Задача
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме
Урок математики по теме «Задача» проводился в 1-м классе по учебнику «Моя математика. 1 класс» Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких (Образовательная система «Школа 2100»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadacha.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Урок по математике в 1классе
Тема. Задача.
Составила:
Сырышева Надежда
Семеновна
учитель начальных классов
высшей категории
г.Набережные Челны, 2008
Пояснительная записка
Урок математики по теме «Задача» проводился в 1-м классе по учебнику «Моя математика. 1 класс» Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких (Образовательная система «Школа 2100»).
Этот урок не первый в последовательности уроков, формирующих у детей представления о текстовой задаче. Мы решали задачи, начиная с первых уроков, воспринимая их на слух и составляя самостоятельно по рисункам и схемам.
Последовательность работы с задачей, выстроилась следующим образом.
- На первых уроках, научившись разбивать предметное множество на
подмножества по характеристическим признакам, мы каждый раз составляли по четыре равенства, при этом мы объясняли, что известно в каждом из равенств и что нужно найти, учились формулировать вопросы. При этом мы постоянно отрабатывали связь целого и частей.
- На уроке постепенно мы ввели схему-отрезок и действовали так же, как
на первом этапе. На этапе актуализации знаний решали задачи устно. Основной целью двух этих этапов было выработать основной способ действия при решении простых арифметических задач:
а) определяем, что нужно найти (целое или часть);
б) определяем, что известно;
в) определяем действие, с помощью которого мы будем искать неизвестное
(сложение или вычитание);
г) записываем решение в виде числового равенства.
3) Составляли самостоятельно тексты задач по опорным рисункам с дальнейшим анализом и записью решения.
На данном уроке впервые были введены термины, связанные с понятием «текстовая задача»: условие, вопрос, схема, выражение, ответ; учащиеся познакомились с нормами оформления решения задачи в тетради.
«Открытие» нового материала и формирование темы урока, закрепление нового материала сопровождалось компьютерной презентацией. Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Применение компьютерной презентации, различные методы и формы работы, работа с учебником позволили ученикам освоить новый материал.
Тема. Задача.
Цели. 1. Ввести термины, связанные с понятием «текстовая задача»: условие,
вопрос, схема, выражение, решение, ответ.
2. Уточнить выработанное на предыдущих уроках представление детей о
том, что текст задачи можно моделировать в виде схем-отрезков, учить
детей переносить условие и вопрос задачи на схему.
3. Ввести нормы оформления решения задач в тетради.
4. Закреплять навыки счета в пределах 10..
5. Воспитывать интерес к решению учебной проблемы, аккуратность,
чувство товарищества.
Оборудование. Мультимедийный экран, проектор, мультимедийная презентация
(приложение СД 1)
Этапы урока | Содержание урока | Примечание |
Актуализация знаний. «Открытие» нового знания и формирование темы урока. Первичное закрепление Выполнить тест. Рефлексия. |
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - Счет до 10 и обратно. - Счет отрезками числового ряда (от 2 до 10, от 9 до 0). - Называем предыдущие, следующие числа, соседей чисел 5, 7, 9, 6, 4. - Счет по 2, по 3.
Пять мышат в траве шуршат, Три забрались под кровать. Два мышонка спят под елкой Сосчитать мышей недолго?
а) На лесной поляне выросли четыре маленькие и одна небольшая незабудка. Сколько незабудок выросли на поляне? б) На лесной поляне выросли четыре маленькие и одна большая незабудка. Красивые были цветы? - Чем похожи и чем различаются эти рассказы? (Чтобы ответить на вопрос в первом рассказе, надо сделать вычисления, а в другом рассказе не надо). - Как вы думаете, какой из этих рассказов можно найти в учебнике математики, а какой в книге по чтению? - Кто знает, как на языке математики называется рассказ, где нужно считать? - Что сегодня будем делать на уроке? (Узнаем, как называется рассказ, где нужно считать). - Ответить на вопрос нам поможет учебник. 2) Читаем задание №1 на с.36. Петя поймал утром Петя поймал утром двух крабов, двух крабов, а вечером еще одного. а вечером еще одного. Сколько всего крабов поймал Петя? Задача Условие задачи Рассказ, где нужно считать , называется «задача». - Сравните наши рассказы про незабудки с рассказами в учебнике. - Какой рассказ про незабудки можно назвать словом «задача»? (Словом «задача» можно назвать первый рассказ, где нужно считать, чтобы узнать, сколько незабудок выросло на поляне).
задачи от текста условия. - Что сообщается в условии задачи? (То, что мы знаем). - Что хотят узнать, задавая вопрос? (То, что неизвестно). - Как вы думаете, задача – это целое или часть? - Если целое, то разбиваем на части.
- Составляем задачу. Шли три девочки и три мальчика. Сколько было детей? - Назовите условие (прикрепить слово «условие»). - Повторите вопрос («вопрос»). - Чтобы ответить на вопрос, нужно решить задачу. - Сначала составим схему («схема») - Составим выражение («выражение») 3+3 (что нужно найти целое или часть?) - Найдем значение выражения («значение выражения») 3+3=6 - Получим ответ: шесть детей («ответ»). Вывод: называем части задачи. Части задачи Условие Вопрос Схема Выражение Значение выражения Ответ Решение задачи на №4 на с.37. - Было 5 шаров. Шары лопнули и осталось 3шара. Сколько шаров лопнуло? - Назовите условие.( Было 5 шаров. Шары лопнули и осталось 3шара.) - Назовите вопрос. (Сколько шаров лопнуло?) Составим схему. - Известно часть или целое? - Известное целое – 5 шаров, часть – 3шара. - Неизвестно целое или часть? (Неизвестно часть). - Как найти часть? ( Вычитанием). - Составляем выражение: 5-3 - Находим значение выражения: 2. - Записываем решение: 5-3=2. Ответ: 2 шара. (Решение и ответ написать в тетради). У каждого ребенка тест. Соединить части задачи со словом «задача». Вопрос Задача Форма Выражение Ответ Цвет - Что лишнее? - Какой части нет? Что нового узнали на уроке? С чем познакомились? - Что такое задача? (Задача – это рассказ с вопросом, когда ответить на вопрос надо выполнить вычисление). - Назовите части задачи. | На экране появляется числовой отрезок слайд 1 На экране появляются два рассказа слайд 2 На экране появляется слайд 3 На экране появляется слайд 4 Проверка по слайду 4 |
Использованная литература
- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.. «Моя математика» 1 класс. Методические рекомендации для учителя. - М., Баласс, 2005
- Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.. Учебник «Моя математика» 1 класс. - М., Баласс, 2006
- Программа «Образовательная система «Школа 2100». – М., Баласс, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задача. Решение задач.
Урок составлен для учащихся, которые обучаются в одном классе, но по разным образовательным программам. Материал подготовлен для того, чтобы закрепить умение решать задачи, анализировать условие...
Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.
Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....
Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)
Знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания....
Задачи для уроков математики 1-4 классы (Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.)
Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.1-4 классы...
Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)
Цель урока: знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры 8.созда...
Конспект урока по математике: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)»
Тема: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа) ...
Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт софизмов для 1 класса Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шу
Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт соф...