Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
Рабочая программа по математике для 4 класса по ОС "ШКОЛА 2100".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_ninyrabochaya_programma_po_matematike_na_4_klass.doc | 287.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по математике
4 класс
Пояснительная записка
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. В программе заложен механизм формирования у детей сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений, доведения до автоматизма знания табличных случаев действий. Этому способствует хорошо распределенная по времени, оптимально насыщенная система упражнений, а также ограничение действий над числами пределами миллиона, отказ от изучения ряда относительно сложных для детей этого возраста вопросов, не имеющих принципиального значения для продолжения математического образования.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- развитие образного и логического мышления, воображения;
- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Рабочая программа по математике для 4-го класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы Петерсон Л.Г. “Математика”, утвержденной МО РФ (Москва, 2008 г.), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2010 г.)
В авторскую программу внесены изменения по контролю за знаниями, умениями и навыками обучающихся. Интегрировано с темой “Координатный луч”, “Диаграммы” отрабатывается решение задач различного вида.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
Уровень развития познавательной сферы учащихся позволяют освоить ее в варианте, предложенном автором.
Содержание рабочей программы
Общие понятия
Неравенство. Решение неравенства. Множество решений неравенства. Строгие и нестрогие неравенства. Двойные неравенства.
Оценка и прикидка.
Доли. Дроби. Проценты.
Координаты на луче и на плоскости. Движение точек по числовому лучу.
График движения. Диаграмма.
Операции над числами и функциональная зависимость величин
Оценка и прикидка суммы, разности, произведения, частного. Умножение на двузначное и трехзначное число. Общий случай деления многозначных чисел.
Измерения и дроби. Из истории дробей.
Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по его доле. Процент.
Дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и с одинаковыми числителями. Решение задач на дроби. Нахождение процента от числа и числа по проценту.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Вычленение целой части из неправильной дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Шкалы. Координатный луч. Расстояние между точками координатного луча.
Движение точек по координатному лучу. Скорость сближения и скорость удаления. Формула одновременного движения S = Vсбл. х t встр. Задачи на все случаи одновременного движения.
Круговые, столбчатые и линейные диаграммы.
Координатный угол. Игры на передачу изображений. График движения.
Геометрические фигуры и величины
Прямоугольный треугольник, его стороны и площадь.
Оценка площади. Приближенное вычисление площадей. Новые единицы площади: ар, гектар. Действия над составными именованными числами.
Измерение углов. Транспортир. Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы.
Исследование свойств геометрических фигур с помощью измерений.
Учебно-тематический план
№ | Тема раздела | Количество часов |
1 | Повторение. | 2 |
2 | Неравенства. | 7 |
3 | Оценка результатов арифметических действий. | 10 |
4 | Деление на двузначное и трехзначное число. | 6 |
5 | Площадь фигуры. | 5 |
6 | Дроби. | 35 |
7 | Координатный луч. Решение задач. | 5 |
8 | Задачи на движение. | 19 |
9 | Углы. Построение. Измерение. | 12 |
10 | Диаграммы. Решение задач. | 6 |
11 | Графики. Решение уравнений. | 13 |
12 | Повторение изученного за 4 класс. | 16 |
Календарно - тематическое планирование
4 -й класс
(136 часов ( 4 часа в неделю), в том числе контрольных работ - 8, входная и промежуточная диагностика, итоговая контрольная работа)
№№ | Тема урока | Кол-во ч. | Дата | Контроль | Примеч. |
Раздел 1. Повторение (2часа) | |||||
1-2 | Повторение изученного | 2 | |||
Раздел 2. Неравенства (7часов) | |||||
3 | Решение неравенства | 1 | |||
4 | Множество решений (урок-путешествие) | 1 | |||
5 | Закрепление изученного по теме «Неравенства» | 1 | |||
6 | Знаки больше или равно, меньше или равно | 1 | С.р.№1 | ||
7-8 | Двойное неравенство | 2 | |||
9 | Закрепление по теме «Неравенства» | 1 | С.р.№2 | ||
Раздел 3. Оценка результатов арифметических действий (9часов + 1 час контроля) | |||||
10 | Оценка суммы | 1 | |||
11 | Оценка разности | 1 | |||
12 | Оценка произведения | 1 | |||
13 | Оценка частного | 1 | С.р.№3 | ||
14 | Закрепление пройденного | 1 | |||
15 | Входная контрольная работа | 1 | К.р. | ||
16 | Контрольное тестирование | 1 | К.р. | ||
17 | Прикидка результатов арифметических действий | 1 | |||
18 | Закрепление по теме «Прикидка Результатов арифметических действий» | 1 | С.р.№4 | ||
19 | Контрольная работа по теме: «Неравенства» | 1 | К.р. | ||
Раздел 4.Деление на двузначное и трехзначное число (6 часов) | |||||
20 | Работа над ошибками. Деление с однозначным частным | 1 | |||
21 | Деление с однозначным частным | 1 | С.р.№5 | ||
22 | Деление на двузначное и трехзначное число | 1 | |||
23 | Деление на двузначное и трехзначное число (урок-путешествие) | 1 | С.р.№6 | ||
24 | Деление на двузначное и трехзначное число | 1 | |||
25 | Деление на двузначное и трехзначное число | 1 | С.р.№7 | ||
Раздел 5. Площадь фигуры (5 часов) | |||||
26 | Оценка площади | 1 | |||
27 | Приближенное вычисление площадей (урок-игра) | 1 | С.р.№8 | ||
28 | Закрепление по теме «Приближенное вычисление площадей» | 1 | |||
29 | Измерения и дроби | 1 | |||
30 | Контрольная работа по теме «Приближенное вычисление площади» | 1 | К.Р | ||
Раздел 6. Дроби (35 часов) | |||||
31 | Из истории дробей. | 1 | |||
32 | Доли. | 1 | |||
33 | Сравнение долей. | 1 | С.р.№9 | ||
34 | Нахождение доли числа. | 1 | |||
35 | Проценты. | 1 | |||
36 | Нахождение числа по доле. | 1 | С.р.№10 | ||
37 | Нахождение числа по доле.(Решение задач). | 1 | |||
38 | Дроби. | 1 | |||
39 | Сравнение дробей | 1 | С.р.№11 | ||
40 | Нахождение части числа | 1 | |||
41 | Нахождение числа по его части | 1 | |||
42 | Закрепление по теме «Дроби» | 1 | С.р.№12 | ||
43 | Площадь прямоугольного треугольника | 1 | |||
44 | Деление и дроби | 1 | |||
45 | Нахождение части, которую одно число составляет от другого | 1 | С.р.№13 | ||
46 | Закрепление пройденного | 1 | |||
47 | Контрольная работа по теме «Дроби» | 1 | К.р. | ||
48 | Сложение дробей | 1 | |||
49 | Вычитание дробей | 1 | |||
50 | Закрепление пройденного по теме «Сложение и вычитание дробей» | 1 | С.р.№14 | ||
51 | Правильные и неправильные дроби | 1 | |||
52 | Правильные и неправильные части величин | 1 | |||
53 | Задачи на части (урок-сказка) | 1 | С.р.№15 | ||
54 | Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби | 1 | |||
55 | Выделение целой части из неправильной дроби | 1 | С.р.№16 | ||
56 | Запись смешанного числа в виде неправильной дроби | 1 | |||
57 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | С.р.№17 | ||
58 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие. | 1 | К.р. | ||
59 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | |||
60 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | |||
61 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | С.р.№18 | ||
62 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | С.р.№19 | ||
63 | Закрепление по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 1 | |||
64 | Подготовка к контрольной работе по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел» | 1 | |||
65 | Контрольная работа Сложение и вычитание смешанных чисел | 1 | К.р. | ||
Раздел 7. Координатный луч (5 часов) | |||||
66 | Координатный луч | 1 | |||
67 | Шкалы | 1 | |||
68 | Числовой луч | 1 | |||
69 | Координаты на луче | 1 | С.р.№20 | ||
70 | Расстояние между точками числового луча | 1 | |||
Раздел 8. Задачи на движение (19часов) | |||||
71 | Одновременное движение по числовому лучу | 1 | |||
72 | Скорость сближения и скорость удаления | 1 | С.р.№21 | ||
73 | Скорость сближения и скорость удаления | 1 | |||
74 | Встречное движение | 1 | |||
75 | Движение в противоположных направлениях | 1 | |||
76 | Движение в противоположных направлениях | 1 | |||
77 | Движение вдогонку | 1 | С.р.№22 | ||
78 | Движение с отставанием | 1 | |||
79 | Решение задач на движение | 1 | |||
80 | Решение задач на движение | 1 | С.р.№23 | ||
81 | Закрепление изученного | 1 | С.р.№24 | ||
82 | Решение задач на движение | 1 | |||
83 | Решение задач на движение | 1 | С.р.№25 | ||
84 | Решение задач на движение | 1 | |||
85 | Движение вдогонку | 1 | С.р.№26 | ||
86 | Контрольная работа по теме «Задачи на одновременное движение». | 1 | К.р. | ||
87 | Действия над составными именованными числами | 1 | |||
88 | Новые единицы площади | 1 | С.Р.№27 | ||
89 | Действия над составными именованными числами | 1 | |||
Раздел 9. Углы. Построение. Измерение. (11часов + 1 час контроля) | |||||
90 | Сравнение углов | 1 | |||
91 | Развернутый угол. Смежные углы | 1 | |||
92 | Измерение углов | 1 | |||
93 | Угловой градус | 1 | С.р.№28 | ||
94 | Транспортир | 1 | |||
95 | Закрепление изученного по теме «Измерение углов» | 1 | |||
96 | Закрепление изученного по теме «Измерение углов» | 1 | |||
97 | Контрольное тестирование по итогам 3 четверти. | 1 | |||
98 | Закрепление изученного по теме «Измерение углов» | 1 | |||
99 | Транспортир | ||||
100 | Построение углов с помощью транспортира | 1 | |||
101 | Закрепление изученного по теме «Измерение и построение углов» | 1 | |||
Раздел 10.Диаграммы (6 часов) | |||||
102 | Круговые диаграммы | 1 | |||
103 | Столбчатые и линейные диаграммы | 1 | |||
104 | Закрепление изученного | 1 | |||
105 | Координатный угол. Игра «Морской бой» | 1 | |||
106 | Закрепление по теме «Виды диаграмм» | 1 | |||
107 | Контрольная работа по теме «Диаграммы» | 1 | К.р. | ||
Раздел 11. Графики (13 часов) | |||||
108 | Передача изображений | 1 | С.р.№30 | ||
109 | Передача изображений | ||||
110 | Координаты на плоскости | 1 | |||
111 | Построение точек по их координатам | 1 | С.р.№31 | ||
112 | Точки на осях координат | 1 | |||
113 | Построение фигур по координатам | 1 | |||
114 | Построение фигур по координатам | ||||
115 | График движения | 1 | С.р.№32 | . | |
116 | График движения | 1 | |||
117 | График движения | 1 | С.р.№33 | ||
118 | Закрепление изученного по теме «График движения» | 1 | |||
119 | Контрольная работа по теме «График движения» | 1 | К.р | ||
120 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками | 1 | |||
Раздел 12. Повторение изученного за 4 класс (16 часов) | |||||
121 | Повторение. Нумерация многозначных чисел | 1 | |||
122 | Повторение. Письменные приемы действий с многозначными числами | 1 | С.р.№34 | ||
123 | Повторение. Свойства сложения и умножения. | 1 | |||
124 | Повторение. Формулы движения | 1 | |||
125 | Повторение. Формулы нахождения P,S,V | 1 | |||
126 | Повторение. Действия с именованными числами. | 1 | |||
127 | Переводная контрольная работа. | 1 | К.р. | ||
128 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками | 1 | |||
129 | Повторение. Умножение многозначных чисел. | 1 | |||
130 | Итоговая контрольная работа | 1 | К.р. | ||
131 | Анализ контрольной работы | 1 | |||
132 | Повторение. Деление многозначных чисел. | 1 | |||
133 | Повторение. Решение задач | 1 | |||
134 | Повторение. Решение задач | 1 | |||
135 | Повторение. Решение задач | 1 | |||
136 | Итоговый обобщающий урок. | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 года обучения:
должны знать:
- понятия “неравенство”, “решение неравенства”, “двойное неравенство”, “доля”, “дробь”, “процент”, “координата”, “диаграмма”, “график”, “правильная дробь”, “неправильная дробь”, “смешанное число”, “шкала”, “скорость сближения”, “координатный угол”, “прямоугольный треугольник”, “развернутый угол”, “смежный угол”, “вертикальный угол”.
- правила нахождения доли числа и числа по его доле;
- правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями и с одинаковыми числителями;
- правила нахождения процента от числа и числа по его проценту;
- правила сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем;
- формулу одновременного движения S = v сбл х t встр.
- названия компонентов четырех арифметических действий;
- формулу пути s = v х t, формулу стоимости C = a х n, формулу работы A = v х t и их аналоги;
- знать формулы площади и периметра прямоугольника S = a х b, P = (a + b) х 2;
- знать единицы измерения массы (килограмм, грамм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век), площади (мм, см, дм, м, а, га), объема (мм, см, дм, – л, м ).
- соотношение между единицами длины, площади, массы, объема, времени.
должны уметь:
- выполнять прикидку действий с многозначными числами и письменные вычисления в пределах триллиона;
- вычислять значения числовых выражений, содержащих 4–5 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий;
- находить числовые значения простейшего буквенного выражения при данных числовых значениях входящих в него букв;
- находить координаты точек числового луча и строить точки по их координатам, вычислять расстояние между двумя точками числового луча;
- читать и записывать дроби, наглядно изображать дроби с помощью геометрических фигур и точками числового луча;
- сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
- находить часть от числа, выраженную дробью, и число по его части, выраженной дробью;
- выделять целую часть, переводить смешанное число в неправильную дробь;
- складывать и вычитать смешанные числа;
- решать задачи в 3–4 действия на все арифметические действия;
- решать простейшие задачи в 1–2 действия на все случаи одновременного движения двух тел;
- использовать соотношения между изученными единицами длины, площади, объема, массы, времени в вычислениях;
- измерять углы при помощи транспортира;
- чертить углы с заданной градусной мерой;
- сравнивать значения величин с помощью таблиц, круговых и столбчатых диаграмм.
Контрольные работы- 8
Проводятся входная диагностика, промежуточная и итоговая контрольная работа (третьи недели сентября, декабря и мая)
Для контроля и проверки знаний используются: Петерсон Л.Г. Математика. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 4 класс. Вып. 4: в 2 ч. (Л.Г.Петерсон, Т.С.Горячева, Т.В.Зубавичене, А.А. Невретдинова. – М.: Ювента, 2011).
Учебно-методическое обеспечение предмета
1. Для реализации программного содержания используется учебник Петерсон Л.Г. (Математика: учебник для 4 класса: в 3 ч. / Петерсон Л.Г.- М.: “Ювента”, 2011).
Данный учебник реализует интерактивную технологию деятельностного подхода. Такой подход позволяет существенно увеличить прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей. При этом создаются благоприятные условия как для разноуровневой подготовки детей, так и для реализации принципа моделирования. Учебник ориентирован на развитие мышления, творческих способностей ребенка, его интереса к математике. В учебнике Петерсон Л.Г. используется прием, который можно назвать опережающей многолинейностью. После введения понятия, которое требует для отработки длительного времени, происходит знакомство обучающихся с такими математическими фактами, которые не входят на данном возрастном этапе в обязательные результаты обучения, а служат развитию детей, расширению их кругозора, формированию интереса к математике, подготавливают дальнейшее, более глубокое изучение математических понятий. Таким образом, тренировочные упражнения выполняются параллельно с исследованием новых математических идей, поэтому они не утомляют детей, тем более что им придается, как правило, игровая форма (кодирование и расшифровка, отгадывание загадок и т. д.). При таком подходе каждый ребенок с невысоким уровнем подготовки имеет возможность не спеша отработать необходимый навык, а более подготовленные дети постоянно получают “пищу для ума”, что делает уроки математики привлекательными для всех детей – и сильных, и слабых. В учебнике широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, т. е. требующие применения знаний из различных разделов курса. Дана система разнообразных постепенно усложняющихся упражнений, связанных с решением текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы. Наряду с решением готовых задач предусмотрены творческие задания на самостоятельное составление задач, на преобразование решенной задачи и др. Алгоритмизация курса выражена в усилении роли алгоритмов при рассмотрении таких вопросов, как письменные вычисления, правила выполнения действий. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать изучаемые математические понятия. Возможность выполнять задания в учебнике, самостоятельных и контрольных работах с печатной основой обеспечивают щадящий зрительный режим.
2. Для контроля и проверки знаний используются: Петерсон Л.Г. Математика. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. 4 класс. Вып. 4: в 2 ч. (Л.Г.Петерсон, Т.С.Горячева, Т.В.Зубавичене, А.А. Невретдинова. – М.: Ювента, 2011).
3. Учителем используется: Л.Г.Петерсон. Математика. Методические рекомендации – М.: Ювента, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой
Рабочая программа по математике для 3К класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».
Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...
Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустин...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение кругозора учащихся в различных облас...