внеклассно занятие в 3 классе "Лес-наше богатство"
презентация к уроку (математика, 4 класс) по теме
внеклассное занятие можно применить на уроке окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les-_nashe_bogatstvo.doc | 49 КБ |
урок окружающий мир в 4 классе | 91.5 КБ |
презентация к року по русскому языку в 4 классе | 75.5 КБ |
презентация к уроку математики 2 класс | 127 КБ |
урок математики 2 класс | 54 КБ |
my_protiv_narkotikov.ppt | 1.21 МБ |
krylov_vorona_i_lisica.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ.
Цели:
●Довести до сознания детей мысли о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами; обобщить знания учеников о личных правах человека; познакомить с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка; формировать положительное отношение к законам и их выполнению; создать условия для групповой работы при изучении нового материала;
● развивать интеллектуальные и речевые умения;
● познакомить с основными правами и обязанностями граждан России, зафиксированными в Конституции РФ;
● способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданственности у младших школьников,
● способствовать формированию правовой культуры учащихся; развивать критическое мышление
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, макет солнца с лучиками, кроссворд, карточки для работы в группах, Конституция РФ.
Ход урока.
1.Орг. момент.
II. Эмоциональный настрой и актуализация опорных знаний.
Учитель: Я вижу, что у вас хорошее настроение и очень этому рада. И так начнем.
III. Проверка домашнего задания.
-Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?
-Напомните, что такое общество?
-Что помогает людям строить взаимоотношения в обществе, оценивать свои поступки?
-Как мы понимаем понятие совесть?
-Как раскроем понятие морали?
-Что такое право?
-Какое «золотое правило морали» мы узнали?
Чтобы проверить, как вы поняли предыдущую тему, я предлагаю некоторым из вас решить кроссворд (3 ученика)
Самостоятельная работа детей.
Столкновение интересов, из-за которых возникает спор (конфликт)
Группа людей с общими интересами (общество)
Обязательные для всех правила поведения (закон)
Способность человека решать, что хорошо, а что плохо (совесть)
Устные правила поведения, принятые в обществе (мораль)
Часть правил поведения, которую государство записало в законах и защитило своей силой (право)
В течение данного этапа я соберу ваши листочки, чтобы проверить, как вы справились с заданием, и поставлю за эту работу оценки.
- Создание проблемной ситуации.
Ребята! Все мы с вами разные люди, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. А что у нас с вами общее? Что нас объединяет?
(Родина)
Самое прекрасное на свете – Родина! Она есть у каждого человека, и каждый по-своему любит ее, изучает, ценит!
Наша Родина – Россия..
Домашним заданием было подготовить стихотворения и пословицы о нашей Родине.
Давайте послушаем.
Ученик читает стихотворение, демонстрируются слайды. (Слайды 2-11)
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В.Степанов)
Учитель: Как можно нас всех назвать?
(россияне, граждане России).
Как вы думаете, что значит быть гражданином? (Гражданин – человек, который связан с каким-либо государством, признаёт его своим, пользуется его защитой, использует свои гражданские права, выполняет обязанности, соблюдает закон государства.)
Давайте с вами вспомним, что же мы знаем по этой теме.
Учитель: Какие символы России вы уже хорошо знаете? (Герб, гимн, флаг). (Слайд 12)
О гербе, гимне и флаге мы уже с вами не раз говорили. Но есть еще один символ очень важный для России. И мы о нем поговорить, и разберем на сегодняшнем уроке. Отгадайте кроссворд, он поможет нам определить тему урока. (Кроссворд)
О чем же будет идти речь?
Послушайте еще сценку приготовленную ребятами.
Инсценировка. [1]
– Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим! – угрожающе предупредила Анюта Илюшу.
– Не имеете права! Что я вам – крепостной, что ли?! – возмутился Илюша. – Хочу – играю, хочу – нет.
– Да, Илюша прав, – подтвердил папа. – Вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта, была бы дворянкой – хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.
– Разве я не могу поиграть с Илюшей? – не унималась Анюта.
– Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.
– А у меня что же, нет никаких прав?
– Какое противоречие возникло у героев сценки? (Они не знают, какими правами могут пользоваться в современном государстве)
– Давайте сформулируем тему урока. (Права человека в современном обществе) (Слайд 15)
– Какие цели поставим перед собой? (Слайд 16)
– Постараемся узнать и понять, какими правами пользуются граждане нашего государства и какие обязанности они должны выполнять.
IV. Работа по теме урока.
Как вы думаете, а есть ли права и обязанности у граждан других государств? (Да)
В современном мире около 200 государств. И в каждом государстве свои законы, у граждан свои права и обязанности. Но, кроме того, есть международные правовые документы, которые гарантируют всем жителям Земли права и свободы. Об этом мы сегодня и поговорим.
В 3 классе мы уже знакомились с некоторыми правами граждан нашей страны.
-Поработайте в парах. На листочках напишите, какие права есть у граждан нашей страны.
Проверим, что у вас получилось.
Учитель: Давайте проверим. Нашу встречу сегодня освещает солнышко. И это не случайно. На лучиках у меня записаны права, которые вы написали.
Показ заданий на слайдах для определения прав.
Какое значение имеет солнышко для всех жителей нашей планеты? (Слайд 17)
Вывод: солнце дает жизнь всему живому. И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь и как это охраняется законом нашего государства.
1) Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (1 лучик-жизнь)
– Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь?
Вывод: Человек имеет право на жизнь. Об этом в Конституции в разделе права самая первая статья. (Зачитывает учитель статью из Конституции РФ)
2) Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? (2 лучик-здоровье)
– Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других людей?
Вывод: Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. (Статью зачитывает ученик)
3) Без кого человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей )
Докажите свое мнение. Согласно ли с нами солнышко? (3 лучик – семья)
– Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье?
4) Что же ещё является значимым для человека, с чего мы начали наш урок? (Родина)
– Почему Родина так важна для человека?
– Почему люди вдалеке от Родины тоскуют по ней?
Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной, московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой, соседней фабрики
Громкий радостный гудок
Или степь от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
(З. Александрова)
– Почему люди во все времена не жалея жизни, здоровья сражались за свою Родину?
– Кто помнит пословицы о Родине?
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Своя земля и в горсти мила.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Жить - Родине служить.
- Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.
Вывод: Человек имеет право быть гражданином своей страны.
5) Следующее право – право на свободу и личную неприкосновенность[1]. Никто не может стеснять свободу человека: ни с того ни с сего задержать его, бросить в тюрьму или избить.
Ученик: А как же преступники. Ведь их сажают в тюрьму?
Учитель: Да, но преступником можно назвать человека только после того, как его вина будет доказана в суде. И тогда он будет наказан – временно лишен свободы. Но и преступников нельзя подвергать физическому наказанию – избивать. Ведь они остаются людьми и сохраняют свои права.
6) Однако, вред человеку можно нанести не только побоями. Лживым или грубым словом можно обидеть человека, оклеветать, оскорбить его, бросить тень на его честь, доброе имя. И это тоже будет нарушением права – права на защиту чести и достоинства. Каждый может добиваться справедливости, а клеветники должны быть наказаны
7) Как вы думаете, какими еще правами пользуются люди?
Послушайте стихотворение и подумайте, какое право оно демонстрирует? (7 лучик – труд и отдых)
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка. Нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас
Мы благодарны людям
Придёт пора, настанет час
И мы трудиться будем.
(С. Михалков)
– Правильно, это право на труд и отдых.
-А в каком государственном документе перечислены и закреплены законом основные права человека? (конституция)
Конституция гарантирует права и свободы гражданам нашей страны. А за не соблюдение или нарушение установленных прав государство может применить закон и наказать непослушных граждан.
Учитель: Как вы думаете, все эти права есть и у детей?
Конечно, правда некоторыми из них человек начинает пользоваться только, когда вырастет и станет совершеннолетним, например, право участия в выборах. Но зато у детей есть с вои особые права – права ребенка, есть право на заботу и любовь. Специально оговорено право на защиту чести и достоинства ребенка, никому не позволено оскорблять или унижать маленького человека. Забота о соблюдении всех прав ребенка, прежде всего, лежит на родителях. Мама и папа должны вырастить тебя в любви, обеспечить едой и одеждой, воспитать тебя хорошим гражданином и проследить за твоим образованием. Для этого у родителей есть право решать многие вопросы за ребенка: в какую школу отдать, какие читать книги и т.д. Но ребенок тоже не должен забывать, что родители подарили ему жизнь, поэтому он должен заботиться о них, слушаться их.
8) А сейчас пока вы – школьники, главный ваш труд это учеба, хорошие, крепкие знания. Кстати, как вы думаете, есть ли право, связанное как-то с вашей учебой? (8 лучик – образование)
Кто может добавить?
Молодцы, вы назвали все основные права человека в обществе.
Права ребенка также защищены Конституцией, семейным, административным, уголовным и другими кодексами, принятыми в нашем государстве.
Но главным документом, который гарантирует и защищает права ребёнка, это – конвенция по правам ребёнка.
VI. Коллективная работа.
1.Учитель: А теперь давайте выполним задания на слайдах (Слайды 18-25).
2. Ознакомьтесь с текстом, который лежит у вас на парте. Во время чтения отметьте,
что вы уже знали - +
что не знали - -
если что-то непонятно, поставьте знак - ?
Самостоятельное чтение.
Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война не только не решит все проблемы, но и уничтожит всё человечество. Чтобы предотвратить эту катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН (Организацию Объединённых Наций), которая главной задачей поставила обеспечение прав человека во всём мире. В результате работы ООН появился документ – Всеобщая декларация прав человека. Всеобщая декларация прав человека – это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права всех членов человеческой семьи. В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола. Это значит, где бы человек ни жил, на каком языке ни говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребёнком, он должен быть свободным и обладать всеми правами. |
- Что вам уже было известно?
- Что новое узнали?
- Что было непонятно?
Лучше познакомиться с декларацией и узнать, какие права человека она защищает, нам поможет словарь.
Что еще было не понятно?
Именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они – будущее нашего общества. У детей свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция (договор, соглашение) о правах ребёнка. В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всеобщем развитии. В Конвенции 54 статьи.
Конвенция
Однако детям не стоит забывать, что родители подарили им жизнь и дети должны слушаться и уважать родителей
Наверняка, именно родители первыми познакомили вас с любимыми сказками, мудрыми. Поучительными.
Давайте поиграем, проверим: как вы запомнили основные права. Игра «В гостях у сказки»
Рассмотрите иллюстрации с.42
-Какие права нарушаются в этих ситуациях? Правильно реагируют ребята?
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что такие же права есть и другого человека. Уважай права других! .
Как видите, в современном обществе каждый человек с рождения имеет много прав.
Что помимо прав должно быть у каждого гражданина? (обязанности)
Кроме прав у нас есть и обязанности . Ведь именно общество создает человеку условия для жизни и развития его личности. Отстаивая свои права не надо забывать, что у других они точно такие же.
Какие обязанности есть у всех? (платить налоги, соблюдать закон)
-А какая самая главная обязанность у вас в семье?
-А в школе? Откуда вы знаете свои обязанности в школе?
VII. Рефлексия.
Работа тремя группами.
1 группа.
Дополнение табличку
Право
( курсив- пишут дети)
2 группа
Вставь в стихотворение подходящие по смыслу слова:
В мире есть закон, что знает _________, Все ____________ его зовут. Охраняет жизнь, здоровье _____________, Их права на отдых и на _______________ . Нам с тобою тот закон __________ В жизни нам поможет очень_______. Слова для справок: Каждый, он, Декларацией, знаком, труд, граждан. | В мире есть закон, что знает каждый, Все Декларацией его зовут. Охраняет жизнь, здоровье граждан, Их права на отдых и на труд. Нам с тобою тот закон знаком. В жизни нам поможет очень он. |
3 группа
Вставьте в текст пропущенные слова.
– Прочитаем получившиеся фразы:
- Россия – это моя страна, поэтому я – гражданин России.
- Каждый гражданин обязан знать и помнить основной закон государства – Конституцию.
- В Конституции России перечислены важнейшие права и обязанности граждан России.
VII. Итог урока:
-О чём был наш сегодняшний разговор?
– Оцените свою работу на уроке. ( прикрепляют тучку или солнышко)
– Что ещё бы хотели узнать по теме урока?
– Что понравилось больше всего?
- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами?
Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе.
– Молодцы, вы отлично справились со всеми заданиями. Как вы видите, в современном обществе у человека с рождения очень много прав. Но нельзя забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создаёт человеку условия для жизни и развития его личности.
- Какое главное правило мы не должны забывать?
Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же!
Я надеюсь, что вы будете расти настоящими гражданами страны и выполнять все обязанности, не нарушая права других людей.
VIII. Домашнее задание.
c.40-43, ответить на вопросы.
Резюме прав,
определенных Конвенцией о правах ребенка
- Каждый ребенок имеет право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит наилучших уход. (ст.3)
- Каждый ребенок имеет право на достаточное питание, достаточное количество чистой воды. (ст.24, 27)
- Каждый ребенок имеет право на приемлемый уровень жизни. (ст. 27)
- Каждый ребенок имеет право на медицинский уход. (ст. 24)
- Ребенок-инвалид имеет право на особую заботу, обучение. (ст. 23)
- Каждый ребенок имеет право на отдых. (ст. 31)
- Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. (ст. 28, 29)
- Каждый ребенок имеет право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению. (ст. 19, 36)
- Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат. (ст. 38)
- Каждый ребенок имеет право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры. (ст. 14, 30)
- Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. (ст. 6)
- Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов.(ст.13).
Резюме прав,
определенных Конвенцией о правах ребенка
- Каждый ребенок имеет право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит наилучших уход. (ст.3)
- Каждый ребенок имеет право на достаточное питание, достаточное количество чистой воды. (ст.24, 27)
- Каждый ребенок имеет право на приемлемый уровень жизни. (ст. 27)
- Каждый ребенок имеет право на медицинский уход. (ст. 24)
- Ребенок-инвалид имеет право на особую заботу, обучение. (ст. 23)
- Каждый ребенок имеет право на отдых. (ст. 31)
- Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. (ст. 28, 29)
- Каждый ребенок имеет право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению. (ст. 19, 36)
- Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат. (ст. 38)
- Каждый ребенок имеет право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры. (ст. 14, 30)
- Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. (ст. 6)
- Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение, собираться вместе с целью выражения своих взглядов.(ст.13).
Если скажут слово Родина
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина
Толстый тополь у ворот
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной, московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой, соседней фабрики
Громкий радостный гудок
Или степь от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка. Нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас
Мы благодарны людям
Придёт пора, настанет час
И мы трудиться будем.
ГРАЖДАНИН
ОБЯЗАННОСТИ
ПРАВА
КОНСТИТУЦИЯ
На жизнь
На труд
На отдых
На образование
На мед.помощь
На свободу и личную неприкосновенность
На защиту чести и достоинства.
Платить налоги
Соблюдать законы
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
КОНВЕНЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА
Дополнительное право у детей:
На любовь и заботу
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Педагог (ФИО) Кукушкина Ирина Владимировна
Предмет Математика Класс 2
Тема урока Числа от 1 до 100. Письменные вычисления. Письменный прием сложения вида 45 + 23
Цель урока:
Образовательная: 1.познакомить с письменным приемом сложения, закрепить навык нового приема сложения;
2.совершенствовать вычислительные навыки и отрабатывать умение решать текстовые задачи;
Воспитательная: воспитывать активность, внимание, дружеские взаимоотношения.
Развивающая: 1.развивать логическое мышление, память, речь;
2. учить рассуждать и сравнивать;
Задачи урока:
Оборудование урока:
Этапы работы | Содержание этапа (заполняется педагогом) |
1. Организационный момент, включающий: • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог). | |
Деятельность учителя Деятельность ученика | Примечание |
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. | |
Деятельность учителя Деятельность ученика | Примечание |
3. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала; | |
Деятельность учителя Деятельность ученика | Примечание |
4. Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | |
Деятельность учителя Деятельность ученика | Примечание |
5. Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | |
Деятельность учителя Деятельность ученика | Примечание |
Рефлексия
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Название: урок чтения Автор: Кукушкина Ирина Владимировна)
Предмет: чтение, введение новых знаний.
Тема урока: Знакомство с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица».
Продолжительность: 1 урок- 45 минут.
Класс: 3 класс.
Технологии: мультимедийная презентация.
Цель урока:
Знакомство с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица».
Задачи урока:
1) Формировать навык чтения, учить анализу литературного произведения, закрепить знакомство с творчеством И.А.Крылова.
2) Обогащать словарный запас обучающихся.
3) Развивать культуру речи.
4) Развивать творческие способности обучающихся.
5) Развивать эмоционально – чувственную выразительность обучающихся.
6) Развивать интеллектуальные, исследовательские, коммуникативные,
информационные, оценочные умения.
7)Воспитывать культуру добрых и уважительных отношений между людьми.
Оборудование:
- индивидуальные карточки со схемами эмоций;
- компьютер; - проектор, экран; - презентация к уроку;
- наборы карточек со схемами эмоций;
- учебник;
- энциклопедический и толковые словари Даля, Ожегова;
- иллюстрации к басне.
Ход урока.
1.Орг.класса (сл.1)
– А девиз у нас каков? (« Больше дела, меньше слов»)
- Какое у вас настроение?
Укажите на соответствующую эмоцию.
(У каждого обучающегося индивидуальная карточка со схемами эмоций.
Учащиеся находят соответствующую схему и закрепляют скрепку.)
- Какими вам хочется быть на сегодняшнем уроке? (- Активными, думающими, старательными.)
- Что вы ждёте от урока?
(Новых знаний, интересных собеседников, какой – нибудь необычности.)
2.Минутка красивой речи. (сл.2)
Тут и вечер набежал
Прочитайте стихотворение.
- Какие чувства испытали главные герои? Почему? (Чувства удовольствия, радости, грусти.)
- Всегда ли приходится переживать приятные чувства? (Не всегда приходится переживать приятные чувства. В жизни бывают разные ситуации.)
Декламация стихотворения. Работа в парах.
На доске рисунки - схемы эмоций: спокойствие, радость, грусть, удивление, разочарование.
- Что помогло вам показать выбор подходящих схем – эмоций.
( Интонация, мимика, жесты.)
- 3. Сообщение темы и цели урока
– Вспомним, что такое творчество?(сл.3)
(Творчество – деятельность человека, направленная на создании, неповторимых ценностей.)
Великий русский поэт – баснописец. Любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу. (слайд 4,5)
- О ком эти строчки?
-Как вы думаете, какая главная цель на уроке? (сл.6)
В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим считается И.А.Крылов.
– 13 февраля 1768 г. – родился великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Место рождения точно не известно, возможно Москва, Троицк или Заволжье. За всю свою жизнь Крылов написал 205 басен.
Зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Крылова, его басни?
-Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, А Что же такое басня? (ответы детей)
Вот такое определение дает толковый словарь Ожегова: 1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.
2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор [ словарь С.И.Ожегова «Толковый словарь русского языка», с. 37]
Басня - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие. Например: Полно басни сказывать, берись за дело [ словарь В.Даля «Толковый словарь русского языка», с. 391] ( слайд 8).
(Басня – краткий стихотворный рассказ с иносказательным смыслом.)
– Что общего у всех басен?(сл.9)
– Что же такое мораль?
(Мораль – нравоучение в баснях.)(сл.9)
А откуда же к нам пришли басни? (учитель)
1.Немного истории. (Сообщение) (сл.10)
Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей - был Эзоп.
Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.
До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь .
2. Сообщение об авторе
Басни Крылова учат людей узнавать самих себя, помогают обнаружить недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться.
Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащают нас знанием жизни, родного языка.
Слайд11
– Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 г. в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собирали по всей России.
– Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце Крылове?
Выставка книг. (Сл.12)
– Посмотрите книги. Вспомним, какие басни написал И.А. Крылов?
- 4. Проверка домашнего задания
- Черный ящик( сл.13)
–Героиня, которая увидела образ свой в зеркале. (мартышка)
В черном ящике лежит предмет, которых достала себе с полдюжины героиня одной из басен? (Очки)
О какой басне идет речь? Как она называется?
– Сейчас мы послушаем, как вы подготовили выразительное чтение басен дома.
– Чтение кого из ребят вам понравилось больше всего и почему?
- 5. Сообщение темы урока.
- Отгадайте загадки.(сл.14)
Посмотрите – те, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
- Кто это?
Носит серенький жилет, (сл.15)
Но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат:
- Карр! Карр! Карр!
– Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной басней И. А. Крылова “Ворона и лисица”. Послушайте ее. (Дети слушают басню в записи..)(сл.18)
- 6. Работа над содержанием басни
- Прочитайте басню еще раз про себя [учебник В.Г.Горецкий «Родная речь», c. 116–117.].
Слайд 19
- 7. Словарная работа
1.Вещуньина – предсказатель (по старым народным представлениям: своим криком предсказывающий несчастье.).
Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжело на что–нибудь высокое.
Слайд 20
2.Словарь – наоборот
Говорили не раз – уж сколько раз твердили миру
Не на пользу – но только все не впрок
Нашел случайно, без особого труда – Бог послал
Очень близко – близехонько
Смотрит не отрываясь – глаз не сводит
Утратила способность здраво рассуждать – вскружилась голова
Трудно стало дышать – в зобу дыханье сперло
Очень громко – во все горло
Исчезла, скрылась – была такова
Слайд 21
3.Выборочное чтение
– Опишите, какова ворона по внешнему виду. Можно ли ворону назвать самой красивой птицей леса?
Дети описывают ворону по рисунку.
– А что говорит лиса о ней? Зачитайте из текста.
("Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!".)
– Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Она каркает..)
– Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы отнять у Вороны сыр..)
– В каких словах заключена мораль басни?
("Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок"..)
Слайд 22
– Я буду называть качества, а вы скажите, кого они характеризуют: Лису или Ворону.
Льстивый, склонный к лести (Лису.)
Тщеславный, стремящийся к славе, к почести (Ворону.)
Высокомерный (Ворону)
Неискренний (Лису)
Честолюбивый, любящий славу (Ворону)
Неправдивый, лживый (Лису)
Хитрый (Лису)
Глупый (Ворону)
Льстивый (Лису)
Доверчивый (Ворону)
Слайд 23
– Скажите, какая ворона?
– А лисица?
- 8. Чтение басни по ролям
– Послушаем басню еще раз.
Попробуйте передать точнее хитрую Лису и глупую Ворону.
(Два ученика выходят к доске и читают басню еще раз)
-Чему же учит басня Крылова «Ворона и лисица»?
- 9. Закрепление (сл.,25,26,27)
“Угадай-ка”
– Какие герои басен здесь зашифрованы?
—И—И—А (Лисица)
—О—О—А (Ворона)
—Т—Е—О—А (Стрекоза)
—У—А—Е— (Муравей)
—Б—З— —Н— (Обезьяна)
Работа по карточкам (сл.28)
– Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова с названиями и отрывками из них. Но пока мы были на перемене, сквозняком все карточки перемешались. Я даже теперь не могу разобраться, что к чему. Помогите мне, пожалуйста. Мы сделаем вот что.
Карточка
Про взятки Климычу читают, |
| “Стрекоза и Муравей” “Лебедь, Щука и Рак” “Зеркало и Обезьяна” “Мартышка и очки” “Ворона и Лисица” |
Уж сколько раз твердили миру, | ||
Чем кумушек считать трудиться, | ||
А воз и ныне там… | ||
И проку на волос в них нет… | ||
Ты все пела? Это дело: | ||
Когда в товарищах согласья нет, И выйдет из него не дело, а только мука |
– Вы попытаетесь установить, из какой басни эти слова.
Соедините стрелками строки из басен, с названиями произведений из которых они взяты.
Пара, выполнившая задание, берется за руки и поднимает их вверх. (Работа в парах)
– Проверим себя.
Слайд
Бюро находок (сл.29)
– В баснях потерялись предметы. Определите, из какой они басни.
Сыр – “Ворона и лисица”
Очки – “Мартышка и очки”
Зеркало – “Зеркало и обезьяна”
Кроссворд
- Кто без драки "хотел попасть в большие забияки"? (Моська.)
- Вспомните и назовите, героиню басни “Квартет”. (Мартышка)
- У кого к зиме под листом "был готов и стол, и дом"? (Муравей.)
- Один из героев басни, которые "везти с поклажей воз взялись". (Лебедь)
- Кто, восхвалял Петуха, “не боясь греха”? (Кукушка)
- Она осталась без обеда из-за своей глупости. (Ворона)
- Героиня, которая увидела образ свой в зеркале. (Обезьяна)
- Еще один из героев, которые "везти с поклажей воз взялись". (Рак)
10. Итог (сл.32)
–А в заключение, ребята, мне бы хотелось узнать, какого цвета настроение появилось у вас после изучения новой темы. Из кружков на ваших столах выберите цвет, который соответствует вашему настроению, и положите в шкатулку.
Анализ настроения ребят делается по методике «цветописи» Лутошкина: (сл.33)
красный – восторженное;
оранжевый – радостное;
жёлтый – светлое, приподнятое;
зелёный – ровное, спокойное;
синий – грустное, печальное;
фиолетовый – тревожное, неудовлетворённое;
чёрный – унылое, упадочное.
– Какие знания и навыки вы приобрели на уроке?
– Какие же пороки любил "пощипать" Крылов?
– Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
– Нужно ли изучать басни?
– Чему они учат?
11. Домашнее задание: Выучить наизусть басню И.А. Крылова “Ворона и лисица” Стр. 116-117 Слайд 34– Спасибо за урок! Слайд 35
Список использованной литературы.
1.Словарь С.И.Ожегова «Толковый словарь русского языка», М.:2008 г., с. 37.
- 2.Словарь В.Даля «Толковый словарь русского языка», М.:,2003г. с. 391
3. Учебник В.Г.Горецкий «Родная речь»,М.,2003 c. 116–117.].
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы тихонечко все сели,
Друг на друга поглядели,
Улыбнулись, раз и два,
Начинаем, детвора?
Муравей сороконожке
Повстречался на дорожке.
- С добрым утром! Как дела?
Сорок лапок подала.
И пока он лапки жал,
-Выберите рисунки – схемы для каждого героя.
Микроитог.
- Кто это?
- Как вы думаете, почему я предложила вам загадки именно об этих животных? (Сл.16)
Действительно, сегодня мы с вами знакомимся с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица».
Микроитог.
- Кто же главные герои басни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по русскому языку Тема: «Богатство русского языка».
Внеклассное занятие по русскому языку...
внеклассно занятие в 3 классе "Лес-наше богатство"
внеклассное занятие можно применить на уроке окружающего мира...
Презентация внеклассного занятия по теме "Вода - природное богатство""
Вода - природное богатство. Где мы встречаемся с водой? Загадки. Зачем нужна вода? Кому нужна вода? Кто загрязняет воду? Как беречь воду? Памятка....
Внеклассное занятие по теме "Вода - природное богатство""
вода - природное богатство. Где мы встречаемся с водой? Зачем она нужна? Кто загрязняет воду ? Как беречь это богатство.? Памятка....
Внеклассное занятие "Лес- наше богатство" 3 класс
Внеклассное занятие посвящено охране . природы...
Внеклассное занятие "Моя семья - мое богатство"
Цели:Расширить представления о семье, семейных традициях, о важности и роли семьи в жизни человека;Воздействовать на эмоциональные чувства .Способствова...
Внеклассное занятие "«Семейные традиции -мое богатство»
То, что заложат в ребенка родители, они пронесут через всю жизнь, а потом передадут и своим детям. Важную роль в этом играют и семейные традиции. Поэтому изучение данной темы является особо актуальным...