Урок математики "На сколько больше? На сколько меньше?"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме
Урок составлен и проведён в 1 классе по УМК "Гармония" в рамках ФГОС, учебник Истомина Н.Б. На уроке дети самостоятельно пытаются сформулировать тему и цель урока, выйти из создавшейся проблемной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 36.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 1 классе
Тема. На сколько больше? На сколько меньше?
Тип урока: комбинированный.
Цель:
- научить соотносить термины и математические действия.
Задачи:
Образовательная:
- формировать умения сравнивать два числа, применяя вычитание;
- формировать первоначальные навыки сбора информации, используя вопросы познавательного характера;
-отрабатывать навыки работы с текстовой и в нетекстовой информацией;
- формировать умения оценивать свою работу.
Развивающая:
- развивать алгоритмическое и логическое мышление, воображение, внимание, память, фантазию;
- развивать умения задавать вопросы познавательного и учебного характера;
-развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
- совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками.
Воспитательная:
- воспитывать культуру общения, умение работать в парах, слушать друг друга;
- воспитывать чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.
Методы: проблемный, наглядные, практические.
Формы проведения урока: коллективная, индивидуальная.
Материалы и оборудование:
Для учащихся:
- учебник математики, тетрадь на печатной основе; рабочая тетрадь;
- математический веер;
- индивидуальные карточки.
Для учителя
- презентация к уроку;
- мультимедийная техника;
- наглядность.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ - технология (презентация);
- здоровьесберегающее обучение.
Ожидаемый результат:
- уметь сравнивать два числа, применяя вычитание;
- уметь формулировать правило и применять его при сравнении чисел;
- совершенствование вычислительных навыков в пределах 10;
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- обогащение словарного запаса.
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
Личностные универсальные учебные действия:
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Познавательные универсальные учебные действия:
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе;
- уметь обращаться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организационный этап. Создание мотивации успеха. | Утром солнышко проснулось, Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучи солнышка возьмём И к сердечку поднесём. - Вы чувствуете тепло зимнего солнца? Подарите тепло своему соседу, гостям. Пусть сегодня весь урок нам будет тепло и по- домашнему уютно. - Сегодня, ребята, у нас урок – открытия нового. А чтобы узнать новое, надо что сделать? | Слушают стихотворение. Выполняют движения: закрывают глазки, поднимают руки вверх, ловят солнечные лучики и прижимают их к сердцу. Эмоционально настраиваются на урок. Вспомнить всё, что уже знаем. | Личностные УУД: Вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
II. Актуализация опорных знаний учащихся | Вот и начнём урок с повторения изученного. - Отгадайте загадку: Слайд Наступили холода. - Почему зайка серую шубку поменял на белую? - Какие ещё изменения произошли в природе с наступлением зимы? - Что вы можете сказать о зимних забавах детей? - Вот теперь обо всем, об этом послушайте задачки и решите их. Слайд 1. Шесть ребят катались с горки. 2. Слайд Три снегиря на ветках сидели. Три снегиря ещё прилетели. Наш снеговик сосчитал снегирей. Сколько всех птичек? Ответь поскорей! 6 3. Слайд Ай да белка-мастерица! Вяжет деткам рукавицы. Извязала три клубка, Два лежат ещё пока. У кого ответ готов, Сколько у неё клубков? 5 - Что вы можете сказать об этих числах? | Зимой. Высказывают своё мнение. Прилетели синицы, снегири. Идёт снег. Стоят морозы. День стал короче. Катаются на санках, коньках, лыжах. Лепят снеговиков. Слушают текст задачи. Показывают соответствующее число веером цифр: 3, 6, 5 Однозначные числа. 6 больше 5 и 3. 3 меньше 5 и 6. | Регулятивные УУД: Осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекая нужную информацию; критически оценивать её, соотносить с имеющимися знаниями; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения |
III. Целеполагание и мотивация | Слайд - Отгадайте ещё одну загадку: Что за звёздочки сквозные - Почему на ладошке вдруг оказалась вода? А вот наши снежинки – волшебные. Если мы правильно будем выполнять их задания, они никогда не растают от нашего тепла. Давайте с ними поиграем. - Соедините известные вам слова и знаки. - Почему слова «больше на…, меньше на…» вы соединили со знаком ? ? - Чтобы узнать новое, надо вспомнить то, что вы уже знаете. Вернёмся к числам 3, 6, 5. - Какое число больше? - Какое число меньше? - А сможете вы сейчас узнать, на сколько больше? Слайд - Значит, над какой проблемой мы будем сегодня работать? - Какую цель поставим перед собой? - А для чего вам это надо? - Позовём кого-нибудь на помощь или справимся сами? | Отгадывают загадку: снежинки. Высказывают своё мнение. Уменьшить на… соединяют со знаком -. Увеличить на .. соединяют со знаком +. Сложение: + Вычитание: - Мы ещё не знаем, что они означают. 6 3 Нет. Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого. Научиться сравнивать числа и предметы. Высказывают своё мнение. Сами. | Познавательные УУД: Использование имеющихся знаний, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование. |
Минутка чистописания | - Сколько снежинок у нас в гостях? - Посмотрите на снежинки, сколько лучиков у них? - Значит, какую цифру мы будем сегодня писать на минутке чистописания? Слайд - Вспомните, как правильно писать эту цифру. - Напишите её сначала в воздухе. - А теперь в тетради. | 6 6 6 Следят за движением ручки. Пишут в воздухе цифру 6. Пишут в тетрадях цифру 6. | |
IV. Открытие новых знаний | - Ну что ж, вперёд за новыми знаниями! Слайд - Посчитайте, сколько кедровых шишек? - Сколько шишек сосновых? - Каких шишек больше? - Что надо сделать, чтобы узнать, на сколько больше? - Найдите пару каждой шишке. - Сколько шишек осталось без пары? - Каким действием мы можем ответить на этот вопрос? Слайд - Сколько снеговиков в верхнем ряду? - Сколько в нижнем ряду? - Сравните. - Сколько снеговиков осталось без пары? - Как узнать, на сколько в верхнем ряду меньше снеговиков? Слайд Вывод: Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее. | 7 4 Кедровых. Найти пару каждой шишке. Выполняют задание. 3 шишки. Высказывают своё предположение. Проверяют по слайду: 7-4=3 Записывают в тетрадь. 3 6 Сравнивают. Находят пару снеговикам. Считают. Предлагают вычитание: 6-3=3 Записывают в тетрадь. Проверяют по слайду. Слушают учителя. Повторяют ещё раз. | УУД Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Регулятивные Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана последовательности действий. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог. |
Физминутка для глаз (могут встать) | Слайд «Танец снеговика» | Следят глазками за движением снеговика. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
V. Первичное закрепление изученного | Работа в печатной тетради - Снежинка предлагает нам открыть печатные тетради и записать равенства, которые соответствуют картинкам. С.23 № 48 | 7-5=2 9-7=2 5-4=1 9-3=6 8-4= 4 | УУД Познавательные Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) |
Физминутка | Поднимайся, 1 класс! Слепим мы снежки сейчас! Снежок – первый, вот – второй, Покрутили головой! Снежок – три, снежок – четыре, Руки разведём пошире! Снежок – пять, а вот и шесть, У нас силы ещё есть! Семь снежок, а вот и восемь, Помощи мы не попросим! Ох, устали мы резвиться, Дальше будем мы учиться! | Выполняют движения: Под счёт лепят из бумаги снежки. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Самостоятельная работа | - Замёрзли ваши ручки? У вас на парте лежат рукавички. Вы можете погреть свои ладошки, если правильно выполните задание. | Сравнивают числа. Записывают выражение, с помощью которого узнают, на сколько больше… | УУД Познавательные Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные Умение работать в парах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу |
VI. Закрепление изученного материала | Работа с интерактивной доской С.24 № 49 - Нарисуйте столько кружков, сколько их нарисовано на с.24. - Запишите равенства, с помощью которого можно узнать, на сколько больше или меньше… - Что вы заметили? | На доске рисуют 7 кругов. Во втором ряду – 5 кругов. Составляют пары. Доказывают. Записывают выражения: 7-5=2 8-6=2 7-5=2 В каждом выражении на 2 больше. | Познавательные УУД (Доказательства) Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятия. Коммуникативные Умение аргументировать свою точку зрения, грамотно формулировать ответы, выступать перед аудиторией. |
VII. Итог урока. Рефлексия | - Чему мы сегодня учились на уроке? - А ещё на уроке мы делали снежки. Посмотрите, что у нас получилось? (большой снеговик из пластиковых стаканчиков) - Как можно на примере этого снеговика, применить новые знания? - Этим мы займёмся во внеурочной деятельности. - Мне понравилось, как сегодня работали… - Остальным ребятам я пожелаю активнее работать на уроке. - А что посоветуете вы своим товарищам? Слайд А сейчас возьмите своих снеговичков и положите большому снеговику на нижнюю часть - если вам на уроке было трудно. На верхнюю часть – если вы хорошо работали и всё поняли. А в шляпу – если вы отлично работали, всё поняли, можете объяснить другим. | Сравнивать числа. Узнавать, на сколько больше, на сколько меньше. Приводят свои примеры. Дети закрывают глаза, в это время выставляю снеговика из пластиковых стаканчиков. Посчитать количество стаканчиков в верхней и нижней части снеговика и сравнить их. Дают советы одноклассникам. Оценивают свою работу на уроке. | Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и окружающего мира в первом классе по теме "С лукошком за грибами. На сколько больше? На сколько меньше?
Урок проведен по программе "Перспективная начальная школа" с участием выпускников детского сада. Тема урока близка и малышам, которые с удовольствием включились в урок....
урок в 1 классе "На сколько больше? На сколько меньше?
Цели урока: формировать умения сравнивать два числа...
Открытый урок по математике в 1 классе по теме: На сколько больше? На сколько меньше? "Школа России"
...
Технологическая карта урока математики по теме "На сколько больше? На сколько меньше?"
Технологическая карта урока математики 1 класс по УМК "Перспективная начальная школа"...
конспект урока по математике на тему: "На сколько больше? На сколько меньше?" 1 класс УМК "Инновационная начальная школа"
Конспект урока по математике на тему "На сколько больше? На сколько меньше?" .Тип урока,методы, УУД, деятельность учеников,деятельность учителя....
конспект урока по математике "На сколько больше? на сколько меньше?"
технологическая карта урока математики в 1 классе по программе "Перспектива" Л.Г.Петерсон. конспект составлен в соответствии с ФГОС НОО. презентация к уроку с физкультминуткой...
Технологическая карта урока математики "Сколько в одном? Сколько в двух?» (3 класс УМК: «Школа 21 века»)
Тема урока «Сколько в одном? Сколько в двух?»Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: формирование у обучающихся умения решать задачи арифметическим способом с дейст...