Урок математики на тему « Новый признак задачи» (2 класс, система развивающего обучения академика Л.В.Занкова)
презентация к уроку по математике (2 класс) по теме

Зимонина Татьяна Евгеньевна

Урок знакомства с новым признаком задачи: условие и вопрос должны соответствовать друг другу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  математики на  тему « Новый признак задачи»

 ( 2 класс, система развивающего обучения академика Л.В.Занкова )  

Цели: познакомить детей с новым признаком задачи: соответствие между её условием и вопросом;   вывести с детьми одно из свойств равностороннего треугольника; совершенствовать вычислительные навыки;   развивать логическое мышление, умение рассуждать, доказывать своё мнение, слушать и слышать друг друга.

Оборудование:

- учебник «Математика» 2 кл. Авторы: Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.  

- задания для работы в группах

- мультимедийная установка

Ход урока.

  1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности.

- Какое сегодня число и месяц?  (22 ноября)

- Что вы можете сказать о сегодняшнем дне?

сегодня четверг;  начало 3 декады месяца;   по народному календарю сегодня день зимней Матрёны. Снежная погода в этот день  предсказывает ненастный май;   к этому дню лёд сковывает реки, но если гусь со двора пошёл на лёд, значит будет ещё тепло и он сможет поплавать на воде;   сегодня праздник иконы Скоропослушницы, верующие молятся за скорое исполнение прошений.

  1. Актуализация знаний.

 - Какой сегодня интересный день в природе и записывается он числом 22.  А что вы можете сказать об этом  числе?

(это натуральное число; двузначное; чётное;  в натуральном ряду чисел его соседи 21 и 23;

сумма цифр равна 4; разность цифр равна 0; в записи используется одна и та же цифра – 2)

- Сделаем эту цифру «запрещенной». Будьте  внимательными и слушайте друг друга.

(Игра «Запрещённая цифра». Дети называют числа по порядку.

 Если  в записи используется цифра 2 , то хлопают не называя числа )

1,        , 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,       , 13, 14, 15, 16, 17.

- «Запрещёнными» у нас оказались числа 2 и 12.

- Возьмите ручки и ответьте письменно на мои вопросы.

Математический диктант.

  1. Чему равно значение суммы 12 и 2?
  2. Чему равно значение разности 12 и 2?
  3. Уменьшите 12 на 3?
  4. Увеличьте 12 на 5?
  5. Я задумала число, уменьшила его на 1 и получила 12. Какое число я задумала?

( Дети письменно отвечают на вопросы )

- Сверьте свой ряд чисел с экраном.

14, 10, 9, 17, 13.

-У кого есть разногласия?    ( Дети называют свои варианты ответов )

- Перепишите этот ряд в порядке возрастания чисел. Сверьте свои записи друг с другом.     ( Дети сверяют записи и объясняют несовпадения )

- Я тоже переписала числа в порядке возрастания чисел. Всё ли правильно я сделала?

(Учитель открывает запись чисел в порядке убывания,дети находят ошибку и объясняют )

- Может правильным будет этот ряд?     ( Да, этот ряд  записан в порядке убывания )

- Посмотрите внимательно на этот ряд чисел. Что вы заметили ?

9, 10, 13, 14, 17      (Это закономерность)

- Я определяю границы этой закономерности: слева 2, справа 22.

- Кто хочет продолжить закономерность влево или вправо?

(Дети называют и дописывают числа)

2, 5, 6, 9, 10, 13, 14, 17, 18, 21, 22.

- Назовите в этом ряду чётные числа.

2, 5, 6, 9, 10, 13, 14, 17, 18, 21, 22.

  1. Постановка учебной задачи. Введение нового материала.

- Если мы правильно определили  чётные числа, то сейчас узнаем то,  над чем будем работать сегодня на уроке. (На экране вместо чётных чисел появляется слово «ЗАДАЧИ»)

- Сегодня мы будем работать с задачами. Для этой работы займите своё место в группе.

( Дети читают и обсуждают задание. Один ученик от группы высказывает общее мнение.)

1-я группа

Задача ли это?

На одной ветке 7яблок, а на другой 9 яблок.

(Это не задача, так как нет вопроса. 1 признак задачи: в задаче есть условие и вопрос)

2-я группа

На одной ветке висели красные яблоки, а на другой ветке зелёные яблоки Сколько всего яблок на двух ветках?

(Это не задача, так как нет данных. 2 признак задачи: в задаче есть данные и искомое)

3-я группа

Первое слагаемое 7, второе 9. Чему равно значение суммы?

 (Это не задача, так как нам указывают, что надо найти сумму  

3 признак задачи: в задаче не указывается каким действием её нужно решать)

( После выступления каждой группы на экране появляются признаки задач)

- Дети, мне тоже очень захотелось определить «Задача ли это?» и я решила, что задача. Сейчас я это вам докажу.         (На экране появляется текст)

На одной ветке висело 7 яблок, а на другой 9 яблок.

        Сколько машин проехало по улице?

(Доказываю детям, что это задача: есть условие и вопрос, есть данные и искомое и т.д. )

- Кто согласен со мной? А кто не согласен? Докажите!

(Дети доказывают, что это не задача)

- Сформулируйте этот признак задачи.    (Дети высказывают свои мнения)

4 признак задачи: в задаче условие и вопрос должны

 соответствовать друг другу

- Сверим свои выводы с учебником на странице 59.   (Дети высказывают свои мнения)

- Встречался ли этот признак нам раньше?   ( Нет, это новый признак )

- Назовите тему урока.    ( Дети высказывают свои мнения )

Открываю на доске тему урока «Новый признак задачи»

- Но мы не можем оставить нашу задачу нерешённой. Предложите вопрос, подходящий к данному условию.         (Дети предлагают свои варианты вопросов и решают задачу)

  1.  Физминутка
  2. Первичное закрепление материала.

- Дети, сейчас нам предстоит выполнить задание в тетради на печатной основе.                     Из 5 текстов на этой странице необходимо выбрать текст, который нельзя назвать задачей, т.к. в нём условие и вопрос не соответствуют друг другу.

(Дети находят текст и обосновывают свой выбор)

-Кто хорошо уяснил новый признак задачи  и сможет объяснить его детям из параллельного  класса? А кому ещё нужна моя помощь?

- На следующем уроке мы ещё поработаем  и, я уверена, что через урок все прекрасно справимся с тестом «Задача – не задача»

  1. Физминутка для глаз.
  2. Работа с геометрическим материалом.

- Закончите, пожалуйста, мои высказывания:

  1. Прямоугольный треугольник – это треугольник, у которого………..
  2. Тупоугольный треугольник – это треугольник, у которого………..
  3. Остроугольный треугольник – это треугольник, у которого………..

- А теперь берём линейки, карандаши и те листы, которые лежат у вас на столе.  У вас на листах незамкнутая ломаная. Замкните её отрезком.

- Что вы можете сказать о новой фигуре? (Это равносторонний остроугольный треуг-к)

- У меня к вам вот какой вопрос: « Может ли быть равносторонний треугольник прямоугольным или тупоугольным? »

Задание по вариантам:

-1 вариант пробует начертить  равносторонний   прямоугольный треугольник.

-2  вариант пробует начертить  равносторонний   тупоугольный треугольник.

( У детей не получается начертить данные треугольники)

 Дети делают вывод:Равносторонний треугольник может быть только остроугольным

- Что мы сейчас с вами сделали? ( Маленькое открытие )

-А завтра на уроке мы узнаем, как называются треугольники, у которых стороны разной длины. Кто из вас будет с нетерпением  ждать следующего урока?

  1. Работа над совершенствованием вычислительных навыков  

- Я повесила на доску 3 схемы. Выберите ту схему, по которой вы сможете составить суммы и найти их значения.

О + О = ОО      ОО + ОО = ОО     ОО + ОО = ООО   (Работа в тетради)

-Кто работал по 1 схеме? По 2 схеме? По 3 схеме?

- Кто хочет продолжить эту работу дома? -Это будет вашим домашним заданием.

  1. Подведение итогов урока.

-Подошёл к концу наш урок. С какими новыми знаниями вы сегодня уйдёте домой?

- Дома обязательно расскажите родителям о своих маленьких открытиях.

  1. Рефлексия.

-  И  в заключении я вам скажу ещё одну народную примету: в день зимней Матрёны, если на деревьях иней – к морозам, а туман – к оттепели. А какую зиму хотите вы?                  Я приготовила вам сюрприз.   (Показываю слайды с изображением картин зимы)

- Давайте передадим настроение от урока на ваших снежинках и покроем дерево нашего настроения инеем. (Дети рисуют на снежинках улыбки или грусть, подходят к аппликации дерева и покрывают его снежинками)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики 2 класс

Слайд 2

Чему равно значение суммы чисел 12 и 2?

Слайд 3

Чему равно значение разности чисел 12 и 2?

Слайд 4

Уменьшите 12 на 3

Слайд 5

Увеличьте 12 на 5

Слайд 6

Я задумала число, уменьшила его на 1 и получила 12. Какое число я задумала?

Слайд 7

14,10,9,17,13.

Слайд 8

9,10,13,14,17.

Слайд 9

2,5,6,9,10,13,14,17,18,21,22.

Слайд 10

2 ,5, 6 ,9, 10 ,13, 14 ,17, 18 ,21, 22 .

Слайд 11

З ,5, А ,9, Д ,13, А ,17, Ч ,21, И .

Слайд 12

Признаки задачи 1 .В задаче есть условие и вопрос. 2 .В задаче есть данные и искомое. 3 .В задаче не указывается каким действием её надо решать.

Слайд 13

На одной ветке 7 яблок, а на другой-9 яблок. Сколько машин проехало по улице?

Слайд 14

Новый признак задачи В задаче условие и вопрос должны соответствовать друг другу.

Слайд 15

На одной ветке 7 яблок, а на другой-9 яблок.

Слайд 16

На одной ветке 7 яблок, а на другой-9 яблок. Сколько всего яблок на двух ветках?

Слайд 17

Признаки задачи 1 .В задаче есть условие и вопрос . 2 .В задаче есть данные и искомое. 3 .В задаче не указывается каким действием её надо решать. 4 .В задаче условие и вопрос должны соответствовать друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование и конспекты уроков по окружающему миру для 1 класса. "Система развивающего обучения Л.В. Занкова"

Вашему вниманию представлены:- тематическое планирование;- конспекты уроков по окружающему миру для 1 класса, по системе Л.В. Занкова....

Рабочая программа по математике 3 класс (система развивающего обучения Л.В.Занкова) на 2013-2014 уч.год

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями основной образовател...

Урок математики в 1 классе Система развивающего обучения Л.В. Занкова Тема «Выбор задачи из текста»

Цель: распознавание понятия задача на основе анализа объекта, сравнения выделенных признаков с признаками понятия «задача»Задачи: Формировать умение различать задачи в ряду похожих объектов; сра...

Сложение двух основ. Сложные слова. Русский язык. 3 класс. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Урок русского языка в системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Сложение двух основ. Сложные слова. 3 класс....

Урок окружающего мира в 1 классе Система развивающего обучения Л. В. Занкова Тема урока: «Россия – любимая наша страна»

Тема урока: «Россия – любимая наша страна»Цели: познакомить  учащихся с географическими особенностями России, государственными символами страны, жителями  и их достижениями, учить использова...

Урок математики «Выбор задачи из текста» 1 класс Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Урок математики «Выбор задачи из текста» 1 класс Система развивающего обучения Л.В. Занкова...

Сборник статей участников Межрегиональной научно-практической конференции «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения академика Л.В. Занкова», посвященной 55-летию системы

Статья в сборнике участников Межрегиональной научно-практической конференции «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта средствами системы развивающего о...