Методика решения примеров на пальцах (начальный этап)
методическая разработка по математике по теме
Уроки счета для глубоко умственно отсталых связаны с формированием разнообразных умений и навыков умственной и учебной деятельности способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности и личности учащихся коррекционной школы, их социальной адаптации путем связи обучения счета с жизнью ( привлечения фактического числового материала, характеризующего взаимоотношения между предметами и явлениями окружающей действительности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_resheniya_primerov.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика решения примеров на пальцах (начальный этап)
Проневская Елена Эдуардовна
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 486 (ГБОУ СКОШ №486 ЦОУО ДО г. Москвы)
Уроки счета для глубоко умственно отсталых связаны с формированием разнообразных умений и навыков умственной и учебной деятельности способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности и личности учащихся коррекционной школы, их социальной адаптации путем связи обучения счета с жизнью ( привлечения фактического числового материала, характеризующего взаимоотношения между предметами и явлениями окружающей действительности).
Перова М.Н. пишет: «Умственно отсталые исходят при решении задач или выполнении заданий из несущественных признаков, руководствуются отдельными словами и выражениями или пользуются усвоенными ранее схемами-шаблонами Это приводит к тому, что, не умея отойти от этих штампов, ученик нередко дополняет условие задачи, чтобы подвести ее под определенную, известную ему схему. Он вводит слова «всего», «осталось», «стало», «вместе» и на их основе выбирает действия.»
Учащиеся не умеют пользоваться приемами опосредствованного, т. е. осмысленного, запоминания и запоминают логически связанный материал не лучше, а хуже, чем отдельные слова или числа. По мере обучения коррекционной школе, умственно отсталые дети овладевают адекватными приемами осмысленного запоминания, которое становится значительно лучше.
В тетради ребенка изображение предметов, в данном случае – треугольников, что позволяет повторить название геометрических фигур.
- Посмотри, что нарисовано? Назови.
Давай соединим точки и раскрасим первый треугольник.
(соединяем точки и раскрашиваем)
- А теперь давай посчитаем сколько треугольников мы раскрасили.
(левая рука сжимается в кулачок, указательный палец правой руки превращается в «указку» и ставится на треугольник)
- Сколько?
- Один!
(палец левой руки отжимается, обозначая цифру)
- Давай напишем цифру там, где стоит точка. Какую цифру мы будем писать? Посмотри на палец. Назови.
- Один!
- Напиши.
(ребенок записывает цифру в тетрадь сам или с помощью учителя)
- А теперь давай соединим точки и раскрасим следующий треугольник.
(соединяем точки и раскрашиваем)
- А теперь давай посчитаем сколько еще треугольников мы раскрасили.
(левая рука сжимается в кулачок, указательный палец правой руки ставится на треугольник)
- Сколько?
- Один!
(палец левой руки отжимается, обозначая цифру)
- Давай напишем цифру там, где стоит точка. Какую цифру мы будем писать? Посмотри на палец. Назови.
- Один!
- Напиши.
(ребенок записывает цифру в тетрадь сам или с помощью учителя)
- А теперь давай посчитаем сколько (обе руки ребенка широко разводятся в стороны) всего (ладошки кладутся друг на друга крестом, получается знак +) мы раскрасили треугольников.
-Посмотри на свои руки. Какой знак надо поставить?
- Плюс.
- Давай его напишем.
(в тетрадь записывается знак «плюс» сначала между треугольниками, а потом между цифрами)
- После цифры один напишем знак «равно» (или «получится»).
(пишем)
-Мы с тобой записали в тетради пример.
-Прочитай, какой пример у нас получился.
(Указательный палец правой руки превращается в указку. Ставится в тетрадь под первую цифру в примере).
-Смотри, какую цифру показывает тебе палец? Назови.
- Один.
- Передвинь палец. Какой знак показывает тебе палец, смотри? Назови.
-Плюс!
(Очень важно, чтобы ребенок действительно научился переводить взгляд и палец, а не ждал, пока цифру или знак назовет мама. От говорящих детей надо добиваться самостоятельного ответа
Неговорящие дети показывают на пальцах. А родители добиваются, хотя бы звука обозначающего цифру или знак.)
-Передвинь палец на следующую цифру. Смотри, какую цифру показывает тебе палец? Назови.
-Один!
- Передвинь палец. Какой знак, он тебе показывает?
- Равно!
- Мы с тобой прочитали пример, а теперь нам надо его решить.
(Теперь левая рука превращается в счеты. Пальцы левой руки сжимаются в кулачок.
Указательный палец правой рука – в тетрадь под первую цифру примера.)
- Какая первая цифра в примере? Назови.
-Один.
-Покажи на пальцах. Держи пальцы!
- Какой знак в примере?
(Проследить, чтобы ребенок не забыл передвинуть палец-указку под знак. Если забыл – напомнить: передвинь палец под знак, но не делать этого за него. Ждать, когда он сам начнет это делать.)
-Плюс!
-Что значит плюс? Что надо делать с пальцами? Убирать или прибавлять.
- Прибавлять.
(Добиться ответа от говорящих, не спешить говорить за него!!! Дети – очень хитрые существа, очень быстро научаются использовать нашу нетерпеливость и ждут, когда мы не вытерпим и скажем ЗА них. Набраться терпения! Говори: при-бав-лять! )
-Сколько пальцев нам надо прибавить? Смотри в пример!
(Проследить, чтобы ребенок перевел взгляд и не забыл передвинуть палец под следующую цифру.)
-Говори!
- Один!
- Прибавляй!
(Вот тут - методом отгибания по 1-му пальцу: 1, 2, 3. Следить, чтобы считал вслух, контролировать правильность отгибания пальцев, НО НЕ делать ЗА ребенка)
-Посчитай, какой ответ получился.
(Ребенок пересчитывает пальцы: 1, 2…. )
-Так сколько получилось? (Ребенок должен удержать в памяти итоговое число)
- Два!
- Где надо записать ответ?
- Возьми ручку, запиши ответ после знака равно. Какую цифру напишешь?
- Два!
- А теперь прочитай пример вместе с ответом.
(Палец указка ставится под первую цифру в примере и передвигается ребенком по мере называния или показывания числа)
- Один плюс один равно два.
Аналогично решаются и примеры на вычитание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые методики постановки произношения на начальном этапе обучения
Возраст детей младших классов предполагает включение процесса обучения произношению в контекст игровой деятельности. Поэтому необходимо использовать в работе следующие методики постановки произно...
«Методика ведения проектно-исследовательской деятельности на начальном этапе обучения»
«Методика ведения проектно-исследовательской деятельности на начальном этапе обучения»...
Исследование стратегии чтения задач на начальном этапе обучения решению задач
По УМК "Гармония", учебник Истоминой Н.Б....
Проблемы, возникающие на начальном этапе реализации ФГОС обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) и пути их решения.
Заканчивается первый учебный год работы по ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), выявились трудности, стоящие перед педагогическими коллективами, но в процессе раб...
Методика ведения проектно- исследовательской деятельности на начальном этапе обучения и воспитания в условиях ФГОС.
Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвует в различных исследовательских работах.Успех исследования зависит от его организации.Исследовательская ра...
Статья «Методика формирования навыков чтения на английском языке при обучении младших школьников на начальном этапе»
В статье говориться о формировании навыков чтения на начальном этапе, о трудностях при обучении, о способах преодоления данных трудностей...
Обучение чтению по методике “Глобальное чтение” на начальном этапе.
Что такое “Глобальное чтение”? Суть методики состоит в том, что ребенку показывают таблички со словами, озвучивая их, и соответствующие картинки на несколько секунд. Ребенок учится узнават...