Групповое занятие по логике (ФГОС)
материал по математике (2 класс) по теме

Кирьянова Нина Семёновна

Групповое занятие по логике включает:

- пояснительную записку;

- тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь групповое занятие «Логика», расширяющее математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующее формированию познавательных универсальных учебных действий.

      Групповое занятие предназначено для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

      Содержание группового занятия «Логика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

      Общая характеристика группового занятия. «Логика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

    В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.

    Групповое занятие «Логика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в групповое занятие включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит передвижение учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на партах классной комнаты. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации группового занятия целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

        Место группового занятия в учебном плане. Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30-35 минут. Всего 33 занятия. Содержание группового занятия отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

1

Ценностными ориентирами содержания группового занятия являются:

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- освоение эвристических приёмов рассуждений;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии      решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы группового занятия.

     Личностными результатами изучения данного группового занятия являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартного мышления.

      Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

     Предметные результаты отражены в содержании программы.

Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины.

   Название и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

    Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

     Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

      Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

     Числа от 1 до 1 000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

      Поиск и чтение слов , связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

      Занимательные задания с римскими цифрами.

      Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения – математические игры:

 - «Весёлый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

2

- игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

- игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

- игры с набором «Карточки-считалочки» - двусторонние карточки: на одной стороне задание, на другой – ответ;

- математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

- игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.

Универсальные учебные действия:

- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач.

     Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задач.

    Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

     Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

    Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

   Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

    Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

   Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

3

Универсальные учебные действия:

- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- воспроизводить способ решения задачи;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

- конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика.

    Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) – «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

     Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

     Расположение деталей фигуры в исходной инструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

     Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

     Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

    Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

    Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля )по образцу, по собственному замыслу).

   Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида (по выбору учащихся).

Форма организации обучения – работа с конструкторами:

- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

-конструктор лего. Набор «Геометрические тела» .

Универсальные учебные действия:

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей (треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

4

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

- осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Тематическое планирование

2 класс

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

1.

«Удивительная снежинка».

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах.

1 ч.

2.

Крестики-нолики.

Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).

1 ч.

3.

Математические игры.

Числа от 11 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд).

1 ч.

4.

Прятки с фигурами.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

1 ч.

5.

Секреты задач.

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

1 ч.

6-

7.

Спичечный конструктор.

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

2 ч.

8.

Геометрический калейдоскоп.

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Состаление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

1 ч.

9.

Числовые головоломки.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1 ч.

10.

«Шаг в будущее».

Конструктор: «Спички», конструирование. Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

1 ч.

11.

Геометрия вокруг нас.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1 ч.

12.

Путешествие точки.

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

1 ч.

13.

«Шаг в будущее».

Конструктор: «Спички», конструирование. Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

1 ч.

14.

Тайны окружности.

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание ( нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

1 ч.

15.

Математическое путешествие.

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй – прибавляет 18; третий – вычитает 16, а четвёртый – прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.

1-й раунд: 34-14=20  20+18=38   38-16=22  22+15=37

1 ч.

16-

17.

«Новогодний серпантин»

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические игры, головоломки, занимательные задачи.

2 ч.

18.

Математические игры.

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».

1 ч.

19.

«Часы нас будят по утрам…»

Определение времени по часам. Цифровой циферблат с подвижными стрелками.

1 ч.

20.

Геометрический калейдоскоп.

Задания на разрезания и составление фигур.

1 ч.

21.

Головоломки.

Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить. Какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

1 ч.

22.

Секреты задач.

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

1 ч.

23.

«Что скрывает сорока?»

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, и100рия и др.

1 ч.

24.

Интеллектуальная разминка.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические игры, головоломки, занимательные задачи.

1 ч.

25.

Дважды два – четыре.

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».

1 ч.

26-

27.

Дважды два – четыре.

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь».

2 ч.

28.

В царстве смекалки.

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

1 ч.

29.

Интеллектуальная разминка.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические игры, головоломки, занимательные задачи.

1 ч.

30.

Составь квадрат.

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

1 ч.

31-

32.

Мир занимательных задач.

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».

2 ч.

33.

Математические фокусы.

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и другие.

1 ч.

34.

Математическая эстафета.

Решение олимпиадных задач.

1 ч.

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по логике для учащихся 1 класса

Данный материал  поможет  учителю в игровой форме провести  занятия по развитию логического мышления, выявления детей, способных логически мыслить, анализировать, обобщать....

Конспекты занятий по логике для 1-2 классов

Использование развивающей, проблемной, поисковой  технологий...

Конспект итогового занятия по логике "Встреча с Лунтиком"

Конспект  итогового занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Основная задача:закрепить полученные умения и навыки выполнения логических и творческих заданий....

Программа. Коррекционные занятия "Память. Логика. Мышление"

Данная программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.:ВЛАДОС, 2001г.Главный принцип организации учеб...

Занятие по логике. Истинные и ложные высказывания.

Данный материал используется во внеурочной деятельности. Знакомит с понятиями "истинные" и "ложные", Развивает мышление, память, внимание....

Рабочая программа "Индивидуально - групповое занятие по русскому языку 2 класс Школа России ФГОС ( внеурочная деятельность)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по индивидуально- групповым занятиям по русскому языку....

Рабочая программа курса "Индивидуально - групповое занятие по русскому языку 3 класс ФГОС"

Рабочая программа курса содержит пояснительную записку. планируемые результаты, календарно-тематическое планирование , используемая литература 3 класс ФГОС...