 | Решение учебной задачи | Решение задач на нахождение части и целого. | |||
62 | Взаимно обратные задачи. | 1 | Решение учебной задачи | Взаимно обратные задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 9. | |||
63 | Задачи с некорректными формулировками. | 1 | Решение учебной задачи | Задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 9 с некорректными формулировками. | |||
64 | Решение задач на нахождение части и целого. Самостоятельная работа №16. | 1 | Решение частных задач | Задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 9. Решение задач на нахождение части и целого. | |||
65 | Разностное сравнение чисел. | 1 | Решение учебной задачи | Разностное сравнение чисел. | |||
66 | Задачи на сравнение. | 1 | Решение учебной задачи | Решение задач на разностное сравнение. | |||
67 | Задачи на нахождение большего числа. | 1 | Решение учебной задачи | Задачи на нахождение большего числа. | |||
68 | Задачи на нахождение меньшего числа. | 1 | Решение учебной задачи | Задачи на нахождение меньшего числа. | |||
69 | Решение задач на разностное сравнение. | 1 | Решение учебной задачи | Решение задач на разностное сравнение. | |||
70 | Решение задач на разностное сравнение. Самостоятельная работа №17. | 1 | Решение частных задач | Решение простых задач на сложение, вычитание и разностороннее сравнение. | |||
71 | Контрольная работа № 4. | 1 | Контроль знаний. | Свойства сложения и вычитания с нулем. Соотношение между целой фигурой и её частями. Равные фигуры. Решение задач на нахождение части и целого. Задачи с некорректными формулировками. | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу | ||
Раздел: «Величины. Длина, масса, объём. Свойства величин. Составные задачи на нахождение целого (одна из частей неизвестна) – (10ч) | |||||||
72 | Анализ контрольной работы. Величины. Длина. | 1 | Постановочный | Величины. Длина. Число как результат измерения величины. | Сравнивать предметы по длине, массе и объёму (вместимости); определять корректность сравнения (единые мерки). Выявлять общий принцип измерения величин, использовать его для измерения длины, массы и объёма. Выявлять свойства величин (длины, массы, объёма), их аналогию со свойствами чисел, записывать свойства чисел и величин в буквенном виде. Упорядочивать предметы по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок), массе и объёму (вместимости) в порядке увеличения (уменьшения) значения величины. Измерять длину отрезков с помощью линейки и выражать их длину в сантиметрах, находить периметр многоугольника. Чертить отрезки заданной длины в сантиметрах, взвешивать предметы (в килограммах), измерять вместимость сосудов в литрах. Сравнивать, складывать и вычитать значения длины, массы и вместимости. Моделировать с помощью схем, анализировать, планировать решение и решать составные задачи на нахождение целого, когда одна из частей неизвестна. Записывать способы действий с помощью алгоритмов, использовать алгоритмы при решении задач. Строить и обосновывать высказывания с помощью обращения к общему правилу (алгоритму). Выполнять задания поискового и творческого характера. Использовать ритмический счёт до 60. Определять цель пробного учебного действия на уроке, фиксировать индивидуальное затруднение во внешней речи и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | ||
73 | Построение отрезков данной длины. | 1 | Решение учебной задачи | Измерение длины отрезков с помощью линейки. Построение отрезка заданной длины. | |||
74 | Измерение длин сторон многоугольников. Периметр. Самостоятельная работа № 18. | 1 | Решение частных задач | Измерение длин сторон многоугольников. Нахождение периметра многоугольника. | |||
75 | Масса. Единицы измерения массы. | 1 | Решение учебной задачи | Величины. Масса. Единицы измерения массы. | |||
76 | Единицы измерения массы. | 1 | Решение частных задач | Единицы измерения массы. Сравнение, складывание и вычитание значения массы. | |||
77 | Объем. Единицы измерения. | 1 | Решение учебной задачи | Объем. Единицы измерения. | |||
78 | Свойства величин. | 1 | Решение учебной задачи | Свойства величин (длины, массы, объема). | |||
79 | Величины и их свойства. Самостоятельная работа №19. | 1 | Решение частных задач | Запись свойств чисел и величин в буквенном виде. | |||
80 | Составные задачи на нахождение целого (одна из частей неизвестна). | 1 | Решение учебной задачи | Составление и решение задачи на нахождение целого. | |||
81 | Закрепление темы: « Составные задачи на нахождение целого (одна из частей неизвестна)». | 1 | Решение частных задач | Составление и решение задачи на нахождение целого. | |||
Раздел: « Уравнения с неизвестным слагаемым, вычитаемым, уменьшаемым, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым» - (10 ч) | |||||||
82 | Составление уравнений на основе соответствия между частью и целым. | 1 | Постановочный | Составление уравнений на основе соответствия между частью и целым. | Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Выявлять общие способы решения уравнений с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым, записывать построенные способы в буквенном виде и с помощью алгоритмов. Решать уравнения данного вида, обосновывать и комментировать их решение на основе взаимосвязи между частью и целым, пошагово проверять правильность решения, используя алгоритм. Выполнять задания поискового и творческого характера. Использовать ритмический счёт до 70. Обдумывать ситуацию при возникновении затруднения (выходить в пространство рефлексии) и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | ||
83 | Нахождение неизвестной части от целого. Проверка решения. | 1 | Решение учебной задачи | Нахождение неизвестной части от целого. Проверка решения. | |||
84 | Нахождение неизвестной части от целого. Проверка решения. Самостоятельная работа № 20. | 1 | Решение частных задач | Нахождение неизвестной части от целого. | |||
85 | Простейшие уравнения с предметами, фигурами, числами. | 1 | Решение учебной задачи | Простейшие уравнения с предметами, фигурами, числами. | |||
86 | Решение уравнений на нахождение неизвестного слагаемого. Самостоятельная работа №21. | 1 | Решение частных задач | Решение уравнений на нахождение неизвестного слагаемого. | |||
87 | Решение уравнений на нахождение неизвестного вычитаемого. | 1 | Решение учебной задачи | Решение уравнений на нахождение неизвестного вычитаемого. | |||
88 | Решение уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого. Самостоятельная работа №22. | 1 | Решение частных задач | Решение уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого, слагаемого, вычитаемого. | |||
89 | Решение простых уравнений вида а-х=в, а+х=в, х-а=в. | 1 | Решение учебной задачи | Решение простых уравнений вида а-х=в, а+х=в, х-а=в. | |||
90 | Закрепление темы: « Решение простых уравнений вида а-х=в, а+х=в, х-а=в». | 1 | Решение частных задач | Решение простых уравнений вида а-х=в, а+х=в, х-а=в». | |||
91 | Контрольная работа №5. | 1 | Контроль знаний | Величины. Составление уравнений на основе соответствия между частью и целым. Уравнения на нахождение неизвестного уменьшаемого, слагаемого, вычитаемого. | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. | ||
Раздел: « Укрупнение единиц счёта. Число 10: запись, состав, сравнение, сложение и вычитание в пределах 10. Составные задачи на нахождение части (целое неизвестно). Счет десятками. Круглые числа. Дециметр» - (10 ч) | |||||||
92 | Анализ контрольной работы. Единицы счёта. | 1 | Решение учебной задачи | Единицы счёта. | Исследовать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Строить графические модели чисел, выраженных в укрупнённых единицах счёта, сравнивать данные числа, складывать и вычитать, используя графические модели. Называть, записывать, складывать и вычитать круглые числа, строить их графические модели. Образовывать, называть, записывать число 10, запоминать его состав, сравнивать, складывать и вычитать числа в пределах 10. Решать составные задачи на нахождение части (целое неизвестно). Составлять задачи по рисункам, схемам, выражениям, определять корректность формулировок задач. Записывать способы действий с помощью алгоритмов, использовать алгоритмы при решении задач и примеров. Преобразовывать, сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженные в сантиметрах и дециметрах. Распознавать монеты 1 к., 2 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 10 р. и купюры 10 р., 50 р., складывать и вычитать стоимости. Наблюдать зависимости между компонентами и результатами арифметических действий, использовать их для упрощения вычислений. Выполнять задания поискового и творческого характера. Использовать ритмический счёт до 70. Выявлять причину затруднения в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | ||
93 | Укрупнение единиц счёта. | 1 | Решение учебной задачи | Укрупнение единиц счёта. | |||
94 | Число 10. Состав числа 10. | 1 | Решение учебной задачи | Число как результат счета предметов и как результат измерения величин. Число 10: запись, состав, сравнение, сложение и вычитание в пределах 10. | |||
95 | Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10. Самостоятельная работа №23. | 1 | Решение учебной задачи | Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10. | |||
96 | Составные задачи на нахождение части (целое неизвестно). | 1 | Решение учебной задачи | Составные задачи на нахождение части (целое неизвестно). Решение задачи: анализ, построение модели. | |||
97 | Сложение и вычитание в пределах 10. Составные задачи на нахождение части. Самостоятельная работа №24. | 1 | Решение частных задач | Состав числа 10. Сложение и вычитание в пределах 10. Составные задачи на нахождение части. | |||
98 | Счет десятками. Круглые числа. | 1 | Решение учебной задачи | Счет десятками. Круглые числа. Наглядное изображение десятков с помощью треугольников. | |||
99 | Дециметр. | 1 | Постановочный | Дециметр. Преобразование единиц длины. Древние меры измерения русского народа. | |||
100 | Счет десятками. Круглые числа. Дециметр. Самостоятельная работа №25. | 1 | Решение частных задач | Счет десятками. Круглые числа. Дециметр. Измерение длины отрезков. | |||
101 | Монеты 1 к., 2 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 10 р. Купюры 10 р., 50 р. | 1 | Решение учебной задачи | Монеты 1 к., 2 к., 5 к., 10 к., 1 р., 2 р., 10 р. Купюры 10 р., 50 р. Старинные денежные знаки Руси. | |||
Раздел: « Счёт десятками и единицами. Название и запись чисел до 20. Нумерация двузначных чисел. Сложение и вычитание чисел в пределах 20» - (5 ч) | |||||||
102 | Счёт десятками и единицами. Название и запись чисел до 20. Нумерация двузначных чисел. | 1 | Постановочный | Счёт десятками и единицами. Название и запись чисел до 20. Нумерация двузначных чисел. | Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц. Называть и записывать двузначные числа в пределах 20, строить их графические модели, представлять в виде суммы десятка и единиц, сравнивать их, складывать и вычитать (без перехода через разряд. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Строить алгоритмы изучаемых действий с числами, использовать их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок. Обосновывать правильность выбора действий с помощью обращения к общему правилу. Сравнивать, складывать и вычитать значения величин, исследовать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Решать простые и составные задачи изученных видов, сравнивать условия различных задач и их решения, выявлять сходство и различие. Исследовать ситуации, требующие сравнения числовых выражений. Выполнять задания поискового и творческого характера. Использовать ритмический счёт до 80. Проверять свою работу по образцу, и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | ||
103 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Самостоятельная работа № 26. | 1 | Решение частных задач | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. | |||
104 | Математический диктант № 1. Сравнение двухзначных чисел. | 1 | Контроль | Сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 20 (без перехода через десяток). Цифры и числа от 1 до 20. Запись чисел. | |||
105 | Сложение и вычитание двузначных чисел. Самостоятельная работа №27. | 1 | Решение частных задач | Сложение и вычитание двузначных чисел. Решение простых задач. | |||
106 | Контрольная работа № 6. | 1 | Контроль знаний. | Числа 20. Составные задачи на нахождение части (целое неизвестно). Счёт десятками и единицами. Измерение. Построение отрезков. | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. | ||
Раздел: « Счёт десятками и единицами. Сравнение, сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» - (6 ч) | |||||||
107 | Анализ контрольной работы. Счёт десятками и единицами. Название, запись, графические модели двузначных чисел от 20 до 100. | 1 | Постановочный | Счёт десятками и единицами. Название, запись, графические модели двузначных чисел от 20 до 100. | Образовывать, называть и записывать двузначные числа в пределах 100, строить их графические модели, объяснять десятичное значение цифр, представлять в виде суммы десятков и единиц, упорядочивать, сравнивать, складывать и вычитать (без перехода через разряд). Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Строить алгоритмы изучаемых действий с числами, использовать их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок. Сравнивать, складывать и вычитать значения величин, исследовать ситуации, требующие перехода от одних единиц длины к другим, преобразовывать единицы длины, выраженные в дециметрах и сантиметрах, на основе соотношения между ними. Решать простые и составные задачи изученных видов, сравнивать условия различных задач и их решения, выявлять сходство и различие. Решать уравнения с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым, комментировать решение и пошагово проверять его правильность. Исследовать ситуации, требующие сравнения числовых выражений. Обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу и с помощью обратного действия. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней числа. Выполнять задания поискового и творческого характера. Использовать ритмический счёт до 80. Проявлять честность в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | ||
108 | Сравнение, сложение и вычитание двузначных чисел (без перехода через разряд). | 1 | Решение учебной задачи | Сравнение, сложение и вычитание двузначных чисел (без перехода через разряд). | |||
109 | Сравнение, сложение и вычитание двузначных чисел (без перехода через разряд). Самостоятельная работа № 27. | 1 | Решение частных задач | Сравнение, сложение и вычитание двузначных чисел (без перехода через разряд). | |||
110 | Преобразование единиц длины. | 1 | Решение учебной задачи | Преобразование единиц длины. | |||
111 | Решение уравнений и составных задач изученных типов на сложение, вычитание и разностное сравнение двузначных чисел (без перехода через десяток). | 1 | Решение учебной задачи | Решение уравнений и составных задач изученных типов на сложение, вычитание и разностное сравнение двузначных чисел (без перехода через десяток). Решение уравнений на нахождение неизвестного уменьшаемого, слагаемого, вычитаемого. | |||
112 | Решение уравнений и составных задач. Самостоятельная работа № 28. | 1 | Решение частных задач | Решение уравнений и составных задач. | |||
Раздел: « Таблица сложения однозначных чисел «квадратная». Решение уравнений и составных задач в 2—3 действия» - (9 ч) | |||||||
113 | Таблица сложения однозначных чисел «квадратная». | 1 | Постановочный | Таблица сложения однозначных чисел «квадратная». | Выявлять правила составления таблицы сложения, составлять с их помощью таблицу сложения чисел в пределах 20, анализировать её данные. Моделировать сложение и вычитание с переходом через десяток, используя счётные палочки, графические модели (треугольники и точки).Строить алгоритмы сложения и вычитания чисел в пределах 20 с переходом через разряд, применять их для вычислений, самоконтроля и коррекции своих ошибок, обосновывать с их помощью правильность своих действий. Запоминать и воспроизводить по памяти состав чисел 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 из двух однозначных слагаемых. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее рациональный способ. Наблюдать и выявлять зависимости между компонентами и результатами сложения и вычитания, выражать их в речи, использовать для упрощения вычислений. Решать простые и составные задачи (2—3 действия). Решать изученные типы уравнений с комментированием по компонентам действий. Обосновывать правильность выбора действий с помощью обращения к общему правилу, выполнять самоконтроль, обнаруживать и устранять ошибки (в вычислениях и логического характера). Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней числа Выполнять задания поискового и творческого характера. Использовать ритмический счёт до 90. Проявлять доброжелательность в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона). | ||
114 | Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | Решение учебной задачи | Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. | |||
115 | Закрепление темы: «Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток». | 1 | Решение частных задач | Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. | |||
116 | Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Самостоятельная работа № 29. | 1 | Решение частных задач | Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. | |||
117 | Решение уравнений и составных задач в 2—3 действия на сложение, вычитание и разностное сравнение двузначных чисел. | 1 | Постановочный | Решение уравнений и составных задач в 2—3 действия на сложение, вычитание и разностное сравнение двузначных чисел. | |||
118 | Решение уравнений и составных задач в 2—3 действия. | 1 | Решение учебной задачи | Решение уравнений и составных задач в 2—3 действия на сложение, вычитание и разностное сравнение двузначных чисел | |||
119 | Решение уравнений и составных задач в 2—3 действия. Самостоятельная работа № 30. | 1 | Решение частных задач | Решение уравнений и составных задач в 2—3 действия на сложение, вычитание и разностное сравнение двузначных чисел (изученные случаи). Комментирование решения уравнений по компонентам действий. Анализ данных в таблицах. | |||
120 | Решение текстовых задач. | 1 | Решение учебной задачи | Усложнение структуры текстовых задач, их вариативность. | |||
121 | Контрольная работа № 7. | 1 | Контроль знаний. | Решение уравнений и составных задач в 2—3 действия. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. | Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях. Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий. Выявлять причину ошибки и корректировать её, оценивать свою работу. | ||
Раздел: « Рефлексивная фаза учебного года» - (11 ч) | |||||||
122 | Подготовка к переводной и итоговой контрольной работам. | 1 | Повторение, обобщение. | Арифметические действия с числами. Текстовые задачи. Геометрические фигуры. | Повторять и систематизировать полученные знания. Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях, обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу. Пошагово контролировать выполняемое действие, при необходимости выявлять причину ошибки и корректировать её. Собирать информацию в справочной литературе, интернет - источниках о старинных единицах измерения длины, массы, объёма, составлять по полученным данным задачи и вычислительные примеры, составлять «Задачник 1 класса». Работать в группах: распределять роли между членами группы, планировать работу, распределять виды работ, определять сроки, представлять результаты с помощью сообщений, рисунков, средств ИКТ, оценивать результат работы. Систематизировать свои достижения, представлять их, выявлять свои проблемы, планировать способы их решения. | ||
123 | Подготовка к переводной и итоговой контрольной работам. | 1 | Повторение, обобщение. | Арифметические действия с числами. Текстовые задачи. Геометрические фигуры. | |||
124 | Переводная контрольная работа. | 1 | Контроль знаний. | Арифметические действия с числами. Текстовые задачи. Геометрические фигуры. | |||
125 | Анализ контрольной работы. | 1 | Коррекция знаний | ||||
126 | Проектные работы по теме: «Старинные единицы измерения длины, массы, объёма». | 1 | Презентация | Проектная работа | |||
127 | Проектные работы по теме: «Старинные единицы измерения длины, массы, объёма». | 1 | Презентация | Проектная работа | |||
128 | Итоговая интегрированная контрольная работа. | 1 | Контроль знаний | Арифметические действия с числами. Текстовые задачи. Геометрические фигуры. | |||
129 | Анализ контрольной работы. | 1 | Коррекция знаний | ||||
130 | Анализ контрольной работы. | 1 | Коррекция знаний | ||||
131 | Портфолио ученика. | 1 | Демонстрация личных достижений | Самооценка. | |||
132 | Портфолио ученика. | 1 | Демонстрация личных достижений | Самооценка. |
Материально-техническое обеспечение преподавания предмета «Математика» 1 класс
- Информационно – методическое обеспечение:
- Программа по предмету «Математика» для четырёхлетней начальной школы. Образовательная система «Перспектива». Сборник программ (М.: Просвещение, 2011).
- Петерсон Л.Г. Математика. Учебник. 1 класс. В 3-х частях. Изд-во «Ювента»,2011.
- Электронное приложение к учебнику математики Л.Г. Петерсон. Компьютерная программа-эксперт (1 CD).
- Петерсон Л.Г. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 1 класс. В 2-х частях. Изд-во «Ювента», 2011.
- Дидактический материал и наглядность (приложение к учебнику).
- Рабочее место учителя и учеников: учебный кабинет, соответствующий СанПин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по предметам 4 класс УМК Школа России
Раьбочие программы по предметам для 4 класса по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, физической культуре, азбуке Смоленского края с пояснительной запиской и ...
Рабочие программы по предметам. 4 класс. Программа"Начальная школа XXI века" под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещены рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру....
Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"
1.Пояснительная записка Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...
Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"
1.Пояснительная записка Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...
Рабочие программы к предметам 3 класс по программе "Перспективная начальная школа"
1.Пояснительная записка Рабочая программа по математике разработана на основе программы четырёхлетней начальной школы:«Перспективная начальная школа», курса «Матема...
Рабочая программа по предметам 2 класс Составитель: Ведрова Т.М. учитель начальных классов
Пояснительная записка к рабочей программе 2 класс...
Рабочие программы по предметам 3 класса по программе ПНШ с Национально-региональным компонентом
Рабочие программы по всем предметам 3 класса в соответствии ФГОС НООО с Национально-региональным компонентом. Есть график проведения контольнольных и проверочных работ....