"Измерение площади фигуры с помощью палетки", технология проблемного обучения
методическая разработка по математике (4 класс) по теме
Технология проблемного обучения
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: "Измерение площади фигуры с помощью палетки", математика,4-й класс
Хисамутдинова Затия Аседулловна, учитель начальных классов
Технология: технология проблемного обучения
Цели:
-Познакомить детей со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки.
-Учить анализировать геометрические фигуры.
-Развивать логическое мышление учащихся, умение точно и обоснованно аргументировать, выделять те стороны наблюдаемых явлений, которые необходимы для существа исследования и осмысления задачи.
-Совершенствовать умение решать задачи.
-Воспитать интерес к предмету, любознательность, дружеское отношение к одноклассникам в совместной работе.
Задача урока: Создать условия для самостоятельного поиска знаний.
Оборудование: "Измерение площади фигуры с помощью палетки", авторская презентация
Дидактические материалы к учебному занятию:
учебник "Математика", 4 класс, М. И. Моро;
палетки, цветная бумага для изготовления плана бассейна.
Ход учебного занятия:
1.Организационный момент:
Учитель:
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Дети:
Каждый хочет получать
Лишь оценку "5".
2. Сообщение темы урока
Учитель: Ребята, мы вновь погружаемся в мир нескучной математики. Сегодня познакомимся с геометрическими фигурами, площадь которых находим новым способом. А каким, узнаем на уроке. У нас всё получится.
3. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня на уроке с нами работают ребята: Коля и Оля. Они приготовили для вас задания (Слайд 2).
1) Оля: Выбери правильное утверждение, что такое площадь. (а.б,в)
2) Коля: Составь пять верных равенств.
3) Коля: Назовите, какие геометрические фигуры узнали? (Слайд 3)
Площадь каких фигур умеете находить?
4) Решение задачи. Коля и Оля нашли площадь прямоугольника. (Слайд 4)
У Коли ответ: 15 см2, а у Оли -16 см2.
- Кто решил неверно?
- Какая ошибка допущена? (Оля нашла периметр.)
Проверка решения задачи на экране.
5) Задание от Оли:
- Сколько кафельных плиток необходимо для того, чтобы отремонтировать пол. (Слайд 5)
Нужно ли для этого узнать площадь квадрата? (Проверка работы на экране)
Физминутка
- Вы наверное устали?
-Да!
- И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи
И как гуси зашипели: "Ш-ш-ш!"
Пошипели, помолчали
И как зайки, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали.
4. Работа по теме урока
а) Постановка учебной задачи. (Слайд 6)
Связь с геометрией в старших классах
Учитель: Как же находим площади следующих фигур? Могу сказать, что площади этих фигур в старших классах вычисляют по формулам. Но для нас это пока сложно.
На какие две группы они делятся? (Многоугольники и фигуры без углов)
Связь с жизнью (Слайд 7-9)
Где в окружающей жизни встречаем фигуры с кривой линией? Как понравился вам дизайн этих предметов?
Вывод.
б) Поиск решения проблемы (проверка гипотез, методов решения проблемы)
Учитель: Возьмем овал.
Как же найти площадь овала?
На партах у учеников тоже овалы. Ученики предлагают свои варианты:
1) приблизительно считаем длину и ширину при помощи линейки;
2) площадь - это квадраты, берём тетрадный лист в клетку.
- Тетрадный лист можно брать, когда овал кладем на лист. А если наоборот, то через тетрадный лист (показываю) не видно фигуры. Как быть?
Вывод: Значит, квадраты чертим на прозрачную пленку.
- Ребята такая пленка называется: читаем определение на экране. (Слайд 10)
Работа с палетками.
- Измерьте, чему равна сторона квадрата?
- На какие квадратные единицы разделена ваша палетка?
- Можно ли изготовить палетки в мм2, дм2, м2?
в) Первичное усвоение знаний (Слайд 11-13)
- Накладываем на фигуру палетку, как на экране.
- Оля насчитала 25 полных клеток и решила, что площадь данной фигуры 25 см2. Как вы думаете, она права?
- Коля решил к полным квадратам добавить количество неполных и у него площадь квадрата 53 см2. Прав ли Коля? У него площадь получилась в 2 раза больше.
- Как тогда быть? Что делают ваши родители, когда нужна только половина плитки ?
- (Показываю неполные квадраты.) Вот два квадрата как один, вот ещё:
- Какой вывод можно сделать?
Ученики предлагают свои варианты, среди них нужный ответ:
- Плитки делят на 2 части
- Считаем все неполные квадраты и делим их на 2.
г) Решение проблемы (выбор метода решения, фиксирование алгоритма, моделирование)
(Слайд 14)
№208. Повторяем ещё раз этапы вычисления площади фигур.
1)
2) : 2
3) + ( :2 )
Вывод:
д) Закрепление (Слайд 15)
Практическая работа в группах (по 4 ученика.)
Письменное оформление решения задачи.
а) Задание от Оли:
- выбирают по цвету бумагу для пола и бассейна.
- вырезают форму бассейна из липкой бумаги и приклеивают на пол.
- считают площадь бассейна
- считают площадь пола
Проверка работы: Складываем обе площади. Правильный ответ: около 81 см2 (бумаги для пола 9см х 9см).
б) Выполняют те, какая группа быстро справилась с работой.(Слайд 15-16)
Задание от Коли:
Вычислите площади фигур, используя:
1) смекалку и знания
2) палетку
Проверка: объяснение детей и показ слайда.
5. Работа над пройденным материалом
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Повторение соотношений между единицами длины:
1км 1м 1дм 1см 1 мм 10 10 10 10 |
1км2 1м2 1дм2 1см2 1 мм2 100 100 100 100 |
- Где в этих таблицах ошибка?
1) Сравнение именованных чисел: №215.
2) Задача № 210.
6. Домашнее задание
№ 216,212
7. Рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали? Что было самым важным? Кто доволен своей работой? Кому ещё нужно потрудиться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 4 классе. Тема: "Измерение площади фигур с помощью палетки"
Преподаватель: Щербаль Светлана Александровна, учитель начальных классов МОУ Крутихинская основная общеобразовательная школа Крутихинского района, Алтайского края Тема – Измерение площади фигур с пом...
«Измерение площади фигур с помощью палетки»
Урок математики в 4 классе с применением ЦОР.Цель: познакомить со способом измерения площади фигуры с помощью палетки....
Конспект урока по математике по теме "Измерение площади фигуры с помощью палетки"
Найти способ измерения площади фигур с помощью палетки, измерять площади геометрических фигур с помощью палетки...
Открытый урок по математике по теме:" Измерение площади фигур при помощи палетки"
Технологическая карта открытого урокаТема:"Измерение площади фигуры. Палетка". Цель: Познакомить детей со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки, реша...
Презентация + конспект урока математики "Измерение площади фигуры с помощью палетки" (4 кл. УМК "Школа России")
Цель:Познакомить учащихся со способом нахождения площади фигур различной формыс помощью палетки, закрепить знание единиц площади и единиц длины.Планируемые образовательные результатыПредметные:...
Палетка. Измерение площади фигур с помощью палетки. Математика. 4 класс.
Математика. 4 класс. УМК "Школа России". Палетка. Измерение площади фигур с помощью палетки. Цель:Ознакомиться с палеткой и научиться измерять фигуры с помощью палетки....