Представление собственного инновационного педагогического опыта
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Здоровье — это не всё, но без здоровья всё — ничто»
Сократ
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы»
Число здоровых дошкольников сократилось в среднем по России до 15%, т. е. один здоровый ребенок — на шесть больных, стоит переступить порог школы, соотношение ухудшается. Например, в моём классе нашей небольшой школы 32% детей часто болели простудными заболеваниями, 80 % детей имели хронические заболевания, среди которых распространены плоскостопие, сколиоз, остеохондроз, резкое снижение зрения, заболевания дыхательных путей. Учащиеся часто пропускали занятия в связи с болезнью.
В школе на протяжении четырех лет проводится вместо двух, по три урока физической культуры в неделю. Третий год по субботам проводится спортивная суббота. Деятельность группы продлённого дня способствует целенаправленной организации занятий по интересам в свободное от учёбы время. В школе организовано горячее питание учащихся.
Почему же в классе так много нездоровых детей? Проанализировав социальный состав семей моих учеников и доходы их родителей, я обнаружила, что 21% детей воспитываются в неполных семьях, 14% проживают в многодетных семьях. Родители не имеют достаточно денежных средств, для организации полноценного питания своих детей, лечения их хронических заболеваний. Курящие родители не могут быть образцами для подражания в ведении здорового образа жизни. 28 % моих учащихся — поздние дети, а они, как известно, рождаются более слабыми, предрасположенными к различным наследственным заболеваниям. Есть и другая категория детей в моём классе — единственные дети в семье (21%). Эти дети закормлены чипсами, жвачками, газированной водой и прочими «нездоровыми» продуктами, свободное время проводят у телевизора или компьютера, мало гуляют на свежем воздухе, не занимаются спортом.
Не всем учащимся легко давалась математика. Ребятам трудно было преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность, они могли сосредоточиться лишь на том, что им интересно, нравится. А значит, уже нужно было заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
Очевидным явился поиск путей решения проблемы сохранения и улучшения здоровья младших школьников, подготовки их к здоровому образу жизни.
Забота о здоровье — одно из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ — здоровье — ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.
Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Это требует от учителя особых подходов в образовании и воспитании. Знания здоровьесберегающих технологий — важная составляющая профессиональной технологии компетентности современного учителя. Учитель, использующий эти технологии, разрешают проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроках. У них развивается внимание, память, творческое воображение, формируется мышление, свобода суждений.
Поступление ребенка в школу — первая большая и серьёзная ступень в его жизни. От периода раннего детства — поры беспечных игр и достаточно большой свободы — дети переходят к постоянному напряженному учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.
Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Без здоровья жизнь не будет интересной и счастливой.
Поэтому для формирования, сохранения и укрепления здоровья человека в деятельность нашего общеобразовательного учреждения, в частности в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи — сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Учителя начальных классов помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка. Хорошо дидактически проработанный урок — самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Нашим учителям свойственен демократический стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнения и интеллектуальным заданиям.
На многих уроках, особенно на уроках русского языка, учащимся приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключится на другой вид деятельности, то признаки утомления могут отступить. Но наиболее эффективно в этих случаях проведение физкультурных минуток. Время начала физкультурной минутки определяет учитель при появлении у школьников первых признаков утомления. Это наблюдается через 20-25 минут после начала урока. Учащиеся начинают отвлекаться, теряют интерес, снижают работоспособность. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность, повысить эффективность урока помогают физкультминутки, которые включают упражнения для снятия общего и локального утомления, кистей рук, глаз, улучшения слуха, коррекции осанки и другие. для этого наши учителя проводят такие физкультминутки, как «Хомка», «Буратино», «Лягушки», «Котенок», «Аплодисменты», «Кузнечики» и др. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и большей результативностью учебной отдачей учащихся. Умение поддерживать состояние активности учащихся — важный критерий оценки здоровье сберегательного аспекта используемых учителем педагогических технологий. Во избежание усталости учителя начальных классов стараются чередовать виды работ: самостоятельную работу, работу с учебником (устно и письменно), творческие задания.
Я часто применяю игровую технологию. Широко использую в практике нестандартные уроки: уроки — игры, уроки — соревнования, уроки — конкурсы, уроки — экскурсии и другие. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияют на здоровье, используются на различных уроках.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью в начальной школе посвящаю воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том , как заботится о своем здоровье, о вредных привычках, встречи с фельдшером, анкетирование среди родителей, различные тренинги, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия, походы, прогулки в лес. Много происходит праздников, на которых решают задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
Не менее важным является эмоциональный климат урока. Он во многом зависит от доброжелательного тона учителя. Хороший смех дарит здоровье. Учитель без чувства юмора лишается своей педагогической и личностной привлекательности. Улыбка, искренний смех учителя и ученика на уроке стоят не меньше, чем проведение физкультминутки. Добрый смех — мощный противовес подкрадывающемуся состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка, показатель его качества, критерий для оценки.
Технология опыта.
Цель опыта: через применение здоровьесберегающих технологий на уроках обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Опыт призван решить следующие задачи:
1.Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании;
2.Содействовать развитию мышления, внимания, памяти в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
З.Создание условий реализации потребности в двигательной активности на различных этапах урока математики;
4.Формирование привычки ежедневных организованных и самостоятельных упражнений;
5.Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
для достижения целей и решения обозначенных задач были выделены следующие группы средств:
1) средства двигательной направленности
2) оздоровительные силы природы;
З) гигиенические факторы.
Средства двигательной направленности: оздоровительная гимнастика (пальчиковая, дыхательная, зрительная, слуховая; эмоциональные разрядки и «минутки покоя», игры, тренинги).
Оздоровительные силы природы (проведение уроков или некоторых этапов уроков на свежем воздухе) способствуют активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма относятся:
выполнение санитарно — гигиенических требований, регламентированных СанПиНами, личная и общественная гигиена: чистота мест занятий, проветривание помещений, привитие детям элементарных гигиенических навыков.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики — одно из самых перспективных систем ХХI века и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяла некоторые личностноориентированные образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Хочу привести оценку этих направлений:
Педагогика сотрудничества — её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Я на своих занятиях ставила цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики - приоритет воспитания над обучением — позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений - правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения — оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С. Выготского, в частности — его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике - и на его здоровье..
Здоровьесберегающее обучение
Направлено на — обеспечение психического здоровья учащихся.
Опирается на — природосообразности, преемственности, вариативности.
Достигается через — учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности;
Приводит к — предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
Я считаю, что от того, как организован урок, в основном и зависит состояние школьников, их возможность сохранять умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременную усталость. Признаками усталости учащихся могут быть:
• частая смена позы, потягивание;
• встряхивание руками, закрывание глаз, зевота;
• подпирание головы, остановившийся взгляд;
• ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом;
• увеличение количества ошибок, задержка с ответом, непонимание вопроса;
Лучший отдых — это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. На уроке использую 4-7 видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо цифр, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, чтение и решение задач и др. Продолжительность видов деятельности — 6-8 минут. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому стараюсь развивать у детей зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов.
Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы учитываю не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока обсуждаем не только то, что усвоено нового, но выясняем, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.
Обязательно слежу за посадкой учащихся, чередую их позы в соответствии с видом работы.
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. На каждом уроке провожу по две физминутки, одна - через 15-20 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления (фаза двигательного беспокойства) для снятия мышечного статического напряжения. Вторую физминутку провожу для снятия напряжения с кистей рук, плечевого пояса, гимнастика для глаз или в зависимости от работы на уроке. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей. Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствуют расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток — положительный эмоциональный фон.
Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, рассматриваю на уроках задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах».
Результативность опыта.
Одной из важнейших задач, стоящих перед каждым учителем, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
• в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
• в социальном плане — он коммуникабелен, общителен;
• в эмоциональном плане — ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
• в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение,
в нравственном плане — он признаёт основные общечеловеческие ценности
Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ответственность за то, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя российская школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.
Если в школе будут об этом помнить, прилагать в решении детских проблем, если в школах будут специалисты, работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет падать. Будем надеяться, что каждый учитель начальных классов нашей школы будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.
Путь к здоровью долог. Но приятно осознавать, что анализ работы по сохранению здоровья учащихся моего класса показал, что значительно сократилось количество простудных заболеваний, не прогрессируют хронические заболевания, дети осознали, что правильный образ жизни важен для формирования здоровья, они стали более осознанно относиться к своему здоровью.
В своей работе по сохранению здоровья младших школьников и подготовке их к здоровому образу жизни я нашла союзников не только среди детей, но и взрослых: педагогов, психологов, медицинских работников, а также родителей. Здесь я полностью согласна со словами В.А.Сухомлинского: «Только союз семьи, врача, учителя сможет вырастить и воспитать здорового, сильного, умного человека!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщение опыта работы по проблеме «Совершенствование образовательного процесса на основе развивающих технологий обучения»...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»
Педагогическая идея. Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий. Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Представление собственного инновационного опыта работы к аттестации педагогических работников...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий в начальной школе...
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Педагогическая проблема – гражданское образование в начальной школе...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Обобщён опыт работы...
Представление собственного инновационного педагогического опыта
В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.В статье рассматриваются технологии использования в обучении игровых методов, а кон...