Рабочая программа кружка "Юным умникам и умницам"
рабочая программа на тему

Варюхина Галина Владимировна

Рабочая программа разработа на основе ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_yunym_umnikam_i_umnitsam.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая  программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с  примерной программой начального общего образования, авторской программой О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам».

     Направление деятельности - общекультурное.

     Актуальность - серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают  два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.

     Цель занятий кружка: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников.

     Задачи занятий кружка:

- развитие основных психофизиологических особенностей младшего школьника: памяти, мышления, воображения;

- создание условий для развития логического мышления младшего школьника;

- формирование развитых форм самосознания и самоконтроля;

- создание условий для развития у детей познавательных интересов;

- формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

Настоящая программа составлена для учащихся 1 класса.

Сроки реализации -1 год , 1 час в неделю, всего 37 часов.

Формы организации учебного процесса 

  1. уроки:  комбинированные, получения новых знаний, контроль знаний,

интегрированные;

  1. урок с использованием компьютерной техники.
  2. проекты: информационные, исследовательские, социальные.

Рекомендуемая модель занятия:

- «мозговая гимнастика» (1-2 минуты),

- разминка (3-5 минут),

- тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10-15 минут),

- весёлая переменка (3-5 минут),

- логически-поисковые задания (10-12 минут),

- коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты),

- графический диктант, штриховка (10 минут).

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

В курс включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В процессе выполнения заданий происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.

Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС         

   Личностные результаты:

формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

развития познавательных интересов, учебных мотивов;

формирования мотивов достижения и социального признания;

формирование моральной самооценки, развитие доброжелательности к людям, готовности к сотрудничеству  и дружбе.

   Регулятивные результаты:

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя.

         Познавательные результаты:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;  

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

проводить сравнение, анализ и классификацию по заданным критериям.      

     Коммуникативные результаты:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

контролировать действия партнера;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

        Познавательный аспект.

- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

- Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект.

- Развитие речи.

- Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

- Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

- Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект.

- Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

        Основные принципы распределения материала: системность: задания располагаются в определённом порядке; принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются; принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются; увеличение объема материала; наращивание темпа выполнения заданий; смена разных видов деятельности.

Компетентности определяются:

в силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа;

на последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами;

проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения.

       Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов: диагностические работы, творческие задания, проекты.

     Форма подведения итогов реализации программы – урок-соревнование.

Содержание изучаемого курса 

по 1 ч в неделю, всего 37 ч.

п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Разделы

1.

Задания на развитие внимания.        

2.

Задания на развитие памяти.

10ч

3.

Задания на совершенствование воображения.

4.

Задания на развитие логического мышления.

Всего:

37ч

Практическая часть

Диагностическая работа

2

Количество уроков с использованием ИКТ

30%

Количество проектов

2

Темы проектов и исследовательских работ обучающихся

№ п/п

Тема проектов,  исследовательских работ

Сроки реализации

1

Творческий проект «Задание по перекладыванию спичек» по теме «Совершенствование воображения».

21.10

2

Творческий проект «Совершенствование мыслительных операций» по теме «Развитие аналитических способностей».

06.04

Календарно-тематический план  

по1 ч в неделю, всего 37 ч.

№ занятия

Наименование тем уроков

Дата проведения

план

корректировка

I триместр

1

Диагностическая работа. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало учебного года.

2

Развитие концентрации внимания. Графический диктант.

3

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

4

Диагностическая работа "Развитие внимания"

5

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

6

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

7

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

8

Совершенствование воображения. Проект «Задание по перекладыванию спичек». Рисуем по образцу.

9

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

10

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

11

Развитие концентрации внимания.

12

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

13

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

II триместр

14

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

15

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

16

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

17

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

18

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты. Диагностическая работа.

19

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

20

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

21

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

22

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

23

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

24

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

III триместр

25

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

26

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

27

Тренировка слуховой памяти Развитие мышления. Графический диктант.

28

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

29

Тренировка зрительной памяти.

30

Развитие аналитических способностей. Проект «Совершенствование мыслительных операций». Графический диктант.

31

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

32

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

33

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

34

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты.

35

Диагностическая работа. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

36

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

37

Итоговое занятие. Урок-соревнование «Думай, смекай, отгадывай».

Информационно - методическое обеспечение

Литература для учителя:

  1. О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей /  Методическое пособие, 1 класс. М.: РОСТ, 2013.
  2. О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей /  Рабочие тетради в 2-х частях. 1 класс. М.: РОСТ, 2013.

Литература для учащихся:

  1. О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей /  Рабочие тетради для учащихся  1 класса (в 2-х частях). М.: РОСТ, 2013.

Адреса электронных ресурсов:

  1. http://www.ed.gov.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
  2.  http://www.rfh.ru- Российский гуманитарный научный фонд
  3. http://www.iro.yar.ru/resource/distant/earlyschool_education/gr/okurs.htm- Инфоррматика  в  играх  и  задачах. (Бескомпьютерный  курс)
  4. http://www.openworld.ru/school/m.cgi - Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа".
  5. http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа".
  6. http://suhin.narod.ru/zag1.htm - Загадки и кроссворды для детей.
  7. http://suhin.narod.ru/log1.htm - Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат.
  8. http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/umuch.htm - Психологические аспекты управления процессом усвоения знаний и способов деятельности учеников на уроке.
  9. http://psi.lib.ru/detsad/stahan/semr.htm - Обеспечение школьной адаптации первоклассника. Физиологические и социально-психологические особенности привыкания ребенка к обучению в школе.
  10. http://www.advise.ru/articles/80  - Советы родителям первоклассников.
  11. http://www.education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm - Клубная деятельность младших школьников.
  12. http://www.edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?idp=1099 - Подготовка первоклассников: проблемы, советы, тесты и пр. Памятка родителям первоклассников.
  13. http://www.maro.newmail.ru- Сайт Международной Ассоциации «Развивающее обучение» МАРО (система Эльконина-Давыдова)
  14. http://www.meeme.ru - Сайт Московского центра непрерывного математического образования.
  15. http://www.kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
  16. http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».
  17. http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
  18. http://www.pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского.
  19. http://www.freepuzzles.com - Сайт, содержащий математические головоломки.
  20. http://www.uroki.net/ - бесплатные  разработки  уроков, сценарии, планирование

Техническое обеспечение

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. 
  2. Интерактивная доска.  
  3. Компьютер.
  4. Мультимедийный проектор
  5. Многофункциональное устройство (МФУ). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Умники и умницы» для 1 класса

     Новизна  данной рабочей программыопределена федеральным государственным стандартомначального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:1...

Рабочая программа кружка "Умники и умницы"

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Умники и умницы" для 1 класса...

Рабочая программа кружка "Умники и умницы" 2 класс

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей для 2 класса общеобразовательной школы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностейдля 2 класса общеобразовательной школы на 2012 - 2013учебный год Рабочая программа составлена на основе пр...

Рабочая программа кружка "Умники и умницы" (1 -4 классы)

Может кому  - то пригодится зтот материал для работы по занимательной математике....

Внеурочная деятельность. 3 класс . Рабочая программа кружка "Умники и умницы"

Кружок "Умники и умницы". Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа поз...

рабочая программа кружка "Умники и умницы"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 3 класс...