Нахождение нескольких долей целого
методическая разработка по математике (4 класс) по теме

Знакомство учащихся с решением задач на нахождение доли целого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_otpravit.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока «Нахождение нескольких долей целого»

Цели: 1) познакомить учащихся с решением задач на нахождение нескольких долей целого;

 2) совершенствовать вычислительные навыки и умения; развивать познавательную деятельность учащихся;

3) воспитывать бережное отношение и интерес к природе.

Оборудование: карточки-«помогайки», яблоко, карточки с заданиями, схема участка школы.

Ход урока.

  1. Установление психологического комфорта

Стихотворение: Ну-ка, проверь, дружок,

                            Ты готов начать урок?

                            Все ль на месте,

                            Все ль  в порядке?

                            Ручка, книжка и тетрадка?

                            Все ли правильно сидят?

                            Все внимательно глядят?

                            Каждый хочет получать

                            Только лишь оценку «5».

 – Ребята, посмотрите на шары и скажите, какое настроение выберем для нашего урока? (Веселое, хорошее). Пусть хорошее настроение сопровождает нас не только на этом уроке, но и  весь день.

2  Сообщение темы и цели урока.

– Ребята, я про наш класс составила задачу. «В нашем классе 25 учеников. 3/5 части класса учатся на «5» и «4». Сколько человек учатся на хорошие отметки?

 – Кто может решить? Затрудняемся? Одну долю мы легко бы нашли. И тема нашего урока «Нахождение нескольких долей целого». Но сначала мы должны понять , что обозначает 3/5.

3    Устная работа.  

а) Работа по карточкам.

       

       

         

– Найти закономерность в двух первых треугольниках и выясните, как связаны между собой числа. Вместо знаков «?» впишите нужные числа. Какую операцию производили с числами? (Деление)

б) Упражнение в нахождении одной доли целого.

1/4 суток - ? часов                              1/2  м – ? см

1/12 часа – ? мин                                1/5 дм – ? мм

1/3 года – ? мес.                                  1/10 км – ? м

 

 –  Вернемся к треугольникам из первого задания. На сколько частей разделен каждый треугольник?  Как называется каждая часть?

в) Задачи на развитие кругозора познавательной деятельности.

  ○ Самые трудолюбивые  санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за1 минуту приносит в муравейник два десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за один час?  (1200 насекомых)

 ○ Береза прожила 50 лет, это составляет 1/5 часть продолжительности ее жизни. Какова продолжительность жизни березы?   (250 лет)

○  Многие животные любят поспать. Чемпионом среди них является маленький зверек, которого так и называют – соня. Бодрствует он всего 3 часа в сутки. Сколько часов спит соня?  (21 час спит)  На сколько больше часов он спит, чем бодрствует?

○  Во всем мире осталось не более 1000 уссурийских журавлей. Из них 250 живут в Японии, 200 – в России. Сколько этих журавлей живут в других странах?  (550 птиц)

(Дети оценивают выполненные задания «Устный счет» на листках самоконтроля)

4) Математический диктант. Записать выражения и вычислить значение.

А) сумму чисел 346 и 104 уменьшить на 50. (Столько лет растет ель)

Б) К 36 прибавить частное чисел 55 и 11. Столько градусов температура тела пеликана и ястреба.

В) Произведение чисел 32 и 4 уменьшить на 103. ( 25. Столько школьных тетрадей можно сделать из 1 кг макулатуры)

Г) Разность чисел 200 и 32 уменьшить в 4 раза.  (??? Столько лет существует Красная книга)

 – Что такое Красная книга? (В эту книгу занесены животные и растения, которых осталось совсем мало или уже совсем исчезли).

Оценка математического диктанта.

4      Работа над темой.

1. Работа с яблоком.

 – Посмотрите, на сколько частей разделили яблоко. (на 4 равные части).

Дала ученику 3 доли. Какую часть яблока я отдала? Я отдала 3/4частей яблока.

Но не только круглые предметы можно разделить на равные части.

2. На листках нашли задание №2.

Что разделили на равные части? (прямоугольники)

                          2/6        4/6

               

                               3/6

Заштрихуйте в каждом прямоугольнике указанные части.

Проверка по готовым карточкам. (Самооценка на листках контроля).

3.  – А теперь мы будем находить, чему равно несколько долей.

Начертите отрезок длиной 10 см.

Разделите на 5 равных частей. (чему равна каждая часть?) Выделите 4/5 долей отрезка.  Мы должны узнать, чему равна выделенная часть.

Как узнали, сколько см в одной части? А сколько таких частей взяли?

10 : 5 · 4 = 8(см)  - равна 4/5 частей.

Вывод: чтобы найти 4/5 отрезка, мы разделили длину отрезка на 5 и умножили на верхнее число 4.

  1. Коллективная работа

Два ученика работают у доски. Остальные на местах.

Узнать, сколько см в 5/6 частей отрезка длиной 12 см.

 Физминутка.

Гимнастика для шеи, глаз под музыку.

5      Закрепление пройденного.

Решение задачи.

Площадь всей территории нашей школы 2000 м². Найти площадь здания школы.

(Работа по схеме на плакате)

На сколько равных частей разделена площадь участка школы? (на 10 частей)

Какую часть участка занимает здание школы? (5/10)

Как найти 5/10 участка?

2000 : 10 ·5 = 1000(м²) – площадь здания школы.

– А теперь самостоятельно узнайте, какую площадь занимают цветники, если известно, что они занимают 2/10частей.

Проверка. Самооценка.

6    Самостоятельная работа по уровням.

Ι уровень

№1 Вставь пропущенные цифры, чтобы неравенства были верными.

  3665 < 462                  4306 <4306

  456 > 997                  >87965

№2 С одной яблони собрали 36кг яблок, а с другой в 2 раза дольше. После того, как часть яблок  продали, осталось 48 кг яблок. Сколько кг яблок продали?

ΙΙ уровень.

№1  Запиши в порядке возрастания пять различных пятизначных чисел с помощью цифр 3, 6, 0, 2. (цифры могут повторяться)

№2 Масса коробки с печеньем 25кг. Если наполнить печеньем половину коробки, то масса коробки с печеньем будет 13кг. Найти массу пустой коробки.

7    Итог урока.

 – Вернемся к задаче о нашем классе. Сколько учеников учатся на «4» и «5»?

  25 : 5 · 3 = 15 (уч.)

Подведение итогов оценок.

– Кто все задания выполнил на «5»?  На «4» и «5»?

Молодцы.

 

8        Д/з:      Беденко , 1 уровень с. 142, 1 вар.

                                         ΙΙ уровень:  с. 141, 2 вар.

14

3

42

3

1515

45

?

900

360

?

4

840

?

60

540

?

11

77


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нахождение нескольких долей целого от целого.Урок Математики, 4класс

Презентация к уроку Математики в 4классе по программе "Школа России"....

Нахождение нескольких долей целого.

Презентация к уроку в 4 классе "Нахождение нескольких долей целого", программа " Школа России "....

Урок математики.4 класс Тема урока :"Нахождение нескольких долей целого".

Тема урока: Нахождение нескольких долей целого.Цель учителя: формирование знаний о нахождении нескольких долей целого.Задачи:-создавать условия для знакомства с алгоритмом нахождения нескольких ...

Нахождение нескольких долей целого. Урок.

Урок "Нахождение нескольких долей целого" проведён в 4 классе УМК "Школа России"....

Урок математики в 4 классе по теме: "Нахождение нескольких долей целого" 4 класс

Цель урока: обучать решению новых видов задач, формировать вычислительные навыки, навыки решения текстовых задач, развивать умение выполнять чертёж к задаче.Материалы к уроку: презентация, карточки дл...

Урок математики в 4 классе по теме "Нахождение нескольких долей целого"

Содержательный урок. Все этапы выдержаны. Доступный материал для нонимания и усвоения нового материала....

Доли. Нахождение нескольких долей целого Конспект открытого учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)

Познакомить учащихся с понятиями: «доля»,   «часть от  целого»; «целое», сформулировать правило нахождения части от целого; познакомить с решением задач на нахождение       ...