Рабочая программа кружка "Юным умникам и умницам"
рабочая программа на тему
Рабочая программа разработа на основе ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_yunym_umnikam_i_umnitsam.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с примерной программой начального общего образования, авторской программой О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам».
Направление деятельности - общекультурное.
Актуальность - серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.
Цель занятий кружка: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников.
Задачи занятий кружка:
- развитие основных психофизиологических особенностей младшего школьника: памяти, мышления, воображения;
- создание условий для развития логического мышления младшего школьника;
- формирование развитых форм самосознания и самоконтроля;
- создание условий для развития у детей познавательных интересов;
- формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
Настоящая программа составлена для учащихся 1 класса.
Сроки реализации -1 год , 1 час в неделю, всего 37 часов.
Формы организации учебного процесса
- уроки: комбинированные, получения новых знаний, контроль знаний,
интегрированные;
- урок с использованием компьютерной техники.
- проекты: информационные, исследовательские, социальные.
Рекомендуемая модель занятия:
- «мозговая гимнастика» (1-2 минуты),
- разминка (3-5 минут),
- тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления (10-15 минут),
- весёлая переменка (3-5 минут),
- логически-поисковые задания (10-12 минут),
- коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты),
- графический диктант, штриховка (10 минут).
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
В курс включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В процессе выполнения заданий происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
Ожидаемые образовательные результаты в рамках ФГОС
Личностные результаты:
формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;
развития познавательных интересов, учебных мотивов;
формирования мотивов достижения и социального признания;
формирование моральной самооценки, развитие доброжелательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе.
Регулятивные результаты:
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные результаты:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, анализ и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные результаты:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
контролировать действия партнера;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Познавательный аспект.
- Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
- Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
- Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект.
- Развитие речи.
- Развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
- Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект.
- Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Основные принципы распределения материала: системность: задания располагаются в определённом порядке; принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются; принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются; увеличение объема материала; наращивание темпа выполнения заданий; смена разных видов деятельности.
Компетентности определяются:
в силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа;
на последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами;
проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения.
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов: диагностические работы, творческие задания, проекты.
Форма подведения итогов реализации программы – урок-соревнование.
Содержание изучаемого курса
по 1 ч в неделю, всего 37 ч.
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
Разделы | ||
1. | Задания на развитие внимания. | 9ч |
2. | Задания на развитие памяти. | 10ч |
3. | Задания на совершенствование воображения. | 9ч |
4. | Задания на развитие логического мышления. | 9ч |
Всего: | 37ч | |
Практическая часть | ||
Диагностическая работа | 2 | |
Количество уроков с использованием ИКТ | 30% | |
Количество проектов | 2 |
Темы проектов и исследовательских работ обучающихся
№ п/п | Тема проектов, исследовательских работ | Сроки реализации |
1 | Творческий проект «Задание по перекладыванию спичек» по теме «Совершенствование воображения». | 21.10 |
2 | Творческий проект «Совершенствование мыслительных операций» по теме «Развитие аналитических способностей». | 06.04 |
Календарно-тематический план
по1 ч в неделю, всего 37 ч.
№ занятия | Наименование тем уроков | Дата проведения | |
план | корректировка | ||
I триместр | |||
1 | Диагностическая работа. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало учебного года. | ||
2 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | ||
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
4 | Диагностическая работа "Развитие внимания" | ||
5 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
6 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
7 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | ||
8 | Совершенствование воображения. Проект «Задание по перекладыванию спичек». Рисуем по образцу. | ||
9 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | ||
10 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
11 | Развитие концентрации внимания. | ||
12 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
13 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
II триместр | |||
14 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
15 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | ||
16 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | ||
17 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | ||
18 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты. Диагностическая работа. | ||
19 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
20 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
21 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
22 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | ||
23 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | ||
24 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | ||
III триместр | |||
25 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
26 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
27 | Тренировка слуховой памяти Развитие мышления. Графический диктант. | ||
28 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
29 | Тренировка зрительной памяти. | ||
30 | Развитие аналитических способностей. Проект «Совершенствование мыслительных операций». Графический диктант. | ||
31 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | ||
32 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | ||
33 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | ||
34 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты. | ||
35 | Диагностическая работа. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | ||
36 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | ||
37 | Итоговое занятие. Урок-соревнование «Думай, смекай, отгадывай». |
Информационно - методическое обеспечение
Литература для учителя:
- О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 1 класс. М.: РОСТ, 2013.
- О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Рабочие тетради в 2-х частях. 1 класс. М.: РОСТ, 2013.
Литература для учащихся:
- О. А. Холодова. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Рабочие тетради для учащихся 1 класса (в 2-х частях). М.: РОСТ, 2013.
Адреса электронных ресурсов:
- http://www.ed.gov.ru - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
- http://www.rfh.ru- Российский гуманитарный научный фонд
- http://www.iro.yar.ru/resource/distant/earlyschool_education/gr/okurs.htm- Инфоррматика в играх и задачах. (Бескомпьютерный курс)
- http://www.openworld.ru/school/m.cgi - Ежемесячный научно-методический журнал "Начальная школа".
- http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома "Первое сентября" "Начальная школа".
- http://suhin.narod.ru/zag1.htm - Загадки и кроссворды для детей.
- http://suhin.narod.ru/log1.htm - Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат.
- http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/umuch.htm - Психологические аспекты управления процессом усвоения знаний и способов деятельности учеников на уроке.
- http://psi.lib.ru/detsad/stahan/semr.htm - Обеспечение школьной адаптации первоклассника. Физиологические и социально-психологические особенности привыкания ребенка к обучению в школе.
- http://www.advise.ru/articles/80 - Советы родителям первоклассников.
- http://www.education.rekom.ru/4_2000/aldoshina.htm - Клубная деятельность младших школьников.
- http://www.edu.rin.ru/cgi-bin/article.pl?idp=1099 - Подготовка первоклассников: проблемы, советы, тесты и пр. Памятка родителям первоклассников.
- http://www.maro.newmail.ru- Сайт Международной Ассоциации «Развивающее обучение» МАРО (система Эльконина-Давыдова)
- http://www.meeme.ru - Сайт Московского центра непрерывного математического образования.
- http://www.kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
- http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».
- http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
- http://www.pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского.
- http://www.freepuzzles.com - Сайт, содержащий математические головоломки.
- http://www.uroki.net/ - бесплатные разработки уроков, сценарии, планирование
Техническое обеспечение
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
- Интерактивная доска.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор
- Многофункциональное устройство (МФУ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Умники и умницы» для 1 класса
Новизна данной рабочей программыопределена федеральным государственным стандартомначального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:1...
Рабочая программа кружка "Умники и умницы"
Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению "Умники и умницы" для 1 класса...
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" 2 класс
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей для 2 класса общеобразовательной школы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностейдля 2 класса общеобразовательной школы на 2012 - 2013учебный год Рабочая программа составлена на основе пр...
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" (1 -4 классы)
Может кому - то пригодится зтот материал для работы по занимательной математике....
Внеурочная деятельность. 3 класс . Рабочая программа кружка "Умники и умницы"
Кружок "Умники и умницы". Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа поз...
рабочая программа кружка "Умники и умницы"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 3 класс...