Название компонентов и результатов действия деления.
методическая разработка (математика, 2 класс) по теме
Познакомить учащихся с названием компонентов и результата деления, учить выполнять логические операции, развивать навык устного счёта, решения задач изученных видов, развивать интерес детей к математике, расширять кругозор учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_matematike.docx | 30.97 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ (2 класс)
ТЕМА «НАЗВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ
ДЕЙСТВИЯ ДЕЛЕНИЯ».
Цель урока: познакомить учащихся с названием компонентов и результата деления, учить выполнять логические операции, развивать навык устного счёта, решения задач изученных видов, развивать интерес детей к математике, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: карта Заниматики, куб с цифрами от 1 до 6, плакат с римскими цифрами, портрет Пифагора, диаграмма «Миром управляют числа», плакаты с терминами (делимое, делитель, частное), плакат с примером и рисунком.
Ход урока.
- Орг. момент.
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название «Заниматика». Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны?
Ученик. «Заниматика» - это занимательная математика.
Учитель. Математика хранит в себе много тайн и секретов, и сегодня мы попробуем найти ответы на некоторые из них.
Путешествовать по стране Заниматике нам поможет разноцветный куб с цифрами от 1 до 6. Игровое поле разбито на 5 зон. Добравшись до каждой зоны вы должны выполнить задания, проявив свои знания и смекалку. Расстояние между зонами равно 7 шагам. Бросив кубик, мы определяем первое число шагов, вторую группу шагов вы должны будете подсчитать сами, чтобы общее число их было равно 7. Если группы шагов определены верно, фишка перемещается в нужную зону. Повторное выпадение одной и той же цифры на кубике, будет обозначать переход хода.
Итак, начнём. Ставим фишку на старт. Бросаем кубик. Определяем первое число шагов. Сколько надо добавить? (Н/Р 4+3=7)
Мы попадаем в «Историческую зону».
- Устный счёт.
«ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗОНА».
- Сейчас мы напишем математический диктант, ответы которого помогут нам узнать имя великого древнегреческого математика.
- Найдите разность чисел 30 и 13. (17 – П)
- Первый множитель 5, второй множитель 2. Чему равно произведение? (10 – И)
- Увеличьте 18 на 4. (22 – Ф)
- Уменьшаемое 100, вычитаемое 99. Чему равна разность? (1 – А)
- На сколько надо уменьшить 40, чтобы получилось 36? (На 4 – Г)
- Найдите произведение чисел 8 и 2. (16 – О)
- От какого числа надо отнять 9, чтобы получить 9. (18 – Р)
Определить имя великого древнегреческого математика вам поможет алфавит.
Как его зовут?
- Пифагор жил более двух с половиной тысяч лет назад (с 580 по 500 годы до н.э.). Он считал, что числа очень важны для жизни людей. Прочитайте его высказывание по диаграмме. Кто разгадал секрет?
«МИРОМ УПРАВЛЯЮТ ЧИСЛА»
Найдите лишнее число.
80 – круглое число.
88 – число единиц и десятков одинаковое.
8 – однозначное число.
Какие числовые выражения можно составить
с этими числами? (88-80=8, 88-8=80, 80+8=88)
- Большое разнообразие чисел мы можем записать с помощью нескольких цифр. Сколько их? (10) Эти цифры были созданы в Древней Индии, а называются они арабскими. До появления арабских цифр люди пользовались римскими цифрами. (плакат с римским цифрами). Проявите находчивость и решите несколько примеров с римскими цифрами.
Х+ХХ= ХV – V = lll –ll=
Vlll+ll= Хl - V= ll × lV=
*Двигаемся к следующей зоне.
- Работа над темой урока.
«ЛОГИКА».
Логика – это раздел математики, который учит нас строить свои высказывания последовательно, рассуждать и доказывать свои мысли. А сейчас пришло время познакомиться с новой темой. Вы должны порассуждать и распределить верно термины (делимое, делитель, частное) под числами в примере на деление. Поможет вам в этом плакат с рисунком и примером. Что на нём изображено?
Рассуждения учеников.
*Апельсин состоит из 6 долек. Его будут делить. Следовательно, это число будет называться ………делимое………………
* Человечек будет раскладывать дольки на три тарелки. Значит число 3 –это ………Делитель…………………
* Оставшееся число 2 – это ……частное……, часть от целого апельсина.
Учитель. Как называется число, которое делим? Как называется число, на которое делим? Как называется результат деления? Как называется само выражение? Запишите данное выражение в тетрадь и прочтите данное выражение разными способами.
Ученики. 1 сп. - делимое 6, делитель 3, частное равно 2; 2 сп. - частное чисел 6 и 3 равно 2.
Учитель. Запишем ещё несколько выражений и найдём их значение: 12:3= 8:4= 10:2
Учитель. Продолжим рассуждать Что объединяет все записи на доске?
Ученик. Действие деление.
Учитель. Прочтите их, используя новые термины.
12 : 4=3 х : 3=5 18 : 9=2
16: 10 : а 9 : х=3
Учитель. Я утверждаю, что все записи являются уравнениями.
Ученик. Нет.
Учитель. Я утверждаю, что некоторые записи являются уравнениями.
Ученик. Да.
Учитель. Назовите уравнения. Почему вы так считаете? (Уравнение – равенство, имеющее неизвестное число, которое надо найти) Докажите, что оставшиеся записи не являются уравнениями.
Ученики.
Учитель. Решаем уравнения методом подбора.
Как называются компоненты при делении.
*Двигаемся к следующей зоне.
- Закрепление изученного.
«АРИФМЕТИКА».
Арифметика – это самая древняя область математики. Задания этой зоны покажут, как хорошо вы умеете считать.
Перед вами числовые выражения. Разделите их на группы. По какому признаку это можно сделать? (По знаку арифметического действия)
16 : 2= 46+9= 4 : 2= 90-7= 8 : 2= 10×4=
14 : 7= 13+34= 63-9= 10:2= 2×6= 2 : 2=
Проведём эстафету. 2 команды будут соревноваться в быстроте и правильности решения примеров? Выполнив задание, вы узнаете два мудрых изречения. (Физ. минутка)
- 3 человека работают индивидуально с карточками
Учитель. Проверяем. Приготовили сигналы. (Ученики зачитывают примеры)
Учитель. Прочтём пословицы. (1. Без муки нет науки. 2. Математика – царица всех наук.)
*Двигаемся к следующей зоне.
- Повторение пройденного.
«ЭКОЛОГИЯ И МАТЕМАТИКА»,
Учитель. Вы уже знаете, что математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия.
А знаете ли вы, что даже такая наука, как экология, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой? Ведь во всём нужны числовые расчёты. И сейчас вы в этом убедитесь сами.
1. Начнём с решения простых задач. Запиши решения задач, выбрав выражения из предложенных вариантов. Объясни свой выбор. (Карточка: 9+3= 9-3= 9:3= 9×3=)
Задача №1. За 1 час гектар леса поглощает 9 кг углекислого газа. Сколько кг углекислого газа поглотит этот лес за 3 часа?
- А что вырабатывается в листьях в результате химических реакций?
Кислород необходим всем живым организмам. Не случайно лес называют лёгкими нашей планеты.
Задача №2. За 3 дня человек выпивает 9 литров воды. Сколько литров он выпьет за 1 день?
- Употребление грязной воды может привести к кишечным заболеваниям!
Задача №3. За две недели семья муравьёв уничтожает 9 кг вредителей леса, а дятел за это же время уничтожает 3 кг. На сколько килограммов больше уничтожают муравьи, чем дятел?
- О чём надо помнить, приходя в лес? Не разрушайте муравейники!
Задача №4. Первоклассники собрали 9 коробок макулатуры, а второклассники – на 3 кг больше. Сколько килограммов макулатуры собрали второклассники?
- 100 кг макулатуры сберегает 8 сосен.
2. Прочтите условие задачи и подберите к нему вопросы.
Один отряд школьников высадил 45 сосен, второй – на 6 сосен меньше.
1в. Сколько сосен высадил второй отряд?
2в. Сколько всего сосен высадили оба отряда?
3в. Сколько сосен высадил третий отряд, если у них было столько же сосен, сколько у первого и второго отряда вместе?
4в. Сколько сосен высадил третий отряд, если у них было на 8 сосен больше, чем у второй школы?
Учитель. На какой вопрос мы можем сразу дать ответ? Решаем задачу по вариантам, используя вопросы №2, №3.
-2 ученика у доски
-3 ученика получают карточки с вопросом: Сколько сосен высадил третий отряд, если у них было на 8 сосен больше, чем у второй школы?
Учитель. Проверяем. Какой вывод можно сделать, сравнив решения? (Задачи с разными вопросами могут иметь одинаковое решение.)
А как вы думаете, может ли случиться так, что люди останутся совсем без лесов? Как это предотвратить?
Ученики. Необходимо бережно использовать леса, собирать макулатуру, сажать молодые деревья.
*Двигаемся к следующей зоне.
«ГЕОМЕТРИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЕ».
Один из разделов математики – геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения. Рассмотрите фигуру на доске. Что это?
Какими свойствами она обладает?
Сколько сторон достаточно знать, чтобы построить прямоугольник? Постройте прямоугольник со сторонами 2см и 4см.
А теперь решим задачу.
Школьники высаживали сосны на площадке прямоугольной формы с шириной 9м и длиной 10м. Найдите периметр этой площадки. Решите задачу разными способами.
Р= 9+9+10+10=38(м)
Р=9×2+10×2=38(м)
Р=(9+10)×2=38(м)
Ответ: Р=38м.
*Двигаемся к следующей зоне.
Число шагов между зонами, равное семи, было выбрано не случайно. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди наделяли магическими свойствами. А именно это число считалось счастливым. Народ с большим удовольствием использовал его в своих пословицах и поговорках. И для нас оно тоже оказалось удачным, все зоны пройдены, все задания выполнены.
- Итог урока.
Подошло к концу наше путешествие. Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания.
Что вас понравилось и запомнилось на уроке?
Д/з. Подобрать пословицы и поговорки с числом семь, №5, №8 стр.54.
МИ РОМ УП РАВ ЛЯ ЮТ
ЧИС ЛА
8 21 32 39
45 67 80 88
ПИФАГОР
ДЕЛИМОЕ
ДЕЛИТЕЛЬ
ЧАСТНОЕ
16:2= | 16:2= | 16:2= | 16:2= | 16:2= | 16:2= |
46+9= | 46+9= | 46+9= | 46+9= | 46+9= | 46+9= |
94:2= | 94:2= | 94:2= | 94:2= | 94:2= | 94:2= |
90-7= | 90-7= | 90-7= | 90-7= | 90-7= | 90-7= |
8:2= | 8:2= | 8:2= | 8:2= | 8:2= | 8:2= |
10×4= | 10×4= | 10×4= | 10×4= | 10×4= | 10×4= |
15:3= | 15:3= | 15:3= | 15:3= | 15:3= | 15:3= |
13+34= | 13+34= | 13+34= | 13+34= | 13+34= | 13+34= |
63-9= | 63-9= | 63-9= | 63-9= | 63-9= | 63-9= |
10:2= | 10:2= | 10:2= | 10:2= | 10:2= | 10:2= |
2×6= | 2×6= | 2×6= | 2×6= | 2×6= | 2×6= |
2:2= | 2:2= | 2:2= | 2:2= | 2:2= | 2:2= |
16:2= | 16:2= | 16:2= | 16:2= | 16:2= | 16:2= |
46+9= | 46+9= | 46+9= | 46+9= | 46+9= | 46+9= |
94:2= | 94:2= | 94:2= | 94:2= | 94:2= | 94:2= |
90-7= | 90-7= | 90-7= | 90-7= | 90-7= | 90-7= |
8:2= | 8:2= | 8:2= | 8:2= | 8:2= | 8:2= |
10×4= | 10×4= | 10×4= | 10×4= | 10×4= | 10×4= |
15:3= | 15:3= | 15:3= | 15:3= | 15:3= | 15:3= |
13+34= | 13+34= | 13+34= | 13+34= | 13+34= | 13+34= |
63-9= | 63-9= | 63-9= | 63-9= | 63-9= | 63-9= |
10:2= | 10:2= | 10:2= | 10:2= | 10:2= | 10:2= |
2×6= | 2×6= | 2×6= | 2×6= | 2×6= | 2×6= |
2:2= | 2:2= | 2:2= | 2:2= | 2:2= | 2:2= |
16:2= | 16:2= | 16:2= | 16:2= | 16:2= | 16:2= |
46+9= | 46+9= | 46+9= | 46+9= | 46+9= | 46+9= |
94:2= | 94:2= | 94:2= | 94:2= | 94:2= | 94:2= |
90-7= | 90-7= | 90-7= | 90-7= | 90-7= | 90-7= |
8:2= | 8:2= | 8:2= | 8:2= | 8:2= | 8:2= |
10×4= | 10×4= | 10×4= | 10×4= | 10×4= | 10×4= |
15:3= | 15:3= | 15:3= | 15:3= | 15:3= | 15:3= |
13+34= | 13+34= | 13+34= | 13+34= | 13+34= | 13+34= |
63-9= | 63-9= | 63-9= | 63-9= | 63-9= | 63-9= |
10:2= | 10:2= | 10:2= | 10:2= | 10:2= | 10:2= |
2×6= | 2×6= | 2×6= | 2×6= | 2×6= | 2×6= |
2:2= | 2:2= | 2:2= | 2:2= | 2:2= | 2:2= |
1 2 3 4 5 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике 2 класс "Введение названий компонентов и результата действия деления".
Конспект урока по математике 2 класс по теме :"Введение названий компонентов и результата действия деления". Поможет учителю в организации и проведении урока....
Урок математики 2 класс "Школа 2100" Название компонентов и результата действия деления.
Материал включает конспект урока и презентацию по теме "Название компонентов и результата действия деления"....
Название компонентов и результата действия деления
Урок введения новых знаний...
Урок математики "Названия компонентов и результата действия деления" 2 класс "Школа России"
Методическая разработка содержит технологическую карту урока и презентацию. Урок построен в проблемно-деятельностной технологии. Учащиеся на основе имеющихся знаний названий компонентов сложения, вычи...
Конспект урока по математике на тему "Название компонентов и результата действия деления"
Урок построен в соответствии с требование ФГОС НОО. Урок изучение нового материала. Данная методическая разработка поможет учителя в процессе проблемного диалога познакомить обучающихся с названием ко...
Урок во 2 классе по теме: «Название компонентов и результата действия деления»
Цели урока:Познавательная: создать условия для ознакомления с названием компонентов и результатом действия деления, расширить представление о конкретном смысле действия деления через решени...
Конспект урока по математике во 2 классе Горбань Любови Ивановны. Тема: «Названия компонентов и результата действия деления»
Урок открытия новых знаний знакомит учащихся с названием компонентов и результата деления....