Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100. Закрепление. Урок-соревнование.
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Галушкина Наталья Борисовна

Урок проводится в игровой форме. Цели урока: закрепление навыков сложения и вычитания двузначных чисел; закрепление знания изученных свойств сложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100.  Закрепление. Урок - соревнование.

Цели: - закрепление навыков сложения и вычитания двузначных чисел;

            - закрепление знания изученных свойств сложения.

Задачи:

 - развивать логическое мышление, внимание;

 - совершенствовать вычислительные  навыки;

 - пробудить интерес к учебному процессу через игру - соревнование;

 - воспитывать бережное  отношение к природе, любовь к животным.

Оборудование: магнитофон, кассета «Веселые гуси», шапочки (25 штук), мешок, кубики – 6 штук, экран, рисунки животных, сигнальные карточки, таблицы, цветы, корзинка с грибам, медвежата – карточки, полоски, листочки с примерами («цепочка»), следы волка.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

II. Сообщение учителя (чтение стихотворения)

III. Сообщение темы урока

- Ребята, сегодня наш урок будет необычным – мы проведем КВН.

А кто знает, что такое КВН? (Клуб Веселых Находчивых). Правильно.

- Соревнования будут проходить между лесной школой и учениками нашего класса. Как вы думаете, кто учится в лесной школе? (Животные,  птицы)

Правильно. Ученики лесной школы будут появляться на экране нашего телевизора и приносить нам задания.

- Ученики лесной школы хотят проверить, как вы научились складывать и вычитать числа в пределах 100, какие правила сложения вы изучили.

- Послушайте правила телевикторины:

Вот на столе находится мешок с кубиками. На каждом кубике есть номер, который соответствует номеру ученика лесной школы в журнале. Вынув из мешка кубик – вы узнаете, кто к вам пришел и какое задание принес.

Но прежде вы должны отгадать загадку. Разделимся на команды по рядам. Выбираем капитанов.

Счет будет записан в таблицу. За правильный ответ команда получает цветок, а ученики жетоны. И так в путь! Мы начинаем КВН.

Представитель Iкоманды вынимает кубик.

Сектор № 1

Загадка   И в лесу, заметьте дети,

                  Есть лесные сторожа.

                  Сторожей боятся этих

                  Мыши, прячутся дрожа!

                  Очень уж суровы

                   Филины и совы.

1. Посмотрите, ребята, а сова-то у нас необычная. Посмотрите, из каких геометрических фигур она состоит? (круги  треугольники)

Посчитайте, сколько всего кругов?

 Посчитайте  сколько всего треугольников?      (покажите)

2. Мудрая сова предлагает решить «цепочку» примеров. Решив  примеры, вы узнаете,  какой зверь самый чистоплотный. (Каждому ряду листок с «цепочкой» примеров, дети передают друг другу). На наборном полотне рисунки: еж, барсук, лиса.

- Ребята, вы должны решить примеры не только быстро, но  правильно.

 За правильный ответ цветок.

3. А вот задание на смекалку: Барсук стоит в середине. Как сделать, чтобы барсук стал  крайним, не перемещая его? (Переставить ежа)

4. А вот еще задание.

Если у лисы в букете 29 ромашек, а у белки столько же васильков, а у ежихи столько цветов, сколько у белки. То сколько цветов у ежихи? (29 цветов)

-Скажите, можно в лесу рвать  столько цветов? (Нет) Почему?

- А где можно рвать цветы? (На клумбе: сначала надо вырастить цветы, а потом срезать.)

5. Задача

Соловей – разбойник своим свистом повалил 10 берез, а дубов на 3 меньше. Сколько дубов повалил не любящий природу разбойник? (10-3=7 дубов)

- Почему нужно отнять 3?

-  Скажите, можно шуметь в лесу? Почему?

- Т.к. можно спугнуть со своих гнезд птиц, животных из норок, могут потеряться птенцы и детеныши.

Итог - счет в таблице.

Представитель II команды вынимает кубик.

Сектор №2

Загадка   Кто зимой холодной

                 Ходит хмурый и голодный? Волк

 - А вот серый волчище интересуется, много ли вы можете решить примеров за 5 минут. Решают примеры в тетрадях в течение 5 минут.

Он, например, может обежать за 5 минут пол-леса.

- Где волк оставил отпечаток следа – нужно поставить знаки: <, =, >.

Самостоятельная работа учащихся.

15+2=                          10см       2дм                                 8+7=

14+4=                           4дм        42  см                             20-1=

46+3=                           5дм 7см          7дм 5см                90-1=

2+77=                           91      89           67     70                 0+29=

63+10=                          6д.2ед       2д.8ед                        5-5=

31+5=                            10д.         100 ед.                         9-0=

80+9=

27-7=

Представитель III  команды вынимает кубик.

Сектор №3

Загадка    Длинная шея, красные лапки,

                  Щиплет за пятки, бег без оглядки. Гусь

- К нам в гости пришли птицы – это гуси.

Гуси бывают домашние, а бывают дикие.

- Где живут дикие гуси?

- Гуси предлагают вспомнить, какие правила сложения чисел вы знаете:

- Десятки складываются с десятками.

- Единицы складываются с единицами.

- Легче к большему числу прибавить меньшее число.

- От перестановки слагаемых сумма не меняется.

- Два соседних слагаемых можно заменить х суммой.

- Действие в скобках выполняется первым.

- Работа с учебником с.70 №1

-Давайте объясним гусям решение примеров:  26+3

Работа по схеме

1) Разложу…

2) Складываю…

3) Ответ…  

26+3=20+(6+3)=29

26+30=(20+30)+6=56

- Чем похожи примеры?  Какие правила сложения применяли?

80-20=8д.-2д.=6д.=60

с.70 №2                   Конкурс капитанов 

1 столбик вместе:

47+2=

47+20=

Дана памятка д. + д.,  ед. + ед.

- Чем похожи примеры? Чем они отличаются?

Капитаны у доски  2,3,4 столбики дети решают в своих тетрадях.

16+3=                          65+10=                       15+40=

16+30=                        65+1=                          15+4=

Учебники закрыть.

Физминутка: «Два веселых гуся»

Счет в таблице.

Представитель I  команды вынимает кубик.

Сектор №4

Загадка   Что за зверь лесной,

                  Встал как столбик под сосной?

                  И стоит среди травы

                  Уши больше головы?    Заяц

- Помогите зайчишке-трусишке  решить примеры.

- Надо вычислить удобным способом, заменяя два соседних слагаемых их суммой.

- Что для этого нужно сделать? (поставить скобки)

- На доске записаны примеры, учащиеся «цепочкой» решают примеры. Проверка – сигнальные карточки- листочки.

(Дежурные раздают жетоны за правильный ответ)

30+8+2=                         40+10+9=                       70+20+4=

20+30+3=                        6+4+69=                         5+8+2=

5+30+40=                         30+60+6=                      20+40+7=

6+4+8=                              50+10+4=                      2+5+5=

3+70+10=                          70+10+3=                      40+30+2=

80+10+5=                        7+3+30=                         30+20+8=

Молодцы. Счет в таблице – цветы

Представитель II  команды вынимает кубик.

Сектор №5

Загадка Хвост пушистый,

                Мех золотистый,

                В лесу живет,

                В деревне кур крадет.    Лиса

Пришла рыжая плутовка и принесла задачу.

Задача написана на доске.

Лиса поймала 50 белых мышей и 20 серых мышей. 30 мышей она отдала сове. Сколько мышей осталось у лисы?

Анализ задачи.

-О ком задача? (о лисе)

- Что сделала лиса? (поймала мышей)

- Каких мышей поймала лиса?

- (50 белых и 20 серых)

- Какое слово возьмем для краткой записи?

(поймала - выставить)

- Что потом сделала лиса? (Отдала мышей сове)

- Сколько мышей отдала лиса? (30мышей)

- Как покажем в краткой записи?

(отдала 30 мышей – выставить)

- Что нужно узнать в задаче?

(Сколько мышей у лисы осталось?)

- Какое слово возьмем для краткой записи? (осталось)

- Давайте составим схему решения задачи.

- Что нужно знать, чтобы ответить на главный вопрос задачи?

- Сколько мышей поймала лиса.

- Каким действием будем находить? (+)

- Как покажем на схеме?

- Нашли, сколько мышей поймала лиса, знаем, сколько мышей она отдала сове. Можно узнать, сколько мышей у нее осталось?

- Да.

- Каким действием? (-)

- Как это покажем на схеме?

Самостоятельное решение задачи.

Молодцы. Счет в таблице – цветы

Представитель III  команды вынимает кубик.

Сектор №6

Загадка  Кто по елкам ловко скачет

                 И взлетает на дыбы?

                 Кто в дупле орехи прячет,

                 Сушит на зиму грибы?         Белка

- Белка принесла задачу в стихах

Солнце льет на землю свет.

Рыжик прячется в траве,

Рядом тут же в желтых платьях

Их еще 3 брата.

В кузовок их белка прячет.

Вдруг глядит – в траве маслята

 И 5 тех маслят

В кузовке уже лежат.

А ответ у вас готов,

Сколько белочка нашла грибов?

(1+3+5=9 грибов нашла белочка)

- Белочка принесла нам шифрограмму.

- Кто быстрее ее прочитает.

Медведь - соня . Всю зиму в берлоге спит, но вам он послал домашнее задание на карточках – ме6двежатах.

Итог.

-Счет в таблице.

- Какие правила сложения вы знаете?

- Что нового узнали на уроке?

- Какие ученики лесной школы приходили?

- Как нужно относиться к животным?

Литература

Волина В.В.  «Праздник числа», Москва «Просвещение», 1991г.

Волина В.В.  «Занимательное азбуковедение», Москва «Просвещение», 1991г.

Поурочные разработки по математике: 2 класс. К учебному комплекту М. И. Моро. Дмитриева О. И., Мокрушина  О. А. М.: Вако, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математике 2 класс на тему "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Закрепление"

Интегрированный урок математике во 2 классе на тему: "Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Закрепление."Тип урока: Игра - путешествие....

Тема: «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000» (закрепление)

Урок закрепление по математике в 3 классе. Тема :"Сложение и вычитание в пределах 1000".  В ходе урока математический диктант, логический материал,решение задачи....

Технологическая карта урока математики 2 Е класса УМК «Начальная школа 21 века». Тема «Сложение и вычитание двузначных чисел (общий случай)-закрепление».

Цели деятельности учителя Создать условия для закрепления с общими приёмами сложения и вычитания двузначных чисел, совершенствовать навыки решения задач, развивать логическое мышление, нахождение пери...