"Решение задач на противоположное направление"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Тапаева Халида Рашидовна

конспект открытого урока в 4 классе по программе Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizhenie_v_protivopolozhnyh_napravleniyah.docx96.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Тулугановская СОШ»

Конспект открытого урока

 по математике на тему:

 «Решение задач на противоположное движение» ( 4 класс)

учитель начальных классов

 первой категории

 Тапаева Х.Р.

с.Тулугановка

Тема урока:   Решение задач на движение в противоположных направлениях».

Цель:  Образовательная:   Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию    практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для     развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пут   их решения учить применять на практике.

Задача:

-Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.

Развивающая:

Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.

Задача:

-Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.

Воспитательная:

Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать  свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества.

Задача:

 - Избавление детей от чувства неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку.

Оборудование:

учебник «Математика 4 класс» (под ред. М.И. Моро), проектор, презентация «Движение в противоположных направлениях», карточки для устного счета, таблица  «Движение»

                                              Ход урока:

1.Организационный момент.

     - Расположите дроби в порядке возрастания.

8/19     4/19     2/19     9/19     11/19     14/19     10/19     1/19

Ж           И         В          Е           И           Е           Н           Д  

Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в  рабочих тетрадях

  Самопроверка записи – на слайде (клик мышкой)  

- Прочитайте, что у вас получилось? (клик мышкой)

Дети: 1\19,  2\19, 4\19, 8 \19, 9\19, 10\19, 11\19, 14\19.

- Значит мы продолжаем знакомиться с темой движения.

- Что такое движение?

Д: - Движение – это перемещение  ...   в пространстве  

Запомните. Это ключевое слово нашего урока.

- А математическая разминка – это движение мысли.  

2. Устный счет:

А пока, чтоб работать быстро и ловко,

Нам нужна ума тренировка!

Математическая разминка.

1)Цепочка примеров.

Д: 450 : 9 =  50 + 63 = 113 – 13 = 100 х 10 = 1000

2)Задача – эстафета:

  1. Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?
  2. Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха?
  3. Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?
  4. Заяц за 3 ч пробегает 72 км. С какой скоростью бежит заяц?
  5. Голубь летит со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние пролетит голубь за 6 ч?
  6. Орел летит со скоростью 30 м/с. За какое время он пролетит 270 м?
    (20 м;  4 м/с;  6 ч;  24 км/ч;  300 км;  9с)

3. Системная актуализация опорных знаний:

-  Какие существуют виды задач на движение?  

  1. Движение в противоположном направлении с удалением
  2. Движение в противоположном направлении   навстречу друг другу
  3. Движение в одном направлении с отставанием
  4. Движение в одном направлении вдогонку

  - Что  общего и в чём различия этих задач?                                                

ОБЩЕЕ :  есть объекты движения,  есть величины: скорость, время, расстояние

      РАЗЛИЧИЯ: направление движения объектов, место отправления значения величин и единицы их измерения. 

- Сегодня мы будем решать задачи на движение в противоположных направлениях.  

(Повторение функциональной зависимости между величинами: скорость, время, расстояние)

 - Вспомните,  как найти

  СКОРОСТЬ   V= S:  t         ВРЕМЯ    t = S: V      РАССТОЯНИЕ   S = V × t  

4.Объяснение нового материала. Работа по учебнику с 27.

  1. Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешехода через 3 ч?


                               4 км/ч    5 км/ч

                                        ?

  1. Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим расстояние?
  2. Ученики: Известны скорости и время. Найти надо расстояние. Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.
  3. Учитель: Чтобы найти расстояние, что находим 1-ым действием?
  4. Ученики: Скорость удаления.
  5. Учитель: Записываем решение.
  6. Ученики:                 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления

9 ∙ 3 = 27 (км) – расстояние

Ответ: расстояние – 27 километров.

  1. Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 27 км?

  2.      

                            4 км/ч    5 км/ч

                                27 км

  1. Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим время?
  2. Ученики: Известны скорости и расстояние. Найти надо время. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.
  3. Учитель: Чтобы найти время, что находим 1-ым действием?
  4. Ученики: Скорость удаления.
  5. Учитель: Записываем решение.
  6. Ученики:                 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления

27 : 9 = 3 (ч)

                                  Ответ: время – 3 часа.

  1. Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Через 3 ч расстояние между ними было 27 км. Первый пешеход шел со средней скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел второй пешеход?



                                 ?               5 км/ч

                                27 км

  1. Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим скорость?
  2. Ученики: Известны расстояние, одна из скоростей и время. Найти надо вторую скорость. Чтобы найти неизвестную скорость, надо от общей скорости отнять известную.
  3. Учитель: Чтобы найти неизвестную скорость, что находим 1-ым действием?
  4. Ученики: Скорость удаления.
  5. Учитель: Записываем решение.
  6. Ученики:                 27 : 3 = 9 ( км/ч) – скорость удаления

9 – 5 = 4 (км/ч)

Ответ: скорость – 4 километра в час.

  1. Учитель: Похожи ли эти задачи?
  2. Ученики: Это задачи на движение в противоположном направлении.
  3. Учитель: Чем отличаются эти задачи?
  4. Ученики: Если в задаче № 1 неизвестно расстояние, то в задаче № 2 оно дано. Но известное в задаче № 1, станет неизвестным в задаче № 2.
  5. Учитель: Как называются такие задачи?
  6. Ученики: Обратные.

5.Физкультминутка музыкальная.

6.Первичное закрепление материала (презентация)

  1. Слайд № 16  Найти  расстояние  между  автомобилями  через  2  часа?
  2. Слайд № 17: проверка решения задачи.
  3. Составляем обратную задачу. Слайд № 18:  С  какой  скоростью  двигался  второй  автомобилист?
  4. Слайд № 19: проверка решения задачи.
  5. Составляем обратную задачу. Слайд № 20:

Через какое время расстояние станет равным 220 км?

  1. Слайд № 21: проверка решения задачи.

7.Работа над пройденным материалом.   Работа по учебнику: № 138.

  1. Решение выражений:    1 вариант – 1 строка,    2 вариант – 2 строка.

10 000 – 2 178 ∙ 6 : 4 + 267 =10 000 – 13 068 : 4 + 267 = 10 000 – 3 267 +267 = 7000

240 ∙ 3 + 4 540 : 20 = 720 + 227 = 947

487 ∙ 8 + 45 270 : 3 : 10 = 3 896 + 1 509 = 5 405

560 : 7 + (3 820 – 850) = 80 + 2 970 = 3 0502)

8.Системная актуализация опорных знаний:

- Выполните  задания  тренажёра. Верхнюю строчку   выполняем  коллективно,

    остальные самостоятельно в парах.      (Слайд № 22)                                                          

                                                     Тренажер

v = 2 км/ч

t =  6 ч

s - ?

s = 12 км

v =  3 км/ч

t - ?

s = 2 м

t =  2 мин

v - ?

v = 10м/мин

t =  8 мин

s - ?

v = 6 км/ч

t =  3 ч

s - ?

s = 8 км

t =  2 ч

v - ?

v = 20 км/ч

t =  4 ч

s - ?

s = 12 м

t =  6 ч

v - ?

v = 12 км/ч

t =  5 ч

s - ?

v = 6 м/мин

t =  15мин

s - ?

s = 60 см

v =  15 см/с

t - ?

s = 90 км

t =  6 ч

v - ?

v = 5 м/мин

t =  16 мин

s - ?

s = 70 км

v =  14 км/ч

t - ?

v = 25 км/ч

t =  4 ч

s - ?

s = 60 км

t =  12 мин

v - ?

                                             Самопроверка

v = 6 км/ч

t =  3 ч

s - ?

18 км

s = 8 км

t =  2 ч

v - ?

4 км\ч

v = 20 км/ч

t =  4 ч

s - ?

80 км

s = 12 м

t =  6 ч

v - ?

2 м\ч

 v = 12 км/ч

t =  5 ч

s - ?

60 км

v = 6 м/мин

t =  15мин

s - ?

 90 м

s = 60 см

v =  15 см/с

t - ?

4 с

s = 90 км

t =  9 ч

v - ?

10 км\ч

v = 5 м/мин

t =  16 мин

s - ?

80 м

s = 70 км

v =  14 км/ч

t - ?

5 ч

v = 25 км/ч

t =  4 ч

s - ?

100 км

s = 60 км

t =  12 мин

v - ?

5 км\мин

9. Самопроверка:  ( Слайд № 23)

                                Проверьте свою работу.    

                             – Кто допустил ошибку? Почему произошла ошибка?

                             – Кто решил без ошибок?   МОЛОДЦЫ!                                  

10. Актуализация знаний.                      

- Какие величины не используются  в задачах на движение? Слайд № 24

Дети: тонны, центнеры,  м2, кг

- По  каким признакам можно  разделить  данные  величины на группы?

Д: скор, время,  расст.

 - Запишите у себя в тетрадях, дополните таблицу. (проверка по слайду) Слайд 25

- Что такое скорость? Почему она измеряется в таких единицах?

Д. Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времен.

- Ребята, какие действия можно производить с величиной?

Д:  - Измерять, сравнивать, складывать, вычитать, умножать, делить/

- Какие ещё величины характеризуют процесс движения?

Д: Расстояние, время

-Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние?

- При движении  по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. И сейчас я вам предлагаю задание, которое развивает внимание.   Найдите ошибки в решении примера. Решите правильно.

4001 053

  832 974

-----------

3169 079      

V. Рефлексия деятельности. Слайд № 26

Составьте пословицу. «Тише едешь, дальше будешь»

- Как вы понимаете её?

Д: если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без происшествий.

- Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются  предметы?

Д: конечно, нет.

Помогите мне, распределите скорость движения. ( на слайде) Слайд 27

- Я приготовила для вас еще одно интересное задание. Это блиц, быстрый ответ на вопрос.

  У вас на партах карточки с примерами, около каждого примера стоит номер. Задание, быстро решить примеры.

Карточки с примерами:

Итак, проверяем на таблице.  ( проверка по цепочке)

-Какая цифра получилась?

Д: получилась цифра 5.

- В будущем мы все должны научиться решать задачи на движение только на  5.

Итог урока:    (Слайд 24)  

                                                 

                                                                 

- Чему мы учились на уроке?                          

- Что вам понравилось?

   Что было трудно?

  Прикрепите свой флажок к рисунку,  который выражает ваше настроение и состояние.

Домашнее задание: стр. 27 № 137, стр. 26 № 134.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 4 классе по теме Решение задач на противоположное движение

Цель  урока: познакомить учащихся с решением задач на движение в противоположных направлениях;       Задачи:- обучающие совершенствовать вычислительные навыки, умени...

урок математики 4 класс "Решение задач на противоположное движение"

Тип урока: изучение нового материалаЦель: Ознакомление с решением задач на движение в противоположном нарвлении....

Конспект урока математики в 4 классе "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ"

Урок способствует развитию умения решать задачи на движение в противоположных направлениях....

Решения задач на противоположные движения

Решения задач на противоположное движения...

презентация по математике на тему "Решение задач на противоположное движение " 4 класс

Конспект урока + Презентация "Решение задач на противоположное движение  4 класс"...

Конспект урока математики в 1 классе по теме: Решение задач (урок общеметодологической направленности)

Цели деятельности учителя: закрепление навыков решения задач.Планируемые результаты:Предметные:Уметь считать в пределах 10, решать задачи на увеличение (уменьшение) числа.Личностные:адекватно реагиров...