Учитель: Подерёгина Г.А.
Тема: Прибавление однозначного числа к 10.
Цели: Познакомить детей с записью чисел второго десятка; развивать навыки счета, речь, творческие способности, логическое мышление, математическую смекалку; воспитывать трудолюбие, аккуратность, любовь к природе.
Оборудование: иллюстрация батискафа, картинки подводного мира, магнитофон, аудиозапись музыки, индивидуальные доски, наборные полотна, рисунок рыбок из геометрических фигур, учебник «Математика», рабочая тетрадь № 1. ( автор В.Н.Рудницкая)
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Сегодня на уроке, мы с вами, отправимся в необычное путешествие. Мы будем исследователями морских глубин. А опуститься на глубину нам поможет удивительный аппарат, который называется батискаф.
На доску вывешивается нарисованный батискаф.
БАТИСКАФ- это стальной шар. Окна в нем из твердого стекла. В шар через дверь люк залезает человек. Для того, чтобы батискаф опустился на глубину, его нагружают дробью, она и тянет его на дно.
Путешествуя на этой чудо машине, мы познакомимся с разными животными живущими под водой.
- Но чтобы наш аппарат начал опускаться, нам надо его загрузить информацией, а для этого выполним задания. Кто-то из вас будет работать по индивидуальным карточкам, а все остальные вместе со мной.
1 задание. (у доски 1 ученик)
- Надо посчитать примеры и стрелкой указать номер своей пристани.
2 задание ( у доски 2 ученика)
- А … напишут ответы в примерах ( работа на индивидуальных досках)
1 +1= 10 – 1 =
2 +1= 9 – 1 =
3 + 1= 8 – 1 =
4 + 1= 7 – 1 =
5 + 1= 6 – 1 =
- Мы начинаем работать вместе.
Устный счет.
- Кто нарисован на рисунке?
- Сколько рыбок?
- Что вы можете сказать об этих рыбах?
Дети: Они состоят из разных геометрических фигур, отличаются цветом, плывут в разных направлениях.
- Сколько геометрических фигур я использовала? ( ответы детей)
- Давайте проверим. ( счет хором)
- Теперь посчитайте от 8 до 15.
- От 15 до 20.
- Назовите соседей числа 10, 5.
- Какое число следует за числом 15, 8.
- Какое число стоит перед числом 19, 6.
- Назовите числа, которые больше 5, но меньше 10.
Проверка заданий.
- На индивидуальных досках.
- Давайте посмотрим, готовы ли … к дальнейшему погружению.( дети ответы показывают математическим веером)
- Чем похожи эти примеры?
Дети: В этих примерах +1, - 1.
- Что значит прибавить 1? ( назвать следующее число)
- Что значит вычесть 1? ( назвать предыдущее число)
- У доски.
Ученик читает пример, дети показывают веером ответ.
- Молодцы! Раз вы так хорошо знаете порядок чисел, я вам предлагаю прочитать слоги в порядке их номеров и отгадать загадку.
2 1 3 5 4
ваю пла под ком мости
7 6 8 10 9
ви и ляю тиком хвос
- Повторим хором загадку: ПЛАВАЮ ПОД МОСТИКОМ И ВИЛЯЮ ХВОСТИКОМ.
- Кто это? (рыба)
- Итак, аппарат загружен и мы начинаем медленно опускаться. Мимо окон скользят, какие-то парашютики. Это медузы. Медузы жалят, как крапива. Их щупальцы покрыты пузырьками с ядом. В море почти все животные боятся медуз, кроме крошечных рыбок. Это малюски трески. Они очищают щупальцы медуз от остатков пищи, и она бережет своих санитаров.
(чтение сопровождается музыкой)
На доску вывешивается картинка с медузами.
- Опускаемся еще глубже. Вдруг кто-то странный стукнулся о стекло.
- Кто это может быть? Давайте выполним задание и узнаем.
- Послушайте задачу в стихах и ответьте на вопрос.
Сидят рыбаки
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал 3 окуней
Рыбак Евсей 4 карасей
Сколько рыб рыбаки
Натаскали от реки? ( 7)
- Как узнали? ( 3 + 4 = 7(р.)) – записываю разрезными цифрами на наборном полотне.
- Ребята можем мы этих рыб встретить в море
- Почему? ( это речные рыбы)
- Задание выполнили и неопознанный предмет отплыл от иллюминатора. Мы видим, рукоятку молотка. Это рыба молот. У нее огромные ноздри и она издали чует добычу. Рыба-молот - хищная рыба.
На доску вывешивается картинка.
- Чтобы опуститься еще глубже, надо выполнить следующее задание.
Работа в тетради.
- Откройте тетрадь на стр. 40 и решите примеры № 9. (самостоятельно)
Проверяем с помощью математического веера.
- Вот мы опустились еще глубже. Черно вокруг, Но вот в луч батискафа попался кальмар. Он выбросил каплю жидкости. Она ярко вспыхнула и загорелась.. Такие чудеса кальмар устраивает, когда ему грозит опасность. Хищники бросаются на светящееся облако, думая, что поймали его. А сам кальмар уплыл уже далеко.
На доску вывешивается картинка.
Физкульт. минутка.
- Вижу вы немножко устали. Встали и представим, что мы у моря.
К морю быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
1, 2, 3, 4
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно.
Вместо раз – это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Дно морское изучаем
И награды получаем.
Чтобы продолжить погружение, загружаем батискаф новой информацией.
Новый материал.
Работа по учебнику.
Откройте учебник на стр. 36.
- Рассмотрите рисунок в зад. № 1 и прочитайте сделанные справа записи.
Учитель: К числу 10 легко прибавить любое однозначное число от1 до 9. Прибавим, например, к числу 10 число 4. Рассуждаем так: 10 и 4 - это 1 д. и 4 ед., т.е. 14. Значит, 10 +4 + 14.
- А теперь давайте решим задачу № 2.
Дети читают задачу.
- Сколько яиц в корзине? (10)
- Отдельно сколько яиц? (6 )
- Сколько всего яиц? ( 16)
- Как узнали? ( 10 + 6 = 16) ( решение записывается учащимся на доске, остальные на индивидуальном наборном полотне)
- Выполняется зад. № 4.( устно, цепочкой)
- Как к числу 4 + 10?
Дети: Так как складывать два числа можно в любом порядке, то результат будет тот же, что и при сложении 10 + 4, т.е. 14.
- И вот вдали зажегся слабый огонек. Это рыба-удильщик. На голове у нее растет длинная, как бы удочка. На конце удочки дрожит приманка, небольшой светящийся шарик. Обманутая рыба бросается на огонек. Кто попадется на обман – попадется в зубы рыболову.
На доску вывешивается картинка.
- Чтобы опуститься на самое дно, сделаем еще несколько заданий по тетради.
Работа в тетради. ( закрепление нового материала)
Зад. № 1.
- Сколько морковок в связке. ( 10)
- Сколько морковок лежит отдельно? (3)
- Сколько всего морковок ( 13) – записывают и т. д.
Зад. № 2. выполняют самостоятельно.
Зад. № 5. ( коллективная работа)
Зад. № 6. ( 1 ученик выполняет у доски, остальные в тетради)
- Выполнили все задания и вот мы на самом дне. Здесь множество морских лилий. Они тянут вверх свои ломкие щупальцы, в надежде: не упадет ли к ним кусочек пищи. Многие жители глубин погибли бы голодной смертью, если б населяющие их хищники не совершали набегов на поверхности моря.
На доску вывешиваются картинки..
- Но пора заканчивать наше путешествие, освобождаемся от дроби, при помощи которой мы опустились, батискаф устремляется вверх.
Итог урока.
- Хищная охота и сбор редких морских животных, о которых мы сегодня говорили, поставили их на грань исчезновения. А так же нефть, которая разливается при перевозке на танкерах, губит птиц, рыб и других обитателей морских глубин.
Люди зачастую тоже используют море для свалки опасных отходов, отравляя при этом обитателей, и угрожая здоровью связанных с ним людей.
- А чем мы с вами можем помочь в спасении морей, если даже живем далеко от берега?
Ответы детей.
- Сегодня на уроке, вы все работали замечательно. И вам на память , хочу раздать фигурки морских звезд. ( раздаются фигурки ученикам всего класса).
|